27.04.2020Количество просмотров: 10814
АЛЕКСАНДРА ДЕМЬЯНОВНА САВВИНА, родилась в 1965 году в Киеве. С 2005 года профессионально занимается фотографией. Три года назад увлеклась живописью.
Участник городских, областных и международных выставок.
Член Новочеркасского городского клуба художников.
Работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
Живёт и работает в г. Новочеркасске.
("Город золотой". Оргалит, акрил, 40х80. 2019 год).
"То необыкновенное ощущение, когда белый холст перед тобой начинает приобретать свет и объём, превращаясь то в нежный или страстный цветок, или же в облака над морской волной, или в уходящую за горизонт дорогу.
Это превращение подобно чуду. Как и то, что давняя, ещё детская мечта стать художником вдруг начинает воплощаться, преобразуя мир и всё жизненное пространство вокруг.
Можно долгие годы учиться, постигая основы мастерства, изучая законы перспективы и сочетания цветов. Но вот оказывается, что можно и по-другому. Можно просто взять в руки кисти, подойти к белому холсту и отбросив все страхи, сомнения и вопросы "зачем" начать рисовать.
("Возраст счастья" N1. Оргалит, акрил, 43х103)
("Возраст счастья" N2. Оргалит, акрил, 43х103).
И тогда всё то, что так долго томилось в глубине души, в самых потаённых её уголках, все эти фантазии, мечты и образы начинают оживать. Теснясь и перегоняя друг друга они спешат в наш мир, делая его более светлым и красочным.
Вокруг преображается всё – тебя везде преследует необыкновенно вкусный запах масляной краски. В краске постоянно руки и всё, что не успело от неё укрыться. Дома везде кисточки и холсты. На стенах не остаётся уже свободного места и картины отправляются в подарок друзьям. Чему и те и другие определённо рады.
(Из серии "МОИ СНЫ". Оргалит, масло, 25х30. 2018 год).
Картины в подарок для друзей это вообще отдельная история. Ведь всегда известно чем живут и дышат друзья. И тогда понятно, что может согреть и украсить их дом. Совсем другое – картины маслом на заказ. Человек задаёт тебе тему. Отталкиваясь от неё воображение устремляется в полёт и создаёт какие-то свои, подчас очень неожиданные и необычные образы.
Так, совершенствуясь от картины к картине, делая сначала робкие, но настойчивые шаги, а потом всё более уверенные и смелые, отправляюсь по дороге творчества в волшебный мир живописи. И приглашаю за собой всех тех, кто смотрит мои картины маслом, находя в них что-то для себя созвучное и близкое".
("Вольный ветер". Оргалит, масло, 50х40. 2020 год).
– Александра Демьяновна, в Вашей биографии есть и политехнический институт, и многолетняя работа в разных редакциях СМИ от вёрстки и дизайна издания до журналиста, специализирующегося на расследованиях. Это и работа редактора, и глубокое познавание фотомастерства, а теперь вот и написание картин. Эти этапы плавно перетекали один из другого или происходили какие-то события, которые так меняли Вашу жизнь? Расскажите.
– Я всегда в жизни старалась выбирать не то, что НАДО делать, или что выгодно, а то, что нравилось, к чему стремилась душа, что хотелось. А когда занимаешься тем, что любишь, стремишься достичь в этом совершенства. Так мои увлечения и становились моей профессией.
Политехнический – потому что выросла в семье учёных, инженеров.
(Эйфелева башня. Другой взгляд. Париж, 2014 год. Фотография).
Но ещё в школе стала юнкором, писала заметки в городскую газету. И потом - 15 лет в газетах Новочеркасска и Ростова. В непростые 90-е – журналистские расследования. Потому что внутри постоянное обостренное чувство попранной справедливости вокруг. И в газету шли люди в последней, пусть призрачной, но надежде эту справедливость восстановить.
Но в какой-то момент пришло осознание, что мир вокруг можно менять и по-другому. Так пришло увлечение фотографией. Запечатлеть неповторимый момент и поделиться восторгом от его созерцания. Стремление совершенствоваться и заниматься фотографией, как профессией привело меня в фотостудию талантливого Мастера фотографии Николая Афанасьева. И у него я смогла многому научится в этой творческой профессии.
(Крутояр. Вид на левый берег Дона с Лебяжьего Яра. Фотография).
– Ваша работа победила во Всероссийском конкурсе "Лучшие фотографии России 2008". Это, наверняка, очень приятное событие для фотографа. Как Вы считаете, что так впечатлило жюри, ведь участников было более 16-ти тысяч?
– Да, в 2008-м это была моя первая победа в таком престижном российском фотоконкурсе. Потом их было ещё две, в 2009 и 2010 годах. Но эта, первая победа, необыкновенно вдохновила тогда и стала стимулом к другим. Работа называется "Казачьи скачки".
(Казачьи скачки. Фотография. 2008 год).
Думаю, что жюри впечатлила эмоция и динамика этого снимка. Он был мною сделан в станице Кривянской на праздник Покрова. В этот день там традиционно проходят казачьи скачки. Прекрасная древняя традиции казаков. Чтобы запечатлеть этот момент пришлось довольно рискованно выйти прямо перед несущимися к финишу конями. Но это стоило того. Вообще, когда в руках фотоаппарат, пространство вокруг преображается, и уже не важно, насколько рискованно ты стоишь. Так и получаются наиболее удачные кадры. Передающие состояние момента.
(Серия "КАЗАЧАТА". Фотография. 2013 год).
– Кстати, на Вашем сайте есть много репортажных снимков, посвящённых именно казакам, традициям Дона, чем это так притягательно для Вас?
– Мы живём в краю Тихого Дона. Это издревле земля донских казаков. Тема возрождения казачества для меня не однозначна. Но красота казачьей культуры, их праздников, обрядов и обычаев, безусловно заслуживает изучения и изображения.
("Всадник на коне". Фотография).
– Ещё Вы занимаетесь реставрацией старинных фотографий, открыток. С чего началось это увлечение?
– Старинные фотографии – это остановившиеся мгновения прошлого. На них лица давно ушедших, но дорогих нам людей. Это память о наших предках, наша история. Они живы, пока мы их помним. Потому так важно сохранение пусть пожелтевших, выцветших, порванных, но таких дорогих нам фотографий. Современные компьютерные технологии позволяют восстанавливать казалось совсем уже утраченные фотоснимки. Сейчас для этого существуют специальные программы, делающие всю работу одним нажатием клавиши. Но мне очень нравится делать это, как говорится в ручную. Это, как мне кажется, позволяет более бережно сохранить саму атмосферу старого снимка.
("Вечернею порою". Открытка. 1913 год. Реставрация).
– Понятно, что мастерство фотографа помогает создавать и картины. А вот каким образом?
– Да, годы моих занятий фотографией, конечно же, не прошли бесследно. Они дали необыкновенно полезный опыт. Ведь фотография – это прежде всего наблюдение.
Наблюдение за игрой света и тени, насыщенности или, наоборот, приглушённости цвета. И наблюдение за работой Мастеров. При определённой степени наблюдательности такого рода, очень быстро можно научиться многому.
("Dance of fire". Акрил, стекло, 50х70).
("Кармэн". Дерево, акрил, 50х50. 2019 год).
– Уроки живописи где брали, или у кого?
– Среди многого из того, чему меня научили родители – это умение учиться. Искать ответы в книгах. Но вот появился Интернет и перед нами открылись поистине безграничные возможности. Теперь при желании и определённой организации, можно получить ответы на любые вопросы и научиться всему. Первые уроки живописи я прошла в интернет-школе чудесного художника Игоря Сахарова. Обаяние его личности необычайно притягательно.
Потом постепенно, когда уже понятны основы, начинаешь придумывать какие-то свои методы и техники, пробовать и экспериментировать. И идёшь уже своим собственным путём, получая огромное удовольствие от самого процесса смешивания красок и получения нужного оттенка, создания объёма и света на плоской поверхности холста.
("Белый шиповник". Холст, масло, 70х50. 2019 год).
– Вы много путешествуете. Расскажите, где были, и насколько это важно для Вашего творчества? Потому что есть, например, художники, которые не выезжают дальше своего региона, и при этом работы у них на высоком художественном уровне.
– Путешествия – это прежде всего новые впечатления. Они наполняют и расширяют, делают богаче внутренний мир. А это основа для любого творчества. Богатство внутреннего мира художника. Ведь именно там рождаются образы, которые потом воплощаются на холсте. Техника, безусловно необходима и важна, но не только она делает картину неповторимым произведением искусства.
(Из серии "ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ". Холст, масло. 2014 год).
Очень люблю путешествовать. Побывала в Европе, от Варшавы до Амстердама. Конечно же, Париж. Египет, Турция, Индия, Швейцария, Израиль. Италия – благословенный для художников край. Мне кажется очень важным такое понятие, как насмотренность. Ты видишь шедевры мировой культуры и это, опять-таки, преображает твой внутренний мир. Во всех путешествиях, конечно же, много фотографировала. Потом какие-то впечатления переосмысливаются и воспоминания от встреченного и увиденного становятся картинами.
(Из серии "МОИ ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ". Греция, Бухта Херсонисосса. 2015 год).
("Вся наша жизнь, как отражение в стекле". Киево-Печерская лавра. 2012 год).
("Вся наша жизнь, как отражение в стекле". Рим. 2013 год).
– Есть какие-то предпочтения в выборе тем для картин?
– В начале это были, конечно же, цветы. Они необыкновенно живописны сами по себе. Первозданный цвет, изгибы лепестков... В них целый мир, наблюдая за которым можно многому научиться.
(Тюльпан, холст на подрамнике, масло, 25х35. 2017 год).
Но потом, по мере того, как приходила уверенность с своих силах, появились желания изображать какие-то моменты из жизни, впечатления от происходящего вокруг, создавать свои образы.
(Ноктюрн. Холст, масло, 50х70. 2019 год).
Ну, и конечно же – мои любимые лошади. Им посвящена целая серия моих картин. Эти удивительные животные, их глаза, движения. Сначала много фотографировала лошадей. Сейчас пытаюсь выразить любовь и восхищение ими в живописной форме. По мере совершенствования техники, расширяется и круг тем для картин.
("Сон в летнюю ночь". Холст, масло, 50х60. Март 2018).
("Три белых коня". Холст, масло, 55х73. 2018 год).
("Не бойся, я с тобой". Холст, масло, 53х46. 2018 год).
– У Вас есть работы, посвящённые двум собачкам. Это Ваши питомцы?
– Да, это мои обожаемые собаки. Оба - спасёныши. Марли (тот, что бежевый) оказался ненужным новогодним подарком и я забрала его к себе от тех, кто от него отказался. Необыкновенно смышлёный малыш. Любит петь и играть в мяч. И делает это удивительно осознанно.
А второй в моей семье – таксик Брамс. Он умирал в приюте. Туда я пришла фотографировать собак, делать их портреты для нахождения им семей. Увидела там этого несчастного малыша, среди больших и диких собак. И не смогла оставить его там. Так у Марли появился брат Брамс. Теперь это неразлучная парочка, брат Брамс и брат Марли. Они делают мою жизнь необычайно счастливой, наполненной любовью и заботой.
(В день рождения с Брамсом и Марли).
(Брат Брамс и брат Марли. Оргалит, масло, 50х50. 2018 год).
– Александра Демьяновна, у Вас даже зимние пейзажи пронизаны светом. Насколько для Вас важна светоносность, эмоциональность работ?
– "Каждый пишет, как он дышит"... Эмоциональность в работе – это основное. Ведь это же и есть цель – запечатлеть эмоцию и поделиться ею. А делится я хочу только светлым и позитивным. Мрачного и тёмного и без того предостаточно в окружающем мире. Зачем же его ещё и изображать, тем самым приумножая. Для меня счастье – это свет в открытых ладонях и возможность этим светом делиться.
("Первый снег". Холст, масло, 40х50. Декабрь 2019).
("Впечатление". Оргалит, акрил, 50х50. Июнь 2019).
(Серия "МОИ СНЫ". Оргалит, акрил. 2019 год).
(На выставке "ГЕОМЕТРИЯ ПРОСТРАНСТВА". Ростов-на Дону. Публичная библиотека 2019 год).
Материал подготовила Галина Фомичёва. Фото из архива Александры Саввиной.
Посмотрите также: