Борис Березовский и Ростовский академический симфонический оркестр. Испытание временем: Первый фортепианный концерт Чайковского, 35 лет спустя

09.11.2025Количество просмотров: 32

Борис Березовский и Ростовский академический симфонический оркестр. Испытание временем: Первый фортепианный концерт Чайковского, 35 лет спустя

25 ноября Ростовская филармония завершила второй вечер проекта «Большой оркестр – большая история», посвященного 90-летию Ростовского академического симфонического оркестра (РАСО). Концерт, ставший музыкальным путешествием во времени, реконструировал два важных события в биографии коллектива.

Исторической основой вечера стал творческий союз, берущий начало 35 лет назад. В 1990 году Ростовский симфонический оркестр под управлением народного артиста России Семена Когана аккомпанировал в третьем туре IX Международного конкурса имени П. И. Чайковского молодому и талантливому пианисту Борису Березовскому с традиционным Первым фортепианным концертом Чайковского.

Это выступление стало для 21-летнего музыканта триумфальным – он одержал победу и завоевал первую премию. С той поры началась творческая дружба, которая в 2021 году была возобновлена на Втором Ростовском фестивале «МОСТ», где Борис Вадимович выступал уже в статусе Заслуженного артиста России, а у оркестра появилась приставка «академический». Символично, что юбилейный вечер вновь собрал этих партнеров, хотя на сей раз их диалог оказался не столь безупречным.

Борис Березовский и Ростовский академический симфонический оркестр. Испытание временем: Первый фортепианный концерт Чайковского, 35 лет спустя
   Борис Березовский (за роялем) и Ростовский академический симфонический оркестр.

Исполнение Первого фортепианного концерта, несмотря на свою популярность, стало для оркестра и солиста серьезным вызовом, требовавшим не только технического мастерства, но и глубокого взаимопонимания. Увы, на протяжении большей части произведения этот баланс найден не был.

С первых же тактов стало ясно, что трактовки солиста и главного дирижера оркестра Антона Шабурова разошлись. Борис Березовский избрал камерный, детализированный подход. Его соло отличалось мягкостью и тонкостью, что вступило в противоречие с плотным, эмоционально насыщенным звучанием оркестра. Дирижер пытался гибко следовать за солистом, что привело к потере ритмической устойчивости. Технические неточности в группах медных и деревянных духовых усугубили общее впечатление неслаженности.

Во второй части конфликт трактовок смягчился, но полного единства достигнуто не было. Лирическая тема, поданная Березовским с чрезмерной камерностью, порой «пропадала» в оркестровой ткани. Лишь в финале музыканты нашли, наконец, общий язык. Солист, до этого сдерживавший энергию, продемонстрировал всю свою виртуозную мощь, а оркестр ответил ему собранным и ритмическим звучанием. Благодаря этому триумфальный финал явился кульминацией всего концерта.

Истинным спасением стал подарок Березовского – исполненная на бис «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (к слову, никак не связанная с программой). Именно здесь Борис Вадимович позволил себе импровизационную свободу и получал очевидное удовольствие от игры, а оркестр звучал более раскрепощенно. Этот номер оказался самым органичным моментом всего отделения.

После антракта оркестр предстал в совершенно ином качестве, продемонстрировав зрелость и мощь коллектива, что ярко проявилось в обращении ко Второй симфонии С. В. Рахманинова. Это стало для ростовского оркестра не просто исполнением другого произведения, а возвращением к значимому событию своей истории. Память о сотрудничестве и успешном исполнении этой симфонии в Московской филармонии в 2019 году под управлением главного дирижера Валентина Урюпина в рамках проекта «Филармонические сезоны» делала нынешнее выступление особенно ответственным. 

Борис Березовский и Ростовский академический симфонический оркестр. Испытание временем: Первый фортепианный концерт Чайковского, 35 лет спустя

Под управлением Антона Шабурова музыканты показали глубокое и цельное прочтение знакомого произведения. В первой части дирижер блестяще выстроил драматургию: мрачное, протяжное вступление было насыщено напряженным ожиданием, а переход к главной партии оказался идеально подготовленным. Оркестр звучал собранно и мощно. Скерцо было исполнено с замечательной ритмической энергией. Дирижеру удалось сделать сложную полифоническую ткань прозрачной и рельефной, а резкий, взрывной переход к репризе был выполнен с безупречной точностью.

Третья часть, эмоциональный центр симфонии, прозвучала проникновенно, хотя знаменитому соло кларнета не хватило энергии и полетности звука, из-за чего одна из красивейших мелодий Рахманинова не достигла своей полной силы.

Финал стал достойным завершением вечера. Начавшись стремительно и ярко, музыка неуклонно двигалась к грандиозной кульминации, а финальные аккорды прозвучали как жизнеутверждающий апофеоз. Исполнение симфонии отличала идеальная слаженность и единство оркестра с дирижером. Безупречное чувство темпа в каждой из частей стало залогом мощного и целостного прочтения рахманиновского шедевра.

Борис Березовский и Ростовский академический симфонический оркестр. Испытание временем: Первый фортепианный концерт Чайковского, 35 лет спустя

Ведущая концерта Мария Гринева.

Особого внимания заслуживает ведущая концерта – лектор филармонии Мария Гринева, чье имя вновь не попало в афишу. К сожалению, в своем выступлении она ограничилась лишь концепцией проекта и историей сотрудничества оркестра в контексте программы. Однако этого оказалось недостаточно: за формальным упоминанием структуры произведений так и не последовало «большой истории», которой ждешь от масштаба «большого оркестра».


Автор текста: Юлия Истомина.

Фото: Никита Юдин.

Написать нам письмо




Новое на сайте