11.01.2016Количество просмотров: 13499
Жители Ростова достаточно хорошо знают о музее-заповеднике «Танаис», который находится примерно в 40 километрах от нашего города. Большинство ростовчан посещают его в школьные годы вместе с экскурсией. Сотни тысяч туристов посетили его, но сложилась парадоксальная ситуация. Танаис остался одновременно хорошо и мало известным для нас местом. Об истории древнего города, музея-заповедника, его будущих перспективах, а также об археологах, которые каждый год открывают нам новые страницы жизни Танаиса, мы расскажем в этом материале.
25 июля 2013 года состоялся пресс-тур для журналистов, организованный Южным Управлением Минкультуры России и министерством культуры Ростовской области в Археологический музей-заповедник "Танаис", приуроченный к XII Всероссийскому съезду органов охраны памятников истории и культуры.
На входе в музей-заповедник репортеров встречали актеры античного театра "Одеон" в древнегреческих одеяниях. Затем директор музея Вадим Перевозчиков и руководитель археологических работ Сергей Ильяшенко сделали небольшой экскурс в историю музея и самого древнего города Танаис.
Танаис – древнегреческий город, основанный боспорскими греками, одним из последних, в процессе освоения Грецией северного и восточного побережий Черного моря и Северо-Восточного Приазовья (в первой четверти III в. до н.э.). Свое имя он получил от греческого названия реки Дон, в устье которой было выбрано место для его строительства. В течение более шести столетий Танаис являлся крупным экономическим и культурным центром обширного региона.
Как крайний северо-восточный пункт античного мира Танаис был форпостом для продвижения вглубь степей и налаживания контактов с племенами, населявшими их. Часть представителей этих племен влилась в состав населения города, где со временем сложилась своеобразная синкретическая культура, включавшая как элементы греческой, так и элементы культур степного населения (сарматов, меотов).
Кроме рыболовства и земледелия, население Танаиса занималось гончарным, кузнечным ремеслами, стеклоделием, ткачеством и др. Но больше всего город известен как крупный торговый центр, куда стекались товары буквально со всех концов древнего мира от Балтийского до Красного морей.
Древний город состоял из цитадели, обнесенной каменной стеной, нижнего города и порта, на котором сейчас стоит поселок Недвиговка. Посетитель переходя через овраг реконструированного римского моста в первую очередь видит раскопанные кварталы цитадели города.
Все приусадебные участки (сады и огороды) жителей Танаиса были за территорией крепости. Вид раскопанных усадеб может привести к мысли, что жили люди здесь скучено и тесно. Однако это не совсем так. Многие дома были в два этажа и имели комнаты до 35 квадратных метров. Вывод нечистот осуществлялся при помощи дренажной системы в сторону рвов и реки. В середине дворов располагались колодцы для сбора дождевой воды.
По расчетом архитекторов, самая высокая башня города была высотой в 18 метров, и судя по найденным амфорам с нефтью, можно предположить, что на ней был установлен маяк для удобства захода кораблей в порт.
В середине 70-х годов прошлого века исследователи подсчитали, что население Танаиса в период расцвета достигало 5 тысяч человек. Начиная с 2000-х годов начали находить новые районы, и Танаис увеличился в 2 раза, поэтому численность его населения теперь уже можно также уверенно увеличить в два раза. Это большая цифра по тем временам для городов средних размеров.
"Почти восемьсот лет в Танаисе была жизнь. Но к сожалению, мы до сих пор мало знаем о жизни в городе", - признается Сергей Михайлович Ильяшенко. "Древние историки и путешественники мало писали о Танаисе. Поэтому, мы можем опираться только на археологические данные.
Первое возвращение жителей было на рубеже I века нашей эры, когда город подвергся разрушению боспорского царя Полемона, которому было необходимо покончить с независимым городом. Дальнейшее развитие города ученые называют "царским" периодом. В середине II века мы можем отметить разгром города. Возможно это связано с появлением новых волн миграции сарматских кочевых племен в Причерноморье. Как это было точно не известно, но после этого момента мы находим в списках жителей города массу ираноязычных имен, чего до этого не было. Такой прилив новой "крови" дал городу стимул к жизни, так как люди стремящиеся к торговле и находящиеся на стыке культур больше выигрывают, используя особенности тех или иных культур в своих целях. Так город жил до середины III века.
В середине III века нашей эры Танаис погибает при пожаре в результате нападения одного из кочевых племен.
Примечательно, что в тот период погибли все города Северного Причерноморья. Какое именно племя уничтожило Танаис – остается загадкой... Согласно данным археологов, жители покинули его до того, как он сгорел, забрав лишь самое необходимое, оставив всю свою утварь. При пожаре дома горожан как бы сложились внутрь и рухнули в подвалы, тем самым сохранив на долгие тысячелетия свое содержимое. Благодаря этому, археологи могут вести подробное исследование быта древних жителей Танаиса, например смоделировать внешний и внутренний вид дома. В середине IV века жизнь снова возвращается в эти места. Потом, к середине V века жизнь снова покидает Танаис, на этот раз навсегда. В связи с гибелью Римской империи утрачиваются торговые связи, город остается в стороне от мира и степь поглощает его. В конце VIII – начале IX века люди снова возвращаются на место древнего города и основывают свои поселения, но они уже не имеют ничего общего с античной цивилизацией".
Вадим Перевозчиков рассказал о том, что делается на территории музея для привлечения туристов.
"Большим шагом вперед для нас было возведение в прошлом году деревянных помостов вокруг раскопанных кварталов. Во-первых, стало гораздо удобнее перемещаться посетителям с детьми и маломобильной категории граждан. Во-вторых, находясь на относительной высоте, туристы могут оценить масштаб былых кварталов города. Благодаря помостам, район раскопанных кварталов приобрел более цивилизованный вид.
Из новых зданий в первую очередь будет построен выставочный комплекс, чтобы мы могли демонстрировать как можно больше экспонатов из нашей коллекции. Далее будет создан детский развлекательный комплекс с аттракционами, на тему греческой мифологии.
Будет реконструирован дом жителя Танаиса эпохи расцвета города во II веке нашей эры, чтобы каждый посетитель смог увидеть его быт и обстановку. Разрабатывается проект создания здания античного театра, который будет одновременно и стадионом для проведения спортивных мероприятий. В этом году будет готова проектная документация, а далее здания будут строиться по мере финансирования. Очень надеемся, что они появятся в ближайшем будущем".
Встретил журналистов и руководитель польской археологической экспедиции доктор Томаш Шоль, работающий в Танаисе с 1996 года:
"Польские студенты обработали раскоп площадью более 1000 квадратных метров. Уникальность их места раскопок состоит в оборонительных сооружениях и остатках деревянно-каменного моста через крепостной ров.
В Польше памятников античности нет. Есть поселения начала I века нашей эры, созданные под римским влиянием, но самих римских поселений нет. В этом году на раскопках в Танаисе работало более 40 польских студентов из Варшавы, Гданьска, Кракова. Все они добровольцы, многие из них уже закончили университет и работают в других профессиях, но приезжают за свой счет сюда в Россию, раскапывать Танаис. Я им даю лопату, кирку, и вот так они проводят свой отпуск. Я не знаю, почему, но им очень нравится здесь работать. Перед поездкой сюда, почти никто из моих студентов не изучал русского языка. Через две недели работы здесь, они все прекрасно понимают по-русски и потихоньку на нем говорят".
Археологи, люди занятые, живут по собственному графику, и подстраиваться под приехавших журналистов никто из них не собирался. Для меня они выделили время только после совместной работы на раскопе. Пришлось и мне помахать лопатой и повозить тачки с землей на отвал.
Да и то, не все согласились фотографироваться для репортажа. То ли стеснительные, то ли суеверные они.
Руководитель археологических работ Сергей Михайлович Ильяшенко подал им пример.
– Сергей Михайлович, и всё-таки, как правильно говорить: Та'наис или Танаи'с?
– Если хотите, чтобы вас принимали за грека, то Тана'ис, но общепринято называть Та'наис. Ученые эпиграфисты и боспорские греки говорят, что правильно называть Тана'ис. Но каждый волен выбирать себе любое название.
– Год тому назад на встрече с тележурналистами, президент Владимир Путин одобрил идею создания археологических добровольческих отрядов, по типу стройотрядов. Как Вы относитесь к этому?
– Вопрос о добровольческих отрядах достаточно сложный. На самом деле, у нашей экспедиции как правило нет проблем с желающими поучаствовать в раскопках, есть проблемы с финансированием. Согласно законодательству, прежде чем начать экспедицию, руководитель должен подтвердить свою возможность содержать экспедицию и то, что он имеет финансы на ведение работ. Если есть средства, то проблема кадров решается достаточно легко. Работаешь ты с волонтерами или нет, но людей все-равно надо на что-то содержать.
Кроме того, большое количество народа нужно занимать какой-то работой. Соответственно нужно расширять раскоп, что невозможно. А ведь полевая работа не заканчивается осенью. Работа идет и всю зиму. Создаются чертежи раскопов и составляются отчеты по полевым работам за прошедший сезон. Все найденные предметы проходят консервационные и реставрационные работы, а они тоже требуют средств.
В каждой экспедиции "на вес золота" прежде всего ценятся такие специалисты как художники, чертежники, керамисты, реставраторы. Среди них волонтеров мало. Иметь же дело с плохо обученными волонтерами не лучший выход. Зачастую, ту же работу, которую мы делаем с пятьюдесятью студентами первокурсниками, восемь профессионалов делают за гораздо меньший срок. Но здесь мы делаем поправку на то, что это учебный процесс. Так что, археологические раскопки – это такая же сложная работа, что и все остальные.
– Сколько лет Вы работаете в Танаисе?
– Ну, если считать «работу» как «работу», а не проведение своего отпуска здесь, то с 1990 года. То есть 23 года. А в первый раз приехал в Танаис в шестом классе в 1979 году.
– В каких еще экспедициях Вы работали?
– В 1996-97 годах работал в Афинах в составе американской экспедиции.
– Во время вскрытия могил на некрополе, что происходит с останками умерших? В конце-концов, это ведь последнее пристанище древних жителей города? Вроде бы не хорошо тревожить могилы людей?
– Подчас, мы находим останки не полными скелетами, а лишь отдельные кости. Согласно общепринятой практике, останками занимаются антропологи. Они исследуют их на предмет возможных болезней или аномалий.
После проведенных работ у нас в Танаисе их перезахороняют. А что касается морального аспекта, то я вспоминаю один эпизод из своего детства. Я вырос на улице Университетской, в районе нынешнего ипподрома. Раньше на его месте было старое татарское кладбище, и при строительстве новых домов строительные бульдозеры просто сровняли его вместе с надгробными памятниками середины XIX века и останками людей. Мы хотя бы стараемся получить полезную для науки информацию. Бульдозер же никакой морали не имеет.
– Как местное население относится к проводимым археологическим работам?
– Местное население всегда относится стандартно к археологам, и мы далеко не уникальны в этой проблеме. Есть одно место в Греции, называется Дельфы. Когда там начались первые раскопки, оказалось, что древние Дельфы находятся под современным сельским поселением. И чтобы защититься от нападок местных жителей, археологи работали под охраной карабинеров. В результате современные поселения передвинулись на несколько километров в сторону, освободив пространство для раскопок. У нас конечно, все значительно спокойнее, но разногласия есть. Жителей тоже можно понять. Как население должно реагировать, если на их земле пришлые люди постоянно мешают им спокойно жить? Конечно, реагируют подчас агрессивно. Может быть со временем придет осознание того, что Недвиговка благоустраивается во многом благодаря тому, что здесь находиться Танаис.
– Что необходимо, чтобы археологические работы были более масштабными?
– С одной стороны, это вопрос финансирования. От него многое зависит. Если у студентов будет больше 50 рублей в сутки командировочными, то уже будет легче. Мы бы работали больше, если бы не занимались постоянным поиском средств на содержание экспедиции. В основном мы работаем благодаря помощи спонсоров и за счет средств фондов. В прошлом году, например, нас финансировал Российский Государственный Научный Фонд.
С другой стороны, вопрос интенсификации в археологических раскопках – это неправильный вопрос. Здесь не карьер и не фабрика. Здесь не стоит вопрос, что как только мы получили деньги, мы должны сделать раскоп на половину городища и найти как можно больше золота. Сейчас постоянно улучшается методика исследований, техническая база. То что мы не могли сделать 10 лет назад, мы можем сделать сейчас. Археология – это не та наука, где нужно добиваться успеха любой ценой и за короткие сроки. Еще не понятно, от чего будет больший вред.
Во время раскопок XIX века, археологи изрыли траншеями весь периметр нынешнего городища, что по современным меркам является катастрофой. Но открыли стены и башни Танаиса, и получили нужную для себя информацию. А каким будет уровень археологии в следующие сто лет мы не знаем. Мне кажется, что не надо стремиться раскопать все, надо стремиться сохранить то, что есть. Город должен сохраниться таким, каким он дошел до нас две тысячи лет спустя. Раскопки дело медленное. Даже если раскопать все городище, то найденные вещи нельзя будет отреставрировать за один год, это будет колоссальная работа. А главное - это охрана всего найденного культурного наследия.
– Напоследок, что можете пожелать гостям Танаиса, тем кто приедет сегодня, завтра, через год?
– Получить удовольствие от пребывания здесь.
Постепенно к разговору присоединились и сами археологи.
Элина Михайлова. Студентка 2-го курса исторического факультета ЮФУ.
– Вопрос номер один. Почему ты здесь?
– Правильнее будет «Почему я вернулась?». Я здесь работаю второй год. В последний день прошлогодней экспедиции показал, что мы сделали работу не зря. И работа была не только на раскопе. Работа была над собой, над отношениями между людьми. Очень хотелось посмотреть, пригодится ли этот опыт в дальнейшем. Как увидели – пригодился. Отношения между нами не ухудшились, а только улучшились. Захотелось проверить себя, будет ли какой-то еще эффект. Будешь ли развиваться дальше, и в плане археологии и в плане человеческих отношений. Стоит ли сюда возвращаться? Я скажу, что да, стоит. Здесь растешь.
– В дальнейшем, какие у тебя планы в отношении Танаиса?
– Продолжать копать. Буду приезжать, пока не выйду замуж. А там видно будет.
– Люди. Абсолютно разные. Разного возраста, характера, но все очень интересные люди. Совместный быт, досуг, открывает людей совсем с другой стороны. Например, в субботу у нас нет отбоя, и мы отдыхаем. Поем песни, танцуем. Общаемся с поляками. Мы вместе с ними поем русские песни, казачьи песни. Это очень круто. Эта такая гордость, когда поляк поет русские песни без акцента. Вообще здесь нет однозначно «серого» дня. Здесь каждый день вырисовывается в одну большую картину под названием «месяц радости, счастья и отрыва». Я люблю каждый день в Танаисе, даже когда происходят маленькие ссоры, скандальчики. Я люблю это место, со всех его сторон.
– Что тебе хотелось бы изменить здесь?
– Ничего. Если здесь что-то измениться, то это будет не то место, куда я приезжаю.
– Что можешь пожелать гостям Танаиса?
– Хочу пожелать туристам, чтобы они смотрели не только внешнюю сторону памятника, но и понимали, что это место, где люди не просто что-то копают, а работают, живут, и я думаю, где они счастливы.
Бунин Денис Сергеевич. Руководитель археологов Владимирского государственного университета.
– Я работаю здесь с 1995 года. Впервые приехал сюда на практику еще на первом курсе. Впечатлил хороший музей. Интересный памятник. Интересные люди.
У нас в регионе есть только средневековые памятники, я считаю, что студенты должны для расширения кругозора знать и памятники античности и каменного века. Взаимодействие между отрядами происходит прекрасно. Особенно в последние годы, живем одним отрядом и работаем как одна команда. Желаю всем насладиться этим замечательным памятником, попытаться его понять и осознать его уникальность.
Маркина Юлия, студентка 1-го курса исторического факультета ЮФУ.
– О Танаисе я наслышана от старшекурсников, преподавателей. Было предложено три места для археологической практики, и я выбрала Танаис. Это мой первый опыт жизни в полевых условиях. Я считаю, что нормально с ним справилась. Планирую дальше отправляться в экспедиции. Возможно, свяжу с этим свою жизнь, и буду зарабатывать деньги на археологии.
Багаев Юрий, студент ВлГУ, 2 курса.
– Я узнал о Танаисе от своего преподавателя. Он много нам о нем рассказывал и много раз предлагал сюда приехать. Впечатления самые лучшие. Южное солнце, интересный раскоп, и вообще после работы здесь я очень заинтересовался археологией.
Сидорович Ксения. Выпускница исторического факультета ЮФУ.
– Я здесь пятый сезон. Чтобы каждый год возвращаться сюда надо быть очень дисциплинированным и любить работать. Работать хорошо и усиленно. За пять лет многое изменилось. Другие экспедиции не могут похвастаться достаточно комфортными условиями работы. У нас есть крытая столовая, душ, кухня. Улучшилось питание. Видно, что Сергей Михайлович делает очень много, переживает за нас, любит. Старается улучшить наш быт.
– Какой был самый впечатляющий момент за эти пять лет?
– Больше всего впечатлил пожар, который произошел в 2009 году. Об этом мало кто знает. Тогда на всем городище горела сухая трава. Огонь доходил до римского моста. Нас уже собирались эвакуировать, но огонь удалось остановить. После этого дня три невозможно было дышать.
– Что можешь пожелать будущим гостям Танаиса?
– Туристам я бы пожелала приезжать только с экскурсиями. Для человека приехавшего в первый раз город видится как груда камней, и очень пригодится экскурсовод, чтобы все объяснить. А лучше всего перед поездкой прочитать что-нибудь о Танаисе.
И последнее. На сегодняшний день раскопана всего десятая часть Танаиса. А значит, впереди нас всех ждут новые интересные открытия из жизни древнего города и его жителей.
Александр Фомичев, журнал "Ростовчанка".
Фото: Ольга Царева (Москва), Анастасия Беда (Ростов), Александр Фомичев.
Посмотрите также: