Скоро банки будут возмещать клиентам похищенные деньги. Разбираем новый закон

15.07.2023Количество просмотров: 1386

Скоро банки будут возмещать клиентам похищенные деньги. Разбираем новый закон с экспертом ЮФУ

Госдума приняла закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников, обязующий банки возмещать клиентам похищенные деньги. 

Норма вступит в силу через год после официального опубликования документа. Об особенностях закона и о том, как он будет решать проблему с мошенническими денежными операциями рассказал профессор, заведующий кафедрой финансового права, руководитель Центра научных исследований «Инструментальные, математические и интеллектуальные средства в экономике» ЮФУ, член Экспертного совета Комитета Госдумы РФ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ Юрий Колесников. 

Как отмечает юрист, по новому закону банки обязуются пресекать формы мошенничества, проверяя переводы между физическими лицами и приостанавливая подозрительные переводы на два дня. Более того, банк в течение 30 календарных дней после получения заявления пострадавшего, а при трансграничном переводе — в течение 60 дней должен будет выплатить компенсацию в случае, если им был допущен перевод злоумышленнику. 

«При этом сумма перевода возвращается клиенту в полном объёме, если не будет доказано, что он нарушил порядок использования электронного средства платежа. Поскольку закон вступает в силу через год, предполагается, что как раз за этот период банки и должны будут выработать механизмы внутреннего комплаенса», — добавляет Юрий Колесников. 

По словам эксперта, будущий закон обязует банки при получении сведений из базы Центробанка РФ (ЦБ РФ) или базы МВД о возбужденном в отношении злоумышленника уголовного дела, отключить обслуживание этого человека. Но, если мошенник не фигурирует ни в базе ЦБ РФ, ни в базе МВД, то в таком случае клиенту необходимо будет обратиться в МВД. 

Выявив признаки осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, банк приостанавливает прием к исполнению распоряжения клиента на два дня, при этом анализируя:
специфику осуществляемой клиентами деятельности;
информацию из баз данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, 

Кроме того, как замечает Юрий Колесников, банк должен предоставить клиенту информацию:

1) о выполненных им необходимых действиях;
2) о рекомендациях по снижению рисков повторного случая;
3) о возможности клиента подтвердить распоряжение в течение одного дня после приостановления банком приема к исполнению указанного распоряжения, или о возможности совершения повторной операции с теми же реквизитами.

В свою очередь банк может запросить у клиента информацию, что перевод денежных средств не является переводом денежных средств без добровольного согласия клиента, и (или) направить клиенту информацию о необходимости совершить повторную операцию.

«При получении от клиента подтверждения банк обязан незамедлительно совершить повторную операцию. В случае, если такое подтверждение получено, но банк отказывает в совершении клиентом повторной операции, он обязуется незамедлительно уведомить клиента о принятом решении с указанием причины и срока приостановления», — заключил юрист. 

Как будет работать данный механизм на практике, мы сможем увидеть только через год. Отметим, в 2022 году мошенники, по официальной информации, украли у своих жертв более 14 миллиардов рублей.

Источник информации и фото: Центр общественных коммуникаций ЮФУ.

 

Написать нам письмо




Новое на сайте