02.06.2025Количество просмотров: 127
Фото Марии Ким
30, 31 мая и 1 июня в Ростовском государственном музыкальном театре к 120-летию Михаила Шолохова состоялась мировая премьера хореографической драмы «Тихий Дон. Мелехов» на музыку известного донского композитора Леонида Клиничева.
Точнее её можно было бы обозначить как музыкально-хореографическую драму. Ибо грандиозные масштабы участия оркестра, хора, который задействован на сцене, выводят её далеко за рамки просто хореографического спектакля.
Благодаря гармонично сплетённому синтезу трёх различных видов искусства создаётся мощное эмоциональное восприятие того времени и происходящих событий.
БАЛЕТ. Языком танца артисты представляют зрителю мир обрывочных воспоминаний событий жизни Григория Мелехова, его внутреннюю борьбу со страстями.
БОЛЬШОЙ СМЕШАННЫЙ ХОР. Артисты хора как прародители, незримо присутствующие рядом с героями, олицетворяют память и связь поколений.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ КИНОХРОНИКА. Кадры Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны. Это уникальные кадры подлинной исторической хроники, кропотливо собранные специалистами театра в столичных киноархивах.
В итоге получилось смелое, новаторское прочтение бессмертного романа. Очень удачны драматургические решения знаковых событий главных героев. Хор выступает как полноценный участник спектакля. Титры над сценой, транслирующие цитаты из романа Шолохова, отлично дополняют понимание происходящего и добавляют палитру эмоций и чувств. Кинохроника, в свою очередь, масштабирует судьбы героев до судьбы всего народа и страны. Вместе с потрясающей музыкой и хореографией получилось мощное действо, которое хочется не один раз посмотреть, чтобы прочувствовать ещё и ещё!
Однозначно, такой «Тихий Дон» не ставил никто и никогда! Это Мировая премьера!
Фото Марины Михайловой
Фото Марины Михайловой
Либретто – Мадина Клиничева.
Постановочная группа спектакля:
Художественный руководитель постановки – заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущёв.
Дирижер-постановщик – Михаил Грановский.
Балетмейстер-постановщик – Иван Кузнецов.
Режиссер-постановщик – Павел Сорокин.
Художник-постановщик – народный художник России Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург).
Художник по костюмам – Наталья Земалиндинова.
Хормейстер-постановщик – заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева.
Художник по свету – Иван Виноградов (Москва)
Медиахудожник – Алексей Борискин (ЮЛА ПРОДЖЕКТС, Санкт-Петербург).
Видеорежиссеры – Юлия Коржова, Вячеслав Шестак.
Три состава исполнителей главных ролей, без участия приглашенных артистов!
Фото Марии Ким.
За несколько дней до официальной премьеры спектакля «Тихий Дон. Мелехов» состоялась пресс-конференция, на которой его создатели подробно и очень интересно рассказали о своих муках творчества над таким сложнейшим произведением.
Художественный руководитель постановки, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Кущёв:
«С этим спектаклем мы связываем большие надежды и я лично предполагаю, что ему уготовлена большая и, надеюсь, счастливая судьба. Мы не стремились объять необъятное. Много лет мы об этом спектакле говорили, спорили и понимали, что охватить 4 тома великого художника ни за 2, ни за 4 часа невозможно. Потому что это целые пласты исторических коллизий, огромное количество персонажей со своими характерами, со своими взаимоотношениями. И творческая группа внесла разумное предложение – не следовать в хронологическом порядке за романом Михаила Александровича, а вычленить нечто главное. Так и поступили. Но деликатно и трепетно.
Трагическая история донского казачества в переломную для страны эпоху предстаёт сквозь призму воспоминаний Григория Мелехова.
«Тихий Дон» Шолохова – это очень глубокое философское исследование человеческой природы на фоне жесточайших перемен. Михаил Александрович показывал жизнь такой какая она есть. С грязью, с кровью, с любовью, с предательством... «Тихий Дон» – это конечно не гимн, а исповедь. Григорий Мелехов, главный герой, не находит простых ответов, не подчиняется никаким идеологиям, но остаётся человеком. Человеком в хаосе перемен. Шолохов тоже никаких ответов в своём романе не даёт, но заставляет чувствовать, думать, и в этом его величие. В нашем спектакле мы постарались эти критерии воплотить на сцене.
Автор музыки Леонид Павлович Клиничев – один из глав российско-композиторской школы, её гордость. Над музыкой для Тихого Дона, насколько я знаю, он работал с 1967 года! Совершил множество экспедиций на Верхний Дон, собирая казачьи песни и мелодии.
Добавлю, что на сцене в спектакле задействовано плюс/минус 300 человек. Работает полный состав оркестра, полный состав балета, миманс и ещё человек 50-70 за кулисами. Три состава исполнителей главных ролей, без участия приглашенных артистов!»
Композитор, Заслуженный деятель искусств России Леонид Клиничев:
«Могу сказать, что роман «Тихий Дон» был настольной книгой моих родителей. И гены явно сработали. Иначе я это объяснить не могу. Ещё будучи ребёнком я читал его тайком, потом где-то с класса восьмого мне разрешили его читать, и с тех пор «Тихим Доном» я заболел. После окончания Ассистентуры в Московской консерватории, в 1967 году по предложению первого председателя Союза композиторов России Дмитрия Шостаковича я приехал работать в Ростов-на-Дону, во вновь открывшийся музыкальный вуз. И с 1967 года сначала со своими студентами, а потом и самостоятельно неоднократно бывал в экспедициях по Нижнему и Верхнему Дону. В итоге мне удалось собрать все песни, которые упоминаются в романе «Тихий Дон».
Постепенно-постепенно у меня стала рождаться идея написать оперу. К середине 70-х, когда уже было собрано много материала, с этой идеей я обратился к одному из руководителей горкома партии, который курировал культуру и всячески опекал меня, Дзябенко Петру Васильевичу. Он внимательно выслушал меня и вдруг сказал: «А почему не балет?». Тут меня просто осенило. И действительно, в балете действия развиваются стремительнее, чем в опере. И я загорелся. В своё время я посмотрел почти все балеты Григоровича в Большом театре, в том числе премьеру «Спартака», и был ошарашен зрелищем, которое там происходило.
Первый вариант балета «Тихий Дон» был написан мною в 1987 году. Поставил его в Ленинграде в Малом оперном театре талантливейший балетмейстер Николай Боярчиков. Но я всегда чувствовал какую-то неопределённость, всё время терзал себя. И вот, наконец, мне кажется, я пришёл к окончательному решению, и надеюсь, вам понравится.»
Автор либретто Мадина Клиничева:
«Роман «Тихий Дон» по-настоящему я прочитала где-то в 35 лет. Впечатление, которое он производит, настолько потрясает и меняет, что дальше ты начинаешь с этим жить как с частью своей жизни. Тема Тихого Дона живёт в нашем доме постоянно. С папой (Леонидом Клиничевым – от ред.) мы так много, долго и часто его обсуждали, что естественно родилось какое-то единомыслие. Поэтому Леонид Павлович и предложил мне написать либретто к этой музыкальной драме. И тогда я взялась за текст романа уже с профессиональной точки зрения. И тут выяснилось, что ничего я тогда, в свои 35 лет не поняла, и мало что я тогда пережила, потому что этот текст можно читать бесконечно, переживать и осмысливать его постоянно. В каждом возрасте человека он отзывается совершенно по-разному. В нём есть всё: и любовь, и природа, и нравственные переживания, исторические события... Я бесконечно благодарна руководству музыкального театра за решение поставить моё любимое литературное произведение на музыку моего любимого композитора.»
Балетмейстер-постановщик Иван Кузнецов:
«У любого балета первоисточник – это музыка. С музыкой Леонида Клиничева у нас было несколько стадий. Дело в том, что балетные ушки не такие чувствительные как уши артистов оркестра или вокалистов, и мы привыкли работать с более простой, наверное, музыкой. В позапрошлом году у нас был первый опыт с балетами Стравинского, когда надо было очень внимательно слушать музыку.
А сегодня мы счастливы работать с современником. Очень интересно наблюдать за артистами, которые сначала говорили «мы не слышим, мы не сможем...», потом была стадия принятия, а теперь стадия большой любви к этой музыке. Артисты ходят, напевают её, рассказывают у кого какой фрагмент самый любимый. Нам важно было эту музыку показать танцем и, мне кажется, у нас получилось. Поэтому – судите строго, как мы обычно просим. И, приятного просмотра!»
Дирижер-постановщик Михаил Грановский:
«Моим первым концертом в Ростовском музыкальном театре был Большой юбилейный концерт Леонида Павловича Клиничева, в котором прозвучала и Сюита к тому, первому балету «Тихий Дон». Скажу, что нынешнее произведение сильно отличается от прежнего. Здесь много новых номеров, музыка по другому оркестрована, добавлена огромная партия хора. И вообще видно, что композитор кардинально переработал этот материал. В итоге мы слышим целый пласт музыкальных тем казачьего фольклора: обрядовые, свадебные, застольные, шуточные... Среди них есть и подлинные цитаты, и тонкие авторские стилизации. Гармонично вплетены в музыкальную ткань партитуры заупокойные православные песнопения и даже государственный гимн Российской империи. Оркестр у композитора передаёт все грани и состояния души главных героев – от интимной лирики до высочайшего трагизма. Через весь спектакль проходит величественная русская тема реки Дон.
Работать с композитором-современником особенно интересно, потому что становишься его соратником, имея возможность влиять на финальное звучание оркестровой и хоровой палитры. Это ни с чем не сравнимый, ценный опыт! Желаю нашему спектаклю долгой сценической жизни!»
Режиссёр-постановщик Павел Сорокин:
«Когда закрывается занавес, у каждого зрителя должна остаться конкретная мысль от спектакля. И мне кажется, что с Леонидом Павловичем мы смогли протянуть философскую мысль, что несмотря на все конфликты, несмотря на все коллизии, потрясения, – всё заканчивается миром. И насколько у человека хватит сил, чтобы прийти к этому миру. И ещё одна мысль, что круговорот жизни несмотря ни на что, тоже не заканчивается. Его остановить невозможно, он никогда не прервётся.
Лично для меня – огромное счастье быть причастным к воплощению на Дону, в родном для меня театре главного труда настоящего гения – Михаила Шолохова.»
Художник-постановщик, народный художник России Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург):
«Декорации хотелось сделать в стиле начала 20 века, когда и происходили события спектакля. В то время художники экспериментировали с пространством, искали новые революционные решения: конструктивизм, супрематизм... В общем это и стало основой оформления сцены, в которой мы работаем. Думаю, что зрителю будет интересно посмотреть, что из этого всего вышло.»
Хормейстер-постановщик, заслуженный деятель искусств России Елена Клиничева:
«Что такое роман? Это слово. И, конечно, роль хора в спектакле «Тихий Дон. Мелехов» – в произнесении слова, в донесении слова до зрителя. Хор здесь – это действующее лицо в окружении героев. И наша задача – донести тот колорит жизни, в котором находятся герои. Но слово у Шолохова сложное. Это народная речь, не совсем сейчас понятная, поэтому в помощь зрителям мы пустили ещё строку, как это у нас происходит на «Хованщине».
Я мечтаю, чтобы спектакль «Тихий Дон. Мелехов» состоялся. Потому что это очень важно для нашего края, для народа, которому это было написано.
Роман Шолохова – это грандиозный эпос, в котором есть и величайшая трагедия, и величайшее напряжение внутри человека. И всё-таки на фоне этой трагедии прослеживается главное, что удерживает человека на земле, что даёт ему смысл в жизни. Конечно, это любовь.
Не случайно Шолохов в тексте романа приводит цитату из стихотворения Голенищева-Кутузова:
В годину смут, унынья и разврата
Не осудите братья брата,
Но, ополчась молитвой и крестом,
Пред гордостью – свою смиряй гордыню,
Пред злобою – любви познай святыню
И духа тьмы казни в себе самом.
Именно эти строки, актуальные и в наше время, поёт в заключении наш хор с иконами в руках.»
Галина Фомичева.
Фото Марии Ким.
Посмотрите также: