27.02.2019Количество просмотров: 4637
В наше время так или иначе мы все вынуждены постоянно повышать свой профессиональный уровень. В организациях создают целые отделы, которые формируют планы повышения квалификации работников на будущие периоды с учётом требований закона о её периодичности. Формируют предложения о профессиональной переподготовке работников, чья профессия уже не является актуальной в полном объёме с учётом развития организации, формируют кадровый резерв из состава перспективных работников на руководящие должности.
И вот в процессе этой самой работы состоялся у меня занимательный разговор с коллегой, который с непоколебимой уверенностью заявил, что его квалификация «80 уровня», так как он вебинары посещает чуть ли не каждую неделю. И вот тут я ему мини семинар провела о сути, сходстве и существенных различиях повышения квалификации и переподготовки работников. Ушёл он грустный и задумчивый...
Так в чем же разница? Начнём с понятий, которые нам предоставляет Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Повышение квалификации - это обучение лиц, уже имеющих профессию в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии без повышения образовательного уровня.
Профессиональная переподготовка - это обучение лиц, уже имеющих профессию в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учётом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
То есть профессиональная переподготовка направлена на получение новой профессии. Об этом свидетельствует и сам термин «переподготовка». Получать профессиональную переподготовку в том направлении, в котором работник уже имеет базовое образование бессмысленно.
В чём же отличие одного от другого:
1. Сроки обучения: минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
2. Вид выдаваемого документа: лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.
3. Требования к организации, проводящей обучение: обязательное наличие Лицензии именно на тот вид обучения, которое проходит работник.
Если работник нуждается в получении профессионального образования или обучении по программам дополнительной профессиональной переподготовки, обязательно необходимо проверить наличие Лицензии на осуществление определённого вида обучения у такой сторонней организации. Так как по итогам такого обучения, как мы уже определи в предыдущем пункте, работник должен получить документ об образовании соответствующего образца.
4. Если работник направляется на краткосрочное обучение (семинар, тренинг) до 16 часов, то для осуществления такого обучения Лицензия на осуществление образовательной деятельности по закону НЕ требуется.
И еще один важный момент! Когда работодатель будете подбирать для Вас конкретную образовательную организацию и конкретную образовательную программу (или Вы сами найдёте программу, которую хотели бы пройти), эта программа должна быть разработана в соответствии с требованиями профессионального стандарта. Обязательно запросите подтверждение этого у организации, куда вы планируете отправиться на обучение.
Таким образом, вебинары, семинары, групповые тренинги - это все безусловно важно, и отказываться от них не стоит, знания нужно черпать отовсюду и непрерывно, чтобы оставаться конкурентоспособным, но не нужно забывать, что это добровольное пожертвование средств работодателя в развитие своего кадрового состава.
Елена Добрынина,
заместитель руководителя Департамента административно-правового регулирования Южного Федерального университета,
член рабочей группы по внедрению профессиональных стандартов в университете,
юрист в области трудового права, стаж работы более 14 лет.
Е-mail: en_dobrynina@mail.ru
Инстаграм: @edobrynina_hr_lawyer
Посмотрите также: