23.07.2023Количество просмотров: 2125
Алла Ходюшина – художница. Она уверена, что вокруг каждой краски существует свой эгрегор. Он рождается не только мыслями и эмоциями художников, которые когда-либо работали с этим материалом, но и самой сущностью краски.
Чтобы лучше слышать этот тихий голос акварели, масла, акрила, художница посвятила шесть лет практике медитации, часто путешествовала по Индии.
Последние несколько лет Алла «слушает» акварель и убеждена, что эта краска одна из самых разговорчивых, легко отдающих свои секреты, но требующая большого доверия и принятия её «слов».
Чтобы послушать акварель вместе с Аллой, я напросилась в гости, в её мастерскую.
СПРАВОЧНО. Алла Ходюшина, выпускница Южного Федерального Университета педагогического факультета. С отличием окончила РХУ им. М.Б. Грекова по специальности станковая живопись. Член Международного союза педагогов-художников, Союза акварелистов России и Национального союза пастелистов. Принимает активное участие в международных коллективных выставках. Опытный педагог, автор и преподаватель курсов по акварели и пастели.
Выставки:
III Regional competition Member of the International Union of Teachers 2019
Interregional exhibition “Art-Rostov” 2019
Malaysia online juried all medium competition “Landscape” 2019
First Russian watercolor artists exhibition 2020
International watercolor competition “Step by step” 2020
Interregional exhibition “Art-Rostov” 2021
Interregional exhibition “New reality” 2021
VI Russian watercolor artists exhibition 2022
Областная выставка РО ВТОО “СХР” “Молодые художники Дона” 2022
Всероссийская выставка Фонда Союза Акварелистов России 2023
13 Межрегиональная выставка “Юг России” 2023
Дополнительное образование:
2021 “Арт-менторинг” Московская школа современного искусства
2021 “2D графика middle” SkillsUp
– Алла, традиционно для нашего журнала, спрошу о детстве. Потому как давно заметила, что будущие художники начинают проявлять себя ещё с детства.
– Родилась я в Краснодаре. Родители много переезжали, и потом мы жили в Новочеркасске, Красном Сулине, Шахтах... Поездили по разным городам. Первое художественное впечатление раннего детства – это огромная луна за окном моей комнаты. Мне было месяцев восемь, я подползла к окну пока все спали, и не отрываясь смотрела на этот невероятный шар. Луна на меня произвела незабываемое впечатление. И с тех пор в самое сердце меня поражает красота природы. В раннем детстве это были жучки, паучки, цветочки.... Приятно было их изучать, рассматривать, какие они красивые. Вообще воспоминания из детства – это такая череда красивых картинок. Не событий, а именно ощущений от окружающего мира. Поэтому чаще всего я рисую пейзажи. Редко – людей, животных.
Хорошо помню как в детстве мама в первый раз подставила мне маленький стульчик, а на большой стул положила листик, краски, ещё советские акварельки-кирпичики, кто помнит... Непонятно какого они цвета, и немного звенят о стенки коробки. Мама поставила стакан воды, на него упал луч света... Я взяла кисточку в кулак, макнула её в первую попавшуюся краску и опустила в воду. И помню вот этот всплеск фиолетового цвета в воде. Может быть поэтому я до сих пор люблю фиолетовый цвет. Если присмотритесь, то у меня работ с тёплым колоритом немного.
Дальше рисовала как все обычные дети, без каких-то выдающихся способностей. Разве что любила пофантазировать. Но сейчас, работая с детьми, я понимаю, что это нормально.
Какое-то время я ходила в кружок рисования, где просто собирались дети и рисовали всё, что сами хотели. Учитель за нами смотрел и всё время хвалил. На самом деле, это не такой уж и плохой подход. Детям важно одобрение.
Потом на некоторое время я забросила рисование, увлеклась чтением книг. В мире книг мне хватало образов, которые создавали буквы. В воображении рождались целые фильмы. Глубокое погружение в книги заставило меня и саму писать, я писала небольшие книжки, истории, отправляла их на конкурсы и даже побеждала в них. Что в итоге привело меня в редакцию местной газеты в Красном Сулине. В свои 13-14 лет я успела поработать там журналистом на летних каникулах. Но в журналистике я долго не задержалась, возможно специфика работы местной газеты мне просто не подошла.
Каждая книга для меня была как своеобразный тайничок – вход в новый мир. Наверное оттуда у меня сформировалась привычка размышлять. А главным вопросом до сих пор остаётся: зачем нужны люди искусства?.. Что мы решаем, и чем мы можем человечеству помочь?
Вернулась я к рисованию с лёгкой руки школьного друга, который мне на тот момент нравился. Он посмотрел мои рисунки и сказал, что мне надо продолжать учиться и двигаться в этом направлении. Я загорелась!
И уже в довольно взрослом возрасте пошла учиться в художественную школу. Потому что рисовать – так рисовать, с глубоким погружением, как привыкла. Но идти в 16-летнем возрасте в художественную школу, где бегают маленькие дети – это было некоторым испытанием. Поддержал меня мой преподаватель – Виктор Лукьяненко, приняв решение пройти курс обучения не за 5 лет, а за 2 года. И я просто чуть больше туда ходила, больше работала. В итоге защитила дипломную работу вместе со всеми.
После школы я хотела идти на дизайн, но бабушка уговаривала: лучше быть бухгалтером. Уступив бабушке, я поступила в шахтинский институт. Проучилась там два года, и поняв, что это не моё, ушла на заочное отделение. Стала работать, чтобы была возможность посещать подкурсы в Грековском художественном училище в Ростове. Мне очень понравилось это училище, его атмосфера, этот старинный особняк на Серафимовича. Тогда ещё 5 лет в нём учились (сейчас сократили до двух). Всю неделю я работала, а на выходных ездила на подкурсы. В итоге поступила и с отличием окончила РХУ им М.Б. Грекова по специальности станковая живопись. Параллельно заочно окончила и экономический институт.
В училище Грекова мы практически жили. Рисовали с утра до позднего вечера. Но после его окончания на год сложила кисти и краски. Произошло какое-то выгорание, а ещё – ушла в декретный отпуск по уходу за ребёнком.
Дальше – классическая история мамы-художницы. Растила ребёнка. Что-то для себя рисовала. В выставках не участвовала. Когда появляется ребёнок становится интересно воспитание, образование детей. И я поступила на заочное отделение худграфа, тогда Ростовского педагогического института (ныне ЮФУ). Окончила его и параллельно преподавала. Учила детей рисовать.
– Ваша Творческая школа как появилась?
– Мне повезло встретить единомышленницу-мецената, которая сподвигла меня и моих коллег на создание Творческой школы. И нам захотелось делать не просто мастер-классы с одинаковой картинкой для всех и обязательным результатом в конце класса, а именно учить людей.
В этот период, 4 года назад, я открыла для себя акварель. Удивительно, но акварель оказалась для меня неизведанным материалом, раньше я его не понимала. Поэтому ещё поездила по мастер-классам по акварели. Это были поездки в Кипр, во Францию, в некоторые города России. Мне нужны были художники-практики, которые смогут поделиться своими секретами. И что мне нравится в среде художников-акварелистов – никто не жадничает. Рассказывают, делятся...
А ещё, как любит говорить художник Надя Лойтлофф: «Только у акварелистов есть бог акварели! Потому что как он захотел – так всё и будет. И уж как получилось – так и принимайте. Высшие силы управляют этой краской».
Понятное дело, что это шутка. Когда осваиваешь материал – понимаешь как с ним работать. И в сырых техниках есть момент наблюдения – это когда наносишь краску и даёшь ей время самостоятельно поработать, наблюдая за ней. И если не нравится как она идёт, то можно подправить.
Потом мне стала интересна сухая пастель.
– У взрослых учеников иногда всплывает тема страха чистого листа. Как его преодолеть? И с чего это вдруг он появляется?
– Мозг взрослого человека привык работать на результат. И для него любая работа, неважно первая она или вторая – должна быть с качественным результатом. Но вы должны понимать, что первая работа – это всего лишь наработка опыта. Бывает, что людям очень страшно. Возможно им кто-то сказал, что ты зря тратишь деньги, своё время, энергию.., бросай эту затею, это не твоё, займись настоящим делом. Или другое давление, позитивное: когда же ты уже начнёшь, мы хотим посмотреть твои шедевры... И тут рождается страх не оправдать ожидания.
Что делать? Для первых шагов работы надо создать для себя приятную атмосферу. Лучше остаться наедине с собой. Заварить вкусный чай или кофе. Включить приятную музыку. И пусть это будет ваш ритуал. Момент для себя, для удовольствия, для того, чтобы почувствовать вкус к материалу, к самому действию, к процессу. Сначала можно порисовать просто линии. Не пытаться сразу создать готовый рисунок, а понять материал.
Всегда ставьте себе цель. Для первой работы – цель не красивая картинка, а например, – я изучаю материал. Как он смешивается, как растирается, как накладывается один на другой. И находясь вот в этом процессе вы скорее всего перестанете бояться.
Следующий шаг – простая-простая картинка. Вот вы, например, порастирали материал и заметили, что синий красиво переходит в сине-зелёный, а нежно-голубой в белый... – делайте небо. Небо – вода. И уже получится первая картинка. Потом потихоньку усложняйте.
– И Греково и худграф Вы окончили с Красным дипломом. 10 лет напряжённой учёбы...
– После худграфа не было выгорания, видимо уже закалённой стала, и потом у нас сформировался коллектив друзей из нескольких художников. А это очень важно для художника – собраться вместе, что-то порисовать, что-то новое попробовать. И помимо создания личных работ, мы стали обучать всех желающих. В пандемию записывали видеоуроки. Сейчас я специализирую свои уроки на индивидуальном обучении, помогаю в подготовке к поступлению.
В современном мире работа художников очень востребована. Не говоря уже о высоком искусстве, любой продукт, услуги требуют красивого оформления этикетки, обёртки, интерьера, дизайна и т. д. И даже развитие личного художественного вкуса и навыков, которые человек может воплощать в своём личном пространстве – становятся частью необходимого культурного уровня каждого человека, креативности его мышления.
Более того, женщины, которые работают в мужских профессиях, или в профессиях, требующих большой концентрации сил, внимания, очень нуждаются в переключении на творчество, чтобы гармонизировать своё эмоциональное состояние. Поэтому очень многие женщины – руководители разных уровней, юристы, бизнес-леди с удовольствием включаются в разные творческие процессы, в том числе и художественные.
– О Вас пишут, что «художница посвятила шесть лет практике медитации. И часто путешествовала по Индии, чтобы лучше слышать тихий голос акварели, масла, акрила...». Что даёт Вам практика медитации?
– Медитация – это мало про рисование. Это больше про настройку внутренних состояний, которые создают отношение к предмету и к процессу. Потому что в изобразительном искусстве на одних технических навыках далеко не уедешь. Благодаря медитации меняется отношение к материальному и духовному, и ты уже не можешь смотреть на окружающий мир банально. Ты пытаешься заглянуть в суть вещей, ощутить их. На этом пути мне ещё очень помогает и хатха-йога.
– Расскажите о личном творчестве и выставках.
– Последние 3-4 года, как образовалась наша Творческая школа, я более плотно подошла к тому, чтобы участвовать в выставках. Вступила в Союз акварелистов, в Национальный Союз пастелистов. Сейчас готовлюсь вступать в Союз художников России. Иногда спрашивают, зачем? Потому что там часто проводят выставки, и международные в том числе. Есть возможность в них участвовать, и продвигать себя как художника.
Мои работы живут в частных коллекциях во Франции, в США, в Чехии, и многих других странах и городах, иногда даже не знаешь кто купил, и куда она уехала.
Особенно приятно, когда Выставком выбирает твою работу для участия в крупных региональных выставках. Таких как, например, недавно прошедшая в Ростове 13-я межрегиональная выставка художников Юга России, которая проходит один раз в пять лет. Там было представлено более 2 тысяч работ лучших художников, в том числе и одна моя.
– Жалко расставаться со своими работами?
– С некоторыми, да. Многие я не продаю. Вот недавно была моя персональная выставка и галерист удивился, почему половину представленных работ я не продаю. Но с некоторыми я просто не могу расстаться. Это как дневник моей жизни, моих прожитых эмоций, когда создавалась эта работа. Они напрямую могут быть и не видны зрителю, но для меня ценны.
– Давайте вернёмся к вопросу зачем нужны творческие люди?
– Если убрать историю, когда художники были чисто утилитарным явлением, а рассматривать нынешний день, то художники, и вообще все те творцы, что создают зрительный ряд, музыкальный, – их произведения могут человека как по щелчку перебросить на другой эмоциональный уровень. Быстро переключить, например, с грустных, негативных эмоций на светлые и позитивные. Или создать инсайт. Задать таким образом новый вектор движения для человека, независимо от того, что происходит вокруг. То есть ценность творческих людей я вижу не только в том, что они создают нечто новое, но и реально могут менять мир вокруг через создание новых эмоциональных состояний у людей. Но это очень большая тема для разговора.
– Алла, спасибо большое за эту встречу, рассказ и ценные советы! С удовольствием будем следить за Вашим творчеством!
Беседу вела Галина Фомичёва.
Фото из архива Аллы Ходюшиной.
Посмотрите также: