ТРЕВОЖНЫЙ РОДИТЕЛЬ. Гиперопека - опасность для ребёнка

13.05.2021Количество просмотров: 7698

ТРЕВОЖНЫЙ РОДИТЕЛЬ. Гиперопека - опасность для ребёнка

Когда у нас появляются дети, вместе с ними рождаются наши страхи и тревоги за них, возникает осознание беспомощности, зависимости и уязвимости малыша, формируются ответственность за него, желание уберечь от опасностей и напастей. По мере взросления ребёнка наша ответственность за его жизнь и здоровье юридически и психологически уменьшается, но, зачастую, это совсем не помогает утихнуть родительской тревоге, поскольку, чем взрослее наши дети, тем больше мы теряем контроль над тем, как они растут, живут и действуют.

Неконструктивная тревога рождает гиперопеку, а она не так безобидна, как может показаться на первый взгляд – в прямом и символическом смысле может быть опасна для жизни ребёнка. Почему?

1. Тревога сфокусирована на тех ужасах и опасностях, которые постоянно «предвидит» тревожный родитель, тем самым в представлении ребёнка формируется представление о мире, как о небезопасном и угрожающем для него месте. Это не делает его сильным и ко всему готовым, это делает его напуганным и напряжённым.

2. В том случае, если тревожный родитель регулярно единолично решает за ребёнка, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребёнка не формируется фокус на собственных ощущениях и чувствах. Он значительно хуже опознаёт собственный холод, голод, страх, дискомфорт и теряет самую важную связь — связь с собственным телом, которая и служит нам для того, чтобы подавать знаки о происходящем внутри и вовне нас, что так необходимо для принятия адекватного решения. Это лишает ребёнка связи со своими ощущениями и ему не на что будет ориентироваться.

3. Часто тревожному родителю трудно отделить собственную тревогу (боязнь не справиться, страх перед изменениями, неготовность вкладываться в решение проблем) от реальной тревоги за ребёнка. Некоторые взрослые просто сознательно или бессознательно избегают решения своих взрослых задач, не разрешая ребёнку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями этой жизни. И поэтому их дети не гуляют, чтобы не заболеть, не лезут, чтобы не упасть, не пробуют, чтобы не ошибиться, не соревнуются, чтобы не проигрывать, «не живут», чтобы не умирать.

4. Способ управления тревожного родителя — всемогущий контроль. Контроль, как ему кажется, позволяет профилактировать неприятности, сложности и беды. Как будто если всё время проверять уроки, портфель, шапку, чистоту рук, рассказывать о том, что случается с непослушными детьми, держать его за руку, следить за тем, что делает, с кем играет, куда пошёл, когда придёт, то ничего плохого не случится. Такой родитель не всегда замечает, что вместо самоконтроля у его ребёнка есть только инфантильная позиция и ожидание, что мама подскажет, проверит, сделает и, естественно, ответственность за это, начинает считать ребёнок, тоже будет на ней.

5. Таким образом, к сожалению, тревожный родитель неосознанно воспитывает в своих детях:

- тревогу, потому что мир полон опасностей и жить страшно;
- апатию, потому что зачем хотеть, если мама/папа за него хочет;
- инфантильность как неготовность принимать решения и нести за них ответственность;
- слабость, потому что у ребёнка мало опыта контакта со своей силой и возможностью справиться со сложной ситуацией;
- сложность в управлении собой и жизнью, поскольку родитель не научил справляться с чувствами, аффектами, задачами, делами и проблемами. Он научил избегать всего этого.

Я не думаю, что именно это, тревожный, но любящий родитель хотел для своих детей.

Как перейти к более конструктивному воспитанию?

1. Если у вас тревоги слишком много, то она может быть связана с вашей непроработанной психологической травмой. Психологическая травма может быть очень давней или недавней. Обратитесь за помощью к профессионалу.

2. Тревожный родитель часто фокусируется на недостатках, проблемах (реальных или воображаемых, возможных). Он ощущает их в себе, они первыми бросаются в глаза, когда он смотрит на своих детей. И видит... только дефициты и провалы.

Если вы сами не видите ресурсных возможностей своих детей, их способностей, талантов, навыков, умений, то спросите ваших знакомых, пусть они расскажут что-то о вашем ребёнке. Если боитесь, что ребёнок не справится, придумайте 5 причин, почему он всё же сможет. Какие качества и особенности характера ему помогут. Полезно рассказывать об этом и тревожным детям. Чем мы лучше думаем о себе, чем больше присваиваем себе достижения и таланты, тем менее тревожным мы можем быть. Потому что понимаем, что мы справимся с тем, что преподнесёт нам жизнь.

3. Важно культивировать и внешние ресурсы — обзаводиться знакомыми, помощниками, интересным окружением, взращивать отношения с близкими. Деньги и связи тоже помогают ощущать себя устойчивее, дают ощущение опоры и возможности не профилактировать проблемы, а решать их по мере поступления. Тревожные люди живут в постоянном напряжении и страхе, стараясь избегать проблем, и увы, это всё равно не всегда удаётся, а ресурсные люди живут спокойно, понимая, что в случае проблем они найдут опору внутри или вовне.

4. Чтобы навык поведения в опасных ситуациях был сформирован, его надо тренировать! Надо признать, что жизнь непредсказуема и в ней может случиться всё, но при этом надо учить детей справляться с трудностями, заботиться о себе, надо учить их поведению в опасных ситуациях.

Автор: Елена Соловьёва, врач психиатр высшей категории, заместитель главного врача ГБУ РО "Наркологический диспансер".

Иллюстрация: https://all4soul.com/25-risunkov-o-tom-pochemu-myi-sami-isportili-etot-mir/

Написать нам письмо




Новое на сайте