18.07.2017Количество просмотров: 15047
Фаина Георгиевна Раневская. Фразы этой легендарной женщины мы часто вставляем в речь, в ленты социальных сетей, не задумываясь об их авторе. Поэтому стоит вспомнить биографию «Королевы второго плана», как называли её коллеги.
Рассказывая о Фаине Раневской нужно начать с её родительского дома. Она родилась 15 (27) августа 1896 года в городе Таганроге в обеспеченной семье крупного предпринимателя - Фельдмана Гирши Хаймовича и страстной любительнице Чехова, домохозяйке - Фельдман Милке Рафаиловне. Маленькая Фанни - так её называли в кругу близких, была не единственным ребенком у родителей. У неё было ещё три брата и сестра. Глядя уже на взрослую, харизматичную, самодостаточную Раневскую кажется, что она выросла в счастливой семье. Но на деле всё оказывается не так. Фанни чувствовала себя чужой в родном доме. Возможно, это из-за излишней ранимости девочки, вызванной заиканием. Однако в будущем, когда она выходила на сцену этот недуг чудом исчезал. Фанни находила утешение в театре и обожала актрису Павлу Леонтьевну Вульф. Засматриваясь её актерской игрой, Фаина поняла, что хочет тоже стать актрисой.
Фанни и театр. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия».
Юная Фаина была внешне совершенно не похожа на актрису - слегка сутулая, с крупным телосложением и неправильными чертами лица. "Разве так должна выглядеть звезда театра?" - думал отец Фаины. Он не относился серьёзно к желанию дочери о сценической карьере. Поэтому в 1915 году она уехала покорять Москву абсолютно на легке - из-за ссоры с отцом она осталась без денег, лишь мать дала немного на первое время.
В столице Фаина случайно познакомилась с актрисой Гельцер. Когда Раневская плакала на улице, та подошла к ней. Актриса познакомила её с Мандельштамом, Цветаевой, Маяковским, Ахматовой, Качаловым. Так и закрутилась творческая карьера Фаины. Она стала играть на сцене, но только в «массовках». Как-то раз её пригласили на роль проститутки Зинки. Она согласилась, ведь считала, что не бывает плохих ролей. Это был её первый дебют. И Фаине этот образ так удался, что пошли слухи, будто на сцене играет настоящая представительница профессии. В театр начали стекаться проститутки, чтобы поддержать «коллегу». Режиссёр был в шоке и вскоре закрыл показ спектакля «Патетическая соната».
С 1916 года с работой в московских театрах было тяжело и Раневская стала гастролировать по городам, успела побывать в театрах Феодосии, Кисловодска, Ростова-на-Дону.
В 1949 году поступила на работу в Театр им. Моссовета. Она сыграла роль старухи в спектакле «Рассвет над Москвой». После этого Раневская сыграла эпизод в пьесе «Шторм», который переписала полностью на свой лад. Раневская своей игрой в «Шторме» затмевала даже игру главных ролей, из-за чего её лишили роли. В 1955 году актриса перешла в театр им. Пушкина, который раньше был Камерным. Выбрала именно этот театр, потому что с Камерного началась её карьера в театре. Однако от старого Таировского театра уже ничего не осталось. Здесь Фаина Георгиевна проработала до 1963 года.
Почему Раневская? «Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно!»
Были сложные времена для Фаины. И как-то раз она на ветру выпустила деньги из рук, которые подхватил вихрь, и они разлетелись в воздухе. На что она сказала: «Денег нет, зато как красиво летят!». Кто ещё мог так сказать, кроме Раневской из «Вишневого сада?». К тому же Фаина любила это произведение, да и сходство в чём-то с главной героиней было. Поэтому, когда пришло время определяться с псевдонимом, она сразу же приняла решение.
Кино. «Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».
В кино Фаина Раневская появилась в 1934 году, когда работала в Камерном театре. Она сыграла роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». Ромену Роллану очень понравился фильм и актёрская игра Раневской, поэтому «Пышку» показали во Франции. Затем она снялась в социально-психологической драме «Мечта», где сыграла мадам Розу Скороход. В 1939—1941 гг. — Фаина была актрисой киностудии «Мосфильм», а в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии.
В 1943 году после возвращения в Москву из Ташкента, где находилась в эвакуации, её пригласили сыграть роль мамаши в фильме «Свадьба». Затем Раневская снялась в роли мачехи в сказке «Золушка» режиссёра Надежды Кошеверовой. Мачеха стала одной из лучших комедийных ролей Раневской. В фильме «Слон и верёвочка» актриса снялась с Наташей Защипиной, которой тогда было шесть лет. В 1949 году они опять снялись вместе в драме «У них есть Родина» по пьесе Сергея Михалкова.
У неё было много фильмов, но главной стала роль в комедии «Подкидыш». Именно после неё Раевскую стали узнавать, а слова: «Муля, не нервируй меня» цитировать. Практически каждая роль Фаины в фильмах принесла России новые крылатые выражения, который каждый старался вставить в подходящей ситуации. Из фильма «Лёгкая жизнь», где Раневская играла Маргариту Ивановну, мы с вами узнали: «Здравствуйте! Я ваша родная тётя. Я приехала из Киева. Буду у вас жить». А фразу «Красота - страшная сила» из фильма «Весна», знают даже те, кто не смотрел кинокартину. Из «Думы про казака Голоту» мы «взяли себе»: «Рыбы мои, рыбы! Дети мои».
Личная жизнь. «Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и глупыми, чтобы они могли любить мужчин».
Ещё совсем юной Фаина влюбилась в актёра Василия Качалова, с которым играла в одной труппе. Томные взгляды и полуулыбки Раневской не были замечены им. Уже можно было отчаяться и пойти заедать горе мороженым. Но как-то раз после очередной репетиции Василий подозвал её:
– Ты же тут рядом живешь? Я тогда вечером в гости зайду.
Радостная Фанни накрыла стол, надела красивое платье. Но счастье её было не долгим. Василий пришёл с женщиной и попросил «пойти погулять» Раневскую, пока они у неё в комнате закончат свои дела. После этого она возненавидела всех мужчин. Фаина практически всю жизнь была одинокой. Лишь только когда она несколько лет жила вместе со своей сестрой Беллой - Раневская была счастлива. Но сестра заболела раком и вскоре умерла.
Единственным, кто был всегда рядом с Фаиной и скрашивал её одиночество - это был пёс по кличке Мальчик. Актриса подобрала его на улице совсем щенком.
Раневская перестала играть на сцене за год до своей смерти. В 1984 года актриса скончалась. Похоронена актриса в Москве на Новом Донском кладбище. На могиле постоянно находятся живые цветы, которые приносят её поклонники. На надгробии актрисе установлена фигурка её любимого «Мальчика».
Самые популярные цитаты Фаины Раневской
О женщинах и о любви
Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки? Не задумываясь она ответила: «Седые!»
«Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?»
«Напора красоты не может сдержать ничто!» (Глядя на прореху в своей юбке)
« - Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня ещё не целовал никто, кроме жениха. - Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»
«Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это её муж».
О здоровье
«Я себя чувствую, но плохо».
«Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте».
«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».
«Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть».
О работе
«Деньги я проем, а стыд останется» - ответ Раневской на предложение сняться в какой-то неприятной для неё картине.
«Сняться в плохом фильме - всё равно что плюнуть в вечность».
«Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки».
«Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар».
«Четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актёры играли как никогда!»
«Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому».
«Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно».
О жизни
«Спутник славы - одиночество».
«Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи».
«Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка».
«Оптимизм - это недостаток информации».
О себе
«Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй».
«У меня хватило ума глупо прожить жизнь».
«Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят».
«Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко».
«Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов».
«Мои похоронные причиндалы» - говорила Фаина Георгиевна о своих наградах.
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году).
В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.
Материал подготовлен Ангелиной Семёновой.
Посмотрите также: