ЕЛЕНА МАРТЕНС. В ГОСТЯХ у ХУДОЖНИКА. Картины в стиле НЮ и впечатления от ПУТЕШЕСТВИЙ. 18+

10.10.2019Количество просмотров: 16020

Елена Мартенс

Наша встреча с известной ростовской художницей ЕЛЕНОЙ МАРТЕНС состоялась в её мастерской. Рассказ о себе получился у неё настолько ярким и познавательным, что мы не стали его сокращать.

– Я родилась в Екатеринбурге (тогда он был Свердловском). Родители - студенты математики, отцу было всего 19 лет, маме 20. Когда мне исполнилось 5 лет, я впервые показала свою непреодолимую силу к рисованию, зарисовав все фотографии поз асана в йоге в самиздатовском журнале. Помню как отец кричал, что эти странички были добыты им с огромным трудом и каким-то невероятным способом. И, как бы в назидание, он стал заниматься со мной йогой по вечерам, выворачивая наизнанку, и закручивая в узлы асан. После чего я поняла, какие важные фото были "замалеваны моими каракулями". 

Елена Мартенс, в мастерской

В начальной школе я регулярно  получала  выговор за то, что рисовала на последних страницах тетрадей во время уроков, особенно на уроках математики. Но я не могла остановиться, мои руки не могли не рисовать. Отец был разочарован мной потому, что мечтал сделать из меня Софью Ковалевскую. Кроме йоги он ещё научил меня играть в шахматы. Но увы, как только я получила в руки игральные  карты, показала большую способность выигрывать в "дурака".

Как только закончились мучения первых трёх лет обучения в начальной школе, начались другие времена, моих родителей пригласили работать на «Атоммаш» и семья переехала в Волгодонск. В школе я была молодцом по гуманитарным предметам (остальное прощалось) и меня сразу назначили  художественным редактором школьной стенгазеты. Рисовала плакаты, афиши, делала костюмы из бумаги – это всё было мне интересно. Начала посещать художественную школу. И помню, какое это было счастье, когда на 15-летие, местный художник, мой частный учитель, подарил мне первый этюдник.

Елена Мартенс

После окончания школы я вернулась в свой родной город Свердловск и поступила в "ремесленное училище". Там  обучали ювелирному делу, резьбе по камню, огранке драгоценных камней и витражному делу. В процессе обучения поняла, что ювелирное дело это не то, чем я хотела бы заниматься. К концу третьего курса осознала, что хочу рисовать и вольно размахивать кистью по холсту. Я ходила рисовать на курс к витражистам, там было всё серьезно, как в академии художеств. Но переводиться к ним не стала, не успела.

После окончания училища в моей семье случилась беда и я снова уехала в Волгодонск. Сначала была не против вернуться на юг, в тёплый климат, где летом абрикосовые деревья и шелковица растут прямо на улицах города, а плоды можно просто есть вволю. Но через месяц после возвращения я уже ревела от скуки. После культурного Екатеринбурга с его театрами, концертами, театральными студиями и продвинутыми дискотеками, я поняла, что не смогу долго жить в маленьком городке с абрикосовыми деревьями. Надо было как-то приходить в себя и думать, что делать дальше.

Елена Мартенс

Я устроилась работать в главный городской кинотеатр рисовать большие афиши к кинофильмам и в оформительскую мастерскую. Но уже через год уехала жить в Ростов-на-Дону. 

Первое, куда я попала это был кооператив. Некий человек, по фамилии Бушуев (известный теперь ростовский предприниматель), собрал 20 молодых художников в свою мастерскую, снял помещение в центре города на Пушкинской и посадил нас на сдельную оплату труда, расписывать деревянные изделия. Это было очень весёлое время и достаточно лёгкие деньги. Нам хватало на жизнь и на то, чтобы покупать холсты, краски. Тогда я договорилась с парой маститых художников о том, что буду делать уборку в их мастерской, а они будут давать мне уроки рисунка и живописи. Мне хотелось не потерять навыков в суете жизни и работе над росписью сувенирной продукции.

Дальше в моей жизни появился он. Когда он вошёл в нашу мастерскую, в своём объёмном свитере и с неприступным выражением откровенного снобизма, я подумала: «О, Боже! Какой надменный, да не дай Бог выйти за него замуж». 

Вся молодёжь, 20-23 года, сидели за одним длинным столом и малевали на шкатулках всё, что только на ум придёт. Наш "хозяин" хоть и был жаден, да хитёр, но его политика была такова, что мы можем рисовать на шкатулках любой сюжет, без канона, чтобы только "красиво, по народному, русскому". Иногда выходили такие шедевры, что он это всё собирал и отправлял в Германию на ярмарки. 

Затем вся эта русско-сувенирная продукция вышла из моды и мы стали рисовать небольшие картины маслом. Снова всё, что угодно, а наш шеф обеспечивал нас материалами и мольбертами.

Елена Мартенс. Мастерская художницы.

Итак наш кооператив превратился в творческие мастерские, где мы, молодые художники, вытворяли, а руководитель мог принять или не принять творческую работу, заплатить или не заплатить за неё. Вот тут наша контора начала расползаться по швам. Художники народ свободолюбивый и гордый. Постепенно все разошлись "на вольные хлеба".  Кто-то уехал за границу, кто-то в Москву и Питер. А я вышла замуж. Мой сноб на самом деле оказался добрым человеком и талантливым художником.

10 лет жизни в семье выпали из моей живописной биографии. Не получается двум художникам сосуществовать вместе на одном жизненном пространстве, в одной степени равнозначности. Я уступила. У нас родилась дочь, затем сын - погодки. И я окунулась в историю, как сейчас модно говорить:  #яжемать. За десять лет моего отсутствия в художественном творчестве, мои дети получили сполна родительского "во благо": логопед, бассейн, музыкальная школа у обоих, бальные танцы, английский, у-шу у сына, шахматы и  кружок по керамике у дочери. Ещё мой сын пел в Музыкальном театре в капелле мальчиков. Кроме того, дети посещали балетную студию при этом театре, а я шила театральные костюмы для их участия в детских спектаклях на малой сцене. Мой муж писал картины и продавал. Мы всегда жили, что называется бедно, но духовно богато. 

Елена Мартенс

После того, как наши дети подросли и уже стало ясно, что для них самих будет интересно в этой жизни, мы с моим художником решили остаться друзьями. Я ушла с детьми жить отдельно. У меня появилась своя студия и я снова занялась живописью.  Сначала это было только ради того, чтобы прокормиться, я не могла выйти из порочного круга "надо такое написать, чтобы точно продать". Нужда заставляла меня писать копии и "стопроцентно коммерческие картинки". Но даже в этом случае, я нет-нет, да и красила что-нибудь этакое, своё, "по Фрейду".

Наконец-то мои дети стали более самостоятельными в старших классах,  и я к тому времени обрела свою неповторимую манеру и "своё лицо" в живописи. Начала изучать иностранные языки и нашла способ путешествовать.

Моё первое путешествие случилось в 2011 году. Это была Дания. 

Елена Мартенс

Елена Мартенс

Елена Мартенс

В детстве я читала очень много книг. Особенно любила сказки Андерсена, истории Туве Янссон о Мумми Троллях, Астрид Лидгрен. Посетить Скандинавию была моя невероятная мечта. 

К тому времени у меня появился первый компьютер и первый хороший фотоаппарат Кодак. Я смогла опубликовать мою живопись в онлайн-галереях живописи.

Так случилось, что какой-то человек оставил комментарий под моей картиной "Копенгаген". Он написал буквально следующее: "вы так живописно изобразили этот чудесный город, с его разноцветными домами, вы, наверное, не раз бывали на Нухавне и вдохновились атмосферой этого старинного места". Я и ответила честно, что ни разу там не была, но очень мечтала с детства и люблю сказки Андерсена. Этот человек пригласил меня посетить Данию. Остров Ютландия (Орхус) и Копенгаген.

Дания. Елена Мартенс

Денег на поездку у меня не было. Но к тому времени было несколько моих творческих работ, написанных для себя, без всякой надежды продать их кому-либо. Этот человек сделал мне приглашение, чтобы я смогла получить визу. Я купила билеты на деньги, вырученные от продажи одной большой картины, и полетела. Но до этого мы переписывались с ним три месяца и я изучала датский язык.  Сложно, но мне хотелось понимать хотя бы элементарные слова.  В благодарность этому человеку я привезла три мои лучшие творческие работы в подарок. 

Это было невероятно. Я помню, что была сумасшедшая от восторга, когда попала на этот самый Нухавн 16 мая 2011 года.  За 15 дней моего пребывания там мы объездили несколько островов Дании, летали на маленьком двухместном самолёте. Я познакомилась со всей датской семьёй, узнала как живут молодые и старики в этой стране победившего социализма – высочайшей степени организации, но в тоже время свободы и уважения к человеческой личности.

Я побывала в нескольких классических музеях и музее современного искусства. Настолько живописен сам Копенгаген, что  можно бесконечно писать на холстах его улицы и главный канал Нухавн.

По возвращении с моей первой поездки я три дня из дома не могла выйти. Затем пришла в себя и меня понесло. Я написала 25 живописных работ в течение полугода и тогда же, в конце 2011-го, состоялась моя первая персональная выставка. Она называлась "Сказочная Дания".  

Елена Мартенс

Елена Мартенс

Мои коллеги ругали меня за яркость цвета, но я не могла сдержать краски, это как в детстве.

Моё впечатление от первой поездки в Копенгаген до сих пор вызывает у меня чувство панической атаки от взрыва эмоций. Следующие несколько лет, благодаря этой датской семье, я посетила  Барселону и несколько раз летала в Данию. В 2013 году была в Амстердаме и Брюгге.

После путешествия в Брюгге я снова написала серию картин и сделала персональную выставку. Брюгге – застывшее средневековье в современности, писать его можно так же бесконечно, никогда не надоест!

Елена Мартенс. Вечерний Брюгге

После того, как я открыла свои пристрастия в живописи, обрела уверенность в том, что если бывают времена, когда ничего не покупают, нет денег купить краски и холсты, с трудом хватает на продукты, всё равно нужно не отчаиваться, а спокойно писать то, что хочется, то, что льётся изнутри. И даже если друзья художники  говорят, что всё плохо, я, несмотря ни на что, работаю, не покладая кистей. Нужно работать и ещё раз работать. Нужно радоваться тому, что иногда ещё и деньги за свою любимую работу получаешь. И снова путешествие. И снова жизнь.

Елена Мартенс

С той поры, как у меня стали покупать большие картины в России и в странах Европы (бывало, что несколько картин одновременно), я начала  сама выбирать путешествие и покупать билеты на самолёт. Предпочитаю узнавать страну изнутри, поэтому и пользуюсь сервисом "Couchsurfing". Если я останавливаюсь у принимающей стороны больше чем на 4 дня, то я всегда привожу с собой картину в подарок или пишу портрет этого человека. 

В 2014 году начала изучать итальянский язык и осуществила мечту, съездить в Венецию и Верону. По ходу дела, решила остаться там на пару месяцев и окунуться в жизнь на виноградниках. Я жила в семье виноградаря и попросилась на уборку винограда. Мне хотелось узнать все сорта виноградного вина этого региона. Это было замечательное время. Я успела написать там несколько картин, но оставила их, в благодарность. 

Елена Мартенс. Венеция

Елена Мартенс. Венеция

Затем, в 2015 году я начала изучать французский язык. Захотелось посетить Кольмар. Это городок на границе с Германией и Швейцарией. Ну и, конечно же, Париж. По ходу моего путешествия, я посетила Баден Баден (хотелось посмотреть на казино, где Достоевский проиграл даже свою одежду).

Елена Мартенс. Париж

– Есть ли художники которые Вас вдохновляют?

– С самого детства меня вдохновляет Ван Гог. И когда я воочию увидела его работы, как лежат мазки, какого цвета небо, я была поражена, как эти произведения искусства до сих пор не пожухли?!

Для меня всегда очень важно увидеть в оригинале живопись моих любимых художников. Так в Брюгге я посмотрела Босха и Брейгеля, в Амстердаме Ван Гога и Вермеера. В Париже Музей Д.Орсе не отпускал меня 6 часов. После, уставшие, прошлись по Монмартру и вечерним парижским улицам. На следующий день мы посетили кладбище Пер-Лашез. Затем, съездили на Женевьев де Буа, на могилу Андрея Тарковского и Константина Коровина. 

Все эти путешествия дают мне вдохновения для живописи. 

Елена Мартенс

Ну и как следовало ожидать, я снова сделала персональную выставку. Но в этот раз не в галерее, а в частной Арт-кофейне "Кофеман". Это было очень резонансно. Мои картины увидели больше людей, чем обычно в галереях. Благодаря выставке, я смогла на следующий год сделать себе поездку в Норвегию. Пришлось подучить норвежский язык за три месяца до поездки.

Это опять-таки, моя любимая Скандинавия. Там я безумно хотела увидеть картины Эдварда Мунка в национальной галерее Осло. Съездить в Берген - это очень живописный портовый город для художника. Кстати, картин Эдварда Мунка оказалось больше в Бергене, чем в Осло.

Елена Мартенс

В конце 2016 года у меня был чудесный заказ от одного итальянского коллекционера живописи и предметов антиквариата. Этот человек купил у меня сразу 8 картин и ещё несколько заказал. Таким образом, у меня появилась возможность съездить в Рим.

Елена Мартенс. Рим

В Рим я влюбилась с первого взгляда. 

Елена Мартенс

Елена Мартенс

Ещё у меня была спонтанная поездка на Сицилию на пасхальную католическую неделю в апреле 2017 года.

Елена Мартенс. Сицилия

Елена Мартенс

Затем – участие в международной выставке в Амстердаме, где были проданы две мои большие картины. Благодаря этому, я съездила в Швейцарию по приглашению моей одноклассницы, в Цюрих и Лозанну.

Елена Мартенс

Елена Мартенс

Итак, 2017 год был насыщен путешествиями. 

В 2018 году я снова посетила Рим, Францию, Ниццу и регион Var, город Котиньяк. Это дало мне вдохновение для живописи.

Елена Мартенс

Осенью 2018-го я съездила в Гамбург и побывала в нескольких городках на севере Германии. В январе 2019 года снова Рим, Гаэта и Неаполь. Все эти путешествия неразрывно связаны с моим творчеством.

Елена Мартенс

Но теперь я чаще пишу обнажённую натуру. Мои модели - это реальные женщины, с которыми я знакомлюсь в моих путешествиях.

Елена Мартенс

– С чего возникла идея написания в таком стиле? Ведь это довольно-таки сложный шаг для художника-женщины.

- Вдохновилась я наблюдая как растет и меняется моя дочь и моя племянница. Этот тонкий переходный период когда девочка превращается в женщину, удивителен.  Ты наблюдаешь за тем, как расцветает цветок. И моя первая серия в стиле НЮ была посвящена теме Дюймовочки.

– Сколько по времени длится работа модели для Ваших картин?

– Нужно заметить, что я не всегда пишу с натуры. И если пишу таким образом, то по времени это занимает не больше часа. В основном я делаю фотосессию, а затем, на основе снимков, придумываю сюжет, где добавляю какие-нибудь вымышленные детали.

Елена Мартенс

Елена Мартенс

На сегодняшний день, продолжаю мою страсть к теме "эротическая чушь", так иронично для себя я называю то, что никогда не перестану сочинять на эту тему. Например, серия картин "Такие разные кошки". 

Елена Мартенс

– Такое направление, как НЮ, пользуется спросом в Ростове?

– В Ростове – пока нет. Работы уезжали в Амстердам, в Италию, в Москву. В основном такие картины покупают в личные коллекции.

В июле 2019-го приняла участие в международной выставке в Монтекозаро (регион Италии Чивитанова, Абруццо). 

Эта тема идёт параллельной линией в моём творчестве, на ряду с впечатлениями от путешествий. 

Елена Мартенс

ЕЛЕНА МАРТЕНС «Записки художницы» 18+

Елена Мартенс

P.S. Маленький совет от "Ростовчанки": если Вы захотите сделать подарок Елене Мартенс – приносите оригинальную точилку для карандашей. Она их коллекционирует.

в гостях у Елены Мартенс

точилки для карандашей

в гостях у Елены Мартенс

Елена Мартенс

Мария Потапенко, Галина Фомичева. Фото Марии Потапенко и из архива Елены Мартенс.

Написать нам письмо




Новое на сайте