24.09.2021Количество просмотров: 2708
Если пользоваться советскими штампами, Елена была продолжательницей трудовой династии. Её отец и дядя Борис и Ной Гордоны, унаследовав небольшую фабрику по производству крашеной бумаги и маленькую типографию, смогли завоевать лидирующие позиции в типографском деле на юге России. Им, в частности, принадлежало ведущее ростовское издание — газета «Приазовский край». Опытных управленцев приглашали для ведения дел и в другие бизнесы: представляя интересы Русско-Азиатского банка, они провели реорганизацию Ростовского купеческого банка, приобретали промышленные предприятия, создавали новые акционерные общества. Крупнейшим их делом стала монополизация табачного производства в Ростове: в объединение последовательно вошли фабрики Асмолова, Кушнарёва и Асланиди.
Гордоны вовремя сориентировались в революционной ситуации и после поражения Добровольческой армии в 1918 году покинули Ростов. Борис Гордон выкупил в Париже еженедельник «Иллюстрированная Россия» и стал издавать его с приложениями избранных сочинений русских классиков. Елена получила лучшее образование: сначала окончила лицей Генриха IV, а затем филологический факультет Сорбонны.
Первыми её публикациями в ведущей газете «Paris-Soir» стали заметки о путешествии в Африку, потом под псевдонимом Тётя Джульетт она стала вести детскую рубрику. Главным редактором издания был молодой харизматичный Пьер Лазарефф, тоже сын эмигрантов из России. Очень быстро взаимная симпатия переросла в любовь и молодые люди поженились. В 1939-м, спасаясь от фашистов, молодая еврейская семья уехала в США. Там Элен публикуется в журнале о моде, стиле и обществе Harper's Bazaar. С идеей выпуска аналогичного издания во Франции она вернулась в Париж.
Журнал с простым названием Elle («Она») впервые вышел в свет в ноябре 1945-го. Его печатали в США, что позволило делать красочную обложку и публиковать цветные фотографии, чего не было у прочих французских изданий. Elle давал советы о том, как оставаться свободной и привлекательной, несмотря на дефицит и питание по талонам — как перешить старые платья, готовить изысканные блюда из простейших продуктов. Элен привнесла в своё издание американские свободу мышления и некоторую ироничность по отношению к мужчинам. Журнал поддержал «вторую волну феминизма», освещая на своих страницах такие темы, как равноправие женщины, писал о контрацепции и проблеме абортов.
Elle быстро обрёл оглушительную популярность у француженок — к концу 60-х его аудитория оценивалась в 800 тысяч читательниц, тогда же журнал стал выходить в Японии. Впоследствии появятся также американская, английская, итальянская, немецкая, китайская, тайская, а с 1996 года — и русская версии.
«Эта женщина научила француженок быть элегантными», ‒ так говорила об Элен Гордон-Лазарефф знаменитая Коко Шанель. Она нередко бывала в роскошном имении Пьера и Элен в Лувенсьенне, где по воскресеньям собирались сливки общества: Саган и Каллас, Бардо и Брандо, Ив Монтан, Симона Синьоре, Онассис, Киссинджер, Бернар Бюффе, Миттеран, Помпиду, авиамагнат Дассо, король Марокко Хассан II.
Пара Гордон-Лазарефф придерживалась довольно свободных взглядов на брак, но продержалась до смерти одного из супругов: Пьер умер от рака в 1972 году. Элен пережила его на шестнадцать лет. В 1988 году её похоронили на парижском кладбище Пер-Лашез.
Автор: Алексей Павловский (Экскурсионное бюро "Ваш персональный гид").
Справочно: В Ростове-на-Дону семья Гордона владела Доходным домом - здание на пр.Ворошиловский, где сейчас Кировский ОВД; типография Гордона располагалась на пересечении пер. Газетного и ул. Станиславского (северо-западный угол); дача Гордонов - в районе зоопарка.
Посмотрите также: