25.09.2021Количество просмотров: 14693
Никас – какой он? Неутомим, и всегда в движении, с людьми, в мастерской, в работе. Он сразу включается в интересные ему проекты и решение задач. И у него нет пауз! Никас спешит жить. Каждый день для него как Пазл картины под названием «Моя жизнь». 24 часа в сутках ему мало. Так получилось, что три дня (пока не состоялась наша встреча) мне пришлось наблюдать рабочий график художника, и моя голова пошла кругом. А Никас каждый день на гребне волны, и создаётся впечатление, что ещё больше заряжается от многочисленности дел.
При этом, не важно сколько у него встреч (в приёмной всегда люди). Он памятлив, помнит практически все свои интервью. Цитирует наизусть классиков, переживает не только о людях, которым не просто в это время, но и за экологию природы, за животных, которые гибнут от человеческой жадности и глупости.
Никас поддержал тему интервью, предложенную мной – о Вселенной, новых энергиях, творчестве, взаимоотношениях …. И в эту тему как бы невзначай, влился образ Шивы многорукого. Никас сам заговорил о нём. Почему Шива? Наверное, подсознание Никаса выдало этот образ на поверхность – и если бы у него было столько же рук, как и у Шивы, то он задействовал бы их все разом!
– Никас, ваш рабочий график – разноплановый и весьма насыщенный. И всё время разные люди, интервью, поездки. Как выдерживаете? И принадлежите ли себе?
– Такой график – это моя жизнь, и это нормально для меня. На второй вопрос, признаться честно – нет, не принадлежу. Много задумок, интересных проектов, жалко, что в сутках 24 часа, сон сокращен до 5-6 часов.
– Нам посчастливилось жить в эпоху Водолея – время новых вибраций, когда стали доступными знания о силе, ресурсах человека, о изменении вектора сознания, ранее сокрытые от большинства людей. А какая Ваша картина мира?
– На мой взгляд, человеку нужна широта! Человечеству, дан шанс, своего рода, проверка, сможем ли мы, доверенную нам Землю содержать в порядке, как Пост номер Один. Поэтому, если мы будем стараться озвучивать и решать проблемы, начиная от экологических до внутричеловеческих, а не просто говорить, то у нас всё получится, и Планета и люди будут процветать. Нам необходимо учиться относиться друг к другу, так как хотели бы, чтобы относились к нам. И для меня важна экология не только человеческих взаимоотношений, но и экология живой природы. Но, к сожалению, человек озлобился, измельчал, замкнулся в своём мирке, поэтому, как вы говорите, многие стали жить на низкочастотных вибрациях – злоба, зависть, ненависть. Много ли сейчас тех, кто соблюдает Десять заповедей данных Богом, или хотя бы несколько из них? Мало… Поэтому и картина мира каждого зависит от зрелости его сознания. У нас горят леса, мы засоряем озера и реки, ругаемся матом, делаем пакости друг другу, и, по-сути, пилим сук, на котором сидим, не понимая, что все мы Едины и каждый – это часть Целого. Соответственно, всё что творим – во вред себе и Миру. А земля нас кормит и с любовью даёт нам свои дары, вправе рассчитывая на благодарную отдачу. Но зачастую, так не происходит.
Взять, например, охоту на животных – я не имею в виду, те лицензии, которые покупает население для пропитания или просто удовольствия побыть на природе. Многие принимают в ней участие, ради спортивного интереса – без убийства животных. Но есть и другая сторона – когда убивают животных из куража. Такие поступки, в которых проявляется человеческая жадность, глупость и жестокость, к сожалению, но остаются безнаказанными. И люди разных социальных слоев подвержены такой неосознанности.
– В контексте Нового времени – времени перемен, осознания себя и открытия в себе новых возможностей, Вы почувствовали, что люди около вас стали другими?
– Что-то, безусловно, происходит. Мне везёт на людей. Люди рядом со мной неравнодушные, любящие, активные, ищущие, и я вижу их личностный рост. И у нас совпадение – они любят меня, а я – их. Но я также понимаю, что мы не можем изменить другого человека, можем изменить себя, своё отношение к ситуации, и в конце-концов, если происходит непонимание можем просто уйти. И такие примеры есть в моей жизни. Только сам человек, решив измениться, может стать другим, но для этого нужно постоянно работать над собой.
(Адам и Ева или Весна в Раю, х.м.50х50, 2009)
ПОДДЕРЖКА И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
– Вы участвуете в разных благотворительных проектах, помогаете близким Вам людям, друзьям, незнакомым людям. Действительно, их истории или проблемы отзываются в Вашем сердце?
– Да, отзываются. Есть много людей, которых я люблю. Это мои три брата и сестра, и я стараюсь им помогать. Поддерживаю и других близких мне людей. Но я ни от кого и ничего не жду взамен. И я не пытаюсь ни на кого повлиять. Я или люблю и принимаю, или просто не общаюсь. Помогать – это моё искреннее желание.
– Мы знаем о Вашей благотворительности школам, дорогому для вас художественному училищу им. М.Б. Грекова в г. Ростове-на-Дону, где Вы учились до армии, художественной школе в Ульяновске. Никас, спасибо, за Ваше большое сердце!
В своих интервью Вы говорили о трёх постулатах, которые дают характеристику человеку и делают настоящим мужчину: профессионализм, обязательство и духовность. И такая негласная ипостась – родить детей. Что они для Вас?
– Да, первые три очень важны в моей жизни, они идут со мной на всем её протяжении. А про другую, скажу, что детей я не родил – их рожали и воспитывали мамы. Родитель не тот, кто родил, а тот, кто воспитывал ребёнка – ведь это колоссальный труд, надо ухаживать, нянчиться, не спать, когда ребёнок болеет, водить в кружки, спортивный зал – это всё и есть родить. Я уважаю этих женщин и благодарен, за то время, что был с ними. Но некоторые из них не всегда были честны со мной. И через неправду происходило то, чего хотели женщины (а именно зачать от меня ребёнка), но это был их выбор. А я в тот период (моего поиска и становления) не был готов к тому, чтобы иметь детей. Это к вопросу о правде. Я только входил в силу, были разные творческие проекты и много работы. Поэтому у меня своё отношение к правде.
У меня есть сын Стефан, рожденный в законном браке, мы с его мамой венчались. Для меня это было очень значимое и торжественное событие. С другими женщинами я не планировал продолжение рода – вот и судите сами – где здесь, правда? Но, тем не менее, я несу ответственность за детей, которые появились на свет с моей помощью. Я поддерживаю их и помогаю. Но также доношу до понимания сыновей, что такая помощь может быть не всё время, а до определённого момента их становления и взятия ответственности за свою жизнь. Что важно понять и почувствовать своё истинное желание в плане самоопределения. Я открыт своим детям, впрочем, как и другим людям. Но если я вижу, что человек бездумно глупо использует материальные средства, то мне ничего не остаётся, как предоставить ему возможность действовать согласно его уму. Это хорошо работает, поскольку достаточно быстро происходит отрезвление.
(Антихаос в истории космоса, х.м.51х39, 2005).
ПРО ТВОРЧЕСТВО
– Каждый человек, на мой взгляд, наделён творческой энергией, но не у каждого происходит трансформация в нечто большее, в Уникальность. На выставках я часто наблюдаю за людьми и их реакцией на картины. Так вот на Вашей выставке, у людей разного возраста была живая реакция на картины. Да, мнения разные, но равнодушных не было. Не хотите ли взять паузу, для создания чего-то нового и неожиданного – «Взрыва», в хорошем творческом понимании этого слова. И снисходит ли на Вас сверху?
– Процесс творчества... Мне не нужно ждать вдохновения. Это всё во мне, внутри. Потому что я профессионально отношусь к своей работе. Я выхожу на сцену и играю Гамлета, и не важно, что происходит у меня дома. Я сажусь за мольберт, и мой ресурс включается, 30-40 минут на разминке, как обычно, а потом внутреннее сознание, соприкосновение с холстом, красками, мыслями – и рождаются образы. И здесь нет ничего удивительного, просто наработанное отношение к своему делу. Я не жду и не ищу вдохновения. Всё происходит естественно, воодушевлённо и возвышенно. Как актёр, художник, скульптор, который получил заказ и начинает работать, и все происходит в процессе – множественные открытия и откровения, которые рождаются на более тонком плане. И для меня это естественное включение в процесс. Кто-то, прежде чем творить, едет наполняться энергией в разные места. Я же использую свой источник энергии. Иногда в процессе работы приходят инсайты – всплывают стихотворения, музыка, картинки. И тогда создание образов происходит более чувственно. Но в принципе, для меня это нормальный, естественный и живой процесс.
(Человек - стихия, х.м.50х35, 2007).
Да, я уважаю любое мнение, критику, если она обоснована. И, безусловно, каждый верит в то, во что он верит, что дорого.
Сверху снисходит? Возможно, но находясь в процессе творения, я уже не отделяю, откуда что приходит. В моей жизни, всё, что есть сейчас и мои произведения – это благодаря силе воли. И потом, у меня много энергии и это позволяет мне быть активным долгие часы. А насчёт паузы – нет, это не для меня.
(Сон облака, х.м.51х41, 2008).
– А как насчёт Ваших «говорящих картин»? Разве это не волшебство, когда возникает притяжение и тянет к полотнам. И здесь не просто разные техники, которые Вы создали и экспериментировали с ними, а нечто более глубокое – погружение в живой мир образов, форм, света, тени. Мир, в котором приоткрывается завеса, за которой можно найти ответ, если задан вопрос.
– «Говорящие картины»? Благодарю вас за этот термин. Да, люди не случайно тянутся к прекрасному и идут в музеи, на выставки. И многие действительно находят ответы на свои вопросы, именно после соприкосновения с тайной.
(Лестница в небо с красной занавеской, х.м.45х35,1993).
К сожалению, у многих людей нет осознания созидания процесса, которым занимаются. Поэтому их ресурс может молчать и не раскрываться. Ты можешь сидеть и думать «вот я сейчас, сейчас …», как в «Белых ночах» у Достоевского, и ничего не предпринимать, а фантазировать. А можешь наоборот – двигаться, шевелиться, пытаться реализоваться. Но есть и еще одна печальная сторона этой медали – когда есть ресурс, а человек его не использует. Время уходит, вот этого жаль.
(Цветочный сон Жанны ДАрк, х.м.61х51, 2009).
Я не могу никого ни в чём переубеждать, у каждого своя точка зрения на происходящее в творчестве. Когда ты молод и мозг работает, фонтанируя идеями – не хватает времени, иногда опыта. Но со временем всё приходит. И ты стараешься реализовывать свои замыслы. С возрастом же всё начинает замедляться. Ты становишься менее восприимчивым к внешней среде. Если раньше ты открывался в мир как «губка», и казалось 45 мин урока в школе огромное время, то теперь оно летит, как секунды. И потенциал уже не тот, когда идеи раньше возникали неожиданно и быстро воплощались. Сегодня уже скорость другая, произведения профессиональные, но мысли, в теме могут быть не такими яркими. То есть меняется реакция восприятия и создаваемое уже трудно назвать шедевром. Достойное – да, но уже чуть-чуть не то. А бывает и наоборот, человек долго набирает опыт, становится мудрецом, а потом «выстреливает». В Греции говорят, что до 75 лет созреваешь, а потом уже делишься своими знаниями и мудростью с миром. Учителем в Древнем мире мог быть только человек после 75 лет. И тут многое зависит от возраста, времени, социальных рамок.
(Идеалистическое восприятие входа в Храм, х.м.50х35, 2009).
Сегодня мы все поздно ложимся, но дольше живём, меньше работаем и меньше думаем. За нас думают компьютеры. И сегодня искусство неоднозначно. Сегодня можно просто разрезать холст посередине и назвать это «шедевром». И творящий верит в это, других же – сложно будет уверить в этом, если они сами не почувствуют и не увидят в этом что-то большее. Это знаете как, быстро что-то сделать, и быстро это съесть. Нет созидания. В большей степени оно ушло в прошлое.
(Сон о воде на фоне замка или Вода и Камень имеют память, х.м.40х50, 2006).
– Как Вы восстанавливаетесь после активного дня?
– Встречаюсь с друзьями, беседую – получаю дополнительный ресурс для нового творчества. Скажем так, всё у меня работает само по себе.
– Есть ли у вас обратная связь от людей, чьи портреты Вы создавали? Менялось ли их мировоззрение, после того, как они оставались один на один со своим портретом?
– Да, есть такая связь. И многие менялись со временем, после того как я их написал. Я не знаю доподлинно ли моя картина или её энергетика повлияли на это. Или возможно со временем у человека изменилось мировоззрение на происходящее.
(Путешествие по Франции. Замок недалеко от Орли, х.м.50х60, 2009).
– Техника Dream vigin – уникальна и необычна, как она пришла к Вам? У меня возникло ощущение при наблюдении за одной картиной, что используемая завеса, пелена, в сюжете картины, словно прикрывает или защищает от сторонних глаз, не даёт проникнуть, дабы не оголить ... глубину.
– У каждого свое чувственное восприятие, свои ассоциации, и конечно всё это мы ощущаем по-разному. В этой технике я вначале ставил перед собой одни задачи, а получилось немного по-другому. И получилось неплохо. У хорошего художника, по мере приобретения жизненного опыта включается анализ процесса совершенствования картины. Иногда ты видишь красивую картину, но она не создаёт никаких внутренних эмоций, то есть она пустая и не трогает зрителя. Иногда несколько мазков, сделанных на холсте могут быть гениальными и вызвать бурю эмоций.
(Девушки с шарами, х.м. 70х100, 2000).
Ты пишешь, как чувствуешь и умеешь. А после, результат уже оценивают другие. И не всегда понимание того, что заложено автором в работу приходит сразу, а как показывает история, скорее наоборот. Много лет может пройти, прежде чем они будут оценены по достоинству другим поколением. Пожалуйста, для примера – Ван Гог или Питер Брэйгель старший. Иногда, на интуитивном уровне художник пишет, чувствуя, что не для настоящего времени работа, а для недалекого будущего.
В Dream vigin я использую лессировки, то есть лаковые слои наложенные один на другой. Иногда их многослойность бывает 8-12 слоев. Глаз зрителя не понимает этого, равно как и то, что его притягивает к ней – некая загадочность. В таких картинах возникает интрига, она и останавливает и позволяет увидеть глубину. Когда это происходит, возникает невольный диалог между живописью и человеком. Это и есть результат задачи, которую ставит перед собой художник.
(Вид с набережной на море, х.м.62х76, 2009).
(Встреча в Венеции, 104х79,5; 2014).
– А как у Вас возникла тема символизма?
– Символизм, а вначале это был сюрреализм, с самого начала присутствовал в моем творчестве. Он был несовершенен, это были только начальные попытки в моём творчестве. Но позже, когда я много учился и путешествовал по Европе, изучая старых мастеров, сюрреализм перешёл в символизм.
– Сюрреализм – это некое бессознательное, как сон, который ты видишь, а потом его переносишь на холст. И сам пытаешься понять, что это было. А символизм – это больше метафора, философия, которую ты переводишь уже сознательно на холст, вместе со своими мыслями и эмоциями. Ещё раз вспомним Брэйгеля или Босха, которых можно назвать великими символистами. Я бы даже добавил сюда Нострадамуса, который писал о будущем, маскируя свои предсказания в катрены.
(Посещение ангелом Храма Рождества Христова, х.м.40х60, 2005).
(Лёгкость бытия без времени утрат, х.м.40х60, 2005).
(Явление Летучего голландца где-то в Европе, х.м.40х41, 2007).
– Да, действительно, необычно. Никас, а что Вас вдохновляет, радует?
– Общение с интересными людьми, хорошая погода, позитивная политика мира. Может быть радость просто потому, что хорошо выспался. Или написание работы, которая тебе вдруг начинает нравиться (что бывает редко) и зрители, которые смотрят и воспринимают работы с восторгом и удивлением. И когда ты видишь положительные отзывы на своих выставках, понимаешь, что то, что делалось по наитию «попало в десятку».
– Склонны ли Вы делить мир на чёрное и белое, грустное и смешное, красивое – некрасивое, правильное – неправильное, или Вам ближе нейтральность – спокойная созерцательность?
– Для меня, как и для многих мир не одинаков. И я также как и все реагирую на него по-разному. Я могу быть подвержен страстям, безумно любить, или быть глубоко разочарованным. Но всё это связано с моим духовным внутренним миром. И для меня, в моей жизни в приоритете всегда стояли библейские заповеди – не укради, не навреди, не убивай, не обманывай, не завидуй, и т.д. И я стараюсь, по мере возможности, следовать им.
(Небесная жизнь Тарайского замка, х.м.40х50, 2015).
– Никас, Вы верите в Предназначение? И что нас ведут определённым путём?
– Да, верю. У Миллера в книге «Мудрость сердца» сказано то, что соответствует истине, на мой взгляд: «...у каждого своя судьба, и мы должны следовать ей и всем её превратностям».
(Магия Востока или Лодка нашего бытия, х.м.30х50, 2007).
– Любовь или справедливость? Чтобы выбрали?
– Очень сложно ответить на этот вопрос. В Библии сказано: "Сильна как смерть Любовь". Иногда любовь бывает справедливой, а иногда любовь бывает бесшабашной. Я бы не стал выбирать что-то одно из этого. Когда ты молод – любовь стоит на первом месте. Со временем ты хочешь справедливости, правды, настоящих чувств. Я бы сказал так: всему своё время. Но при этом никто не застрахован от того или другого в разные периоды своей жизни.
(Весна где-то во Франции, х.м.41х50, 2009).
– А фильм Люка Бессона «Пятый элемент» – Любовь спасла Мир, Планету?
– А вы вначале видели название – фэнтази, сказка, боги спускаются на землю, руководят процессом. Да, любовь серьёзный двигатель, но это не завершающий элемент, незаконченная стадия. Да, она главенствует. Но в этом случае я бы выбрал справедливость. И если бы человека любили, но обижали при этом, я бы выбрал справедливость.
(Небесное влияние Грециина духовность России, 98х98, 2018).
(Весна Любовь, х.м. 88х60, 2018).
ПРО ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
– Всегда ли важна правда в отношениях?
– Иногда нужно сказать неправду, но во спасение. Здесь ещё присутствует некая таблетка плацебо. Блажен, кто верует. Я вспомнил один пример, который убил Великого актёра. Евгений Евстигнеев готовился в Англии к операции. Он задал вопрос доктору: «Умирают ли после этой операции люди? И как много?». Доктор, по-английской медицинской системе сказал ему правду. – «Да, и очень много умирает». Проведя ночь с этой правдой, актёр умер, не дожив до операции. Такая правда была губительной. В семейных отношениях, когда особенно люди молодые, бывает много того, что нельзя говорить своему партнёру или партнёрше. Человек совершает много необдуманных проступков. Потом он осознаёт, жалеет. Но если каждый будет говорить всю правду, то брак, скорее всего развалится в самом начале. Это тоже один из бытовых примеров. И таких примеров может быть много.
«Если из истории убрать всю ложь, это не значит что останется правда, может просто ничего не остаться» (С. Ежи Лец). В нашей жизни для сохранения чего-то очень ценного и важного приходится идти на компромиссы. И нет в мире людей, которые бы были без греха. Но они как-то живут, и многие из них очень успешные. Оскар Уайльд сказал: «Ни один человек не богат настолько, чтобы искупить своё прошлое». Вот вам полный ответ на вопрос.
(Тайна ночи недалеко от замка, х.м. 130х100, 2018).
– Никас, Вы говорите о женщинах, о тех с кем Вы были, с уважением про их глубину и тонкость. Что Вы понимаете под этим?
– Я вообще всегда о людях говорю только хорошо. Это не значит, что они все хорошие. Но я так воспитан. Тем более я признателен своим женщинам, с которыми я был в определённые моменты моей жизни. И конечно очень важно с кем и когда ты говоришь.
Для меня глубина женщины в её загадочности. Вы помните, как у Пушкина: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное видение, как гений чистой красоты...». Через какое-то время он пишет своему лицейскому другу: «Давеча, намедни, встретился с Керн. Переспал с ней. Прескверная оказалась...». Иногда лучше оставаться в состоянии восторга и уважения. И всё может поменяться, когда ты начинаешь общаться более близко и тесно. Я благодарен всем, даже тем, кто меня жестко бросал и обижал, за то, что они были со мной и дали мне мудрость и опыт, который мне потом помогал в моей творческой и не только жизни.
– А мечта есть у Вас?
– Есть. Мир во всём мире. Но есть и тайная моя мечта: жить где-то далеко от всего этого мира, в некоем лесу-сказке, в небольшом своём замке. В Сказке о Красавице и Чудовище есть замок, в нём бы я и хотел жить... Но это несбыточная мечта, которая, впрочем, может воплотиться на картине.
(Аллегорическое представление о замке-корабле, х.м.51х42, 2006).
(Вавилон в Поднебесной, х.м.43,5х60, 2005).
(Летний день во Франции на фоне замка, х.м.41х61, 2013 (2-й вариант).
(В поисках Шамбалы, х.м.42х60, 2005).
– Никас, нашим мечтам свойственно сбываться, тогда ждём от Вас эту картину!!! Благодарю за интересное интервью, которое, несомненно, откроет Вас для читателей ещё больше!
Беседу вела Елена Трегубова.
Фото художественных работ предоставлены пресс-службой Никаса Сафронова.
Фото Никаса Сафронова в Ростове-на-Дону – Анастасии Козьминой.
Посмотрите также: