17.03.2025Количество просмотров: 565
Ростовский областной музей изобразительных искусств и журнал «Ростовчанка» презентуют свой новый совместный проект:
«ВСТРЕЧИ В МУЗЕЕ»
Идея проекта – приглашать в Ростовский областной музей изобразительных искусств ярких, значимых личностей, профессионально не причастных к искусству, и брать у них интервью на абсолютно разные темы.
Первым на встречу в музее мы пригласили депутата Ростовской-на-Дону городской Думы, члена штаба регионального отделения «Народного фронта», председателя Совета руководителей Кировского района Ростова-на-Дону, руководителя департамента операционной безопасности ООО «МВМ», поэта и музыканта
ВЯЧЕСЛАВА ЛОБЫРЕВА
Участники разговора: Светлана КРУЗЕ, директор РОМИИ, Екатерина СТРИЖ, руководитель отдела по связям с общественностью музея, Галина ФОМИЧЕВА, гл. редактор онлайн-журнала «Ростовчанка».
– Вячеслав Александрович, мы находимся в музее изобразительных искусств. Все знают, что искусство в любом его виде – это проживание эмоций, чувствование этого мира и себя в нём. И наши вопросы составлены таким образом, чтобы раскрыть гостя в плане его мироощущения.
Сегодня в РОМИИ проходит выставка из собрания музея «Весна. Цвет зелёный». На ней представлены произведения донских художников, посвященные весне. Все фотографии в нашем материале сделаны на фоне этих прекрасных работ. Но говорить мы будем не только об искусстве.
Вы личность многогранная. Если перечислять сферы вашей деятельности, то это: политика, общественная и преподавательская деятельность, спорт, альпинизм, музыка, поэзия. Расскажите о своих предках, родителях. Ведь они вами точно гордятся.
– Пару лет назад мне подарили тест на геном. А мне всегда было интересно выяснить, какие у меня крови, потому что по замашкам я очень разный. Точно как говорит наш президент: «я татарин, я армянин, я кабардинец, я чеченец и т. д.». В итоге выяснилось, что, оказывается, я – чисто русский, славянин, и во мне нет никаких иных примесей. Корни идут из центральной полосы России, откуда-то с северной её части.
Что лично я знаю о предках? Это, наверное, пять поколений ростовчан по материнской линии. По отцу – это Брянщина. Семью прадеда там раскулачили, и они сюда, на Дон (здесь вроде было полегче), с обозами прибыли. То есть мои предки все местные уже давно и не в одном поколении.
Мой дедушка Грошев Леонид Матвеевич, ныне уже покойный, – академик РАН, был заведующим кафедрой сопромата в РИСХМе (ныне ДГТУ). Человек, который сделал для нашего комбайностроения много технических решений. Благодаря чему наши комбайны – в числе лучших в мире.
– Продолжая тему семьи. Вы женаты, воспитываете троих детей. Реакция у многих людей на слово «многодетная семья» – это страх. Бедности, нереализованности и т.д. Как Вы себя ощущаете в качестве главы большой семьи? Что сказали бы сомневающимся?
– Да, в моей семье трое детей: двое ребят и старшая дочь. Хотелось бы ещё младшую дочь. Квартет – самое то. Ещё лет с 18, думая о своей семье, я всегда представлял большой стол, большую семью. И вот мы все собираемся за этим столом... Многодетность была для меня всегда идеалом русской семьи. У прадеда моего было 13 детей. У дедушек и бабушек уже по двое.
В социальных сетях на своей странице я часто пишу о том, что население нашей страны вымирает. Коэффициент рождаемости должен быть 2.12, а у нас – 1.37. То есть при таком темпе через сто лет мы, как русский этнос, если не полностью исчезнем, то будем, как малые народы, считать друг друга по пальцам. Чтобы этого не произошло, в каждой семье должно быть минимум три ребёнка.
Итак, три ребёнка у меня есть. По нынешним меркам – это многодетная семья. Но на всех площадках я всегда заявляю, что хотел бы иметь не три ребёнка, а сколько Бог даст. Со мной часто спорят материалисты. Говорят: «Посмотри как живут многодетные семьи, они во всём нуждаются, чем их кормить?». Но я считаю, что это абсурд, непонимание и простое нежелание этим вопросом заниматься. Всегда привожу такой пример: когда у моих прабабушек и прадедушек было по тринадцать детей, и не имея доступа к каким-то благам, они каждый раз благодарили Бога за рождение нового ребёнка. За то, что Он им его дал! При этом никаких социальных пособий, как сейчас, тогда не существовало. Поэтому история про то, что дайте больше денег, и тогда люди начнут рожать детей больше, не имеет ничего общего с реальностью. Главный посыл: хочешь ли ты иметь большую семью? Тогда ты, в моём случае, как отец, как мужчина, найдёшь способы, чтобы свою семью прокормить. Остальное – отговорки. Это моя позиция, и меня с неё никто не сдвинет.
– Для того, чтобы рожать много детей, молодой семье надо как минимум, где-то жить, иметь свой угол, свою квартиру. Если говорить о прадедах с большими семьями, то в те времена «всем миром» молодым помогали дом строить. Сейчас говорят: берите в банке ипотеку и покупайте жильё. Однако, получая в среднем по 50 – 80 тысяч рублей в месяц, люди становятся пожизненными должниками банка. А если семья многодетная, то работает один папа. Маме надо быть с детьми. Если государство на самом деле хочет повысить рождаемость в стране, то молодой семье с ребёнком надо предоставлять двухкомнатную социальную квартиру сразу же и бесплатно. По рождению трёх детей квартира должна становиться собственностью семьи. А при рождении четверых и белее детей площадь квартиры должна увеличиваться за счёт государства, согласно существующим нормам. Вот тогда это и станет настоящим стимулом для создания многодетных семей.
– Я не согласен с подобной постановкой вопроса. В детстве мы жили в 60-ти метровой квартире: бабушка, дедушка, тетя и её дочь, мама, папа и я. В тесноте, да не в обиде. Так жили или ещё в более стесненных условиях все советские люди, а коэффициент рождаемости был значительно выше, чем сейчас. Повторю: дело не в материальном, а в духовном.
– Хорошо. Поговорим о воспитании детей в многодетной семье. Как справляетесь?
– Здесь всё очень просто, стандартно и понятно. Воспитывать детей надо на собственном примере. Если ты куришь, ты не можешь сказать ребёнку: «Не кури – это плохо». Если ты пьёшь спиртное – аналогичная ситуация. Если ты не занимаешься спортом, то не надо рассказывать ребёнку, что спорт – это необходимо. Именно по этой причине и я, и моя супруга, всё, о чём говорим, на практике и применяем. Мы не пьем, мы не курим, соблюдаем режим труда и отдыха, постоянно учимся, читаем книги. Если мне очень не хочется идти, например, на плавание, то я туда в любом случае иду, потому что с двух сторон плавают мои дети.
Это касается абсолютно всего. Если ты не хочешь, чтобы твои дети нарушали правила общественного поведения, например, не ругались матом, то, пожалуйста, не ругайся сам. Это выглядит абсурдно и смешно, когда родитель что-то делает нехорошее, а от ребёнка требует, чтобы он этого не делал.
Под воспитанием мы понимаем ещё и такие действия, как совместное посещение с детьми выставок, фестивалей, музеев, парков. Мы обязательно путешествуем исключительно только с семьёй. И если путешествие запланировано, то не может быть такого, чтобы родители поехали, а дети где-то там оставались. Мы воспринимаем ячейку общества – нашу семью, как команду. На мой взгляд, при таком раскладе формируется чувство плеча, коллективизма, ответственности за каждого. Русский народ – народ соборный. И мы формируем вот то самое понимание: сила только тогда, когда мы вместе. Как известная притча про прутики, которые можно сломать поодиночке, но нельзя сломать все вместе. И когда мне кто-то рассказывает, что они отдыхают от детей, уезжают от них, для нас с супругой, по меньшей мере, это странно. Тоже самое, когда нас приглашают на какое-то мероприятие: «Приходите, но без детей». Ну... здесь вопросов нет: мы не придём. Потому что мы ходим везде только с детьми. Откуда такая позиция? Я помню хорошо: так действовали мои родители. И я это воспринял от них. В этом есть положительная составляющая. Потому что когда дети общаются со взрослыми, то они, на мой взгляд, становятся более адаптивными и лучше ориентируются в вопросах взрослой жизни. А если вы закрываете детей с игрушками-погремушками, машинками, мультиками, то не спрашивайте потом, почему они инфанты в свои 18-20 лет.
К вопросам воспитания также относится и вопрос религии. Все наши дети ходят в воскресную школу. Надеюсь, что это будут воины Христовы, православные люди. Опять-таки, здесь всё на личном примере. Мама, папа ходят на службы и молятся. И дети, в силу своего возраста, наверное, пока не осознанно это делают, глядя на родителей.
– Есть ли для вас разница в воспитании мальчиков и девочек?
– Тут надо разнести по уровням. Если говорить в стратегическом смысле, то там нет половых различий. Ты, как родитель, собственным примером формируешь личность. В личности нет девочки или мальчика. Личность – это что? Это отношение к родине, отношение к семье, к родителям, к религии, к истории. Это отношение к спорту, к окружающим людям. И здесь неважно, мальчик это или девочка.
А если мы говорим о форме воспитания, то тогда понятно: к девочке отношение всегда будет более мягкое. Там где ты по отношению к мальчику можешь быть более строгим и жестким, например, во внешнем виде, то для девочки можно делать какие-то допущения в косметике, в одежде. Не может мой сын ходить с косичкой или серьгой в ухе.
Вообще, для того, чтобы всё было хорошо, в семье должна царить Любовь! При всей банальности сказанных слов. Если это действительно так и не на публику, тогда будет дома всё хорошо. Но любовь не путать со вседозволенностью, сюсюканьем, с возможностью подчиниться любому капризу ребёнка. Вот это как раз нелюбовь. Это всё, что угодно, в том числе и слабость характера родителей.
Любовь – это когда ты ребёнком дорожишь, ребёнка уважаешь, ребёнку даёшь возможность самоопределиться, но при этом находишься очень строго на рубежах рамок, за которые ребёнку выходить нельзя, потому что за этими рамками – табу.
– Ваши посты в социльных сетях интересно читать. В них много краеведческого материала, личных размышлений, наблюдений, анализа. Понравился, например, пост об уникальной роли женщины-матери в воспитании патриотизма. Но в обществе молодых людей сейчас появляются такие темы, в которые ещё лет 20 назад мы и поверить не могли, что такое возможно.
Через социальные сети девочкам в разных красивых обёртках вкладывают мысль: а зачем вообще рожать детей? Это портит фигуру и здоровье. Надо жить для себя и в своё удовольствие. Такое явление в молодёжной среде даже имеет своё англоязычное название: чайлдфри. То есть уже даже не о патриотизме приходится переживать, а вообще о материнстве как таковом! Так и хочется сказать... приехали. Как Вы это прокомментируете?
– Наше российское общество тяжело больно. И эта болезнь, на мой взгляд, выглядит как смертельная. Вопрос: сколь продлится течение этой болезни? Когда наступит агония? Потому что сломлены нравственные ориентиры, которые традиционны. Всегда в России (на Руси) воспевались семья, материнство, героизм, воспевались те вещи, которые являются постулатами для любой мировой религии, в том числе для христианства. А у нас сейчас культ тела, культ безнравственности, культ свободных отношений, культ наживы. Поэтому с таким трудом мы сейчас находим, в том числе защитников отечества. Поэтому у нас появился «Верхний Ларс» и не только. Вопрос Родины – второй, третий, двадцать пятый... Если он вообще присутствует в жизни человека. Поэтому и девочки хотят свободных отношений, жить хорошо, вкусно, сытно, при этом ничего не делая и никак не развиваясь. Что надо делать в этой ситуации?
Я здесь буду, наверное, ретроградом и скажу, что у нас идеологии нет. Была бы идеология, которая очень жестко внедрялась бы населению, вот тогда мы имели бы другой результат. Точнее сказать, у нас есть идеология либеральная: свободных отношений, ЛГБТ, эпикурейства, наслаждения и нежелания взамен ничего давать. Все думают, что идеология – это когда мы говорим о каких-то традиционных вещах. Нет! Идеология – это и есть то, о чём повсюду говорят и что массово демонстрируют. И тут важен вектор.
Возьмем советский период. Тунеядцев в тюрьму сажали. И поэтому, когда ты не работал, на тебя вся деревня смотрела косо: ты почему не работаешь? Сейчас человек неработающий, но при этом шикарно живущий, воспевается!
Берём блогеров. Большинство из них – тунеядцы чистой воды, которые показывают всякую пакость через социальные сети и при этом не несут за это никакой ответственности. Ну, разве что только в самом крайнем случае. Закон какие-то вещи может и не предусмотреть.
Или раскрученные реперы, сбежавшие сейчас за границу. Не буду их имена называть. Ведь до тех пор, пока они не начали хаять СВО, их никто не трогал. Это хорошо, что они успели наговорить такого, что стали иноагентами и против них возбудили уголовные дела. Но на самом-то деле за те вещи, которые они творили, растлевали годами наших детей, а многие дети хотели быть похожими на них, ведь за это надо было привлекать к самой суровой ответственности – уголовной.
Что же делать? Я реалист, и понятно, что в текущих условиях никакого Комитета (Министерства) по идеологии и нравственности не появится. Поэтому каждый человек, который считает, что всё происходящее неправильно, должен обратить внимание на своё ближайшее окружение. То, о чём мы говорили в первом вопросе. Воспитание собственных детей – раз. Если ты руководитель, то ты должен заняться вопросом воспитания своего коллектива – это два. Убери в своём дворе. Не надо бежать куда-то в другой город и убирать там свалку. Убери вокруг своего двора. Покрась свой забор. Я сейчас говорю метафорично. Вот если у тебя, у твоего соседа и по всей улице каждый сделает так – вся улица будет чистой. Это три. Не быть равнодушным.
– С сентября 2024 года Вы являетесь депутатом Ростовской-на-Дону Городской Думы. Что ожидаете от новой для себя депутатской миссии? И возможно ли будучи депутатом что-то действительно значимое сделать для города?
– Сначала расскажу, что такое депутат Городской Думы. Часть людей считают, что депутаты – это чиновники, и воспринимают их так. Я вижу это по обращениям, по гневным комментариям, которые поступают мне в социальные сети. Часть людей считают, что депутатство – это некий заработок. Так вот, давайте попытаемся развеять один и другой миф. Отличие депутата от обычного гражданина, пожалуй, только в одном – в возможности чуть легче зайти в кабинет исполнительной власти, сделать запрос. И ещё депутатская трибуна, с которой можно обозначить какую-то проблему, сославшись на то, что это был наказ избирателей. Например: уберите эту улицу, давайте посадим здесь цветы, оборудуем видеокамерами двор, потому что тут наркоманы и не более того. Это всегда расходы. Депутатство – это всегда личные расходы. Если кто-то не знает, то сообщу: депутату не платят зарплату. В Городской Думе есть всего несколько профессиональных депутатов, для которых это работа. Он не принимает никаких единоличных решений. Он может поучаствовать в голосовании, но значимость одного голоса редко бывает решающей. Есть фракционные решения, есть решения партии. И я не знаю таких депутатов, которые могли бы пойти против партийного большинства.
Тогда зачем я там? Объясняю. На мой взгляд, это социальный лифт. Я чётко понимаю, что к своим 45 годам я мог бы сделать для родины значительно больше, чем я сделал. Но для того, чтобы иметь эти возможности, надо, как говорят китайцы, сделать первый шаг. Я задумывался о том, чтобы заняться общественной и политической деятельность достаточно давно. На определённом этапе можно было бы стать членом партии Единой России. Но я понимал, что быть рядовым членом партии – слишком долгий путь, и у меня нет возможности быть исключительно политическим деятелем, потому что надо ещё кормить семью, зарабатывать деньги и зарабатывать в иной практической сфере. Когда я понял, что накопилась критическая масса возможностей, в том числе и материальных возможностей, было принято решение принять предложение на депутатскую деятельность. А дальше вопрос: получится ли сделать второй шаг? И здесь очень много должно звёзд сойтись в одной точке для того, чтобы это произошло. Но не пытаться тоже нельзя. Надо попробовать. Получится – хорошо. Не получится – в любом случае, я сделал максимум того, что мог.
– Часто бываете в музеях? Какие больше любите? Достаточно ли в Ростове музеев?
– В двух крупнейших региональных музеях: в Ростовском областном музее изобразительных искусств, в котором мы сейчас находимся, и в областном Краеведческом музее, я, как председатель Совета руководителей Кировского района Ростова-на-Дону, бываю часто по долгу общественной службы. Если говорить про детей, то не скажу, что мы ежемесячно посещаем эти музеи. Не потому что мы к ним плохо относимся, а потому что в этом мире много разных интересных мест, которые надо успеть посетить. Но вместе с тем, раз в год мы на выставках всей семьёй бываем. Это раз. Во-вторых, когда мы семьёй куда-то выезжаем, то всегда наша программа отталкивается от тех исторических, в том числе музейных ценностей, которые есть в каждом конкретном регионе. То есть наш отдых строится не от пляжа и от моря, а от музеев и тех значимых мест, которые надо посетить и надо знать. То есть можно сказать, что мы регулярно посещаем музеи и все достопримечательности, и местные, и те, где бываем в ходе поездок.
Достаточно ли в Ростове музеев? По образу Москвы или Питера можно сказать, что можно создать музей на любую тему, как, например, музей утюгов, музей швейных машинок. Если это востребовано, значит, кому-то это надо. Пусть будет. Если говорить обо мне. То я с удовольствием посетил бы в Ростове музей автомобилей. Ретро автомобилей, например. Мне кажется, это было бы очень интересно. И вообще, всё, что связано с техникой и с техникой военной – это всё очень хорошо, особенно для мальчиков. В целом, даже то количество музеев, которое у нас есть, достаточно для того, чтобы нормальный человек воспринимал историю и искусство в том объёме, который необходим для формирования личности.
Идеальное сочетание интерактивной подачи истории, представленной техники и найденных артефактов, мне кажется, в музее «Самбекские высоты».
Кстати, у себя в Тг-канале я рассказываю обо всех достопримечательностях Ростова. Собираю по крупицам информацию о них. Знаете ли вы, например, что на территории Ростова-на-Дону находится крепость, которая старше Трои? Наша Ливенцовская крепость старше знаменитой Трои! Вопрос в том, в каком состоянии она находится. И почему это место не превращено до сих пор в туристическую мекку?
Сейчас там оставшийся фундамент крепости и то, что можно предположить как сооружения, которые были на территории этой крепости. А ведь там можно было бы создать что-то не хуже Танаиса, например. Устраивать реконструкции. А сама энергетика места, которому 7 тысяч лет! Со всего мира сюда можно привозить людей! Старше Трои! Сюда же давайте вспомним, что у нас найдены останки амазонок. Они ведь жили здесь, у нас! Тоже можно было бы создавать потрясающие реконструкции! Снимать фильмы!
– Продолжая тему путешествий. Вы альпинист. Восходили на вершины Эльбруса, Килиманджаро, планируете на 7-тысячники. Интересно, что меняется в вас и в вашей жизни после каждого серьёзного восхождения?
Про восхождения и перемены, наверное, слишком громко заданный вопрос. Потому что восхождений на сегодняшний день было всего два: Эльбрус и Килиманджаро. Поэтому отвечать мне на этот вопрос, как профессиональному альпинисту, будет не совсем скромно. Это хобби, не более того. Надеюсь, что оно продлится. Что меняет? В моменте, наверное, меняет восприятие себя в этом огромном мире. Потому что когда ты находишься в мире людей, а ещё более того, на своём рабочем месте, ты считаешь себя очень сильным, мощным, способным на многое, как руководитель, как отец. А когда попадаешь в дикую природу, там, где ты можешь в моменте просто погибнуть, то в этот момент воспринимаешь себя как песчинку. И ты понимаешь всю свою слабость, всю свою тленность, всю свою недолговечность. Пока ты находишься там, это чувство очень остро и реально. И соответственно, в этот момент ты пересматриваешь какие-то вещи: отношение к жизни, отношения к людям. Но, честно сказать, когда возвращаешься в городскую суету, это ощущение притупляется и со временем испаряется. Сказать, что горы лично меня меняют на 180 градусов – это не так. Но в моменте, пока ты, преодолевая себя, взбираешься на вершину, конечно же, думаешь о многом. К тебе приходят мысли о вечности, но потом это проходит так же как и загар.
– Когда вдруг захотелось взойти на высокую гору? Что произошло?
– Произошло следующее. Есть какие-то знаковые действия для меня, которые необходимо совершить. Ну, хотя бы для того, чтобы оказаться в клубе людей, которые способны делать определенные поступки. Например: всё, что связано с участием в боевых действиях, с оружием. Не все способны это делать. У меня это было в период службы в МВД. Являюсь ветераном боевых действий. Дальше – восхождения на вершины гор. Тоже далеко не все могут это сделать. И когда мои старшие товарищи туда восходили, я с определенной завистью на них смотрел, но знал, что придёт и моё время. Сюда же можно отнести и прыжки с парашютом, и погружения на серьёзные глубины, марафонские дистанции в беге и заплывы. То есть такой набор действий, которые являются отчасти уникальными и демонстрируют твои возможности, твою силу характера, твою волю. Восхождения – это одно из этих направлений. Конкретно произошло это года три назад. Мы бежали с моим товарищем стайерскую дистанцию, и в разговоре само родилось: а давай-ка пойдём на Эльбрус... Это самая высокая, ближайшая к нам вершина.
– Знаем, что Вы выполняете много гуманитарных миссий в зону СВО, в том числе ездили совместно с директором музея изобразительных искусств Светланой Валерьевной Крузе в Луганск.
– Это была поездка членов Совета руководителей Кировского района. Хочу отметить, что Светлана Валерьевна и сотрудники музея всегда активно откликаются на сбор гуманитарной помощи, и в этом чувствуется уровень воспитания людей и ответственности.
Мы посетили тогда в Луганске кладбище-мемориал. Заходившие в 2014 году укронацисты мирное население уничтожали там в буквальном смысле слова. Остались братские могилы, и большинство тех погибших людей до сих пор не опознаны. Сейчас там стоит грандиозный мемориал, который оставит на века в памяти будущих поколений те ужасы, которые перенесла Новороссия.
Светлана Крузе: «Честно говоря, для меня эта поездка была большим потрясением. Тогда я была председателем выпускной экзаменационной комиссии искусствоведов Луганской Академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского. Одно дело, когда ты просто знаешь, что в Луганске в 2014 году было плохо, а когда увидела своими глазами здание Академии искусств, то ужаснулась. Прекрасное здание, выстроенное в стиле сталинского ампира, а стены в выбоинах... Я сначала даже не поняла, почему в таком плохом состоянии здание? Мне пояснили: «Ну как же... это же 2014 год...». Я поняла, насколько это было важно – приехать туда, привести помощь, поддержать морально, финансово».
– Стихи, музыка, песни, которые вы сочиняете... Когда они появились в вашей жизни? Расскажите об этой сфере.
– С детства помню себя стихоплётом... Потом был период службы в МВД, точно было не до стихов. Спустя какое-то время я к этому вернулся.
Что касается музыки, это произошло внезапно. А именно: думал, что бы подарить супруге на день рождения. Много уже чего было дарено за 20 лет совместной жизни, а вот песни не было... И написал «Два героя»... Показал на студии. Очень понравилось. Вышла она в декабре 2022 года и стала моей первой песней. А дальше как-то пошло... Я начал активно писать стихи, а композитор, с которым мы работаем, Дмитрий Никуленко, сразу стал видеть в этих стихах будущие песни. Третий год мы всю эту историю продолжаем. Дальше появилась история с видеоклипами. Я познакомился с Юлей Коржовой из Ростовского музыкального театра, которая является режиссёром сегодняшних моих клипов. Пошли публикации на тв, на радио, на разных каналах и крупных площадках, например, «Авторадио». Песни стали забирать даже в сериалы. Но это не самоцель... Но пока есть вдохновение, надо этим пользоваться. Поэтому творческий год расписан. Есть уже 15 проектов, над которыми я работаю, в том числе и сейчас. При этом мне интересно работать в разных жанрах.
– Спасибо, Вячеслав Александрович, за встречу. Темы, конечно, мы здесь не все раскрыли, но будет повод увидеться ещё!
– Спасибо за приглашение в ваш проект. Важно, что я был первым.
Посмотрите также: