27.11.2024Количество просмотров: 375
Сегодня речь пойдет об истории, которая на протяжении нескольких веков пользуется неизменной популярностью у публики – история об «Аиде». Вполне вероятно, что это причудливое женское имя было придумано египтологом Огюстом Мариетом специально для оперы величайшего итальянского композитора Джузеппе Верди. Так зовут эфиопскую пленницу, которая по прихоти судьбы полюбила своего врага – египетского полководца Радамеса.
В этой драме есть всё – любовь и соперничество, война и страсть, экзотические танцы и торжественные шествия. А размах событий, совершающихся в ней, – война одного народа с другим, реванш побежденных, политика и шпионаж, – заставляет зрителей забыть о повседневной рутине и, затаив дыхание следить за всеми перипетиями сюжета.
В центре оперы всего три главных действующих лица, образующих любовный треугольник: Аида, Радамес и дочь фараона Амнерис. По мере развития сюжета каждый из них должен сделать непростой выбор – любовь или Родина, любовь или свобода, любовь или месть, а в конечном счете – любовь или жизнь. С головой погрузиться в вихрь драматических переживаний, разворачивающийся в душе каждого из героев, помогает безупречное оркестровое и мелодическое письмо Верди, достигшего в этой опере вершины своего композиторского мастерства.
В этом году нам представилась уникальная возможность своими глазами увидеть эту пронзительную любовную драму на сцене родного и любимого Ростовского музыкального театра. 8-го (предпоказ), 9-го и 10-го ноября прошли премьерные показы спектакля «Аиды», снискавшие восторженные отзывы критиков и шквал бурных аплодисментов у зрителей.
Слово – художественному руководителю театра Вячеславу Кущёву:
«Сегодня наступил тот самый долгожданный момент – когда все звёзды сошлись. Когда и вокальный состав солистов, и хор, и балет, и оркестр, и постановщики, производственные цеха, акустика в зрительном зале – все и всё готовы для того, чтобы достойно воплотить это бессмертное сочинение, – поделился на пресс-конференции художественный руководитель театра Вячеслав Кущёв. – Мы не приглашали со стороны ни одного вокалиста, что сейчас является очень редкой практикой для мировых театров, мы не проводим с «Аидой» никаких эпатажных экспериментов, которых сейчас тоже много в других театрах. Всё внимание мы сосредоточили на том, чтобы ещё раз вслушаться, всмотреться в авторский замысел. И это размышление о жизни героев оперы под неусыпной сенью пантеона богов, с постоянным ощущением присутствия всевидящего ока, взвешивающего каждый поступок или даже мысль на чаше добра и зла – во многом идейно вдохновило создателей нашего спектакля.
Очень эмоциональная, тонкая и пронзительная любовная драма, конфликт долга и сердца, грандиозные, ошеломляющие восприятие массовые сцены, экзотический антураж – всё это уже полторы сотни лет безотказно попадает прямо в цель, в зрительские сердца и умы».
Теперь уже можно с полной уверенностью утверждать, что творческий результат коллектива театра превзошёл все самые дерзкие ожидания, восхитив зрителей масштабностью и новым взглядом на давно известный сюжет.
Павел Сорокин (режиссёр-постановщик), не изменяя своим принципам, продемонстрировал образец органичного сплава традиции и современности, в котором музыкальная драма из древнеегипетской жизни облеклась в философско-символические формы.
Спектакль погружает зрителя в мир, наполненный сакральной атрибутикой, древними иероглифами и мистическими заклинаниями. Все три действия драмы развертываются на фоне величественных восьмиметровых статуй египетских богов, которые на протяжении действия перемещаются по сцене, создавая впечатление, что боги живут своей отдельной жизнью (художник-постановщик Сергей Новиков).
Второй уровень сценографии образуют жрецы и жрицы как посредники в общении людей с миром богов, вершители человеческих судеб.
Сюда же можно отнести главных действующих лиц с их бушующими страстями, радостью и горем, любовью и ненавистью, жизнью и смертью. К третьему уровню принадлежат солдаты и народ.
Сопоставление всех планов наглядно проиллюстрировано в четвертой картине, когда дочь фараона Амнерис и её служанками совершают ритуал, предрекая исход войны. Девушки разыгрывают сцену битвы, держа в руках небольшие фигуры воинов: эфиопских они повергают на землю, а египетских награждают победоносными копьями, и всё это происходит под исполинскими изваяниями верховных божеств.
Цветовая палитра костюмов (Наталья Земалиндинова) приобретает в спектакле важное драматургическое значение. Царственно-золотые тона египтян противостоят землисто-песочным оттенкам эфиопов. Но особенно выделяется белый – как цвет ритуальной чистоты и сакральности, символ преображения, перерождения Аиды и Радамеса в финальной картине.
Синий наряд Аиды в шестой картине символизирует жизнь, возрождение и благодатные разливы Нила – в противоположность красному платью Амнерис как разрушительной силы.
Спектакль трагически прекрасен. На заднем плане перед зрителем разворачивается таинственный парад планет (видеорежиссеры Роман Пугач, Вячеслав Шестак), а мастерски продуманное световое решение (Иван Виноградов) создаёт в мизансценах разнообразие пространств при статичности декораций, подчеркивая в некоторых моментах переключение внешнего плана на внутреннее, противостояние света и тени.
Составы исполнителей заслуживают отдельных похвал и восхищений. На этот раз театр полностью обошёлся собственными силами, без приглашенных артистов, что на сегодняшний день является большой редкостью в театральном мире.
Партию эфиопской рабыни Аиды исполняют, что невероятно, четыре опытные певицы (сопрано) – Елизавета Зарянская, Наталья Дмитриевская, Екатерина Краснова и Анна Шаповалова! Последняя с 2021 года является солисткой оперной труппы Большого театра и наверняка в ближайших спектаклях (29.11 или 17.12) зрители смогут впервые услышать Анну в роли Аиды. Каждая вокалистка по-своему воплощает на сцене главную героиню, раскрывая её образ с той или иной стороны.
Роль Радамеса (начальника стражи) поют неотразимый Вадим Бабичук и яркий Кирилл Чурсин – тенора, которые в прошлом были баритонами.
Меццо-сопрано Ольга Земскова и Юлия Изотова продемонстрировали потрясающую театральную игру в образе страстной Амнерис (дочь фараона).
Хор – четвертое по значимости главное действующее лицо драмы, порадовал своей слаженностью и объемностью звука, особенно в финале второго действия, в чем просматривается кропотливая работа главного хормейстера театра Елены Клиничевой.
Яркие образы создают Борис Гусев, Валерий Храпонов (Рамфис); Александр Мусиенко, Даниэль Мартынов, Владислав Сорочинский (Царь Египта), Владислав Пикалов, Андрей Щербак, Петр Макаров и Артур Ачылов (Амонасро), Глеб Меланич, Владимир Мирзабеков, Юрий Кожурин (Предвестник), Анна Гаджиева, Роксана Манвелова и Ксения Филимонова (Верховная Жрица).
Михаил Грановский (музыкальный руководитель и дирижер) сумел тонко прочувствовать и передать тонкий психологизм и впечатляющую мощь партитуры Верди, воплотить конфликт «гигантского» и «человеческого», поведать о несокрушимой силе любви. Браво!!!
Текст – Инга Пронина.
Фото – Мария Ким.
Посмотрите также: