06.11.2016Количество просмотров: 4610
История Ростовской государственной филармонии хранит множество имён людей, творивших её на протяжении восьми десятилетий, но есть и такие, кто и по сей день продолжает свой самоотверженный труд, отдавая всю энергию и силы однажды избранному призванию. Эмма Вагановна Агопова – живая легенда и один из столпов Ростовской филармонии.
Родилась 6 февраля 1928 года. Её трудовая книжка была начата в филармонии 1 октября 1947 года и никогда не покидала её пределов. Менялись только записи, ведь Эмма Вагановна за годы работы прошла путь от солистки-вокалистки, заведующей музыкально-литературным лекторием к должности художественного руководителя-директора Ростовской областной филармонии. С 1987 г. по настоящее время она – старший музыкальный редактор. Багаж знаний, многолетний опыт работы и неповторимые душевные качества делают её незаменимым наставником для молодёжи.
В далёком 1947 году выпускница ростовской средней школы № 9 и музыкальной школы им. Гнесиных по классу сольного пения Эмма Агопова была принята на работу в Ростовскую областную филармонию в качестве солистки-вокалистки и до 1958-го работала в дуэте с Ниной Фёдоровной Недорослевой. В 1949 году она поступила в Ростовское музыкальное училище, закончив его без отрыва от производства. Яркая, талантливая и обаятельная артистка, Эмма Вагановна, была незаменимой участницей всех концертов, где бы они ни проходили - будь то зрительный зал родной филармонии или незнакомые площадки в разных городах нашей огромной страны, и всюду ей с лёгкостью удавалось добиться симпатии у слушателей.
1958 г. стал для Эммы Вагановны ключевым в плане карьерного роста – она была назначена заведующей музыкально-литературным лекторием. За десять лет, что она провела на посту руководителя этого подразделения значительно расширился как репертуар, так и творческий состав коллектива, улучшилось качество исполняемого материала. И вновь Эмма Вагановна успешно сочетает работу и учёбу и в 1965 году получает диплом об окончании факультета русского языка и литературы Ростовского педагогического института.
Качества прирождённого лидера и выдающиеся организаторские способности, проявленные в ходе работы, позволили Эмме Вагановне в 1966 году занять пост художественного руководителя филармонии, а с 1972 года – художественного руководителя-директора. Эмма Вагановна всегда с благодарностью вспоминает первого директора Ростовской областной филармонии – Артура Михайловича Буковского – человека, принявшего её на работу и ставшего её учителем.
Будучи директором филармонии, Эмма Вагановна активно содействовала созданию новых коллективов, таких как: «Литературный театр имени Шолохова», «Струнный квартет», ансамбль «Квадро», вокально-инструментальный ансамбль «Красны девицы», ансамбль «Донцы», принимала деятельное участие в реорганизации Ансамбля песни и пляски Донских казаков. Многое было сделано для более плодотворной работы симфонического оркестра.
За долгие годы профессиональной деятельности Эмма Вагановна неоднократно была отмечена орденами и медалями, благодарственными письмами различных административных, общественных и творческих организаций. За активное участие в 26-ти фестивалях «Донская музыкальная весна», прошедших с 1964 г. по 2002 г., Эмма Вагановна была награждена грамотой союза композиторов РСФСР. Среди её многочисленных наград – почетные грамоты Министерства культуры СССР, РСФСР, областного управления культуры, медаль «За доблестный труд», значок «За отличную работу», а в 1985 г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В 2004 г. Эмме Вагановне была вручена Памятная медаль к 100-летию М.А. Шолохова, а весной 2014 г. за многолетнюю плодотворную деятельность и большой вклад в развитие культуры Донского края указом губернатора Ростовской области Агоповой Эмме Вагановне была вручена медаль ордена «За заслуги перед Ростовской областью».
Будучи талантливым руководителем, ей удалось воспитать поколение преданных искусству людей, которые сегодня вместе с ней сохраняют и приумножают богатство неповторимой Отечественной культуры.
(С Дмитрием Шостаковичем)
Коллеги Эммы Вагановны не устают удивляться и радоваться её жизненной энергии и беззаветной преданности любимому делу. За годы работы, она собрала огромный материал об этом храме культуры и его служителях, и материал этот сродни хорошему музею. Когда она перебирает фотографии выдающихся музыкантов, певцов, композиторов, украшенные их подписями, – в глазах пестрит от череды известнейших лиц: Дмитрий Шостакович, Джордже Марьянович, Людмила Зыкина, Клавдия Шульженко, Лев Лещенко, Дин Рид, Анна Герман, Мстислав Ростропович, Муслим Магомаев… «Милая Эммочка», «Дорогая Эмма», «Уважаемая Эмма Вагановна» - так обращались к ней эти великие люди. Со многими из них Эмму Вагановну связывали тёплые дружеские отношения.
Вся биография Эммы Вагановны Агоповой – это биография уникального человека, который безвозмездно дарит свой внутренний свет и мудрость всем, кто встречается на жизненном пути. И подтверждение этому – слова одного из авторов книги о Ростове-на-Дону: «Дорогой Эмме Вагановне – замечательному человеку по убеждениям, настоящей ростовчанке – по характеру – интересно писать историю города, когда её делают такие люди как ты».
- Эмма Вагановна, расскажите, какими Вы запомнили годы после окончания войны?
- В 45-м, когда наконец закончилась война, мои братья вернулись из армии. Места в доме было мало, и все они спали на раскладушках. В конце 40-х мой брат окончил музыкальное училище и устроился работать в филармонию - играл в симфоническом оркестре. Сестра была дирижёром. Вскоре я прошла прослушивание и 1 октября 1947 года поступила на работу в музыкально-литературный лекторий. Тогда мы работали фактически за хлебные карточки. Ужасно было, но мы работали. Гастролировали в основном по Ростовской области, но достаточно много. Эти годы оставили в моей памяти тёплые впечатления, несмотря на голод и другие трудности. Хорошо помню, как однажды в 48-м году, в день моего рождения, мы поехали на концерт в Шахты. После дождя было очень грязно, и нам выдали резиновые сапоги. Подходим к клубу, а на двери сообщение от администрации: «Ввиду грязи вокруг клуба концерт отменяется».
- А как в конце 40-х восстанавливали здание филармонии?
- Много лет зданием для филармонии служило помещение, в котором сейчас находится «Детский мир», а на месте современной филармонии был драматический театр Горького, так как его здание на Театральной площади было разрушено в 40-е годы.
Несмотря на то, что наше помещение тогда было маленьким, даже туда в 1949 году к нам приезжала эстрадная певица Клавдия Шульженко и многие другие советские музыканты, исполнители.
(Клавдия Шульженко в Ростове-на-Дону).
Составы филармонии в 40 - 50-е годы были достаточно скромными. Например, трио: баянист, виолончелист и ещё кто-либо. Во всех клубах, куда мы приезжали, нам выдавали инструменты.
- А какие коллективы были в филармонии в послевоенное время?
- После войны в Ростовской филармонии уже были симфонический оркестр, ансамбль донских казаков и примерно пять-шесть эстрадных бригад, которые ездили с гастролями по Ростовской области. В 1946 году был создан музыкально-литературный лекторий, который занимался просветительской работой, а в 1972-м - ансамбль «Красны девицы».
Уже в 60-х мы переехали в здание филармонии на Большой Садовой. В те годы к нам приезжало очень много гастролеров из Австрии, Польши, Англии, США. У нас был американский певец Дин Рид, польская певица Анна Герман.
Часто в те годы у нас выступал сербский певец и композитор Джордже Марьянович. В один из его приездов случилась очень интересная история, которую я до сих пор хорошо помню.
Джордже жил в Белгороде, и все слушатели знали об этом. Как-то раз на концерте к нему обратилась пожилая женщина, которая попросила найти могилу ее сына, Петра Перебейнова, погибшего в Белграде в годы Великой Отечественной.
В следующий приезд Марьяновича эта женщина тоже была приглашена на концерт, и Джордже сообщил ей, что нашел могилу её сына. Он встал перед ней на колени и сказал, что теперь она - его русская мама. Позже мы вместе ездили в Белград на возложение цветов к могиле Пети Перебейнова. Вот такая история.
(Э.В. Агопова и Джордже Марьянович на могиле Петра Перебейного. Фото: пресс-службы Филармонии).
- Эмма Вагановна, Вы ведь застали войну школьницей. Расскажите, каким осталось в Вашей памяти это время?
- Конечно, было трудно, и мне тяжело об этом вспоминать. Мне было меньше 15 лет, было страшно, но нам всегда говорили, что война нас не затронет. Я помню, когда в 1943 году Ростов освобождали от захватчиков, в нашем доме стояла грузовая машина. В ней были немцы. Соседи сказали папе, что дом может взорваться, и не успел он подняться, как все начало разлетаться на части. Мы выскочили на улицу через соседнее окно, из вещей успели взять то, что под руку попалось. Потом выяснилось, что это были ёлочные игрушки, баллон с вишнёвкой и коробочка с любимыми мамиными духами «Красная Москва».
Соседи в округе нашу семью знали, и, когда наш дом сгорел, они рассказали, что в одном из зданий на первом этаже из квартиры эвакуировался сосед и место свободно. Мы переехали. Пришли и сели на голом полу. Только потом родственники привезли нам топчан, и случилось так, что мы остались в этой квартире жить.
Ещё очень хорошо помню, как прошло моё 15-летие. Этот день рождения пришёлся как раз на 1943 год. Жена папиного племянника тогда работала в столовой и испекла для меня пирог из ржаной муки с сухофруктами, перемолотыми через мясорубку. Это был мой подарок.
Помню, как в 1944 году я получила открытку с 3-го Украинского фронта, до сих пор её храню. Вот брат мне пишет: «Миленькая сестренка Эммочка! Разве можно такую землю отдать поганым немцам? Нет. За такую землю можно умереть». Сейчас он всегда ругает меня, когда я показываю её, но я не могу этого не делать.
- Возвращаясь к теме филармонии… Как потом, после 50-х, жили наши коллективы?
- Артисты очень много гастролировали - и в Европу, и в Америку ездили. Были в Бельгии, Голландии, Швейцарии. После войны за границей осталось много мигрантов из России.
- Наши артисты во время гастролей общались с ними?
- Общались и, думаю, очень поддерживали. Однажды мы выступали в Кёльне, на этом концерте было много мигрантов из Советского Союза. И вот когда наши артисты исполняли песню «Степь да степь кругом», я видела, как все они сидели и плакали. А в другой раз мы привезли на гастроли российскую землю в мешочках и раздали мигрантам. Их эмоции были необыкновенными.
- Знаю, что в филармонии Вы собрали большую коллекцию фотографий с известными гастролерами, снимки были показаны на выставке, приуроченной к юбилею. Может быть, в филармонии появится собственный музей?
- Генеральный директор филармонии Оксана Ивановна Яковлева выразила инициативу открыть музей, посвящённый истории Ростовской филармонии. Основа для него уже создана - это собранный мною и нашими сотрудниками архив, представленный на юбилейной выставке. Сейчас с помощью коллектива филармонии и наших слушателей мы продолжаем работу по сбору экспонатов для него. В состав музея войдут старые афиши, документы, награды, которые творческие коллективы в разные годы получали на фестивалях и конкурсах, мои фото с известными артистами и композиторами, выступавшими у нас - Шостаковичем, Шульженко, Герман, Марьяновичем, Бруновым и другими. Нам действительно есть чем поделиться с нашими слушателями.
- Вы помните, какой была филармония почти с самого её основания. Как сейчас Вы оцениваете деятельность учреждения, работу всех творческих коллективов?
- Я бы сказала, что из всех филармоний в России Ростовская филармония - одна из немногих, где есть такое количество по-настоящему больших и достойных коллективов: симфонический оркестр, с 80-летней историей, духовой оркестр, ансамбль донских казаков, музыкально-литературный лекторий, которому, кстати, в этом году исполнилось 70 лет. И это ведь ещё неполный перечень. Конечно, возглавлять такой серьёзный состав трудно, но руководство нашей филармонии с этой задачей прекрасно справляется.
Материал подготовила Екатерина Ляхова, Ростовская филармония. Фото из архива Э.В. Агаповой.
Посмотрите также: