27.07.2023Количество просмотров: 4176
Материал представляет:
Мария Братолюбова, кандидат исторических наук,
историк, кафедра истории России
института истории и международных отношений ЮФУ.
В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Сегодня мы представляем ГЛАВУ 7: 1940–1944.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
Мы продолжаем повествование о событиях в авиации, происходившие на Донской земле. Сегодня расскажем о периоде 1940–1944 годов, когда во время Великой Отечественной войны транспортная авиация стала серьёзной составной частью Вооруженных сил страны и имела огромное значение для победы над врагом.
ПРОЛОГ
1939
1939 с мая по сентябрь – на авиационном заводе № 84, Химки (Московская область), по лицензии компании Дуглас, были изготовлены первые три транспортных самолёта типа DC-3, которые стали называться ПС-84 (пассажирский самолёт завода № 84). В дальнейшем завод выпускал военную версию данного типа самолёта. ПС-84 являлся воспроизведением американского самолёта Дуглас DС-3. После перевода в метрические меры всех его размеров и толщины материала, пересчёта всех элементов конструкции по советским нормам прочности – масса самолёта выросла, но безопасность и надёжность повысились. Переработкой чертежей применительно к отечественной технологии руководил В. М. Мясищев (с 1942 года – генеральный авиаконструктор).
Военная версия ПС-84 – военно-транспортный самолёт, средний бомбардировщик. Подобные самолёты ПС-84 и Ли-2 эксплуатировали авиаторы Дона. Всего в ростовских авиаотрядах эксплуатировалось 16 таких самолётов.
1939 октябрь 29 – в соответствии с докладом командующего войсками Ленинградского военного округа Наркому обороны СССР по плану разгрома сухопутных и морских сил Финляндии (№ 4587), от ВВС РККА предлагалось задействовать 1581 самолёт.
1939 ноябрь 30 – утро, 8 часов по московскому времени, начало войны СССР – Финляндия за территорию, дата окончания войны – 13 марта 1940 г., 12 часов дня по ленинградскому времени. Общая продолжительность войны: 104 дня и 4 часа. Печальное событие с большими людскими потерями.
Во время Зимней войны 1939–1940, у пилотов ГВФ оказалось гораздо больше опыта полётов в сложных условиях, чем у лётчиков бомбардировочной авиации ВВС. Практика полётов по приборам в условиях облачности, туманов, снегопадов и обледенения, с использованием всех средств радионавигации, позволяла экипажам ГВФ гораздо точнее выходить к заданным целям и более эффективно решать поставленные боевые задачи. Фото редкой книги о событиях Зимней войны.
1939 декабря 17 – по 1941 год – было собрано и поставлено Гражданскому Воздушному Флоту (ГВФ), как структуре ВВС РККА, 72 самолёта ПС-84.
1940
1940 – проект Полевого устава Красной Армии выделял транспортную авиацию как отдельный вид авиации и определял её задачи. Данный вид авиации предназначался «для выброски и высадки воздушных десантов, переброски войск на большие расстояния, транспортировки военных грузов, в особенности для войск, действующих в тылу противника, и для эвакуации».
1940 – в стране насчитывалось уже полторы сотни аэропортов и несколько сот аэродромов.
1940 – из всех транспортных самолётов РККА, как ТБ-3, ПС-84, ТБ-7, Р-5, По-2, стоявших накануне войны на вооружении ВВС и ГВФ для выполнения военно-транспортных задач, наиболее приспособленным для транспортировки войск и грузов был самолёт ПС-84 ГВФ. Он мог перевезти 20 человек, или до 2000 кг груза, на дальность до 2400 км и обладал высокой по тем временам экономичностью.
Транспортный самолёт ПС-84. На фото погрузка-разгрузка самолёта в полевых условиях. Всего в СССР было построено 4937 самолётов данного типа.
1940 март 13 – день, 12 часов дня по ленинградскому времени, окончание войны СССР – Финляндия за территорию, которая продлилась 104 дня и 4 часа. Печальное событие с большими людскими потерями и военной техники. В конфликте участвовали 7 авиаполков транспортной авиации.
В целом, на поддержку войск, транспортной авиацией было совершено около 40% от общего числа самолёто-вылетов всей авиации. При этом бомбардировщики израсходовали 54% своего ресурса, истребители – около 25%. Для наступавшей пехоты были особенно важны действия авиации по оборонительным сооружениям на Карельском перешейке. Однако эффективность авиационных ударов оказалась низкой. Одна из причин – плохая погода. Прицельно-навигационное оборудование не позволяло выполнять точное самолётовождение и прицельное бомбометание вне визуальной видимости земли.
1940 июнь – Батайскую авиационную школу лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова (1938 март 02) окончил, получив звание младшего лейтенанта, Маресьев Алексей Петрович, будущий Герой Советского Союза (1943, август 24). Батайская авиационная школа гражданского воздушного флота (ГВФ) (1931–1939) размещалась на Батайском, Кущёвском, Азовском аэродромах Ростовской области.
Алексей Маресьев (на фото в центре) до 1940 года.
1940 ноября 05 – в Военно-Воздушных Силах Красной Армии была создана 50-я дальнебомбардировочная авиационная дивизия с базировкой аэродром Центральный (Ростов-на-Дону) и аэродром Хотунок (Новочеркасск). В её состав входили 81, 228, 229 и 231 авиаполки дальних бомбардировщиков ДБ-З, сформированные на основе структур гражданского воздушного флота Дона.
Самолёт ДБ-3. На трёх наружных держателях под фюзеляжем можно было подвесить одну бомбу или торпеду массой до 1000 кг и две бомбы по 500 кг.
При использовании самолёта в качестве фронтового бомбардировщика максимальная бомбовая нагрузка составляла 2500 кг. Всего в СССР было построено 1528 самолётов данного типа.
1940 декабрь – в структуре военно-воздушных сил Красной армии не было подразделений военно-транспортной авиации. Генеральным Штабом РККА предполагалось, что в случае войны все самолёты, личный состав и технический парк гражданского воздушного флота (ГВФ) перейдут в состав вооружённых сил страны и будут обеспечивать войска всем необходимым. В СССР реорганизация транспортной авиации только начиналась.
1941
1941-1945 – с первого дня войны и до Победы, все 1418 дней и ночей, гражданские авиаторы в едином боевом строю Военно-Воздушных Сил Красной Армии сражались против агрессоров. Во времена ВОВ перед всем гражданским воздушным флотом была поставлена задача по выполнению военных операций. Личный состав ГВФ Советского Союза внёс достойный вклад в Победу над агрессорами.
1941 январь – в территориальных управлениях гражданского воздушного флота созданы учебные эскадрильи (авиашколы), готовившие лётчиков для ВВС Красной Армии. Такая авиашкола была создана в Батайске ещё в 1939 году, на базе 1-й Краснознаменной авиационной школы пилотов ГВФ им. П.И Баранова.
1941 – накопленный серьёзный и печальный опыт полётов и действий во время финской войны, как нельзя лучше пригодился с лета 1941 года.
1941 июнь – парк транспортных самолетов ГВФ к началу ВОВ насчитывал около 3000 машин и 4000 лётчиков. Материальная часть и личный состав ГВФ представлял из себя естественный резерв ВВС РККА на случай войны, причём резерв хорошо подготовленный, способный к полётам в сложных метеоусловиях и в ночное время (первый опыт – война с Финляндией). Помимо включения в состав бомбардировочной, морской и транспортной авиации, с началом боевых действий начали формироваться и отдельные авиационные группы ГВФ, имевшие часто очень разнообразный состав, но готовые выполнять уникальные транспортные задачи.
1941 июнь – с первых дней войны самолеты и лётчики всего Гражданского Воздушного Флота переключается на задачи по выполнению военных операций. Авиаподразделения доставляли на передовые позиции боеприпасы, медикаменты, консервированную кровь, вывозили раненых, перебрасывали с одного участка фронта на другой офицеров связи, бомбили передний край обороны противника, летали в тыл врага и к партизанам.
1941 июнь – к началу Второй Мировой войны парк транспортных самолетов СССР (ВВС + ГВФ), который можно было использовать для выполнения транспортно-десантных задач, обладал грузоподъемностью 1640 тонн (при боеготовности 80%), в том числе грузоподъемность парка самолетов ГВФ составляла около 520 тонн (32%). Такой парк был способен в значительной мере обеспечить потребности в авиаперевозках вооруженные силы СССР. Уже в первые дни войны из частей территориальных управлений и структур ГВФ были сформированы особые авиагруппы, преобразованные в 1942 году в отдельные полки и дивизии ГВФ ВВС.
1941 июнь 23 – Гражданский воздушный флот был передан в оперативное подчинение Наркомату обороны СССР – Постановление СНК СССР от 23 июня 1941.
1941 июнь 23 – Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР вынес специальное Постановление «О работе Гражданского воздушного флота в военное время», т.е. о подчинении Гражданского Воздушного Флота, в оперативном отношении, Народному Комиссариату Обороны (НКО) СССР и формировании из личного состава и самолетов ГВФ особых авиационных групп, которые передавались в оперативное подчинение командующим воздушными армиями фронтов и военно-воздушными силами флотов. За начальником Главного управления ГВФ полностью сохраняется техническое и административно-хозяйственное руководство ГВФ. Постановление подписал Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Председатель Совета Обороны СССР, Сталин. И.В.
Спустя ещё несколько дней вышел приказ наркома обороны СССР «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время».
Постановлением СНК СССР от 23 июня 1941 г. утверждено Положение о Главном управлении Гражданского воздушного флота на военное время. В оперативном отношении Гражданский воздушный флот подчинен Наркомату обороны СССР.
1941 июнь 22 – структуры гражданского воздушного флота стали переводить на военное положение.
1941 июня 23 – для выполнения специальных заданий командования Красной Армии из опытных лётчиков гражданской авиации была сформирована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) в составе семи эскадрилий, которая позднее стала известной 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизией. Затем были сформированы авиагруппы, полки и дивизии ГВФ. ГУ ГВФ было подчинено Наркомату Обороны. В составе ГУ ГВФ создано Управление фронтовой авиации для координации боевой работы фронтовых формирований ГВФ.
1941 июнь 23 – второй день Великой Отечественной войны Алексей Семенков был назначен командиром транспортного самолета Ли-2, гражданского воздушного флота (ГВФ) в составе ВВС РККА и получил задание доставить боеприпасы в город Лугу Ленинградской области. Тогда он ещё не знал, что через 1417 дней, 9 мая 1845 года, он как командир транспортного самолета Ли-2, полковник, доставит из Берлина в Москву Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
А. И. Семенков – курсант Тамбовской летной школы, 4-й слева стоит.1935 год.
1941 июль – решением НКО СССР из региональных управлений ГВФ сформировано шесть авиационных групп особого назначения (АГОН), сформирована структура транспортной авиации в начале ВОВ.
1941 июль 09 – личный состав авиационных соединений Гражданского Воздушного Флота фактически был призван (зачислен) в РККА.
1941 июль 09 – Приказ №007 об использовании ГВФ в военное время, который не был отменён до 1992 года.
1941 июль 09 – по приказу Наркома обороны (НКО) «Об использовании Гражданского воздушного флота в военное время» на гражданскую авиацию возлагалось выполнение особых заданий Государственного комитета обороны и Наркомата обороны по специальным воздушным перевозкам военных грузов и высадке десантов, ПОДГОТОВКА ЛЕТЧИКОВ для боевой авиации и повышение квалификации летного состава, обслуживание авиаперевозками нужд народного хозяйства, переведенного на работу для обороны.
1941 ноябрь 16 – Приказ No 41 от 18.11.1941 по Главному управлению ГВФ о создании особой авиагруппы ГВФ под командованием начальника Азово-Черноморско-Кавказского Управления (АЧКУ) ГВФ И.И. Хальнова и комиссара А.Р. Кардонского из авиаподразделений Ростова-на-Дону, Краснодара, Минеральных Вод, Ставрополя, Грозного и других аэропортов, произошло объединение командования всеми силами ГВФ на юге.
1941 ноябрь 17, в 08:00 – противник силами: 3-й танковый корпус, 1-й танковой армии под командованием Эберхарда фон Макензена, в составе 13-й и 14-й танковых дивизий, 60-й моторизованной пехотной дивизии и 1-й дивизии СС, перешёл в наступление на ростовском направлении, нанеся удар по позициям 56-й армии Южного фронта. Злую шутку с советскими частями, в частности с артиллерией, сыграла 17 ноября погода. Плотный туман, не редкость для этого времени года в Ростове-на-Дону, опустился на землю, это позволило немецким танкам практически вплотную приближаться к советским позициям.
1941 ноябрь 19 – назначенному руководителем Ростовского аэропорта К.И. Захарову пришлось организовывать размещение беспрерывно прибывавших раненых воинов, беженцев, затем эвакуировать их в восточные районы страны. В связи с приближением гитлеровцев к Ростову, командование приказало Захарову подготовить к взрыву радиоцентр, бензосклад, телефонную станцию, перед уходом из аэропорта разрушить инженерные коммуникации. Группу подрывников возглавил сам начальник аэропорта. Как только фашистские танки появились на восточной окраине аэродрома, раздались взрывы.
Захаров Константин Иванович, подполковник, лётчик-штурман, начальник Ростовского гарнизона ГВФ и начальник аэропорта города Ростов-на-Дону. В 1941 году воевал в составе авиационных частей гражданской авиации. Был командиром эскадрильи в особой авиагруппе Гражданского Воздушного Флота, которая входила в оперативное подчинение 56-й отдельной армии Южного фронта, начальником штаба 8-го, 14-го, 26 авиаполков. Награждён двумя орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны» I и II степени.
1941 ноябрь 21–29 – первая оккупация Ростова-на-Дону. Несмотря на многотысячные потери с обеих сторон, гитлеровцы восемь дней удерживали донскую столицу, и этот период вошёл в историю как «кровавая неделя».
1941 ноябрь 29 – впервые во Второй мировой войне, на территории СССР, войска фашистской Германии потерпели ПЕРВОЕ, до декабря 1941, серьёзное поражение в боях под Ростовом. В ходе Ростовской наступательной операции 29 ноября был первый раз освобождён Ростов-на-Дону.
1941 декабрь – из частей ВВС СКВО была сформирована 105-я Истребительно Авиационная Дивизия (ИАД) ПВО.
1941 декабрь 01 – на базе 18-го Транспортного Авиационного Отряда (созданного в июле 1934 года, Ростов-на-Дону) Азово-Черноморско-Кавказского УГВФ, сформирована Ростовская транспортная авиаэскадрилья, Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ (структура ВВС РККА). Авиагруппа расформирована в июле 1947 года в связи с формированием 34-го Транспортного Авиационного Отряда ГВФ (Ростов-на-Дону).
1941 декабрь – «недопонимание места гражданской авиации на войне выразилось в том, что её несколько раз переподчиняли: то Наркомату обороны, то ВВС, то АДД, то СНК. Не случайно ряд командиров ВВС, проявляя самоуправство, зачисляли придаваемые им подразделения ГВФ в свои дивизии…». В результате терялись документы, наградные листы и представления к званиям Героя. Печальное время было, время хаоса и неразберихи. И несмотря на это, сплочение народа против общей беды состоялось.
1941 декабрь 10 – Приказ наркома обороны о формировании из частей ВВС СКВО 105-й Истребительной Авиационной Дивизии ПВО (ИАД ПВО), оборонявшей воздушное пространство над Ростовом до лета 1942 года.
1942
1942 – в соответствии приказом Северо-Кавказского Военного Округа (СКВО) создан отряд специального назначения ГВФ, командиром которой был назначен Гарниер Николай Николаевич. Этот отряд (особая группа) был зачислен в 8-й авиаполк ГВФ ВВС, отдельной дивизии Генерального штаба.
Гарниер Николай Николаевич. 1910 года рождения. Член КПСС. Инструктор тренажёра 9-го Учебно-тренировочного авиаотряда в Ростове. В Аэрофлоте с 1933 г. За весь период лётной работы лётных происшествий не имел. Участник Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.
За долголетнюю и безупречную работу в Аэрофлоте и активное участие в общественной жизни неоднократно поощрялся. Награжден знаком «Отличник Аэрофлота». (Запись в Книге Почёта Ветеранов Аэрофлота от 14.09.1967).
1942 апрель 26 – издано Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657 и приказ наркома обороны № 126 о полном подчинении ГВФ командующему ВВС Красной Армии.
Постановление Государственного комитета обороны СССР № 1657.
1942 май – ГВФ был передан в прямое подчинение заместителю Наркома обороны по авиации – командующему ВВС Красной Армии. В разные периоды войны в ГВФ насчитывалось от 2300 до 3000 самолётов, из них 220 – 300 транспортных. Наиболее оснащённым военно-транспортным авиационным соединением в руках Верховного Главного Командования являлась Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), Первая авиатранспортная дивизия ГВФ, насчитывавшая в начале войны 138 самолётов, из них 83 самолета ПС-84. В последующем в составе первой авиатранспортной дивизии ГВФ было сформировано три авиационных транспортных полка (по 30 самолётов Ли-2) трех-эскадрильного состава.
1942 июнь – улучшилось положение с выпуском самолётов Ли-2, которые начали поступать в авиацию дальнего действия на замену самолетов ТБ-3. На базе ГВФ была развернута подготовка кадров на Ли-2.
1942 июль – в связи с успешным применением самолётов ПС-84 в качестве ночных бомбардировщиков, Первая авиатранспортная дивизия ГВФ уже в конце июля 1942 года была переименована в бомбардировочную авиационную дивизию дальнего действия, это было первое военно-транспортное соединение Советских ВВС.
1942 июль – с июля 1941 года по июль 1942 года в подразделениях ГВФ было подготовлено 500 пилотов, около 290 бортмехаников и 270 бортовых радистов для самолёта Ли-2 .
1942 июль 24 – начало второй оккупации Ростова-на-Дону.
1942 июль – по август 1943 – в период оккупации Ростова авиаметеостанция не работала. Личный состав станции был эвакуирован в район Кавказских Минеральных Вод. В тяжёлых боях за Ростов авиаметеостанция была почти полностью разрушена, поэтому после освобождения города основной задачей было восстановление работы станции, штата сотрудников, укомплектование оборудованием.
1942 август 8 – создание 8-го отдельного авиационного полка ГВФ на базе Закавказской авиагруппы особого назначения. В составе полка до конца войны воевали десятки ростовских авиаторов.
1942 сентябрь – Ташкентский завод (эвакуированный из города Химки Московской области) стал выпускать военную версию ПС-84, которая получила обозначение «Ли-2». Аббревиатура от «лицензионный» или от фамилии главного инженера завода № 84 ГВФ – Лисунова Б.П. Всего на этом заводе было выпущено 2125 самолётов Ли-2.
1942 октябрь – Пётр Лебеденко, лётчик, писатель, фронтовик, впервые встретился с Шолоховым М. А. на фронте. По приказу командования вывозил писателя с передовой, из-под огня противника.
1942 ноябрь – на базе авиагруппы ГВФ особого назначения (МАГОН) созданы отдельные авиаполки гражданского воздушного флота, которые вошли в состав воздушных армий фронтов. Кроме того, сформированы три авиадивизии: транспортная, связи, перегонки самолётов с заводов. Транспортная авиация ГВФ была крайне востребована на местах.
Военный лётчик Алексей СЕМЕНКОВ (второй слева) с боевыми товарищами на военном аэродроме,1942. Именно Семенков, в ночь на 9 мая 1945 года, на транспортном самолёте Ли-2 ГВФ ВВС СССР, доставил в Москву советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
1942–1945 май – из США было получено около 480 самолетов С-47. Однако даже в конце войны количество транспортных самолётов лишь немного превышало тысячу единиц.
1943
1943 февраль 14 – освобождение Ростова-на-Дону.
1943 май 24 – Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-Воздушных сил Красной Армии» от 24 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» Дрыгину Василию Михайловичу с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 997).
Дрыгин Василий Михайлович. Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, старший лётчик 298-го истребительного авиационного полка 229-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, капитан, Герой Советского Союза. Диспетчер Службы движения Ростовского объединённого авиаотряда (1964–1986).
1943 август 22 – Гражданский Воздушный Флот переведён в полное подчинение командования Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии. Документально оставался в составе ВВС до 1992 года.
1943 август 30 – освобождение всей территории Ростовской области.
1943 август 21 – ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Им предусматривалось открыть к 25 августа 1943 г. регулярное движение на авиалиниях Москва – Орел – Курск – Харьков и Москва – Воронеж – Луганск – Донецк. Специальную авиатранспортную эскадрилью – к регулярным полётам из Москвы в Куйбышев, Алма-Ату, Харьков и на открывшейся международной трассе Москва – Тегеран – Москва. Всего в 1943 г. регулярное движение по расписанию поддерживалось уже на 17 магистральных авиалиниях, на которых работали самолеты Ли-2 и С-47. В СССР по ленд-лизу было поставлено 707 самолётов Douglas C-47 Skytrain. Для обслуживания открывшихся линий Советское правительство выделило дополнительно 125 самолётов.
Первую авиатранспортную дивизию самолетов Ли-2 привлекли к обслуживанию авиалинии из Москвы в Баку, Тбилиси, Краснодар, Ростов и другие крупные центры.
1943 ноябрь 26 – транспортный самолёт ГВФ Douglas C-47 Skytrain, доставил Сталина утром 26 ноября 1943 года в Тегеран. Полёт от Баку до Тегерана продолжался 50 минут.
Командир воздушного судна (КВС) – личный пилот Сталина, полковник Валентин Грачёв. Так получилось, что Иосиф Виссарионович Сталин стал первым руководителем СССР, который летал на самолёте. Правда перелёт он осуществил лишь однажды – в Тегеран, на знаменитую встречу с Черчиллем и Рузвельтом, в ноябре-декабре 1943 года. Сталин прилетел из Баку в Тегеран на самолёте Douglas C-47 Skytrain, который поставлялся в СССР по ленд-лизу.
Транспортная авиация ГВФ ВВС СССР, самолёт С-47 Douglas Skytrain для Сталина.
Из «Воспоминаний», написанных сотрудником Госбезопасности Александром Яшиным:
«Сталин и его свита сразу же проследовали на аэродром, где их уже ждали шесть американских самолетов «Дуглас» С-47 (Ли-2). Как в Тегеран, так и обратно вся делегация летела в одном самолёте, что, на мой взгляд, было очень опасно. За штурвалом первого самолёта был командующий авиацией дальнего действия маршал Александр Голованов, а второго – личный пилот Сталина полковник Валентин Грачёв. Когда руководители СССР подходили к первому самолёту, у него чихнул мотор. А это, как известно, плохая примета. Сталин развернулся, и все пошли во второй самолёт – к Грачёву. Полёт от Баку до Тегерана продолжался 50 минут. Около полудня 26 ноября «Дуглас» со Сталиным на борту благополучно приземлился в Тегеране».
Соответственно, в Баку как минимум было 6 экипажей ГВФ, и среди них были лётчики Ростовского авиаотряда, но их имена по-прежнему не доступны для печати.
1943 – началось восстановление Гражданского Воздушного Флота СССР.
1944
1944 – начала свою деятельность Ростовская Областная станция санитарной авиации.
Работа санитарной авиации.1940–1944. Погрузка раненного в санитарный самолёт С-3 из состава транспортной авиации ВВС, ранее входивший в состав ГВФ.
1944 – лётчики ГВФ на У-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтобы во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов.
1944 март 13 – Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1944 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий командования, Савченко Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1933 году по призыву Центрального Комитета Ленинского комсомола ростовчанин Савченко Павел Павлович, был направлен на учёбу в 1-ю Батайскую авиашколу ГВФ, которую успешно окончил в 1933 году. Работу пилота начинал в сельхозавиации. В 1936 году был переведён в гражданский воздушный флот, выполнял полёты в качестве командира корабля на воздушной линии Харьков – Москва – Киев. Был стахановцем «Аэрофлота» и неоднократно поощрялся за большие достижения в лётной работе. После окончания курсов повышения квалификации Павел Савченко, с января 1940 года, назначен командиром Львовского авиаотряда.
К 16 октября 1943 года командир эскадрильи гвардии майор П. П. Савченко совершил 503 боевых вылета в глубокий тыл противника на бомбардировку скоплений войск, железнодорожных узлов и аэродромов, складов боеприпасов, водных переправ, доставку грузов и боеприпасов партизанам. Его имя знали в осаждённом Ленинграде, куда в первые месяцы войны, прорываясь через заслоны вражеских истребителей, на своём пассажирском самолёте он доставлял продукты, медикаменты и обратным рейсом вывозил тяжелораненых красноармейцев и изголодавшихся, оставшихся без крова и родителей малолетних детей.
В первый год войны его самолёт десятки раз появлялся над нашими окружёнными частями и сбрасывал им продовольствие и медикаменты. Его имя особенно хорошо знали неустрашимые разведчики, не раз и не два прошедшие с опасными заданиями по глубоким вражеским тылам. Это он доставлял их за тысячи километров за линию фронта, без каких-либо сигналов находил нужное место для выброски и скрытно от врага благополучно выбрасывал их на парашютах.
В парке имени Н. Островского города Ростова-на-Дону установлен мемориал героям-ростсельмашевцам, на котором высечен и барельеф П. П. Савченко (1973).
1944 апрель 7 – в СССР вышел приказ «О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в ГВФ, о разработке плана развития ГВФ в мирное время». Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объёма авиаперевозок приходилось на долю «гражданских» рейсов.
1944 май – из пилотов, прибывших с фронта продолжавшейся Великой Отечественной войны, в Ростове-на-Дону, в составе Северо-Кавказской Особой АвиаГруппы ГВФ, был сформирован отдельный авиаотряд, который перевозил пассажиров и грузы. Так началось восстановление народного хозяйства и гражданской авиации на Дону.
1944 май – был создан Северо-Кавказский отдельный авиаотряд Гражданского воздушного флота, базировавшийся в аэропорту Ростова-на-Дону. Перед авиаотрядом стояла задача как можно скорее наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение. И лётчики справились с этой задачей. Из Ростова-на-Дону на самолётах Ли-2 пассажиры отправлялись в Москву, Свердловск (Екатеринбург), Симферополь, Астрахань.
1944 июнь – в связи с передислокацией 4-й Воздушной армии в Белоруссию, в Ростове-на-Дону образовано Северо-Кавказское УГВФ – Аэрофлот – ГУ ГВФ СССР.
1944 июль 03 – в Ростовский 34-й Транспортный Авиационный Отряд (ТАО), из 3-ей отдельной учебной авиационной эскадрильи Азербайджана, поступил для эксплуатации первый самолет Ли-2 в Ростове, бортовой номер СССР-Л4118, который летал до 1958 года.
Самый массовой транспортный самолёт Второй мировой войны. Произведено в США около 16000, в СССР - около 5000 самолётов.
1944 июль 03 – в Ростов из Азербайджана перебазирована 3-я отдельная учебная авиационная эскадрилья, которая эксплуатировала учебный самолёт Ли-2. Так началась эксплуатация самолётов Ли-2 в Ростове.
1944 август 22 – опубликован Указ о награждении званием Героя Советского Союза Часныка Николая Леонтьевича, заместителя командира эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения 148-й истребительной авиационной дивизии Войск противовоздушной обороны, гвардии старшего лейтенанта.
Часнык Николай Леонтьевич, участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 года. Герой Советского Союза, полковник ВВС СССР. С 1959 года работал начальником службы движения в Ростовском аэропорту Ростовского объединённого Авиаотряда.
1944 октябрь 14 – Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.
1944 октябрь – авиационный завод № 168 был перебазирован из г. Волжска в Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного в мае 1943 года. Все эти производства, в последствии, стали производственной базой предприятия «Роствертол».
1944 ноябрь – части ГВФ переведены на штаты, аналогичные частям ВВС. С тех пор структура авиаотрядов ГВФ полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил.
Личный состав и самолеты Ли-2 199-го отдельного авиаполка связи. 1944. Хотя это фотография авиаподразделения другого региона, но она наиболее полно демонстрирует, что такое транспортная авиация, созданная на основе гражданских авиаподразделений, в том числе и на Дону.
Заключение
Ещё в апреле 1944, когда все понимали, что война заканчивается, но ещё никто не знал, когда это произойдёт, Главное Управление ГВФ издало приказ «О разработке вопросов перехода ГВФ на мирные рельсы, использовании материальной части и кадров военной авиации для работы в Гражданской Воздушном Флоте, о разработке плана развития ГВФ в мирное время». Началось восстановление разрушенных немцами аэропортов. К концу года более половины объёма авиаперевозок приходилось на долю «гражданских» рейсов. Началось возрождение гражданской авиации, практически, кровеносной системы огромной страны.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025». Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Посмотрите также: