25.02.2023Количество просмотров: 6599
Людмила ОЗЁРИНА (1977 г.р.) родилась под Таганрогом в селе Новобессергеновка, окончила Таганрогскую детскую художественную школу (1989), художественно-графический факультет Ростовского педагогического университета (2000), училась у Щенникова А.Н., Романенко В.Н., Высочина В.П., Кудриной Г.А.
Вот уже 22 года Людмила Юрьевна преподаёт в Таганрогской детской художественной школе имени С.И. Блонской и с 2012 года является её директором.
Основной техникой, в которой работает художник, является акварель, но не единственной, живопись маслом также представлена в творчестве Л.Озёриной. Натюрморт, портрет, сюжетная композиция, пейзаж, особенно пленэрный – эти жанры изобразительного искусства представлены в творчестве автора.
Людмила Озёрина – член ВТОО Творческий союз художников России, является постоянным участником выставок живописи и графики в Крыму, в Таганроге, Ростове-на-Дону и в Ростовской области. В 2018 году состоялась её первая персональная выставка из 80 картин в технике акварели. Сейчас Людмила Озёрина готовит экспозицию для новой персональной выставки, которая состоится в марте 2023 года в г. Таганроге.
– Людмила Юрьевна, Вы больше акварелист. Почему?
– Да, акварелист, но в последнее время мне интересна также работа в технике масляной живописи. Потому что для выставок всё-таки больше востребованы работы маслом.
Хотя сейчас и наблюдается бум акварели, – Московская Академия акварели Сергея Андрияки возвысила статус этой техники для всех и каждого, но акварель, мне кажется, по достоинству ещё недооценена.
Акварель в классической художественной традиции является материалом, который художники использовали, в основном, для подготовительных работ, эскизов произведений. Это мнение где-то и осталось в восприятии художественной профессиональной среды, что акварель – это набросок, этюд и не более того. И вот сейчас, большие усилия приложенные академией Андрияки, которые я как акварелист ценю, сдвинули этот стереотип, возродили многослойную акварельную живопись. Но в умах художников советской школы осталось ещё, что акварелька — это такой лёгкий жанр изобразительного искусства. Коллекционеры редко покупают акварель, даже если она очень нравится, потому что сомневаются в длительности её сохранности. Хотя у меня дома акварели висят 17-летней давности, и цвет самой акварели не меняется. Но, тем не менее, в менталитете наших людей заложено представление – картина должна быть написана маслом, на холсте и в золотой раме!
Я просто очень люблю акварели. В акварели я прошла довольно длительный профессиональный путь становления и роста, участия в выставках различного уровня, начиная с 2004 года. Сколько себя помню, ещё со времён художественной школы, я поняла, что нет ничего сочнее, ярче, приятнее того ощущения, когда акварель плывёт по сырой бумаге. Для меня это ощущение осталось одним из самых приятных навсегда, с тех далёких 80-х, когда мамина подруга помогла найти и купить в Ленинграде такую дефицитную тогда акварель «Нева» в тюбиках.
– Интернет сейчас пестрит рекламными предложениями: напишем портрет по вашему фото. Кто-то и пейзажи пишет по фотографиям. С одной стороны – вроде бы удобно, но это если фото сделал сам художник и у него остались личные впечатления. А как быть с картинами, написанными по чужим фотографиям? Как Вы относитесь к такому виду художества?
– Мне нравится высказывание по этому поводу: «Сейчас век великого оптимизма и минимального профессионализма среди художников». За счёт того, что люди повально используют фотографии в работе, да и, в целом, не всегда стремятся повышать свою квалификацию, как художника. Но, во-первых, фотография искажает перспективу, пропорции, размеры объектов, уплощает изображение. Потому что глаз человека и «глаз» фотоаппарата – это не одно и тоже.
Во-вторых, у фотоаппарата отсутствуют чувства, переживания, ощущения, и он никогда не сможет передать живую энергию того момента, которую может прочувствовать и пережить только человек.
Я, конечно, ценю труд фотографов, особенно тех, которые выезжают в труднодоступные места и испытывают впечатления от увиденного, но труд художника-профессионала – иной. То есть не нужно один в один рисовать только то, что ты видишь. Нужно рисовать то, что ты при этом чувствуешь. Отталкиваясь, конечно, от внешних образов и профессиональных знаний, но мы изображаем индивидуальное впечатление от пространства, света, цвета, фактуры... Мы художники всё чувствуем тоньше, пропускаем через сердце.
Лично я очень люблю работать на натуре и, при малейшей возможности, выезжаю на пленэр. Потому что для меня образ неотъемлемо связан с местом, определённым мотивом.
Этой зимой мне удалось выехать в Костромскую область на зимний пленэр под руководством Заслуженного художника Ирины Рыбаковой. Это незабываемое впечатление, глоток кислорода для меня как для художника. Во-первых, мне удалось пописать абсолютно другую природу – настоящую русскую зиму, которую мы, южане, видим довольно редко. Ярким впечатлением было увидеть эту снежную красоту воочию. Я очень ценю творческое общение с Ириной Владимировной – мастером настоящей советской школы живописи, уровень и традиции которой мне близки.
– В тему повального оптимизма и непрофессионализма... В последнее время наблюдаю, как люди сами себя вдруг начинают называть: "я – писатель", "я – поэт"... И всё только потому, что они что-то там где-то написали. Раньше, например, только признание аудитории и признание профессиональным сообществом давало моральное право зваться писателем, поэтом... У художников также?
– Сейчас действительно очень много личностей, которых никто не знает как мастеров, но они умеют громко кричать о себе, о том, что: "Я – художник! Я есть! Я лучше всех!". А на самом деле – это самомнение, которое держится ни на чём, кроме шумихи и легенд, искусственно созданных в рекламных публикациях и социальных сетях. Продажа живописи сейчас зачастую приравнивается к приобретению предметов первой необходимости, обычных товаров: тортиков, шаров, дверей и т. д. И всё это можно было бы понять, если бы это был чистый бизнес – способ зарабатывания денег, ремесленничество. Но сейчас стало модным, не имея за плечами ни образования, ни опыта многолетней работы, вступать в различные творческие Союзы, участвовать в выставочных проектах и т. д. Если честно, я не знаю как к этому спокойно относиться. К сожалению, это явление способствует падению общего уровня художественной культуры в обществе.
– Какие направления в Вашем творчестве самые любимые для Вас?
– Я активно развиваюсь в пейзаже, но чистый пейзаж мне не всегда интересен. Люблю наполнять его живыми деталями, героями, стаффажем. Мне хочется, чтобы в пейзажном мотиве присутствовала сюжетная составляющая. Люблю русский пейзаж. Очень близки мне донские пейзажи, с нашими ветрами вольными... Наши степи с холмами, травами, цветами...
Второе направление – это деревенская тема. Моё детство, моя деревня прорастают во мне. Меня восхищает в деревне настоящесть: начиная от фактур и заканчивая чувствами простых людей – персонажами, которые на земле трудятся, на земле живут, без прикрас, со всей своей искренностью... Они настоящие для меня. Мне дорога деревня моего детства, село Новобессергеновка, близ Таганрога.
Третье направление – Таганрог. Это город, который, несомненно, имеет своё лицо, свой образ и, на мой взгляд, он недооценён художниками. У меня есть несколько акварелей со старинными домами и улочками Таганрога, но глубокое погружение в эту тему видится впереди. Хочу заняться этим направлением и подробнее отразить уходящий облик старинного купеческого Таганрога в своём творчестве.
Четвёртое – семья. В семейных бытовых сценках всегда можно увидеть много интересного. Я много писала и рисовала свою дочь в домашней обстановке. И не надо искать что-то особенное, ехать на край света, – все персонажи перед тобой: это и родные, и наши домашние любимцы – кошки.
Пятое – русские сказки. Я выросла на чтении и разглядывании иллюстраций Ивана Билибина, Бориса Кустодиева, Константина Маковского, репродукций картин Васнецовых – Виктора и Аполлинария. Созданные ими образы не сравняться по своей красоте ни с чем. Эти художники эталоны для меня. Мне и сказочная славянская тема интересна, и тема русского быта, русского костюма, русского духа в целом. Считаю очень правильным, что сейчас это направление снова становится актуальным. Этот процесс возвращает нас к нашим корням.
Как чувствовали природу наши предки, так и художник, сидя на пленэре, чувствует энергию ветра в ветвях, когда они аж поскрипывают в вышине... Слышит как шелестят травы, перекликаются птицы... В процессе живописи понимаешь, что природа, всё живое вокруг – это единый, большой организм и мы люди его неотъемлемая часть.
– А натюрморты больше не интересны? Они у Вас просто вкуснющие!
– Интересно, что до 2019 года я с упоением писала натюрморты. Прямо зависала на букетах, овощах, зелени... Я не могла спокойно ходить по супермаркетам, где много чего вместе лежит и всё богато, живописно. А сейчас происходит со мной такая метаморфоза, что натюрморты не очень хочется писать, возможно вернусь к ним в будущем. Интерес переключился на темы, более связанные с внутренним осмыслением себя.
– Деревенское детство. Вы так красиво сказали, что оно прорастает в Вас. Расскажите о нём.
– Я часто рисую детей на занятиях в ДХШ. И невольно вспоминаю себя... Я родилась в селе под Таганрогом. И, наверное, не случайно сейчас я отношусь серьёзно и ответственно к любой работе – творческой, преподавательской, административной. В семье у нас все трудились: и взрослые, и дети. У нас всегда были большие огороды, теплицы, где мы выращивали огурцы, помидоры... Работали без праздников и выходных. Эти ранние подъёмы я запомнила на всю жизнь. Когда мама в четыре, начале пятого утра будит и говорит: «Люда, вставай! В обед ляжешь, поспишь...». Я не любила этот тяжёлый труд, любила засесть в каком-нибудь уголке и повозюкаться с акварелью, чтобы меня не трогали.
Но вот сейчас, спустя годы, тянет нарисовать маму, отца за работой. Эти огурцы, их колючие листья, бесконечно длинные теплицы, растянутые вдоль переулков, ослепляющее солнце, отражённое в плёнке парников. Чувствую, что меня тянет теперь это изображать. Хоть и вспоминается этот тяжкий труд с нелюбовью, но всё же думаю, что земля – это красиво!
И любовь к домашним животным, отношение к ним именно как к живым одушевлённым созданиям, а не как к скотине, тоже оттуда – из моего деревенского детства... Я очень люблю не только кошек, собак, но и коров, коз, гусей – всё живое.
– Людмила Юрьевна, Вы сейчас директор детской художественной школы города Таганрога. Умение трудиться, заложенное в детстве, дало такой результат для сельской девочки?
– Несмотря на то, что я выросла в тяжёлом труде, считаю, что именно благодаря этому, во мне были заложены многие важные качества. И плюс то, что мама не побоялась отпустить меня в Ростов на учёбу. В первый раз я поступала в художественное училище им. М.Б. Грекова после 9 класса, мне было тогда 13 лет. Но я не поступила, не хватило знаний, в селе с нами некому было заниматься репетиторством. После 11 класса было решено, что надо мне учиться на бухгалтера, и я поступила в политехнический колледж в Таганроге. Окончила его с Красным дипломом по специальности "бухгалтер, юрист". Но на самом деле, какой из меня бухгалтер? Хотя, в итоге и это пригодилось в жизни.
После колледжа, уж не знаю какими путями... У нас соседка была Тамара Фёдоровна — зубной врач, уважаемый человек на селе, и она уговорила родителей, дать мне ещё один шанс попробовать поступить в Ростове на художника. Год я туда ездила, занималась с преподавателем, в итоге поступила! Для меня это было настоящим чудом! Я, деревенская девчонка – попала в Ростов! Я буду учиться рисовать! Мне вообще больше ничего и не надо было тогда. Я была счастлива! Отучилась, окончила Ростовский худ.граф и горжусь этим, из его стен вышли многие хорошие художники.
– Тема детской художественной школы – болезненная для Ростова. Так как в Ростове-на-Дону, на весь огромный город-миллионник – всего одна государственная детская художественная школа им. А.С. и М.М. Чиненовых, и та находится в плачевном состоянии. Её здание много лет никак не отремонтируют. Сейчас она временно пребывает в офисных, очень неудобных помещениях... Да, в городе есть много студий, в том числе от ЮФУ, но они все платные. В Таганроге как обстоят дела с детским художественным образованием?
– У нас тоже одна муниципальная детская художественная школа – имени Серафимы Иасоновны Блонской (выпускницы Петербуржской Академии художеств). История нашей школы насчитывает более 50 лет, находится она на улице имени Розы Люксембург, в здании 70-х годов постройки.
Мне доводилось бывать в Ростовской художественной школе имени Чиненовых и я могу сделать вывод, что несмотря на то, что наша школа находится не в специализированном здании, а в здании бывшего детского сада, у нас условия явно лучше. У нас большие окна, просторные, раздельные после капремонта классы, где светло и уютно, что очень важно для художника. У нас работает профессиональный коллектив преподавателей, в котором сейчас появилось много молодых кадров.
Желающих попасть к нам на обучение очень много, стараемся никому не отказывать, но существуют серьёзные вступительные испытания. Пройти нелёгкий путь обучения длиною в 5 лет под силу юным художникам по-настоящему влюблённым в своё дело. Я, как директор и преподаватель, выступаю гарантом качества знаний выпускников. Наши ребята потом учатся во многих средних и высших учебных заведениях области и страны, и в дальнейшем пополняют ряды художников, дизайнеров, архитекторов, творческих людей.
– Часто думают, что преподавательская деятельность – это рутина для творческого человека. Для Вас, это как?
– Для меня лично, а я уже 22 года преподаю, это не рутина, потому что в этой работе есть жизнь. Во-первых, ты постоянно общаешься с учениками, находишься в этом художественном кругу: говоришь, думаешь, делишься тем, что умеешь и знаешь сам. Во-вторых, всегда находятся ребята, которые «дышат» с тобой одним воздухом – это вообще класс! У нас много способных детей и это зажигает! Поэтому я не могу сказать, что учительство меня тяготит. В административной работе мне как творческой личности значительно сложнее.
– Мы живём в удивительное время, когда открылись новые возможности обучения в любом возрасте. Интернет предлагает различные курсы и онлайн-уроки рисования в самых невероятных техниках. Вопрос: если взрослый человек загорелся научиться рисовать, с чего лучше начинать?
– Чтобы наработать художественные качества, которые будут цениться не только в семейном кругу и не только друзьями, а будут оценены по достоинству всегда и везде, я считаю, что даже взрослый человек должен начинать с самых простых вещей, с азов. То есть там, где довлеет техника, там искусство заканчивается. Техник сейчас огромное количество, вот например, совсем недавно услышала, что есть такая: лезвием и носком... Сначала я пришла в недоумение, и даже засмеялась... каким ещё носком?... Потом мне рассказали, что реально берёшь носок, в него – настоящее лезвие, водишь по краске и получаются, как говорят, интересные переливы, мерцание...
Благодаря быстрой технике, которая даёт ваууу-эффекты, разработчики курсов и мастер-классов способны привлечь большой спрос. Но... так делать легко... И тот же носок с краской можно дать обученному шимпанзе, и животное будет выполнять эти манипуляции не хуже...
Художнику надо правильно «поставить руку, поставить глаз» и воспитать вкус на классических образцах искусства. И только тогда получится достойный высокий результат.
– Как художник, Вы перед собой сейчас ставите какие-то задачи?
– Как и в детстве, я не перестаю учиться, продолжаю постоянно совершенствоваться. Каждый раз принимаясь за новую работу я чему-то учусь. И для себя я понимаю, что я буду учиться всегда: у натуры, у опытных мастеров, у великих художников прошлого. Каждый раз, сталкиваясь с новой художественной задачей, я с неподдельным интересом ищу как это можно реализовать. Играющий тренер – это про меня. Ну и конечно моя задача, цель – нести красоту людям, делиться со зрителями цветами и оттенками души!
– В марте у Вас будет персональная выставка. Расскажите о ней.
– Я отношусь к тому типу художников, которые много раз подумают: а надо ли мне это, прежде чем выставляться. Мне не близки скороспелые вернисажи. Я глубоко погружаюсь в процесс работы над каждой картиной. Моя первая персональная выставка состоялась в 2019 году, и лишь по прошествии нескольких лет у меня родилось желание затеять новую персональную выставку. Отношусь к этому решению серьёзно. Я активно участвую в групповых выставках СХР и ТХСР. В 2021 году я вступила в Ростовское региональное отделение Союза художников России. Для меня важно общение с коллегами, важно увидеть что-то новое, обсудить, вдохновиться...
3 марта 2023 года в Таганроге состоится открытие моей второй персональной выставки. Для меня это ответственно и волнительно, тем более что она пройдёт в стенах Таганрогского художественного музея, который по праву считается одним из лучших художественных музеев на юге России. Более сорока картин я планирую представить на выставке под общим названием «Гармония творчества». Приглашаю, друзья! Приходите!
– Спасибо, Людмила Юрьевна, за интервью. Очень интересно. А Вашу персональную выставку мы обязательно осветим отдельной публикацией.
Беседу вела Галина Фомичёва, фото из архива Людмилы Озёриной.
Посмотрите также: