30.03.2022Количество просмотров: 2173
Новая интерпретация красивой и драматической музыки Сергея Прокофьева перенесёт зрителей в удивительный мир, где справедливость обязательно восторжествует, а добро будет вознаграждено. Волшебство музыки и танца, великолепные декорации и костюмы, атмосфера настоящего чуда – балет «Золушка» заинтересует не только маленьких любителей классической музыки, но и взрослых.
О том, какой будет сценография спектакля, мы решили узнать у художника-постановщика балета Екатерины Ляховой.
– Екатерина, премьерная афиша балета «Золушка» - очень лёгкая и воздушная. А каким будет спектакль?
– Мы хотели создать спектакль не похожий на другие, придумать сценографию лаконичную, современную, но в то же время, отдать дань классическому оформлению балета. Прежде чем мы пришли к данному решению, у нас было очень много творческих поисков, по нескольку недель мы обдумывали и изменяли каждую сцену спектакля.
Комната Золушки создаёт впечатление мрачной, гнетущей обстановки, в центре которой находится витражная дверь, выходящая в сад.
Сама Золушка, как лучик света, пробивающийся сквозь витраж в эту тёмную комнату, озаряет собой всё вокруг. Она излучает свет и доброту.
Сквозной линией через весь спектакль проходит образ апельсинового дерева, как символ чистой любви и добродетели.
Когда появляется Фея, как по волшебству, декорации сменяются на картину сада. Благодаря свету и видеопроекции сад приобретает разные яркие краски и происходят превращения.
– Что было самым сложным?
– Сложней всего нам дался третий акт, где принц путешествует по Испании и странам Востока. Мы не хотели отталкиваться от классического понимания этих сцен, где Испания - это коррида или фламенко, а Восток - это обязательно страны ближнего Востока. Мы пошли немного другим путём. У нас в Испании – это образ карнавала, ярких ночных улиц, освещённых множеством гирлянд. А в сцене Востока мы решили переместиться на Дальний Восток, на праздник водяных лилий.
Второй акт - это сцена Бала. Он полная противоположность первой картине. Бал - это чистая мечта Золушки, поэтому он светлый и отображает всю величественность и грандиозность происходящего события. В этой сцене мы решили сработать на контрасте цвета костюмов и декорации.
Встреча Золушки и принца волшебна, как и их АДАЖИО на фоне красивых падающих звёзд.
Третий акт насыщен сменами картин и действий. После путешествий по странам, мы опять попадаем в комнату Золушки. Здесь ничего не изменилось, но всё овеяно её мечтами, она вспоминает бал, танец с принцем. Влюблённые встречаются, появляется фея и декорация волшебно сменяется картиной сада, только здесь уже растёт их апельсиновое дерево.
История Золушки находится вне времени, и нам хотелось рассказать её посредством простых форм и образов, не отражающих какой-то конкретный стиль или эпоху.
– Как происходит рождение идеи оформления спектакля?
– Всё начинается с ЗАМЫСЛА. Приходят образы и идеи их воплощения. Это нащупывается постепенно и после приобретает более чёткие формы и очертания. Сюжет, музыка... Они формируют образ художественного решения. Работа в тандеме с балетмейстером Иваном Леонидовичем Кузнецовым сподвигла нас на создание этих образов. Раньше мне не приходилось работать с балетными произведениями и, отчасти, балет «Золушка» – это мой дебют.
Муза, идейный и творческий вдохновитель в балете — это конечно хореограф-постановщик. В первую очередь, всё обсуждается с ним, исходя из его задач и задумок.
– В последние годы в музыкальном театре часто используют в спектаклях видеопроекции. В «Золушке» они будут?
– Да, конечно! Видеопроекция дополняет классическую статичность декорации, наполняет её динамикой и дополнительными образами. Видеоряд стал отдельной частью сценического оформления. Последнее время в постановках театра видеопроекция широко используется. Это даёт возможность плавных смен картин и действий. Мы не могли этим пренебречь, ведь современного зрителя очень трудно удивить.
Но сложность нашей работы заключается в совмещении проекции и классического сценического освещения. Ведь благодаря СВЕТУ, на сцене появляется волшебство и декорации начинают играть разными красками. Свет нам даёт атмосферу и одна и та же декорация может смотреться как ярко, радостно, так и мрачно, с интересными переходами и тенями.
– Бывает такое, что художник делает эскизы, а худсовет не утверждает, и надо всё переделывать?
– Да, конечно. И это нормальный творческий процесс. Ведь в работе над спектаклем занят весь коллектив театра. Худсовет является отправной точкой рождения каждого проекта. В своей творческой деятельности я прислушиваюсь к советам наших ведущих специалистов, которые являются для меня не только коллегами, но и учителями.
– Какими качествами характера должен обладать художник-постановщик театра?
– Это очень сложный вопрос и на него нет однозначного ответа. Каждый художник уникален по-своему. Мне кажется, что это целеустремлённость, упорство, преданность и любовь к своему делу. А так же коммуникабельность и умение заинтересовать своими образами и идеями. Потому что театр — это большой организм, где важен каждый. Художник рисует свой замысел, делает чертежи, а воплощают это всё мастера художественно-производственных мастерских. Художник-постановщик должен чётко знать технологию изготовления декораций и принимать решения по техническим вопросам. Уметь слышать мнение каждого специалиста и доносить свой замысел до каждого участника процесса. Тут требуется и терпение, и настойчивость, и благодарность.
– Екатерина, в детстве Вы сказку «Золушка» любили? Представляли себя её героиней?
– Конечно, любая девочка мечтает о принце, и было бы красиво сказать что да. Но себя с Золушкой я никогда не ассоциировала. Более того, я даже и не мечтала, что мне когда-нибудь посчастливится прикоснуться к этому произведению.
Надеюсь, что этот спектакль будет интересен нашему зрителю, потому что музыка Сергея Прокофьева волшебна и очень вдохновляет. ПРИХОДИТЕ НА «ЗОЛУШКУ», вы получили огромное удовольствие!
– Екатерина, в вашем репертуаре по большей части детские спектакли и список их уже внушительный. При этом у вас трое своих маленьких детей. Как Вы со всем этим справляетесь? И какие самые любимые Ваши творения.
– Самой запоминающейся работой стал «Маугли». Это был один из моих первых детских спектаклей в нашем театре. На тот момент мы получили свободу эксперимента и многие технологии изготовления декораций мы использовали впервые. Это была очень сложная и интересная работа. И по сей день это один из самых популярных спектаклей для маленьких зрителей. Мои дети очень его любят, несмотря на разный темперамент и характер. А дома, в их воспитании и возможности совмещения с творческой работой, мне очень помогает мой муж, который меня во всем поддерживает. И если я замечаю блеск в его глазах на премьере, где я художник-постановщик — то я точно знаю, что спектакль удался.
– Что Вы чувствуете на своих премьерах?
– Когда спектакль готов — эмоционально ощущаешь, что он родился! И потом испытываешь умиротворение от всего происходящего. И огромную благодарность всему коллективу.
– Вы всегда довольны результатом своих работ?
– Нет предела совершенству, и мне всегда кажется, что я могла бы сделать и лучше. Всегда хочется сделать ещё лучше. В штатном порядке можно ещё вносить потом какие-то коррективы, но уже незначительные. Потому что в цехах после премьеры уже начинается другая работа.
Но если говорить в целом, то итог зачастую получается лучше того, что задумывалось. Потому что каждый участник процесса добавляет что-то своё и получается нечто другое, лучшее.
– Спасибо большое, Екатерина за такой познавательный рассказ. Вам успехов и зрительских оваций!
(Беседу вела Галина Фомичёва. Фото из архива Екатерины Ляховой).
СПРАВОЧНО:
Ляхова Екатерина Александровна. (12.08.1986 г.р.). Родилась в г. Ростове-на-Дону.
Образование:
Детская Художественная школа им. А.С. и М.М. Чиненовых (1997г-2001г.), преподаватель М.Г.Сербин.
Ростовское Художественное училище им. М.Б.Грекова (2001г-2005г). Отделение «Театрально-декорационная живопись». Преподаватель В.Н.Карнаухов.
С 2005 года работа в РГМТ, должность «художник-декоратор».
ААИ ЮФУ (кафедра ИЗО) (заочная форма обучения) (2006г-2010г).
С 2007 года должность «художник-декоратор высшей категории» (Начальник художественно-декорационного цеха РГМТ).
С 2017 года должность «Художник-постановщик».
Постановки:
2007г - Музыкальная комедия «За двумя зайцами», Новочеркасский ДТДК им.В.Ф.Комиссаржевской. Режиссер Александр Лебедев. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2007г - Новогодняя сказка «Спящая красавица», РГМТ, режиссер Константин Балакин.
2010г - Опера А.С. Даргомыжского «Русалка», Камерная сцена РГМТ, дипломная работа студентов Ростовской Консерватории им.С.В.Рахманинова, режиссер Константин Балакин.
2011г - «Маугли», Камерная сцена РГМТ. Режиссер Анастасия Неговора. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2011г - Новогодняя сказка «Приключения в тридевятом царстве», РГМТ. Режиссер Анастасия Неговора.
2012г - «Стойкий оловянный солдатик», Камерная сцена РГМТ. Режиссер Павел Сорокин. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2012г - «Петя и волк», Камерная сцена РГМТ. Режиссер П.Сорокин. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2012г - Новогодняя сказка «Золушка», РГМТ. Режиссер А.Неговора.
2013г - «Анна Франк» Г.Фрид (режиссер А.Неговора) и «Военные письма» В.Гаврилин (режиссер П.Сорокин), Камерная сцена РГМТ
2013г - Новогодняя сказка «Айболит», РГМТ. Режиссер А.Неговора. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2013г - Одноактные оперы «Мавра» И.Стравинского (режиссер А.Неговора) и «Маддалена» С.Прокофьева (режиссер П.Сорокин). Камерная сцена РГМТ. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2014г - «Волшебник изумрудного города», Камерная сцена РГМТ. Режиссер А.Неговора. Выступила как художник-постановщик и художник по костюмам.
2015г - Новогодняя сказка «Морозко» (режиссер П.Сорокин) и Новогодний концерт (режиссер А.Неговора),РГМТ
2016г - Новогодняя сказка «Приключения кота в сапогах» (режиссер А.Неговора) и Новогодний концерт (режиссер П.Сорокин), РГМТ
2017г - Музыкальная сказка «Умка», РГМТ. Режиссер А.Неговора
2017г - «Дюймовочка», Камерная сцена РГМТ. Режиссер А.Неговора.
2017г - Новогодняя сказка «Бременские музыканты» (режиссер А.Неговора)
2019г - Новогодняя сказка «Вовка в тридевятом царстве», РГМТ. Режиссер А.Неговора
2020г - Новогодняя сказка «Снежная королева», РГМТ. Режиссер А.Неговора
2021г - Музыкальная комедия «Любовь и голуби», Камерная сцена РГМТ. Режиссер А.Неговора
2021г - Новогодняя сказка «Конек-горбунок», РГМТ. Режиссер А.Неговора
Посмотрите также: