ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ на МАРКЕТПЛЕЙСАХ

16.03.2023Количество просмотров: 3756

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ на МАРКЕТПЛЕЙСАХ

С развитием технологий значительная часть продавцов перешла в интернет-пространство. Различные маркетплейсы, на которых можно приобрести почти всё — от одежды до стиральной машины, прочно вошли в жизнь большинства людей.

О том, насколько защищены клиенты торговых онлайн-площадок, законна ли покупка товаров за один рубль и могут ли сервисы требовать деньги за возврат товаров, рассказал Юрий Колесников, доктор юридических наук, заведующий кафедрой финансового права Юридического факультета ЮФУ.

Юрий Колесников, доктор юридических наук, заведующий кафедрой финансового права Юридического факультета ЮФУ

ЗОНА ОТВЕТСТВЕННОСТИ МАРКЕТПЛЕЙСА

Приобретая тот или иной товар в Интернете, прежде всего необходимо понимать, чем отличается онлайн-магазин от маркетплейсов и как эти различия влияют на границы прав потребителей. 

По словам эксперта, разница между онлайн-магазином и маркетплейсом для потребителя будет очень существенна. 

«Онлайн-магазин чаще всего представлен одним продавцом, репутация которого может быть легко установлена, также для онлайн-магазина очень важна собственная репутация, поскольку вложения в бренд значительные.  В то же самое время маркетплейс не вступает во взаимоотношения с клиентами в качестве продавца, а всего лишь предоставляет свою интернет-платформу для множества продавцов (информация об этих продавцах далеко не всегда доступна для проверки, кроме того, они чаще всего не заботятся о собственной репутации, поскольку вложения в бренд или отсутствуют, или минимальны)», — отмечает Юрий Колесников

Юрист также поясняет, что в соответствии с гражданским законодательством в случае нарушения прав и законных интересов потребителей последние вправе предъявить свои требования продавцу (или в некоторых случаях производителю).

Маркетплейс — владелец агрегатора информации о товарах (услугах), или ещё проще — сервис объявлений о товарах и услугах. Маркетплейс также не является продавцом товара (хоть и выступает в качестве некоего посредника между покупателем и непосредственным продавцом). Поэтому важно понимать, что не являясь продавцом маркетплейс не несёт ответственность за качество товара перед потребителем, но при этом несёт ответственность за предоставление недостоверной информации о товаре.  Однако и в этом случае ответственности может не наступить, если информация была предоставлена маркетплейсу продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал её без изменений.

ПЛАТА ЗА ВОЗВРАТ: законно или нет?

Часто покупатели сталкиваются с тем, что за не купленный ими товар, маркетплейс взимает плату. И по словам эксперта, потребители имеют законное право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через цифровую платформу - маркетплейс. 

«В таком случае ни продавец, ни маркетплейс не могут взимать или удерживать денежные средства потребителей, поскольку в законе прописана обязанность принять товар с недостатками, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи. Но также часто встречаются ситуации, когда покупатели возвращают товары из-за того, что он не подошёл по размеру, цвету или просто не понравился, то в этом случае продавец имеет право удержать с потребителя расходы на обратную доставку. (ч. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей). Важно, что у потребителя есть также неотъемлемое право вернуть некачественный товар продавцу, в том числе через маркетплейс, без доплаты за возврат», — объясняет Юрий Колесников

ОШИБКА СЕРВИСА И НИЗКИЕ ЦЕНЫ

Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. 

«Роспотребнадзор объяснил, что маркетплейс по закону не может в одностороннем порядке расторгать договор купли-продажи даже в случае продажи товара по аномально низким ценам из-за сбоя на сайте.  По мнению Роспотребнадзора, если же на сайте продавца или маркетплейса произошёл технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, — юридически для потребителя это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль — распространённая практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду», — подчеркивает эксперт. 

При этом стоит добавить, что в таких случаях у продавца товара, безусловно, есть право обратиться к потребителю, либо в случае неурегулирования — в суд, с требованием о расторжении договора. Однако действовать в одностороннем порядке, расторгать договор или признавать его незаключённым по закону продавец не может. Маркетплейсу не придётся отвечать за размещение ошибочных сведений, только в том случае, если такую информацию ему дал продавец товара.

В любом случае потребитель вправе требовать исполнения заключённого договора: как передачи товара по оплаченной цене (или цене заказа), так и возмещения убытков, связанных с реализацией своего права получить купленную вещь.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Потребители вправе защищать свои права путём предъявления судебных исков владельцу маркетплейса либо непосредственно к продавцу товара, что следует из п. 2.1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей.

1) Владелец маркетплейса несёт ответственность за убытки, причинённые потребителю, если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе). От ответственности он освобождается, если такая информация была предоставлена ему продавцом (исполнителем) и владелец маркетплейса опубликовал её без изменений.

2) Продавец (исполнитель) по общему правилу несёт ответственность за исполнение договора, заключенного с потребителем, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар.

«При обращении в суд с такими требованиями вероятность успеха очень высока, так как суды, как правило, в подобных спорах встают на сторону потребителя (как слабой стороны договора)», — замечает Юрий Колесников. 

С развитием новых торговых площадок, онлайн-магазинов и маркетплейсов, отношения продавца с покупателем также развиваются и выходят на новый уровень. Для успешного взаимодействия с продавцом и маркетплейсом покупатель должен знать свои права и понимать, как правильно действовать в определённых ситуациях, для этого и существует закон «О защите прав потребителей». 

Центр общественных коммуникаций ЮФУ.

Написать нам письмо




Новое на сайте