01.09.2018Количество просмотров: 6879
Час ночи. Городской бульвар. Яркий фонарь. И под ним скамья.
На скамье Антон Ковригин - отчаянно смотрит в пространство. Его мозги взбудоражены. Сна ни в одном глазу. Подошвы полуботинок нервно бьют чечетку. В руках парня — тетрадь и авторучка. Время от времени он бросает на белые листы полный страдания взгляд и оставляет на них длинные, жирные строчки.
Бульвар ярко освещен и безлюден. Где-то за домами прогремел последний трамвай. И вновь тишина.
Ковригина терзали пережитки. Два часа назад он вышел из квартиры весьма известного и авторитетного в своих кругах писателя. За способность даже шутить — внушительно и весомо, за уверенность в себе, категоричность и безапелляционность суждений, за высокую должность во властных структурах, которую одновременно занимал писатель, многие молодые, да и не только молодые литераторы, называли его многозначительно: «Папа»!
- Ну, что,— по-отечески говорил Папа, прохаживаясь перед Ковригиным и листая его рукопись, — чувствуется по этой повести, что мастерство у тебя, как у художника, сильно выросло. Актуальна тема: поиск современными молодыми людьми самих себя, собственного места в жизни. Хороший язык. Легко читается. Но! Где у тебя положительный герой? Ты показал, как разлагается молодежь. Вскрыл причины. Но кого ты противопоставил разложенцам? Кто у тебя в повести борется с ними?
— А почему должны бороться в повести, — загорячился Ковригин, — если в жизни никто не борется?
Папа сделал каменное лицо, взглянул на Ковригина, как на недоумка, прикинул: стоит ли вообще с ним разговаривать? Решил: не стоит.
—...Боролись бы по-настоящему, ничего бы такого не было! — продолжал глупить Ковригин: — А видимость борьбы, её фальшь и формализм, вы же сами говорите, показаны убедительно...
— Откуда ты взял, что не борются? — недовольно возразил «Папа». — Ты сам борешься!.. Только это надо увидеть! Показать!.. Критиканством заниматься легко!.. В общем, придётся тебе основательно поработать над повестью в этом плане.
— Тоже мне.., — вспоминая слова наставника, с ехидством думал Антон. — «Учись у старших товарищей»! — У кого учиться? Разве люди действуют в его повестях и романах? Куклы! Марионетки! Ходячие лозунги!..
Поразмыслив хладнокровнее, однако, решил: чёрт с ним, переделаю! Что ещё остается!..
Домой идти не хотелось. Бесцельно побродив по бульвару, он присел на скамью, перечитал отвергнутую повесть. Прикинул: что и как можно поправить, написал десятка два фраз из общего плана поправок. Но перечитав написанное, убедился: всё не то и не так!.. Фальшиво же! Как у «Папы»! Вспыхнул от досады. Снова настрочил несколько предложений. И опять всё перечеркнул. Наконец, откинувшись на спинку скамьи, вынул из кармана крошечный транзистор, поймал радиостанцию «Юность» и, подняв глаза, увидел невдалеке девушку.
Шла она медленно, по другой стороне улицы. Но заметив Антона, перешла улицу и направилась к нему. Пока она приближалась, Антон успел её рассмотреть. Стройная, изящная, в джинсах, в серой рубашке, с модной сумкой на плече, девушка была похожа на изысканный фирменный пряник.
При первом взгляде на него у каждого гурмана тут же возникает желание попробовать пряник на вкус. Правда, Антон отметил, что по странному стечению обстоятельств этот пряник почему-то сразу не съели, а долго носили по карманам, изредка извлекая его, откусывая и давая попробовать другим. От такого обращения пряник стал не совсем свежим. Впрочем, выглядел он всё ещё аппетитно, и съесть его за чаем было можно, конечно, предварительно почистив, кое-что удалив. Однако, в магазинах — изобилие пряников. Кто будет заниматься этим! Разве только очень бережливый человек? Но, увы, к жалости и бережливости мы нынче как-то не приучены.
— Уже поздно, - озабоченно произнесла Пряник, остановившись напротив Ковригина. Вы глаза свои испортите...
Потом, странно покачиваясь в сторону его тетради, полюбопытствовала:
— А что вы там пишите?
Антон хотел соврать, но ничего подходящего не шло в голову. Ответил с вызовом, чтобы отвязаться:
— Повесть...
— О! Как интересно! — неожиданно оживилась Пряник, дохнув, однако, на писателя ароматом, который источают вовсе не маленькие флакончики, а поллитровые бутылочки. — А о чём?
— О чём? - переспросил Ковригин, прикидывая, стоит ли затевать разговор. Решил: «Не стоит. Шла бы эта красавица своей дорогой!..» — Но всё же признался со вздохом обречённости:
— О современной молодёжи! О том, что она думает. Чем живёт. Какие проблемы решает.
— О! Вы знаете, — заинтересовалась Полулитровая Бутылочка, — мне надо бы прочитать вашу повесть...
Антон усмехнулся,
— Пожалуй, вы там кое-кого угадали бы!.. Только у повести нет пока положительных героев... Одни отрицательные. И, вдобавок, с ними никто не борется...
— Всё равно, — решительно и без огорчения сказала Бутылочка, — мне очень надо бы почитать!..
Медленно, плавно и осторожно, словно одуванчик, она опустилась на край скамьи, неторопливо сняла с плеча сумку.
Светлые волосы у Одуванчика были в беспорядке. Глаза смотрели мутно и устало. Да и в целом Одуванчик выглядела помятой, потрёпанной, ко всему равнодушной.
Идти дальше этой скамьи Одуванчику уже не хотелось. Писатель попался как нельзя кстати. По крайней мере, было, кому отвести душу. Нехотя и безразлично, чтобы хоть как-то объяснить свое появление Одуванчик стала рассказывать:
—...Хотели с подругой улететь в Москву. Но неудачно. Билетов не достали. Расстроились. Потом подошли какие-то ребята... Купили две бутылки водки. В общем, выпили с горя... Вот так вот...
Что было дальше и почему поздно возвращается домой, несостоявшаяся путешественница рассказывать не хотела. Чтобы не молчать, Ковригин спросил, уже без особого уважения.
— А где ты работаешь?
— В «Мелодии», — равнодушно ответила сотрудница знаменитого бренда, положив подбородок на ладони обеих рук и упершись локтями в коленки.
— Фирменный магазин грампластинок. Квартала четыре отсюда.
— Продавцом?
— Да.
Продавцов Ковригин не очень-то уважал, но соврал:
— Интересная работа. Я вот собираю пластинки... Он хотел сказать: Чайковского, и вдруг увидел, что вся спинка и локти серой рубашки продавца музыки сильно испачканы травой и пылью. Впечатление было такое, что спиной и локтями этой девушки работники горкомунхоза этим вечером усердно очищали зелёные, покрытие пылью газоны.
Антон всё понял. Точнее, прочёл обо всём, что случилось после выпитой водки — на грязно-зелёных локтях и спинке серой рубашки продавца музыки остаток её вечера был прописан весьма красноречиво... Почувствовал в душе некоторое презрение, даже брезгливость и, вместе с тем, жалость к девчонке.
«Прямо «Страсти-мордасти» горьковские», — подумал он. И, поменяв тему, спросил, чтобы не молчать:
— А учишься где-нибудь?
— Училась в РИСХМе.
— Какой факультет?
— Сельхозмашиностроения.
— И что?
— Бросила.
— Не нравится?
— Не-а...
— А где бы ты хотела учиться?
— В пединституте...
Ковригин опять посмотрел на зеленые локти, на испачканную спинку рубашки нештатной работницы горкомунхоза и подумал с грустью: «Чему ты можешь научить детей, горе луковое? Тебя ж на пушечный выстрел нельзя к ним подпускать!.. Хотя... Чего только не бывает на свете!..».
Обижать педагога в душе ему не хотелось. Он посоветовал:
— Поступай!
— Поздно уже, — нехотя ответила Педагогвдуше.
— Почему поздно? Сколько тебе лет?
— Много... Зимой будет целых двадцать.
— У-у! Девятнадцать лет? Разве это много! — буркнул Антон, стараясь уловить простой и грубоватый тон Старушки.
— По нынешним временам — много.
— А сколько ж немного тогда, по-твоему?
— Ну, хотя бы лет семнадцать — восемнадцать... В эти годы ещё не поздно остановиться...
Ковригин опять почувствовал неловкость. Столь откровенного разговора он не хотел и стыдился. Будто его удостаивали чести, которой он не заслужил. Но история начала интересовать. Спросил осторожно:
— А что, сейчас уже поздно?
— Да...
Пошутил:
— Так сильно разогналась, что уже не остановишься?
— Да. Я уже была замужем...
И не дожидаясь новых расспросов, бывшая жена стала рассказывать, что бывший её муж сейчас пограничник. Вместе они прожили около года, а теперь даже не переписываются.
Антон слушал. Смотрел, стараясь лучше разглядеть лицо, глаза.
Странно. Рядом сидело существо уже совсем иного рода. Это был жалкий котёнок. Вернее несмышлёная и ещё не знающая жизни кошечка, выброшенная в большой мир жестокими хозяевами. Она побывала в крупных передрягах и теперь страшно нуждалась в тепле и ласке. Ему захотелось чем-то помочь ей, сделать что-нибудь хорошее, просто погладить её…
Видимо, почувствовав это, натерпевшееся существо, оправдываясь и сожалея, заговорила о событиях прошедшего дня. О том, что вот они с подругой выпили. И что поездка в Москву расстроилась. А жаль! С работы она отпросилась на целую неделю. План магазин уже выполнил. Её отпустили. А теперь завтра надо опять идти на работу, объяснять. Нехорошо. Скажут: «Несерьёзная ты, легкомысленная. То отпрашивалась-отпрашивалась! Мы тебя отпустили, а ты не смогла уехать...».
— Ну, что тут такого — успокоил Ковригин. - Объяснишь. Поймут...
— Да...
Усталая кошечка замолчала. И с минуту сидела так. Говорить, видно, больше не хотелось.
Антон тоже молчал.
«Кого ты противопоставляешь разложенцам? Кто у тебя в повести борется с ними»? — вспомнил он. И усмехнулся. «Зачем с ней бороться? Ей участие надо, внимание, ласка!.. Нужна любовь настоящая! Но кто ей всё это даст? Кому нужен грязный Пряник?!.. Разве что бездомному — любителю поковыряться в мусорных отходах?.. — «Нет, уважаемый сенсей!, — мысленно возразил Ковригин своему наставнику. — Прежде всего, ей необходимо Зеркало. Большое. Во весь рост. Чтобы она посмотрела в него на себя и ужаснулась. И сама поняла: как дурно живёт. И вывод сделала сама насчёт своей жизни. А твои положительные герои, твои ходячие лозунги и призывы только озлобляют человека, ничего ему не дают и ничем не помогают! Но... разве поймёшь ты все это? Разве признаешь? Ни за что! Потому что наличие таких людей — прямая вина людоедского устройства общества, которое ты поддерживаешь!.. Одни рвутся к власти! Заполучив её, зубами и когтями цепляются, чтобы удержаться в ней. Другие всеми правдами, а больше неправдами, делают деньги, сколачивают состояния!.. А третьи — основная масса — влачат жалкое существование, еле-еле сводя концы с концами!.. Никому нет дела до проблем этой девчонки!..
— Ну, ладно, пойду я, — сказала, наконец, девушка. Затем неловко поднялась. — Вас тут не украдут?
«Проводить? — мелькнуло у Ковригина. С минуту он ещё колебался. Потом твёрдо решил: «Затевать отношения с продавцом музыки? — Нет, это лишнее. Я её не спасу, не исправлю. А время потеряю. Займусь-ка лучше я своим делом. Сегодня надо, во что бы-то ни стало, составить план положительного героя. Пусть он хоть в повестях совершает благородные поступки».
— Думаю, что не украдут!, — ответил Ковригин бодро. И добавил тихо, для себя. — В общем, я тоже никому не нужен…
Незнакомка поднялась.
— Ну, пока?..
— Счастливо!..
И она ушла, покачиваясь. А вслед ей летела из транзистора тысячекратно прокручиваемая песня:
«Надо! Надо! Надо нам, ребята,
Жизнь красивую прожить.
Надо что-то важное, ребята,
В нашей жизни совершить...».
- Вот образ положительного героя! Вот так и писать надо! — Фальшиво, бодро, весело, и ни о чём!— Идиот!.. — дослушав песню, наставительно сказал себе Ковригин.— И тогда тебя будут печатать!..
Конец.
1984 г.
(Рисунок с сайта: 99px.ru)
Посмотрите также: