16.03.2023Количество просмотров: 4084
О том, насколько защищены клиенты торговых онлайн-площадок, законна ли покупка товаров за один рубль и могут ли сервисы требовать деньги за возврат товаров, рассказал Юрий Колесников, доктор юридических наук, заведующий кафедрой финансового права Юридического факультета ЮФУ.
ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСА
Приобретая тот или иной товар в Интернете, прежде всего необходимо понимать, чем отличается онлайн-магазин от маркетплейсов и как эти различия влияют на границы прав потребителей.
По словам эксперта, разница между онлайн-магазином и маркетплейсом для потребителя будет очень существенна.
«Онлайн-магазин чаще всего представлен одним продавцом, репутация которого может быть легко установлена, также для онлайн-магазина очень важна собственная репутация, поскольку вложения в бренд значительные. В то же самое время маркетплейс не вступает во взаимоотношения с клиентами в качестве продавца, а всего лишь предоставляет свою интернет-платформу для множества продавцов (информация об этих продавцах далеко не всегда доступна для проверки, кроме того, они чаще всего не заботятся о собственной репутации, поскольку вложения в бренд или отсутствуют, или минимальны)», — отмечает Юрий Колесников.
Юрист также поясняет, что в соответствии с гражданским законодательством в случае нарушения прав и законных интересов потребителей последние вправе предъявить свои требования продавцу (или в некоторых случаях производителю).
Маркетплейс — владелец агрегатора информации о товарах (услугах), или ещё проще — сервис объявлений о товарах и услугах. Маркетплейс также не является продавцом товара (хоть и выступает в качестве некоего посредника между покупателем и непосредственным продавцом). Поэтому важно понимать, что не являясь продавцом маркетплейс не несёт ответственность за качество товара перед потребителем, но при этом несёт ответственность за предоставление недостоверной информации о товаре. Однако и в этом случае ответственности может не наступить, если информация была предоставлена маркетплейсу продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал её без изменений.
ПЛАТА ЗА ВОЗВРАТ: законно или нет?
Часто покупатели сталкиваются с тем, что за не купленный ими товар, маркетплейс взимает плату. И по словам эксперта, потребители имеют законное право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через цифровую платформу - маркетплейс.
«В таком случае ни продавец, ни маркетплейс не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей, поскольку в законе прописана обязанность принять товар с недостатками, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи. Но также часто встречаются ситуации, когда покупатели возвращают товары из-за того, что он не подошёл по размеру, цвету или просто не понравился, то в этом случае продавец имеет право удержать с потребителя расходы на обратную доставку. (ч. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Важно, что у потребителя есть также неотъемлемое право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс, без доплаты за возврат», — объясняет Юрий Колесников.
ОШИБКА СЕРВИСА И НИЗКИЕ ЦЕНЫ
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
«Роспотребнадзор объяснил, что маркетплейс по закону не может в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи даже в случае продажи товара по аномально низким ценам из-за сбоя на сайте. По мнению Роспотребнадзора, если же на сайте продавца или маркетплейса произошёл технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, — юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль — распространённая практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду», — подчеркивает эксперт.
При этом стоит добавить, что в таких случаях у продавца товара, безусловно, есть право обратиться к потребителю, либо в случае неурегулирования — в суд, с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключённым по закону продавец не может. Маркетплейсу не придётся отвечать за размещение ошибочных сведений, только в том случае, если такую информацию ему дал продавец товара.
В любом случае потребитель вправе требовать исполнения заключённого договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?
Потребители вправе защищать свои права путём предъявления судебных исков владельцу маркетплейса либо непосредственно к продавцу товара, что следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.
1) Владелец маркетплейса несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал её без изменений.
2) Продавец (исполнитель) по общему правилу несёт ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.
«При обращении в суд с такими требованиями вероятность успеха очень высока, так как суды, как правило, в подобных спорах встают на сторону потребителя (как слабой стороны договора)», — замечает Юрий Колесников.
С развитием новых торговых площадок, онлайн-магазинов и маркетплейсов, отношения продавца с покупателем также развиваются и выходят на новый уровень. Для успешного взаимодействия с продавцом и маркетплейсом покупатель должен знать свои права и понимать, как правильно действовать в определённых ситуациях, для этого и существует закон «О защите прав потребителей».
Центр общественных коммуникаций ЮФУ.
Посмотрите также: