05.06.2025Количество просмотров: 38
Ростовский областной музей изобразительных искусств и журнал «Ростовчанка» продолжают совместный проект: «ВСТРЕЧИ В МУЗЕЕ». Его идея – приглашать в Ростовский областной музей изобразительных искусств ярких, значимых личностей, профессионально не причастных к искусству, и брать у них интервью на абсолютно разные темы.
В этот раз в гости на площадку музея пришли:
Александр ЖИЛИН – основатель консалтингового бюро «Жилин.рф.»,
Рубен ТЕРАКЯН – учредитель Клубного дома «Парамонов».
Мы решили поговорить с гостями об архитектуре Ростова-на-Дону, о вплетении искусства в современные жилые комплексы и о моде на музеи.
Участники встречи:
Светлана КРУЗЕ – директор Ростовского музея изобразительных искусств,
Екатерина СТРИЖ – рук. отдела по связям с общественностью РОМИИ,
Галина ФОМИЧЕВА – гл. ред. интернет-портала «Журнал РОСТОВЧАНКА».
– Здравствуйте, Рубен Арамович и Александр Геннадьевич! В марте этого года в РОМИИ вы представляли проект «Вне времени» с выставкой работ донского пейзажиста Николая Медведева из коллекции строящегося Клубного дома «Парамонов». Грандиозное получилось событие. Расскажите, а вообще какими своими проектами вы гордитесь?
Александр: С 1997 года я работаю в сфере недвижимости, с 2005 года – в создании девелоперских проектов. Их около десяти. Каждый новый проект был чем-то лучше предыдущего. Запомнился и самый первый, на улице Козлова – жилой комплекс «Островский». У застройщиков там не было даже отдела продаж. То есть: стройка и забор... Мы создали им полноценный отдел продаж и маркетинга. Я провёл анализ рынка, разработал на тот момент самые лучшие продуктовые характеристики, чтобы жилой комплекс попал в сегмент бизнес-класса. Но для этого нужны были архитектурные перестройки. Архитектор комплекса Гулиянц Гайк немного переделал проект, и в итоге он вышел очень хорошим для тех времён. Разные уважаемые люди купили там квартиры, потому что сам объект стал привлекательным. И так мы теперь делаем постоянно.
Рубен: Строительной деятельностью мы занимаемся давно, в разных объёмах. Вот совсем недавно сдали жилой дом «Беломорье». Все инспекторы нас похвалили. Сказали, что давно уже не видели таких комфортных ЖК. Малоэтажный, с просторной территорией. Рядом школа олимпийского резерва, из которой, кстати, вышли два наших Олимпийских чемпиона.
Строим торговые центры, офисные здания. Из последних – небольшое трехэтажное здание на Пушкинской/Соколова, где сейчас кофейня. Всем понравилось как мы гармонично вписали его. Сейчас уже плотно занимаемся Клубным домом «Парамонов». Собрали на этот проект самых лучших специалистов по всем возможным техническим вопросам и по красоте, эстетике, дизайну. Испанский кирпич привезли в эти непростые времена. Рискнули. Тот кирпич, который может выдержать сотни лет и, возможно, даже станет от возраста ещё лучше.
Александр: – Вообще хочу сказать, что благодаря, в том числе кризису, недвижимость сама по себе просто так уже не продаётся, как это было раньше. Теперь её нужно наполнять хорошими характеристиками и красотой.
– Какие лично вам нравятся современные жилые комплексы в Ростове?
Александр: – ЖК «Измаильский парк» в районе стадиона СКА. Почему он? Само место спорное по престижности, но комплекс вышел с хорошими характеристиками, и это дало хороший спрос. Опять же «Беломорье» – 4-этажный кирпичный комплекс, огороженная территория. Для Ростова в спальном районе такой ЖК – это уникальный формат. Застройщик не стал возводить очередной типовой «человейник». И это радует.
Обратите внимание, что всегда остаются в цене наши старинные купеческие дома, сталинки... В них привлекательны малоэтажность, большие дворы, малое количество квартир на этаже, архитектура, которая опирается на классические вещи. Сами квартиры большие. Высокие потолки, толстые стены... Сейчас сильно развились материалы, дизайн, видение, насмотренность людей, информированность. И если архитектура, интерьер, фундаментальные параметры дома не соответствуют этому уровню покупателя, то такие ЖК устаревают прямо на глазах. Устаревают – значит, теряют ценность и ликвидность. А квартира – это в том числе инвестиции в будущее. Так же, как инвестиции в предметы искусства. В этом мы с музеем изобразительных искусств в чём-то пересекаемся.
Клубный дом «Парамонов» возводится в Ростове-на-Дону, в культовом месте – на набережной реки Дон, у Ворошиловского моста. Мы изначально поставили перед собой задачу вписать его в исторический контекст старого Ростова, но так, чтобы современное здание отвечало самому взыскательному запросу.
Дом «Парамонов» назван именем, которое стало символом ростовского купечества, меценатства, просветительства. Это современное переосмысление купеческих особняков, которые прекрасно дожили до наших дней, продолжают сохранять и умножать свою ценность.
– Архитектура сильно меняет эстетическое пространство города. Старинные купеческие дома в Ростове настолько уникальны, что ни один дом не похож на соседний. Хозяева как будто соревновались друг с другом. Именно это сформировало неповторимый облик улиц исторической части Ростова, его эстетическую, а значит, и духовную составляющую. Как вы думаете, будет ли такая же конкуренция у современных застройщиков: у кого и красивее, и функциональнее. У кого эстетичнее? Закончилась ли эпоха тотальной застройки Ростова «человейниками»?
Рубен: – По-крайней мере в центре Ростова, я думаю, что да. Во-первых, закон уже обязывает ограничить и по высоте, и по площади застройки. Соответственно, когда ты строишь маленькое, то оно должно стать сегментом премиального класса. Историческая часть Ростова уникальна для всего Юга России, и теперь нам надо сохранить в центре то, что можно сохранить, отреставрировать и «человейниками» больше уже не портить. И новый тренд уже задан.
Александр: – Когда купцы, как вы говорите, соревновались друг с другом, они опирались на классическую архитектуру, насколько я понимаю, Древнего Рима. И можно сказать, что тогда они тоже делали неоклассику. То есть они переосмысляли классические формы, приёмы в своих домах. Это закрепилось тогда. А сейчас мы смотрим на их дома и переосмысляем, в свою очередь, то, что делаем.
– Вписанность искусства в архитектуру имеет древние корни. Это фрески на стенах, витражи, картины. И очень хорошо, что эта традиция возрождается в современном строительстве. Идея совместить дом на набережной Дона и пейзажи донского художника отличная. В клубном доме «Парамонов» будут постоянно выставлены 40 художественных работ Николая Медведева, которые были представлены вами на выставке в РОМИИ.
Александр: – В эту тему хочется заметить схожесть идеи закрытого клубного дома и личности самого художника, который, насколько я знаю, вёл довольно уединённый образ жизни, сохраняя себя для углублённого созерцательного творчества. Мне кажется, что я очень хорошо его понимаю. Я вырос в микрорайоне Северный города Ростова. Из окон моей многоэтажки был виден весь комплекс Сурб Хач с его храмом, лестницей, родником, в котором я с детства купался. И когда я смотрю на картины Николая Медведева, понимаю, что эти пейзажи – это его родные места, где он прожил практически всю жизнь. Это не на заказ написанные пейзажи, а проникновенная история любви к этим местам, которая мгновенно считывается душой зрителя. В этом их ценность.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить музей за прекрасную организацию выставки работ Николая Медведева. И отметить важность этого события. Понравилось всем, кто был на открытии выставки и потом читал о нём. А это участники рынка недвижимости, архитекторы, риэлтеры, представители СМИ.
Получился важный кейс взаимодействия девелоперов с такой структурой как музей. Так в нашем городе ещё никто не делал. Мы создали культурный прецедент. Как будто никто не делал это и вот наконец-таки сделал. Музей – это ведь параллельная вселенная для большинства людей. И получается, что мы на поверхность подняли, что вечные ценности продолжают быть. Они никуда не делись. Ведь у нас в обществе как считают, что если никто в этом направлении не делает, то это значит и не надо. А когда кто-то начинает делать, то и другие начинают смотреть в этом направлении. Оказывается, так можно было... И самое главное, что это точно сработало. И в сторону нашего проекта. Люди понимают, что раз мы так заморачиваемся, значит в этом есть ценность. Значит, мы точно подумали о людях, точно подумали о городе. Что так и есть. Нам это и нужно было показать.
Название проекта «Вне времени» пересекается и с нашими ценностями как застройщика, и с ценностями музея. Считаю, что таким образом мы прививаем хороший вкус к культуре и к живописи конкретно как для бизнес аудитории, так и для обычных жителей города. Культуру ходить в музей. Культуру для девелоперов – создавать проекты с более вечными ценностями красоты.
– Как вы планируете дальше сотрудничать с РОМИИ?
Александр: – Что касается выставки картин Николая Медведева в клубном доме, то мы планируем записать аудиогиды с вашими искусствоведами. Потом, когда дом будет построен, а картины экспонироваться, то там будут стоять QR-коды с переходом на аудиогиды.
К открытию выставки мы сделали шопперы, каталоги проекта дома, и теперь всё это ещё раз будем переиздавать в новой версии, уже с картинами Медведева и рассказом о сотрудничестве с музеем. Кроме этого, есть план издать каталог самой выставки. Там получится рассказать и про картины, и про дом, и про музей.
– О культуре ходить в музей. Посоветуйте, как привлекать подрастающее поколение в музей, имея такой инструмент как «Пушкинская карта» с номиналом в 5000 рублей. Речь идёт о молодёжи возрастом от 14 до 22 лет.
Александр: – Говоря современным языком интернета, произведения искусства – это контент. Просто этот контент опирается на более долгую волну. Музей – храм контента с более высоким вкусом и более высокими смыслами. Молодёжь сильно ориентирована на контент в социальных сетях и интернет платформах. Можно так сказать: кто владеет шоу-бизнесом, тот владеет сознанием всех, на кого это информационное поле влияет. Контент музея надо делать модным. Может быть с помощью коллабораций с теми же блогерами, с представителями молодёжных субкультур, которые пользуются популярностью в своей среде.
Рубен: – Мне кажется, что вот так, в моменте, сделать какое-то действие и решить этот вопрос, чтобы они сразу захотели прийти в музей – невозможно. Прививают культуру родители. Всё идёт от семьи. Надо с ними работать. Потихоньку, методично. Насильно культурными людей не сделаешь. Это моё убеждение.
– А вы в юности ходили в музеи?
Рубен: – Я помню, что в рамках школьных экскурсий мы обошли в своё время все музеи Ростова. Сейчас моя старшая дочь меня обычно выводит в свет. Она знает почти все мировые музеи, очень хорошо ориентируется в изобразительном искусстве. Водит меня по музеям и я честно с ней хожу.
Этой зимой, помню, я собрал всех детей, племянников, человек двадцать, и мы поехали в Азовский краеведческий музей. Всем очень там понравилось. В целом, у нас на Дону, я побывал во всех музеях.
Александр: – В детстве, с мамой в музеи ходил, конечно. А в юности – нет. И друзья мои не ходили. Более того, если бы я их вдруг позвал, то они на меня бы точно косо поглядели. Для простых дворовых парней музей – это для бабушек и дедушек. Хотя внутренне я красоту чувствовал тогда очень остро. Совсем недавно я случайно нашёл свои дневниковые записи. Сейчас даже зачитаю их. Вот то, что я написал в свои 15 лет про город, архитектуру и смыслы. Напомню, что жил я тогда в многоэтажке Северного жилого массива.
«Я люблю ночь, потому что ночью я не вижу то, что я вижу днём – обыденные, неглубокие лица людей, опостылевшие улицы, дома, которые совсем не похожи на то, что я вижу в своих снах.
Ночью это всё не видно. И то, что я не вижу, я подсознательно, на уровне каких-то совсем неуловимых чувств, достраиваю, дорисовываю у себя в уме.
Я как бы разукрашиваю, но разукрашиваю не красками, а чувствами, ассоциациями. И всё вокруг наполняется чем-то неуловимым. Теперь в этом есть смысл, теперь это похоже на мой сон, на мои мечты.
На что я могу смотреть днём, так это деревья и центр моего города.
Это потому, что люди не могут это испачкать собой, лишить это того неуловимого смысла. Потому что дома в центре города и улицы, деревья могут устоять человеческой пустоте, вбирающей и всасывающей в себя всё, что попадается ей на пути.
Дома в других районах города не могут сопротивляться человеку, поэтому они пусты. Это бутафория. Они были обессмыслены ещё когда их строили. У этих домов нет мыслей, они «безмыслены» так же как и люди».
– Потрясающая история. Спасибо, Александр, что поделились!
Александр: – И вот представьте, что став взрослым, я занимаюсь именно смыслами в строительстве домов. А теперь ещё сотрудничаю с музеем!
– Каких музеев, на ваш взгляд, в Ростове-на-Дону ещё не хватает?
Рубен: – Мне кажется, масштабного музея не хватает. Большого красивого здания в центре города. Куда приезжали бы большие выставочные проекты из крупных музеев. Музей современного искусства тоже интересен был бы. Хоть я и небольшой поклонник, но он должен у нас быть.
– И в заключении разговора – о моде на меценатство. Например, музеи Москвы, Санкт-Петербурга модно одаривать подарками. Предметами искусства. Их фонды наполняются в большей степени от меценатов. Стоит очередь дарителей и желающих помочь в том же ремонте. В Ростове – нет. У нас это скорее редкость. И то, что Клубный дом Парамонов подарил РОМИИ 10 работ Николая Медведева, – событие! Вы подаёте пример делать меценатство модным и у нас в Ростове. Ещё раз огромное спасибо за это!
Фото Екатерины Клюшниковой.
Посмотрите также: