30.10.2017Количество просмотров: 5643
Настя Маркова родилась 5 апреля 2000 года в Ростове-на-Дону. Самая сильная и успешная девушка-боксёр в Ростовской области, титулованная спортсменка и член сборной России по боксу. Папа Насти и, по совместительству, её персональный тренер – Дмитрий Марков сопровождает дочь с первого дня в боксе и уверенно ведет её к олимпийской мечте. Вместе они рассказали, как тренироваться по 15 минут в день и быть чемпионкой, а также о том, чем модельный опыт помогает в боксе и почему на ринге нужно "убивать".
- Как давно вы занимаетесь? Чья была идея начать занятия боксом?
Настя: - Занимаюсь боксом 4 года, с 13 лет. Это папина была идея, потому что в школе были проблемы, но это неважно.
Дмитрий: - Она маленькая была, её обижали в школе, мальчишки в том числе, она очень по этому поводу расстраивалась. Я жаловался родителям и учителям, но было бесполезно. Тогда я сказал: всё, отдаём её на бокс, вы получите! Сказал вроде, в шутку, но потом серьёзно задумались, куда отдавать. Когда мы начали смотреть женщин боксёров, оказалось, что Наталья Рагозина - абсолютная чемпионка мира по боксу, по прозвищу "Кувалда", родилась с Настей в один день и в один год - год Дракона, только с разницей в 24 года. Мы решили попробовать.
Настя: - Попробовали, начало получаться. Поехала на первые соревнования, там, естественно, проиграла, но мне понравился бокс. Я решила не останавливаться и идти вперёд. Начались тренировки. Одно соревнование за другим, ну и пошло-поехало.
- Дмитрий, Вы были как-то связаны с боксом? Как так получилось, что Вы лично занялись подготовкой Насти, а не отдали её в спортивную школу или на секцию?
- Немножко занимался, но в большей степени я связан со спортом в принципе. В молодости я занимался лёгкой атлетикой и учился в медицинском, да и вообще люблю биологию. Для того, чтобы тренировать, нужно знать биологию и физиологию мышечной деятельности. Знать, как функционирует эндокринная система, как функционирует кровообращение, как увеличивать аэробный, анаэробный пороги, понимать как работает сердечно-сосудистая система. Всё. Ибо ты тренируешь не спортсмена, а его мышцы. Их нужно просто переделать в окислительные.
На первых порах я занимался с Настей сам, а когда мне было некогда из-за работы, передавал её в секцию, а потом забирал. Позже мне пришлось оставить то, чем я занимался, отучиться на тренера и полностью посвятить себя Насте. Я получил второе образование, теперь я официально тренер-преподаватель, специалист по физической культуре. Я могу смело сказать, без лишней скромности, что я один из лучших специалистов в области развития выносливости, а это самое главное в спорте.
- Какие сложности возникают в связи с тем, что Вы выполняете две роли - отца и тренера?
Настя: - Проблемы с дисциплиной. Слушаться тренера не всегда получается.
Дмитрий: - Да, это так. Не был бы я папой, а только тренером было бы иначе. Я сказал, она чётко выполнила мое требование, но так как я папа, можно огрызаться, пререкаться.
Настя: - Я стараюсь думать, что это мой тренер, а потом уже отец. Тренер на тренировках, а отец дома.
- Как часто вы проводите тренировки?
Настя: - Мы каждый день тренируемся, кроме воскресенья.
Дмитрий: - Когда у неё первых пар нет, мы утром занимаемся, а потом ещё вечером. Она член сборной страны, я уверен, что она входит в пятёрку лучших в мире, но пока кандидат в мастера спорта. Нужно много работать, чтоб соответствовать и расти.
- Настя, выходит у вас тренировки почти каждый день, как удаётся совмещать бокс с учёбой? Где ты учишься?
- У меня на первом месте бокс, естественно. Учёба параллельно идёт. Я учусь в финансово-экономическом колледже при РИНХе на втором курсе. Я учусь на юриста и увлекаюсь психологией. Директор колледжа Артур Гайкович Хачатрян, доктор экономичесских наук, профессор, сам бывший боксёр, у него все спортсмены на контроле. Он всячески помогает мне и способствует моей учебе. Когда нужно, спокойно отпускает на соревнования. В этом плане все в порядке, я успеваю и учиться, и тренироваться.
- С таким плотным графиком, удаётся найти время для себя и своих увлечений?
Настя: - Раньше я занималась в студии «Имидж-Элит», сейчас все силы вкладываю в боксёрскую карьеру, иногда захожу туда в гости, пообщаться с Еленой Николаевной (Елена Николаевна Степура – директор ростовской школы моделей «Имидж-Элит» - прим. ред.). Мне очень нравилось посещать эти курсы, занятия там помогли стать женственней. Я научилась этикету, грамотному общению с людьми, умению показать себя с лучшей стороны. Нас учили правильной походке, что сейчас, кстати, очень помогает мне и в боксе в том числе. Когда девушка выходит на ринг, она бывает женственная, а бывает мужичка. У меня первый вариант.
Дмитрий: - Я говорю так: в жизни ты должна быть девушкой, а на ринге "машиной для убийств".
- Видно, что за плечами у тебя модельное прошлое, ты прекрасно выглядишь, такая хрупкая, утончённая. Я всегда думала, что девушки, которые занимаются боксом крупные, широкоплечие, это стереотип?
Дмитрий: - Стереотип! Если набрать в интернете «девушки боксёры», то увидите фотографии чемпионок мира, это абсолютные модели, красавицы. Крупное телосложение и широкие плечи получают девушки от природы. Если она рождается мужичкой, то куда ей идти? Не в балет же? Нет. Она идёт в боевой вид спорта, и все думают, что это бокс сделал её такой, хотя это особенности телосложения от рождения.
- Получается, от занятий боксом не развиваются мышцы, которые могут повлиять на женственность фигуры?
Дмитрий: - В боксе развивается в основном верхняя часть торса и немного ноги. А по той методике, по которой мы занимаемся, получается, что у нас силовая нагрузка занимает 70%. Эта специальная силовая тренировка сжигает межмышечный жир, который не подкожный, а находится внутри мышц, а туда жир выходит из жирового депо, и так постоянно. Отсюда всегда потрясающая форма.
- Бокс требует от вас так много времени и сил. Никогда не возникало желания прекратить тренировки, найти для себя что-то полегче?
Настя: - Конечно, было и такое. Я психовала, хотела всё бросить. Бывало, что я категорически отказывалась ходить на тренировки, но потом всё переосмысливала и решала продолжать.
Дмитрий: - Желание бросить было тогда, когда она занималась по классической системе физической подготовки, как везде в спортивных школах. Она каждый раз сильно уставала, и до сих пор считается, что это нормально, но это большое заблуждение от неграмотности. По сути, это старая советская школа, в которой всё было построено на гликолитических тренировках, что приводит к большому закислению спортсмена и убивает выносливость. Раньше всё было на анаболических стероидах, а сейчас с этим строго, вплоть до уголовной ответственности.
Настя: - Да, раньше я каждый день тренировалась на износ, так, что майку можно было выжимать от пота.
- Почему возникало желание бросить то, что ещё вчера считалось делом всей жизни?
Дмитрий: - Есть такой термин у некоторых тренеров – «ресурс спортсмена». Но такого понятия не существует в реальности. Его выдумали. Это миф. С точки зрения биологии это очень просто объясняется - выжимают эндокринную систему, сильно закисляют кровь. Железы настолько выжимают этими тренировками, что они уже потом не функционирует как положено. У человека гормоны не выделяются, и пропадает желание заниматься спортом. Это всё как бы записывается в нейромышечную связь и человек когда выполняет эту связь, работу, возникают воспоминания о нежелании и усталости и ему просто не хочется, нет активности. Если человек тренируется, а затем теряет желание, причина тому неправильные тренировки.
Мы два года занимались по старой методике, она пахала, я выжимал из неё все соки, она уставала. Едем на соревнования - «умирает» на ринге. Я не мог понять, в чём дело. Помню один тренер говорил, если ты вышел из зала и не выжимаешь майку, значит тренировка прошла зря.... Теперь я понимаю, какая же это глупость.
- Дмитрий, как Вам удалось изменить ситуацию?
- Я ездил в Москву в МФТИ в Департамент физической культуры и спорта, общался с профессором, знакомился с исследованиями в лаборатории. Мне представили инновационные технологии, которых не было до 2000 года. Как уже говорил, советские методики, по которым тренировали спортсменов, их физическую выносливость, неправильные, они ломают людей, и спортсмены выходят с больным сердцем, дистрофией миокарда («спортивное сердце»).
Сейчас существуют совершенно новые методики, которые намного улучшают работоспособность спортсмена. Сначала мне было очень сложно, я первые три месяца просто не мог понять, как это всё работает. Эта новая методика казалась мне полнейшим бредом. Сейчас я всё это изучил, мы прошли тестирование и работаем по этой новой методике. Очень важно, знать биологию и спортивную физиологию. Теперь смотрю, как тренируют сейчас, не только в боксе, но и в других видах спорта и понимаю, что это просто убийство, люди совершенно неграмотные, и что самое интересное, и учиться не хотят.
- Как проходят ваши тренировки по этой новой методике?
Дмитрий: - Мы, по сути, на тренировках больше отдыхаем, чем занимаемся. Тренировка идет 2-3 часа, из них только активной работы минут 10-15, всё остальное время - отдых. У нас маленький объём, но высокая интенсивность. Схема примерно такая: 10 секунд интенсивного выполнения упражнения, затем 1-3 минуты отдыха, 40 секунд упражнения, затем отдых и т.д. Мы выполняем правильные упражнения. Я нагрузку даю только на ту группу мышц, которая необходима конкретно в этом виде спорта.
Настя: - Как мы поменяли методику, появилось желание заниматься, намного легче стало тренироваться. Даже когда праздники какие-то, отдыхаю дома, а мне быстрее хочется на тренировку. Я могу там целый день провести. И самое главное, что результаты стали расти.
- Эта методика предусматривает время на отпуск, какой-то перерыв в тренировках?
Настя: - По новой системе и отдыхать то специально не нужно.Тренировки это и есть отпуск и отдых, особенно на море.
Дмитрий: - Неделя без тренировок, и выносливость падает на 50%. Нужно порядка 20 дней, чтобы потом вернуться к прежней форме после перерыва. Вот недавно мы ездили в Абхазию на сборы, Настя там утром бегала, вечером занималась в спортивном зале, на море ходила выполнять упражнения. Разве это не отдых?!
- Каких результатов вы добились на сегодняшний день, ваши главные достижения в боксе?
Настя: - В этом году я выиграла первенство Москвы. Я чемпионка первенства ЮФО 2016, призёр спартакиады учащихся 2017, призёр и победительница различных международных соревнований, призёр и финалист первенства России. Вот недавно, с 10 по 16 октября, мы ездили на соревнования в г. Королёв Московской области, где выступали немцы, индусы, белорусы, казахи. Взяла первое место. В финале встретилась с индианкой, а индусы очень выносливы, но я с ней справилась.
- Каждый раз, когда Настя выходит на ринг, Вы стопроцентно уверены в её победе?
Дмитрий: - Нет, я даже, когда уже вижу, что она выиграла, не уверен, что ей поднимут руку. Не всегда побеждают лучшие. Судьи – люди, и судят по-разному: кто-то объективно, а кто-то по иным, не понятным для нас, причинам. Бывают спорные ситуации, их нельзя допускать. На ринге нужно не боксировать...
Настя: - На ринге нужно убивать! (Улыбается).
Дмитрий: - Да, я так и говорю. Если равный бой, ничья, считай, что ты проиграла. Победа должна быть безоговорочной.
- Какое соревнование было самым тяжёлым, настолько, что победу пришлось вырывать с кровью?
Дмитрий: - Финал первенства России - это было непросто.
Настя: - Нет, в принципе, там 4 боя провела спокойно. Все они средние по тяжести.
Дмитрий: - У нас ещё не было такого соревнования. Наверное, чемпионат мира и юношеские олимпийские игры в 2018 году будут уже потяжелее. Мы сейчас проходим отборочные соревнования, стремимся на этот уровень
- Получается, на данный момент Настя не встретила достойной конкуренции?
Дмитрий: - В Ростовской области нет девушек или даже женщин, которые в её весовой категории могли бы ей противостоять. Она настолько жёсткая, что некоторые даже отказываются с ней боксировать. Мы боксируем только с мальчиками. Выбрали двух ребят для тренировок: один из Новочеркасска, один из Ростова. Мы им платим деньги за спарринг. Ребята с ней прям рубятся в полную. Я сказал, не считайте, что она девушка, воспринимайте её как противника и работайте в полную силу. Конечно, она отхватывает. Они сильнее бьют, жёстче, приходится им соответствовать.
- В чём разница между мужским и женским боксом?
Настя: - Мужчины без шлема выступают, а женщина пока в шлеме. Но в юниорской группе и юноши и девушки в шлемах.
Дмитрий: - По правилам и требованиям разницы вообще никакой. Даже время уровняли у мужчин три раунда по три минуты, и девушки юниоры сейчас также боксируют 3 раунда по три минуты. Единственное, можно заметить разницу в манере ведения боя: женщины - техничнее, быстрее, но мужчины наносят сильнее удары.
- Родителям, наверняка, тяжело смотреть, как их ребёнка бьют на ринге, как дочь получает травмы. Как вы справляетесь с чувствами и эмоциями?
Дмитрий: - Травмы? В боксе нет травм, вернее они случаются очень редко. Нужно ещё умудриться попасть по противнику так, чтобы нанести травму. К тому же, они все выступают в защите. Судья на соревнованиях всегда внимательно следит - малейшее нарушение, бой сразу останавливается. Так как я папа-тренер, первое, что я сделал, когда начал тренировать Настю - поставили защиту. Я уверен, что её не просто пробить.
Настя: - Бокс примерно на 15 месте стоит по травмоопасности, на первом - футбол, лыжи, спортивная гимнастика, хоккей – вообще страшные виды спорта. Хотя мама изначально была против, но мы её переубедили. Бои показывали иногда, но она говорит: нет, дочечка я смотреть не хочу, мне страшно и так далее. Слишком переживает за меня.
- То есть бокс не так травмоопасен, как может показаться?
Дмитрий: - Да это вообще не травмоопасно. Максимум, что может быть, если тренер поставил плохую защиту, разобьют сопернику нос, пойдёт кровь. Но они же только радуются этому, быстрее фотографируют и выкидывают в соцсети.
- Что могло бы помешать вам заниматься боксом? Есть какие-то трудности, которые нужно преодолевать?
Дмитрий: - Есть. Но нам помогает их преодолевать ростовский предприниматель Иван Игнатьевич Саввиди. Бокс требует больших финансовых затрат. Каждые полтора месяца кроссовки стираются до дыр от тренировок. Для поддержания формы нужны дорогостоящие пищевые добавки, экипировка, спортивный инвентарь, некоторый специальный инвентарь. Перчатки приходят в негодность за 2 месяца, а новые и качественные - это дорогое удовольствие, от 6 тысяч рублей. Так же Настя прошла полное медицинское тестирование в лаборатории МФТИ, в Москве, где я и получил эти уникальные знания по планированию тренировочного процесса. Мы так же приобрели дорогой прибор для измерения уровня лактата в крови, что позволяет контролировать спортивную подготовку правильно.
Плюс затраты на поездки: билеты, питание, гостиница - это огромные траты. Я хочу сказать, что без поддержки мы бы не занимались, и не было бы бокса в нашей жизни, и не было бы таких достижений…
Настя: и не было бы моего будущего в спорте, если бы мы не получили такого внимания от Ивана Игнатьевича Саввиди.
- Как вам помогает Иван Игнатьевич Саввиди?
Дмитрий: - Каждый год благотворительный фонд Ивана Саввиди, выделяет нам необходимую сумму. Благодаря этому, мы можем позволить себе ездить на сборы и тренироваться в составе сборной России, ездить на соревнования: раз в месяц по России, три раза в год на соревнования международного уровня. Настя была уже в Германии, в Испании, в Турции, в Швеции, в Финляндии. В январе 2018 года едем на международный турнир Кубок наций, по сути это турнир мирового уровня. Туда приезжают лучшие со всех стран. Такие соревнования дают очень хороший международный опыт.
Думаю, что с такой поддержкой от И.И. Саввиди, Анастасия очень скоро достигнет высот мирового уровня!
- Какие соревнования намечены на ближайшее будущее? Когда за вас нужно будет держать кулачки?
Настя: - В ближайшее время со 2 по 4 ноября едем на турнир, но там конкурентов в принципе нет, нужно просто поехать отработать кое-какие элементы. С 14 декабря - «Олимпийские надежды», если там займу первое место, то уже получу Мастера спорта.
- Настя, какая главная цель в твоей спортивной карьере?
- Я хочу стать Олимпийской чемпионкой. Я иду к этому с самого детства.
- Когда это будет достигнуто, исполнится мечта, и ты станешь Олимпийской чемпионкой, что дальше?
Настя: - Потом ещё одна олимпиада. Потом можно и по профи пойти.
- Что значит «пойти по профи»?
Настя: - Это профессиональный бокс, а не олимпийский. Там платят за бои. Это полноценное шоу с музыкой и программой. Только правила там немного другие: если в олимпийском боксе - нокдаун, судья сразу останавливает бой, то в профи разрешают бить до тех пор, пока человек не упадёт.
- Дмитрий, а как Вы относитесь к этой идее?
- Я думаю, не родится такой человек, который сможет бить её так, чтобы она упала. Если я увижу, такой бой, то мне придётся выкинуть полотенце (выброшенное тренером на ринг полотенце означает сигнал о немедленном прекращении боя – прим. ред.).
Настя: - Нет уж, лучше я умру на ринге, чем ты выкинешь полотенце.
Дмитрий: - Конечно, она уже тогда будет взрослая, сама будет решать. Если она не будет готова, она никогда не будет драться. Вообще если человек в профи хорошо себя покажет и будет чемпионом, то, я хочу вам сказать, это и будет её работа. Профессиональные боксёры очень хорошо зарабатывают. Главное - пройти школу олимпийского бокса, и уже там готовить себя к профи. В бокс нужно идти с детства, желательно конечно взять олимпиады, чтоб потом уверенно идти по профессионалам. Но так происходит не всегда, бывает, что в олимпийском боксе не всё гладко, а по профи карьера строится удачно.
- А если абстрагироваться от спортивной карьеры, чего вы хотите, о чём мечтаете?
Настя: - Ничего конкретного, все цели у меня связаны с боксом. Пока не выполню их, не стану мастером спорта международного класса, пока я не сделаю карьеру боксера, не стану профи, личную жизнь я не хочу строить, смысла нет.
- Дмитрий, как Вы видите будущие своей дочери? Чего Вы хотите для неё в дальнейшем?
- Чтоб жизнь у неё удалась, так как ей хочется, чтоб было всё, что ей нужно. Мне больше ничего не надо.
- Как Вы отреагируете, если в один день Настя придёт к Вам и скажет, что решила уйти из бокса?
Настя: - Для него это будет удар.
Дмитрий: - Для меня это наверное всё-таки будет удар. Но я знаю, что пока этого не случится, потому что она сама раз в месяц нуждается в соревнованиях, это для неё уже как наркотик.
Настя: - Если долго нет соревнований, мне становится скучно, неинтересно, ничего не хочется: там особенный мир. Приезжаешь на соревнования и начинаешь чувствовать себя бойцом, много людей, знакомых, подруг.
- Дмитрий, что о ваших планах, на сегодняшний день Вы тренируете только Настю? Не думали развиваться как тренер?
- Ко мне, наверное, человек 12 уже просилось, даже больше. Некогда пока. У нас постоянно соревнования, разъезды. А каждый человек требует особенного подхода, потому что нельзя всем давать одну нагрузку. Важно элементарно разделить по весовым категориям, ведь для каждой будет своё время выполнения физической нагрузки.
Я бы хотел набрать группу девушек большой весовой категории - 70-81+ кг. Работа по современной методике поможет им стать увереннее в себе, похудеть, поставить цель в жизни, иначе взглянуть на свой мир. В этой весовой категории выступает мало девушек. Приезжаешь на соревнования в нашем весе - человек 20, а в тяжеловесах - 3-5 человек. Нужно это исправлять.
- Настя, сможете делить папу и тренера с другими подопечными? Ревновать не будете?
- Конечно, буду. Сейчас я на тренировках как реклама, многие подходят, спрашивают: можно ли у вас тренироваться? Папа говорит, что в данный момент группу не набирает. По крайней мере, пока так. Может позже он кого-то и возьмёт. Возможно, будем даже тренировать вместе. Отец и дочь Марковы.
Плотникова Дарья, специально для "Ростовчанки". Фото из архива семьи Марковых.
Посмотрите также: