31.03.2023Количество просмотров: 4324
Какой бизнес считается малым и как молодому предпринимателю выбрать, зарегистрировать ИП или ООО, рассказали декан Факультета «Капитаны» и директор Проектного офиса Южного федерального университета.
О преимуществах малого бизнеса
Роль малого и среднего предпринимательства (МСП) в развитии экономики страны сложно переоценить: малый бизнес пронизывает все сферы жизни и деятельности общества, а количество занятых в нём людей и его денежные обороты свидетельствуют о государствообразующем характере этого явления. Множество малых предприятий – это гарантия низкой безработицы в стране, ведь они создают огромное количество рабочих мест в самых разных отраслях экономики.
Декан факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ, исполнительный директор Ассоциации управленцев и предпринимателей «Ростовский Клуб 2015» Марина Шустова назвала преимущества малых предприятий.
«Крупные корпорации могут поражать своими большими доходами, мощью и ресурсами. Однако у малого бизнеса по сравнению с ними есть свои преимущества. Небольшие компании быстрее принимают важные решения, они более открыты к инновациям и легче меняют свою структуру в зависимости от рыночной ситуации. Малый бизнес способен более чутко реагировать на потребности своих клиентов. Это связано с тем, что предприниматели лучше понимают людей, живущих в одном регионе», – поделилась Марина Шустова.
По данным «Корпорации МСП», в стране сейчас около 6 млн постоянно действующих субъектов малого бизнеса (не включая самозанятых), на долю которых приходится 35% от всех занятых в экономике страны и 37% от общего денежного оборота.
«Но самое главное предназначение предпринимателей – быть источником развития, теми, кто рождает идеи, разрабатывает новые технологии и продукты. Предпринимательская деятельность – один из способов выражения национальной идентичности через продукт, ценности и культуру.
Предпринимательский, ценностный подход – применим не только в бизнесе, но и в найме, и в быту, потому что он связан со стремлением создавать и доносить ценность, брать на себя ответственность и действовать», – добавила Марина Шустова.
Малый бизнес – не всегда ИП
К малому бизнесу относятся предприятия, годовой доход которых не превышает 800 миллионов рублей. Среднесписочная численность работников компании не должна превышать 100 человек включительно.
«В отдельную группу выделяют микропредприятия. Это фирмы со среднесписочной численностью сотрудников не более 15 человек включительно и годовым доходом до 200 миллионов рублей. У микропредприятий есть право пользоваться льготами, положенными для малого бизнеса. Форма собственности компании в этом плане не имеет значения», – отметила декан «Капитанов».
Зато правовая форма собственности имеет огромное значение для организации бизнеса – у каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Очень важно ознакомиться с ними детально ещё на этапе поиска идеи для бизнеса.
«Я бы рекомендовала действовать последовательно. Сначала оформить самозанятость, если доход не превышает 2,4 млн рублей в год. Самозанятость можно совмещать с официальной работой. Достаточно зарегистрироваться в приложении «Мой налог», которое автоматически, на основании введённых данных будет формировать отчётность. Всё очень просто и доступно. Правда, не получится нанимать сотрудников. Но если захотите масштабироваться, нанять персонал, необходимо будет уже открыть ИП, выбрав упрощённую систему налогообложения в размере 6%», – рекомендует Марина Шустова начинающим бизнесменам.
Регистрация ИП необходима при ведении лицензируемых видов деятельности. Остановка предпринимательской деятельности при этом не освобождает ИП от фиксированных платежей в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Эти платежи являются обязательными при любой из выбранных систем налогообложения. В этом случае возникают серьёзные обязательства.
«Если вы намерены привлекать инвесторов и претендовать на получение солидных кредитов в банках, то не обойтись без ООО. Процедура регистрации ООО более серьёзная и долгая. Требуются учредительные документы, необходимо определить уставной капитал, иметь расчётный счёт в банке. Если ООО признается банкротом, учредителей организации может ждать субсидиарная ответственность: долг нужно будет выплачивать из личных средств», – добавила эксперт.
О государственной поддержке малого бизнеса в России
В 2016 году в России впервые появился документ стратегического планирования в сфере МСП – «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», на основе которой был сформирован национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Предусмотрен комплекс мер, направленных на удовлетворение потребностей субъектов МСП в консультационных, финансовых, имущественных, информационных и образовательных услугах, создаются объекты инфраструктуры, оказывающие поддержку предпринимателям, – сейчас их уже более 800. Более подробно о них можно почитать на сайте Минэкономразвития.
Одними из самых популярных среди студентов и молодых ученых ЮФУ являются конкурсы Фонда содействия инновациям (так-называемого «Фонда Бортника»): «УМНИК», «Студенческий стартап», «СТАРТ» – они позволяют получить на развитие стартапа гранты в размере от 500 тысяч рублей до нескольких миллионов, а в случае с действующим бизнесом – в разы больше.
Также можно отметить меры поддержки Фонда «Сколково», различные ТОСЭР, которые есть в Ростовской области, а также РРАПП и МЦРП «Новый Ростов». Южный федеральный университет старается сотрудничать со всеми, направлять обучающихся и выпускников, обращая их внимание на те возможности, которые у них есть.
«По итогам общения с бизнес-сообществом, могу сказать, что у малого бизнеса есть потребность в государственной поддержке: опыт пандемии, острота текущей кризисной ситуации, осознание своей роли и ответственности за реализацию задач, которые стоят перед страной в ближайшей перспективе – все это заставляет предпринимателей искать поддержки государства, все чаще видя в его лице партнера, а не контролера и надзирателя», – подытожила Марина Шустова.
О студенческом предпринимательстве
Когда студенты ЮФУ защищают свои дипломы в формате стартапа, они регистрируются как самозанятые или индивидуальные предприниматели. При этом для участия, например, в конкурсе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям, требуется регистрация ООО, и такой опыт тоже есть у Факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ.
«Можно также рассмотреть обоснования организационно-правовой формы в зависимости от стадии развития проекта. На 1-2 стадиях возможно использовать юридический статус 3-го лица-партнера. В этом случае оформляется договор о сотрудничестве с ИП или ООО с приложением выписки из ЕГРЮЛ ФНС РФ, копий договоров с компаниями-покупателями продукта, выписки со счета для подтверждения поступления средств от покупателя, акты сдачи-приемки результатов», – объяснила Марина Шустова.
Директор Проектного офиса развития инновационных и предпринимательских компетенций ЮФУ, начальник управления маркетинговых инициатив и стратегических коммуникаций, доцент Факультета бизнеса «Капитаны» Станислав Труфанов рассказал, что в 2023 году Южным федеральным университетом совместно с партнерами (ФИОП, ГК «Элемент», ДГТУ, Иностудио и Ассоциацией содействия многостороннему сотрудничеству в сфере науки и образования в Черноморском регионе) создана стартап-студия ООО «Южная фабрика стартапов». Она сможет не просто помочь запустить стартап, а с нуля соберёт команду, поможет с юридической формализацией и бухгалтерией, привлечет ресурсы.
«Сегодня в ЮФУ сформирована целая система мероприятий по развитию технологического и классического предпринимательства. Чтобы дать возможность студентам погрузиться в сферу стартапов, попробовать себя в разных ролях – проводятся тренинги предпринимательских компетенций и мастер-классы предпринимательской Точки кипения», – поделился Станислав Труфанов.
Пройти через настоящую проектную деятельность позволяют проектно-образовательные интенсивы «SfeduNet», которые проводятся 2 раза в год. Обучающиеся в междисциплинарных командах, собранных из разных подразделений, работают над проектом по методике Scrum в одном из треков: выполняют заказ предприятия в партнерском треке, проводят опыты и научные исследования – в исследовательском, реализуют собственный инициативный проект – в продуктовом, решают глобальные проблемы современности – в треке «Трансформация».
«Для проработки своего проекта студенты могут пройти один из тематических акселераторов (SBS, «Экспонента» и другие), в которых за 2-3 месяца получить опыт, который сэкономит им 2 года ошибок. Это возможно благодаря плотной работе с трекерами, наставниками, экспертами и опытными менторами из числа топ-менеджеров и успешных предпринимателей. Самые перспективные и проявившие себя студенты получают шанс поработать в стартап-студии», – добавил Станислав Труфанов.
Центр общественных коммуникаций
Южного федерального университета.
Посмотрите также: