12.11.2025Количество просмотров: 36

23 ноября (воскресенье) 2025 г. в 15:00 в Ростовском областном музее изобразительных искусств состоится событие «Мария Федоровна Романова», которое открывает новый цикл мероприятий «Великие женщины Российской империи».
В период правления династии Романовых была распространена практика династических браков с европейскими принцессами.
Мария Федоровна Романова, урождённая немецкая принцесса, оставила огромный след в истории нашей страны, недаром в народе её называли «мать–благодеятельница».
Великий князь Павел Петрович был очарован принцессой: «Я нашёл свою невесту такой, какую только желать мысленно себе мог».
Мария Федоровна была творческой личностью: глиптикой, резьбой по кости, скульптурой и талантливо писала маслом. Нередко её произведения искусства становились уютным украшением загородных резиденций Павловска и Гатчины.
Став императрицей, Мария Федоровна была добра и учтива, жила с открытым сердцем, трепетно относилась к своему народу. История бережно хранит её милосердные деяния. Мария Федоровна стала просвещенной покровительницей всех сословий.
Об этом свидетельствует её фраза из личной переписки с Московским митрополитом Платоном: «Я знаю и чувствую, что лучшая благодарность, которую мы можем показать Богу, в том состоит, чтоб бедным помогать».

*Неизвестный художник. Портрет Марии Федоровны. 2-я пол. XVIII в. Из собрания РОМИИ
Особенно императрицу волновали судьбы самых беззащитных – женщин и детей. Она взяла шефство над всеми благотворительными учреждениями страны: в ведомстве Её Величества были институты благородных девиц, многочисленные воспитательные дома; по её инициативе было открыто училище для сирот и глухонемых, родильный госпиталь и институт повивального искусства, больницы для бедных и умалишенных. Мария Федоровна лично следила за должным функционированием каждого учреждения — благоустраивала, развивала и финансировала.
Гибель в 1801 году императора Павла I, совпавшая с вестью о преждевременной кончине дочери Александры во время тяжелых родов, стала для императрицы суровым испытанием. Мария Федоровна благородно справилась с личным горем: помогая другим, она помогла себе.
Подводя итог попечительской деятельности Её Величества, А.С. Пушкин писал: «В духе истинно–христианском она образовала царство любви, которая в каждом сердце составляла одно главное побуждение».
Образ императрицы Марии Фёдоровны навсегда остался символом изысканности, вкуса и величия русского двора конца XVIII века.
Особое место в её гардеробе занимает коронационный костюм, созданный для торжества 1797 года. Роскошное платье было выполнено из серебряной парчи, декорировано золотым шитьём и драгоценными камнями. Изысканностью отделки отличался плащ, усыпанный двуглавыми орлами. Этот образ императрицы стал символом державной власти.
Одной из драгоценностей, вошедших в историю династии Романовых, стала бриллиантовая диадема Марии Фёдоровны. Этот головной убор подчеркивал царственное величие и украшал головы нескольких поколений императорских невест.
Эти реликвии не только хранят память о блеске императорского двора, но и напоминают о выдающейся роли, которую играла Мария Фёдоровна в истории и культуре России.
Слушателям продемонстрируют полный ансамбль туалета Марии Федоровны в виде макета готового платья.
Мероприятие пройдет в зале экспозиции «Русское искусство XVIII – XIX вв.», где представлена картина неизвестного художника «Портрет императрицы Марии Федоровны» (1790-е гг.).

Источник информации и фото: РОМИИ.
Посмотрите также: