03.03.2020Количество просмотров: 7921
Кроме банального – акварель не терпит исправлений, надо добавить, что она ещё требует виртуозной скорости письма, чтобы сохранить два главных своих ощущения — сиюминутности и спонтанности.
СПРАВОЧНО
Оганова Людмила Васильевна. Родилась в 1956 году в Алтайском крае. С 1974 по 1979 год училась в Ростовском государственном педагогическом институте на художественно-графическом факультете (преподаватели: Романенко В.Н., Бегма В.И., Кленов В.М., Садков А.А., Сенько В.К.).
По окончании института занималась творческой и педагогической деятельностью, принимая активное участие в эстетическом воспитании детей и юношества. В 2002 г. – вступила в Союз журналистов России. С 2010 г.– член Союза художников России.
Людмила Оганова активно участвует в выставочной деятельности, демонстрируя свои работы широкому зрителю на международных, региональных, областных и городских выставках. Также, ею организована и проведена серия персональных выставок, посвящённых темам культуры, истории и традиций: «Античность», «400 лет Дома Романовых», «200 лет Бородино», «Мой Пушкин» и многие другие. Творческая деятельность Людмилы Огановой отмечена множеством грамот и дипломов Союза художников России, благодарственными письмами музеев, колледжей, университетов города и области.
В 2019 году в честь 80-летия со дня образования РОО ВТОО «Союза художников России», за вклад в развитие культуры и искусства, Л. В. Оганова награждена Почётной грамотой председателя городской Думы – главы города Ростова-на-Дону. В настоящее время живет и работает в г. Шахты Ростовской области.
В центре г. Шахты, при мастерской Л.В. Огановой действует изостудия для всех желающих, и взрослых, и детей. Людмила Васильевна проводит занятия по академическому рисунку, акварели и живописи маслом. Приглашает всех желающих. Принимает творческие заказы: портреты, пейзажи, лошади, натюрморты, цветы. На определённых условиях готова предоставить выставки на темы: «Акварели звонкая капель»; «Дом Романовых» – портреты царской династии; «А. С. Пушкин. Поэтика импровизации» – графика; «Карменсита» – женские портреты.
Акведук.
Рассматривая творчество любого художника, мы всегда делаем это в контексте текущего художественного процесса, имея ввиду направление, манеру, определённый ряд предшественников, соратников, если таковые есть, и последователей. Без всех этих взаимосвязей анализ, как таковой, — просто невозможен. Что касается Людмилы Огановой, то, конечно же, ссылки и реминисценции в её творчестве присутствуют, и первая из них — Артур Фонвизин, наиболее часто упоминаемый критиками в отзывах. Сходство здесь прослеживается и в способе самовыражения, и в обращении с материалом, и в поставленных художественных задачах. Но, всё это можно отнести, скорее, к общности взглядов, или, если быть более точными — к наследованию общего направления движения. И здесь, Людмила, не будучи знакомой с Фонвизиным лично, унаследовала ни приёмы, язык или живописную манеру, а весь мейнстрим в целом, все те векторы развития, по которым происходит её движение сегодня.
Пасхальная свеча. Богоматерь с младенцем.
Акварель «по сырому», живые, влажные пятна, пересекающиеся полупрозрачные слои заливок, графика «неслучайно-случайных» затёков, и, наконец, белизна самого листа, работающая как свет, всё это образует сложную и драгоценно-подвижную фактуру на поверхности листа.
У Осипа Мандельштама есть такое высказывание о мастерстве и труде художника: «Настоящий труд – это брюссельское кружево, в нём главное – то, на чём держится узор: воздух, проколы, прогулы...»
Глядя на Огановские акварели, ловишь себя на мысли, что все эти абрисы, силуэты пятен и «случайных затёков» играют далеко не второстепенную роль в нашем восприятии. Они, создающие не «фон», а «воздух», часто доносят до зрителя много больше того, что художник собирался сказать осознанно... Может быть это «стихийные духи», живущие в пространстве, попав в плоскость листа, как транзитные пассажиры, вовлеклись через волю художницы в поток бесконечных трансформаций?
Чингиз хан.
Или необъяснимая магия самой техники акварели задала, и сама же и ведёт ту необходимую трансформацию образа, за которой художнику нужно просто следовать? А может быть, это зодиакальный знак тельца, под которым родилась Людмила, даёт её листам непобедимую мощь майского цветения, переведённую на бумагу быстрыми ударами кисти?
Пан и сирена.
Зритель останавливается перед её акварельными листами, пойманный в плен их необычной энергетикой, затягивающей на свою орбиту.
Ирисы. Дионисий.
Девушка с бубном.
Это и «Ирисы», и «Эллинка», и «Девушка в кокошнике» с её жемчужно-изысканным серебристым колоритом, и пронзительно-философский «Акведук», и, конечно же, – Кармен.
Людмила Оганова просто не могла обойти этот женский образ, являющийся одним из ключевых в истории мировой драмы. Кармен, с её внутренним накалом, обострённым полыхающими заливками алого и лилового, с тончайшими градуировками и россыпями рефлексов, с этой её волнообразно идущей от листа энергией страсти…
Помпеянка. Кармен. Майя Плисецкая.
А дальше – лёгкая и воздушная «Всадница», как «вариация на тему», как ремейк, или скорее, как перекличка с чередой цирковых наездниц у Артура Фонвизина.
Девушка в шляпе с маками. Всадница.
Движение, идущее от её работ ощутимо буквально на физическом уровне. Это качество отметил и старейший ростовский искусствовед Валерий Васильевич Рязанов на одной из её выставок, проходивших в РОМИИ:
– Первое ощущение, когда я зашёл – я получил заряд энергии, потому что всё вокруг движется, всё в движении, везде заложена энергия художника. И я получаю энергию от этого художника, и заряд от этих вещей.
А.С.Пушкин. Сожаление.
Сама Людмила Васильевна говорит о процессе работы над листом как настоящий поэт:
— Когда пишешь акварелью, она — поёт. Притягательная сила пятна и глубокий внутренний свет белизны бумаги манит и очаровывает, воспитывает тонкость восприятия. Какая гамма чувств проходит и ложится на бумагу, движется с молекулами пигмента в воде… Полчаса, час, — и мокрый лист наполняется дыханием жизни. Акварель то ложится чистым, прозрачным озером цвета, то тянется лёгкой дымкой… Но главное здесь не рассказ, — главное — чувства, их экспрессия. Создать столкновение цветовых потоков, направить их, удержать, отрегулировать, выработать из них нужный образ… Орошение, окрашивание разными типами красок; прозрачных, с добавлением соли, спирта, или классический метод работы «а ля прима» создают неповторимые эффекты, передающие всё разнообразие материалов мира…
Это разнообразие, с его завидной подвижностью живописных техник и приёмов, в какой-то степени попадает под категорию, которая в современном искусстве определяется, как «живопись действия» (action painting), основным принципом которой является нанесение краски не совсем традиционным способом, например, разбрызгивание и капание, так называемый дриблинг (от англ. drip – «капать»), полюбившийся всем ещё со времен Джексона Поллока. Всю эту широкую «алхимическую» палитру приёмов художнице удалось синтезировать в свою неповторимую магию акварели. И удачно адаптировать к поискам в области традиционного романтизма.
Бахчисарайский фонтан. Императрица Елизавета Алексеевна, жена Александра I
Романтизм, это то направление, в котором Людмила Оганова последовательно и органично развивается на протяжении многих лет. Причём, не просто романтизм, а романтизм, как базовая ценность. Временами в её творчество вклиниваются и другие динамические вектора, раздвигая границы жанра. Но все это не на долго и, скорее, исключение, чем правило. Её внутреннее мироощущение, как художника, сформировано солнечными 60-ми, годами недолгой Хрущевской оттепели. Периодом, когда кривые зеркала ломанных деструкций, так характерные для всего изобразительного искусства 20-го века, отошли на второй план, а человечество устав от собственного безумия, совсем ненадолго повернулось к солнечной стороне своей истории.
Эллинка. Юноша.
Это был «откат» назад, к «романтическим» ценностям довоенного мира, ещё не знающего ужасов революций, мировых войн, тотального геноцида и атомных бомбардировок. Романтическое наследие 19-века — это поиски духовно-творческого начала в личности, в событии или в пейзаже. У Людмилы Огановой эти поиски, сами по себе, являясь классикой жанра, бережно обернуты в «sentiment».
Девушка в кокошнике.
Слово это не имеет здесь ни малейшего оттенка порицания. Так как, в своём прямом, дословном переводе с французского, означает – чувство. А ведь чувство, само по себе, далеко не самая плохая оболочка в поисках художественной правды, несмотря на всё недоверие к нему, как к способу восприятия действительности, посеянное за последние сто лет.
Казак Григорий (Двое).
Что же касается обращения любого романтика к сокровищницам мировой художественной культуры за опытом внутренней драмы, то для Людмилы это не менее, а иногда и намного более важно, чем непосредственное обращение к натуре:
– Я не пишу с натуры, я пишу сердцем, ведь «зорко лишь оно» …
И эта цитата из Экзюпери, совсем не выглядит здесь пафосной декларацией, скорее проверенным и годами подтверждённым способом создания своей собственной художественной реальности.
Шахтёрская улица.
Материал подготовила Александра Токарева. Фотографии из архива Людмилы Огановой.
Посмотрите также: