06.11.2025Количество просмотров: 197

В Ростовской филармонии прошел заключительный концерт проекта «Большой оркестр – большая история», посвященный 90-летию Ростовского академического симфонического оркестра.
Хмурый октябрь порадовал жителей Ростова-на-Дону особым событием – тремя концертами Ростовского академического симфонического оркестра, прошедшими с 24 по 26 число месяца.
Все три вечера были объединены юбилейным проектом филармонии и представляли собой реконструкцию наиболее значимых событий из практически вековой истории коллектива.
Так, первый из концертов был посвящен первому программному концерту оркестра (1935) и получению звания «Академический» (1994), второй – участию оркестра в IX международном конкурсе им. П. И. Чайковского (1990), а в третьем была представлена программа концерта РАСО, открывающего первый концертный сезон Ростовской филармонии «Чайковский-гала» (1935).

Музыковед-лектор РАСО Мария Гринева.
В последний вечер проекта были представлены известные произведения П. И. Чайковского, в том же порядке, что и девяносто лет назад: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», Концерт для скрипки с оркестром и Симфония №4. Исполняя их, оркестр не только сумел доказать свою историческую значимость и устойчивость в стремительном потоке времени, но и подтвердил высокий уровень мастерства его артистов.
Антон Шабуров, художественный руководитель и дирижер оркестра, под управлением которого и проходил концерт, продемонстрировал полное проникновение в образный мир Чайковского. Под его руководством оркестр сумел передать всю палитру чувств, заложенных композитором: от нежной лирики до яростных драматических кульминаций.

Дирижер РАСО Антон Шабуров.
Открывшая вечер Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» была наполнена яркими контрастами. Ее исполнение запомнилось бережностью и внутренней наполненностью медленных разделов, ансамблевой уравновешенностью тембров и выверенным нарастанием при подготовке кульминаций. Так, в начале репризного проведения «темы вражды» динамика оркестра была мастерски сдержана, чтобы немногим позднее полнозвучно выделить вершину развития партии. Однако не обошлось и без шероховатостей: «разгон» темпа к основному Allegro вышел несколько затрудненным, деревянные духовые, излагающие в экспозиции «тему любви», звучали излишне холодно и скупо, а звучащая в разработке медь показалась излишне грубой в своих высказываниях. Впрочем, слаженная работа оркестра и дирижера в репризе и коде произведения вполне изгладила впечатление.
Красочным и эмоциональным исполнением выделилось следующее произведение программы, Концерт для скрипки с оркестром. В немалой степени это произошло благодаря подаче солиста, в роли которого выступил приглашенный скрипач, солист Московской филармонии Гайк Казазян, поразивший публику не только высокой техникой, но и чутким отношением к музыке.

Солист Гайк Казазян на сцене Ростовской филармонии.
Виртуозный, глубоко вовлеченный и эмоциональный, он явно получал удовольствие от исполняемого произведения, и зал покорно откликался на его искренность. Оркестр же был предельно почтителен и аккуратен, порой напоминая изысканное сопровождение. В динамическом балансе он уступал солисту, позволяя слушателю насладиться каждым пассажем скрипки. Однако именно за счет этого произведению не хватило ощущения соревновательности, заложенного в самой природе концертной формы. Полноправный диалог был достигнут только в финале концерта. Несмотря на эту особенность трактовки, выступление получилось очень качественным и цельным и оставило у слушателей яркое положительное впечатление. И эти эмоции были дополнены виртуозным исполнением солистом на бис Речитатива и скерцо Фрица Крейслера. Представленное произведение выбивалось из общей канвы программы, посвященной сочинениям Чайковского, но благодаря мастерству и отдаче Гайка Казазяна стало блестящим завершением первого отделения.

Артисты РАСО.
Подлинной жемчужиной этого вечера стала завершающая концерт Четвертая симфония. Дирижер с большой ответственностью подошел к воплощению этого монументального замысла и тонко передал весь спектр переживаний. В исполнении симфонии ощущалась бережность и внимание к деталям, что особенно ощущалось в тихих, лирических разделах. Так, очень чутко и профессионально был выполнен переход ко второй побочной партии в первой части симфонии – от тихого контрапункта до полнозвучной темы.
Также можно отметить и мощность исполнения драматических разделов произведения. Несколько портили впечатления лишь небольшие досадные мелочи: например, в развитии главной партии первой части не хватило динамики развития и ясности в контрапунктических линиях, а в репризе Andante пассажи духовых инструментов излишне забивали звучание темы, нарушая баланс. Зато финал запомнился энергичным подъемом и в полной мере передал слова композитора, описывающие завершение симфонии: «Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно».

Артисты РАСО.
Очень яркой, хоть и не запланированной, точкой в исполнении этой части стал момент, когда дирижер в творческом порыве едва не сбил рукой пульт первых скрипок. Однако это не помешало оркестру довести замысел до конца и с успехом завершить произведение.
В результате концерт, данный 26 октября, стал очень мощным завершением юбилейного проекта, и многие слушатели по праву оценили старания артистов. А данные для ростовской публики три вечера симфонической музыки в полной мере доказали, что ценность Ростовского академического симфонического оркестра не только в большом прошлом, но и в столь же значимом и достойном настоящем коллектива. И хотелось бы надеяться, что ждет его такое же продуктивное и перспективное будущее.
Екатерина Петонди.
Фото: Никита Юдин.
Посмотрите также: