12.09.2024Количество просмотров: 310

ДОМБАЙ

В начале августа убежать из душного, раскалённого солнцем Ростова-на-Дону в прохладный Домбай, оказывается не так просто, если вы не на своём автомобиле.

Рейсовые автобусы в Домбай не ходят. Нет даже до Теберды. Бла-Бла-Кар на наш день отправления тоже ничего путного не предлагал.  По ж/д можно было бы доехать до Невинномысска, а там – на такси, или опять автобусом. Но... удобных билетов на поезда южного направления не оказалось на несколько недель вперёд.

Пришлось ехать до Черкесска в тесном автобусе целых девять часов, упираясь коленками в передние кресла. Почему автобус был таким старым и неудобным, остаётся только догадываться. Когда его подали на перрон мы невольно воскликнули: "Такие ещё ездят???!"...

В дороге утешало лишь то, что в Черкесске нас ждали друзья, Саида и её муж, Николай. Они встретили нас прямо на автовокзале, посадили в свой автомобиль и мы с комфортом помчались в Домбай!

ДОМБАЙ. Лето 2024

В красивых и интересных местах по пути следования мы останавливались. В том числе остановились и у Музея обороны Кавказа. Тут мы и сфоткали Саиду и Николая.

ДОМБАЙ. Лето 2024. ФОТОРЕПОРТАЖ

Два часа по отличным дорогам Карачаево-Черкесии, с потрясающими видами из окна авто, прошли быстро. Скоро мы вздохнули с радостью и облегчением: хвойный лес, снеговые вершины, реки с кристально-чистой водой окунули нас в долгожданную прохладу – мы въехали в Теберду. До Домбая оставалось совсем чуть-чуть!

В Домбай добрались к вечеру, уже в сумерках. Он встретил нас огнями отелей и нарядных кафе. Всё предвещало праздничное настроение и настоящий отдых. Особенно приятно было то, что в самом Домбае нас уже ждали друзья и родные, к нашему приезду готовились...

ДОМБАЙ. Лето 2024

Поселились мы в двухкомнатной квартире со всеми удобствами. Просторная, красивая, уютная, в новом пятиэтажном доме в центре посёлка Домбай – квартира была передана в наше полное распоряжение на целую неделю и совершенно бесплатно. Такой подарок сделала нам Рауза, дочь нашего давнего карачаевского друга, Ансара Салпагарова.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ФЕСТИВАЛЬ НА АМАНАУЗЕ

Утро первого дня было великолепным! Моя Галенька вздохнула полной грудью: погода стояла отличная! Впрочем, как и все последующие дни нашего пребывания в горах!

ДОМБАЙ. Лето 2024

В первый, акклиматизационный день мы решили пройти вдоль реки Аманауз, что в переводе с карачаевского означает "Злая пасть".

Камни, понятное дело, сложили здесь специально для туристов. Как тогда не сфоткаться!

Ущелье Аманауз всегда потрясает своей дикой красотой: водопады, неожиданные повороты, контрасты жары и холода.  Мы дошли до первого снега. Идти дальше и выше по ущелью в городской обуви и экипировке однако не рискнули. Вернулись назад.

ДОМБАЙ. Лето 2024

Берега реки Аманауз заметно изменились за последние годы. Раньше там, на тропе, лежали крупные валуны и гулять вдоль реки было затруднительно. Сейчас тропу расчистили и здесь явно вырисовывается своя набережная для прогулок туристов и отдыхающих. Левобережье застраивается новыми отелями с прекрасными террасами, на одной из которых нас ждал грандиозный сюрприз – Фестиваль "У истоков культур карачаево-балкарского народа". "Вот это вовремя мы приехали!", – невольно вырвалось у нас от радости.

ФЕСТИВАЛЬ

Фестивальная площадка на поляне представляла собой одновременно музей краеведения с выставочными экспонатами предметов быта; там же проходили самые разнообразные мастер-классы по рукоделию, танцам, игре на местных музыкальных инструментах, верховой езде, борьбе и по приготовлению карачаевских блюд. Концертная программа была наполнена яркими выступлениями детей и взрослых в роскошных национальных костюмах. О дегустации блюд национальной кухни расскажу отдельно.

ДОМБАЙ. Лето 2024

Попасть случайно на такое красочное и интересное мероприятие было большой удачей! Каждый, кто побывал в этот день на фестивале, открывал для себя что-то новое и интересное.

Здесь же, на площадке, была и сцена для народных танцев.

Тут же, на поляне, устроители фестиваля предлагали всем желающим — притом, совершенно бесплатно и в любом количестве — вкусные национальные карачаевские блюда — шорпа из баранины, мясные деликатесы, хычины, пироги с сыром и с ботвой, айран, горный чай, напитки с мёдом и ягодами. На столах стояли бутылки с натуральной минеральной водой, только что привезённой из источников. Слегка мутная от естественного осадка минералов и очень вкусная вода. Все желающие могли пить её вдоволь. В своё время мы были на этих источниках, с удовольствием пили эту воду и видели как за ней приезжают с бутылками. Её пьют и местные жители, и даже лошади и коровы! Поэтому в горах такое вкусное молоко и восхитительный айран!

Как водится, красочный фестивальный день завершился дискотекой и танцами. Отдыхающие были совершенно покорены и благодарны хозяевам за такое гостеприимство!

Домбай – жемчужина Кавказа

Домбай давно известен своей красотой. Однако, если несколькими десятилетиями раньше Домбай считался, по большей части, зимним курортом, для лыжников и летним лагерем для альпинистов, ну и ещё достопримечательностью для немногочисленных любителей горного туризма, то теперь это практически круглогодичный курорт для всех категорий отдыхающих.

Отдых на природе, в горах, в том числе отдых семейный, стал массовым явлением в России, особенно в последние годы.

ДОМБАЙ. Лето 2024

В этой связи появились проблемы, которые раньше были не так остры. Например, с организацией регулярных, рейсовых маршрутов из больших городов к популярным местам отдыха, чему мы стали свидетелями.

Кавказ в этом плане особенно показателен. Сюда, в горы, на природу стремятся попасть тысячи и миллионы людей, особенно из крупных городов. Хотя, как видим, осуществить своё желание, особенно в пиковый сезон, пока не так просто.

Тем не менее, в разных местах Кавказа – в Адыгее (в долине реки Белой, на плато Лого-Наки); в КЧР, в горных ущельях Лабы (Рожкао, Дамхурц, Пхия), а также в  Архызе и в верховьях Кубани, берущей начало на Эльбрусе; в КБР (Приэльбрусье, Безенги, Верхняя Балкария), в Северной Осетии (Цей, Зарамаг, горная Дигория), в Ингушетии, в Чечне, в Дагестане – везде сегодня очень ждут и очень рады гостям.

Началась даже настоящая конкуренция принимающих сторон, своего рода «битва за туристов». Домбай, в этом плане, естественно, включился в борьбу и грандиозный фестиваль «У истоков культуры карачаевского народа» – этому яркое доказательство.

ДЕНЬ ВТОРОЙ. ОСОБЫЙ – 4 августа

Этот был  ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ  ГАЛИ!

Притом, не просто очередной, а юбилейный – 4 августа Галеньке исполнилось 55 лет!

ДОМБАЙ. Лето 2024

Смотрел я на свою красавицу и мне, честно говоря, не верилось вообще в эту цифру. Не может быть, чтобы моей вечно юной Галеньке исполнилось 55!!!

Но паспорт, документ серьёзный!..

Да и возраст наших троих детей – старшему, Саше, 31, среднему, Никите, 23, младшему, Глебу, 21, свидетельствовали: годы идут, хоть и незаметно, но быстро!..

Однако, я радовался тому, что Галя совсем не стеснялась и не скрывала своих лет. Хотя и сама удивлялась им.

Утром я торжественно поздравил нашу красавицу и прочёл ей стихотворение, специально для этого Дня мною заранее написанное.

СУПЕРОТЛИЧНИЦЕ!!!
         (Галеньке – 55!)

Как я люблю тебя, жена родная!
Голубка! Галечка моя!
С тобою жить, с детьми – не надо рая!
Рай там, где ты,
                   наш дом,
                                  семья!

Твоим теплом, улыбкой мы согреты,
Твоей заботой, добротой!
А за борщи, за соусы, котлеты,
Зовём мы все тебя
                              своей Звездой!

Ты наша радость, наша сила, слава!
Ты наше всё!
Ты нам дана
Как мудрая Царица-Златоглава!
А мы твоя – опора и стена!

Любимая! Тебе я благодарен
За то, что стала ты моей!
Тебе четыре верных сердца дарим
И я,
       и трое сыновей!!!

Ещё в Ростове Галя высказала пожелание, что свои 55 лет хочет отметить непременно в Домбае и обязательно на вершине горы Муса Ачитара — высшей обзорной точке Домбая.
Естественно, вместе с нашими друзьями, мы отправились на канатке к вершине.
Тут меня ждал сюрприз. Для некоторых категорий льготников, к коим я отношусь, администрация Домбайской канатной дороги, на все станции предоставляла проезд совершенно бесплатный!

Очередь была хоть и большая, но довольно быстро продвигалась.

Большие очереди были на каждой станции и мы решили подняться наверх сразу, чтобы успеть потом спуститься. Ибо канатная дорога работает до 16.00.

Лето 2024: Лоо, Благовещенская, Домбай

Примерно через полчаса, как и мечтала наша Супер Отличница, мы оказались на самой верхней станции. Собственно говоря, встретить свои 55 лет именно в Домбае и именно на вершине горы, Галя мечтала и планировала ещё с весны этого года. Мечта её полностью исполнилась!  И вот она, высота 3009 метров!

Много раз мы бывали здесь раньше. И всегда наполнялись восторгом при виде почти космической красоты!

Лето 2024: Лоо, Благовещенская, Домбай

Сфоткаться с именинницей на вершине горы хотели все!

Я тоже!

ДОМБАЙ. Лето 2024

По Галиной задумке на вершине горы Муса Ачитара мы должны были торжественно съесть взятый с собой наверх торт. Однако, мы не рассчитали, что там, хоть и есть небольшой ветерок, а кое где даже и небольшой снежок, но солнце палит ничуть не меньше, чем внизу. В общем, торт наш, естественно, растаял.

Пришлось уже внизу купить новую сладкую юбилейную вкуснятину и торжественно её съесть.

День прошёл интересно, весело! Галенька сказала, что он запомнится ей навсегда!

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. В ДОМБАЙСКОМ ЛЕСУ

Одна из достопримечательностей Домбая – его лес. Очередной день нашего пребывания здесь мы решили посвятить прогулке по дороге через лес.

Это был истинный рай для глаз и для лёгких.

Виды потрясали своей красотой!  А настоянный на хвое и травах воздух был по-настоящему целебным!

ДОМБАЙ. Лето 2024. ФОТОРЕПОРТАЖ

Для тех, кто не хочет или не может идти пешком, местные умельцы предлагают специальный транспорт.

Например, вот такой чешский грузовой автомобиль. Он был произведён до войны на заводе в Праге и осенью 1942 года принимал участие в горных боях в районе Домбая на стороне немцев. Подбитый нашими бойцами и брошенный в лесу отступившими немецкими частями, грузовик стоял и ржавел в Домбайском лесу со времён Великой Отечественной войны.

Один из местных водителей осмотрел его и решил оживить.

ДОМБАЙ. Лето 2024

Рассказывают, что парень продал свой собственный легковой автомобиль, а на вырученные деньги полностью восстановил бывший военный грузовик. Перебрал мотор, заменил детали, поставил новые колёса, бензобак, произвёл необходимые сварочные работы в кузове, установил мягкие кресла, в общем, оборудовал автомобиль специально для перевозки туристов; естественно, зарегистрировал, как положено, в автоинспекции.

Построенный чехами для войны с русскими, грузовик теперь исправно служит туристам и отдыхающим по горно-лесным дорогам Домбая.

Домбайский лес изобилует цветами и целебными травами.

На фото моя любимая заячья капуста (кислица обыкновенная). Там где она растёт, туристы никогда не останутся голодными... Кроме того, растение ценится за свои лечебные свойства, помогающие бороться с целым рядом заболеваний. За обилие витаминов  растение всегда было незаменимой добавкой к пище весной, когда до созревания первых овощей и фруктов ещё далеко, а организм ослаблен после зимы. Растение применяется также в современной фитотерапии и гомеопатии.

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ, ПЯТЫЙ И ШЕСТОЙ. ПРОГУЛКИ ПО ПОСЁЛКУ

В Домбае мы не были года три или четыре. За это время число отелей и жилых зданий здесь, как нам показалось, выросло двое, если не больше. Ещё немного и посёлок городского типа Домбай станет настоящим городом. Впору будет запускать тут если и не троллейбус, то городской рейсовый электробус.

Радует, что здания строятся красивые, оригинальные. Санаториев, хотя бы с общеукрепляющем лечением, пока здесь нет. Но, думаю, в скорости, появятся. Предпосылки для этого в Домбае имеются.

Открылось много новых кафе, уютных ресторанчиков и стало явно модным украшать заведения цветами. Собственно говоря, так и должно быть в городе-курорте.

В Домбае даже магазин «Пятёрочка» открылся, как в обычном городе. Цены и ассортимент как и у нас, в Ростове. Так что теперь можно не везти с собой кучу продуктов. Всё есть на месте.

ДОМБАЙ. Лето 2024

Летнее время – идеально для строительных и ремонтных работ, и тут замечаешь это повсюду. Надо успеть к зимнему сезону.

Да, Домбай прекрасен и зимой и летом! Обязательно приедем сюда ещё!

Пока, Домбай! Ростовчане тебя любят!

Автор: Николай Фомичёв.

Фото Галины Фомичевой, Полины Шепелевой.