16.09.2013Количество просмотров: 2712
Начало часть1.
Знаменитая мельница Тимофея Каргина. Казаки и иногородние съезжались сюда со всей округи не только, чтобы намолоть муки. Здесь был своеобразный центр культуры и своего рода тусовочное место конца 19 – начала 20 веков.
Рядом с мельницей, кроме магазинов, стоял кинотеатр – синематограф «Идеал» (это здание сейчас реставрируется). Кстати, это был первый и долгое время единственный кинотеатр на Верхнем Дону (и второй в Области Войска Донского, первый был в Ростове и носил тоже название «Идеал»). Сюда казаки и казачки, в красивых нарядах – молодые, среднего и даже пожилого возраста – специально приходили и приезжали – не только с окрестных хуторов и станиц, но даже и из других районов Верхнего Дона, чтобы посмотреть на чудо того времени – кино, то есть, на то, "как люди бегают по стенке".
Драчки на тусовочной площади около мельницы, подобные той, что описана в первой части "Тихого Дона", происходили здесь регулярно, по самым разным поводам. В основном, за внимание красивых казачек, чтобы продемонстрировать свою удаль, показать, кто кого "на тусовке" круче и кто тут сейчас "хозяин". На снимке: реставрируемое здание бывшего синематографа "Идеал".
Что касается самой мельницы, то не знаю, на кого как, а на меня все эти механизмы произвели потрясающее впечатление, вызвав настоящую бурю эмоций.
Осматривая эти шедевры передовой техники начала 20 века,
наглядно видишь и понимаешь: какой невероятный рывок совершён наукой и техникой за сто лет.
От этих вот сложнейших
и вместе с тем громоздких ремённых передач,
огромных колёс и маховиков, – до сегодняшних изящных автомобилей и самолётов 5-го поколения, до космических станций, компьютеров и нанотехнологий. Глядя на всё это, просто невозможно себе представить, что увидят наши внуки и правнуки через сто лет, в начале 22 века. Наверное, даже самые выдающиеся фантасты нашего времени и то вряд ли смогут достоверно описать, каким будет наш мир всего через сто лет.
А это тот самый двигатель, который обеспечивал работу всего этого громоздкого и грохочущего механизма по перемалыванию зерна в муку. В 50-х годах 20 века аналогичный, только вертикальный, двигатель стоял и на вышках Семикаракорской геолого-разведочной партии, где работал тогда мой отец и куда я, пацанёнком, бегал, чтобы посмотреть, как геологи бурят землю и поднимают из её глубин керны с разными породами и минералами.
Единственное отличие состояло в том, что тот, "геологический", двигатель был вертикальным, а этот, "мукомольный", – горизонтальный. Конструкция же двигателя и принцип его работы – один и тот же. Паяльной лампой надо было разогревать металлический шар докрасна, потом двигатель вручную раскручивался. Во внутреннюю полость шара (как я понимаю), при определённом положении поршня, делался впрыск топлива, оно воспламенялось, толкало поршень и двигатель начинал работать. Для меня, пацанёнка, в то время это всё было почти магией. Восстановление мельницы Каргина в первозданном виде – это, без преувеличения, подвиг современных работников музея. Я думаю, придёт время, и этот подвиг обязательно будет описан и вознаграждён.
Мы переместились в последнюю точку нашего путешествия - Дом и подворье, в котором Шолоховы жили в 1910 - 1926 гг.
Оно отреставрировано и бережно сохраняется работниками музея.
Здесь мы продолжили знакомство с жизнью и бытом семьи Шолоховых.
Много интересного узнали о том, как и в каких условиях прошли детские и отроческие годы будущего великого писателя.
Пётр Донсков, рассказал нам, что комнаты и обстановка в доме воссозданы по воспоминаниям родных и близких семьи Шолохова, в основном, его супруги Марии Петровны (урожденной Громославской), которую Михаил Александрович в январе 1924 года после венчания в Букановской церкви привез в этот дом. Кстати, супруги Шолоховы прожили вместе 60 лет, воспитали четверых детей. Старшая, Светлана, родилась здесь, в Каргинской.
Вверху слева Миша Шолохов.
Типичная казачья комната того времени. Из своего детства я также помню подобные подушки, сложенные в "этажи". Разве что только ещё моя мама сверху покрывала подушки белой, прозрачной, кружевной накидкой. Комната выглядела и нарядной, и красивой, и, по тем временам, видимо, модной.
Печь была центром жизни дома.
Вокруг неё крутилась вся жизнь домочадцев, особенно в зимнее время.
Особой гордостью каждой хозяйки, конечно, была белая посуда - фаянсовая и, тем более, фарфоровая – очень дорогая в то время. Такая посуда хранилась в особом шкафу, выставлялась только для гостей и по большим праздникам. В повседневной же жизни использовалась посуда, разумеется, попроще и подешевле.
Ну, вот и всё. Наше путешествие по шолоховским местам завершено. Во дворе дома Шолоховых нас ожидал настоящий казачий фруктовый взвар и вкуснейшие пирожки с разной фруктовой начинкой. Отведав их, поблагодарив хозяев, работников музея, мы отправились в Ростов.
По пути домой, естественно, обсуждали увиденное и услышанное. Надо сказать, что за столь короткий срок – всего лишь два неполных дня своего пребывания, мы увидели и услышали очень и очень многое. В случае самостоятельного путешествия по Шолоховским местам, мы, конечно, не осилили бы и десятой доли из всего этого. Тут надо отдать должное исключительной чёткости работы организаторов пресс-тура, как в Ростове-на-Дону – команде во главе с Татьяной Селедцовой, так и в самой Вёшенской – команде принимающей стороны во главе с Ольгой Бахтияровой, заведующей информационным отделом музея.
"Скоростной режим" пресс-тура, разумеется, не позволял журналистам останавливаться на каких-то заинтересовавших нас деталях, но зато мы смогли увидеть весь грандиозный комплекс музея-заповедника Шолохова, рассказывающий как о жизни нашего великого земляка, так и в целом, о жизни и быте верхнедонских казаков. Так получилось, что для меня лично это путешествие на Верхний Дон – при всей моей любви к поездкам и путешествиям - стало первым. И оно вызвало стойкое желание вновь вернуться в эти края, чтобы вновь увидеть и самобытную природу, и прекрасных людей, живущих на земле, воспетой на весь мир её величайшим сыном.
Текст Николая Фомичёва. Фото Марии Ким, Николая Фомичева.
Посмотрите также: