24.07.2017Количество просмотров: 5738
Говорят, жизнь в музеях застывает, а сотрудники скучны и медлительны. Но те, кто хоть раз побывал в Ростовском областном музее изобразительных искусств уверены в обратном. Здесь жизнь кипит с раненного утра и до поздней ночи, а наше интервью с директором музея – Светланой Валерьевной Крузе доказывает это.
- Светлана Валерьевна, у Вас такой плотный график, что было сложно втиснуться в него, а сразу после нашей встречи ещё одно важное совещание. Каждый день такой загруженный?
- Да, я очень много работаю, бывает и до полуночи. Начинается мой день в музее с суеты. И если я планирую день, то на следующее утро всё равно точно не знаю, как он пройдёт - бывает много внезапных ситуаций, где нужно моё присутствие. Ведь у нас очень активная выставочная деятельность, до 49 выставок в год. Это большая нагрузка, но и, в то же время, показатель, что музей живёт.
- С таким трудолюбием Вы могли бы добиться успеха, наверное, в любом деле, не только в искусстве? Любовь к прекрасному Вам привили в семье?
- Я родилась в простой семье. Мама - спортсменка, а папа был человеком творческим. Видимо, благодаря ему я с ранних лет испытываю страсть к искусству… Мы в детстве выходили с ним на пленэр: брали с собой собаку, карандаши и рисовали. Там я любовалась красочной палитрой донских цветов на фоне причудливого рисунка деревьев. И по заданиям папы делала зарисовки, писала коротенькие рассказы. Помню, мама отдавала меня в спортивную школу, а папа забирал оттуда и отводил в художественную.
- Вас строго воспитывали?
- Нет, меня баловали, но, тем не менее, росла я ответственным человеком. Училась на отлично, очень любила книги. В 4 года я бегло читала и к школе уже многие книги были мною изучены. Помню, родители запрещали долго засиживаться за книгами, а я брала фонарик, пряталась под одеялом и читала, читала, читала... У нас дома была очень большая библиотека, в те времена это было большой редкостью.
- Вы могли бы предположить, что станете директором одного из лучших музеев Юга России?
- Нет, в юности я хотела быть иллюстратором, окончила художественную школу, художественно-графический факультет РГПУ(ЮФУ), училась на кафедре философской антропологии и теории культуры, теперь являюсь почётным выпускником ЮФУ. Также училась в аспирантуре Северо-Кавказского Научного Центра Высшей Школы, который в то время возглавлял Юрий Андреевич Жданов. Сейчас у меня очень тёплые воспоминая о тех временах учебы. Если бы была возможность - я бы продолжала учиться.
Затем моим занятием стало написание икон, на что я получила специальное благословение. Много написанных мною образов находятся в подмосковных монастырях. Через какое-то время меня заинтересовала профессия реставратора, я прошла стажировку в ГНИИРе, занялась реставрацией икон.
Оглядываясь назад, я понимаю, что в моей жизни каждый этап был необходим и всё было взаимосвязано. Для меня моя жизнь - это ровная дорога, в которую вливались маленькие дорожки моих увлечений. И этот путь привёл меня к тому, что я сейчас имею.
- Помимо основной деятельности, что Вас ещё интересует?
- Когда-то это было коллекционирование отечественной живописи и графики. Но моей дочери, как только она поступила в университет, поставили IVстепень рака. И большую часть коллекции пришлось распродать. Но об этом и не стоить жалеть.
- Что Вам помогло выстоять и победить в тот сложный период жизни, когда смертельно заболела дочь?
- Это было, действительно, сложно… Столько всего навалилось тогда... Как только мы с дочкой пересекли границу Германии, мы ехали в клинику на операцию, в тот самый день, на родине, умер в больнице мой отец. Ему поставили диагноз обезвоживание… Но как можно умереть от обезвоживания в больнице? Он очень любил свою внучку, и, мне кажется, он свою жизнь отдал за неё… Я месяц не знала о его смерти, родственники скрывали, потому что переживали за меня… Боль утраты и от того, что не смогла проводить отца в последний путь, так и остались в сердце, но тогда я должна была находиться рядом с дочерью. Врачи сказали, что, возможно, она не выживет. Ей пришлось перенести сначала одну пересадку костного мозга, потом был рецидив и вторая пересадка. Был большой стресс, но я справилась, единственное, что... курить начала.
Только на первый этап лечения потребовалось больше 13 миллионов рублей и это без жилья и питания! Люди помогали деньгами, художники дарили картины для благотворительного аукциона, я продала почти всё. Во время лечения моей дочери очень требовалась и моральная поддержка, тогда я вычеркнула из своей жизни уныние и отчаяние. У меня было понимание, что если я сейчас опущу руки, то дочь не выдержит.
В промежутках между химиотерапиями мы старались выезжать в музеи и галереи, потому, что я считала: арт-терапия тоже необходима. Мы посещали храмы, хотя там, где мы жили, не было православных, но, я думаю, что вера - в первую очередь у человека в душе. Мы были в великолепном Страсбургском соборе в предпасхальную неделю. Были на причащении в Русской Православной церкви. Всё это вошло в историю борьбы и победы моей дочери над страшным диагнозом. Она старалась ставить себе цели. После операций дочь заново училась ходить, и одной из первых целей было подняться по крутым ступеням на высокую готическую колокольню, потом на гору. И так цель за целью... мы всё выполняли вместе. Теперь, к счастью, беда позади и жизни дочери уже ничего не угрожает.
- Какие Ваши мечты уже сбылись, и каким только предстоит стать явью?
- Основные мечты в юности у меня касались работы и профессии. Мне удалось их воплотить. Но когда заболела моя дочь, то все мечты были о её выздоровлении. В определённый момент ты понимаешь, что все амбициозные мечты - это ничто по сравнению со здоровьем близких. Меня даже как-то укоряли, что я не амбициозный человек. Ведь, что касается карьеры, то я никогда не строила определённых планов. Если говорить о сегодняшних мечтах, то я бы хотела защитить докторскую, на которую у меня совершенно нет времени. Но это скорее не мечта, а план. Мечты – это, зачастую, что-то недостижимое. Потому что, когда ты о чём-то мечтаешь и достигаешь цели, то это можно назвать реализованным планом. Я больше реалист, нежели мечтатель. Но иногда я просто мечтаю отдохнуть.
- Возвращаясь к музеям, есть ли какие-то коренные отличия между музеями в России и Германии?
- Нет. Отличия есть в финансировании, а подход в целом абсолютно одинаковый. У нас Международный день музеев - 18 мая, который проводится ежегодно. А в Германии, например, дата празднования может меняться. К тому же в этот день за границей существует единый билет на посещение выставок в абсолютно разных музеях. Это не ноу-хау, в России это тоже практикуют, но в Ростове такого нет. В целом, программа акций и перформансов, проводимых зарубежными музеями во время профессионального праздника, достаточно разнообразна, но и мы не отстаём в этом плане, а порой даже опережаем своими мероприятиями.
- Расскажите, как собиралась и пополняется постоянная коллекция экспонатов Ростовского музея?
- Во-первых, у нас есть концепция комплектования фондов. Работа моих коллег - это целенаправленный и длительный процесс выявления и сбора предметов музейного значения, мы анализируем: есть ли у нас определённый художник или как представлены определённые периоды и направления. Иногда бывают закупки, но они не часты. В основном мы пополняем фонды за счёт дарения работ от авторов или наследников. Дарят экспонаты и спонсоры. Система отбора произведений состоит из совокупности различных критериев. Прежде чем оказаться в фондах, предметы музейного значения проходят долгий и сложный путь, в результате которого фондово-закупочная комиссия принимает решение о приёме предметов, возможности их хранения и экспонирования. Очень затратна транспортировка экспонатов, мы не можем просто так взять и перевезти коллекцию в другой музей. Нужна страховка, которая оформляется из расчёта оценочной стоимости каждого произведения. Это очень большие суммы.
- А как проходит транспортировка картин?
- Сначала оформляется страховка в специализированной фирме и берётся разрешение на вывоз музейных предметов в Министерстве культуры. Для непосредственно самого перевоза существуют климатические ящики, в которые погружаются картины. Они герметичны, чтобы избежать перепадов температуры, которые вредны работам. Также ящики должны быть точно по размеру полотна, чтобы на картине не появились повреждения. Это всё очень сложно, ведь любая транспортировка картин - это возможный риск.
- Есть легенды, связанные с экспонатами нашего музея?
- Я могла бы сейчас придумать много разных легенд. Но не буду. Единственное, есть легенда - даже не легенда, а реальная история, связанная с нашим зданием на Пушкинской. Оно очень красивое, создано по проекту архитектора Николая Александровича Дорошенко. В конце XIX века руководство Владикавказской железной дороги объявило, что оплатит это строительство для человека, который сможет выиграть судебный процесс, касающийся приобретения земельных участков под железнодорожные линии. Адвокат Петров получил особняк в результате с блеском выигранного судебного процесса.
- Какие выставки хотели бы ещё организовать?
- У нас много планов. Но всё упирается в финансирование. Правительство Ростовской области и Министерство культуры нашей области обещало поддержать нас в следующем году в реализации проекта, посвященного творчеству известного художника Мартироса Сарьяна. Мы бы хотели привезти его работы из Еревана. Это очень дорогостоящий проект. Если в год реализовывать хотя бы один проект с яркими именами, то это будет очень хорошо.
- Как Вы относитесь к использованию мультимедийных средств в музеях?
- Сейчас музеи вынуждены использовать мультимедийную технику. Иногда она просто необходима для проведения лекций и виртуальных выставок. Но у меня есть ностальгия по временам, когда зритель приходил в музей просто ради созерцания картины. Мне, например, при посещении музейных залов достаточно быть ближе к произведению искусства и остаться наедине с прекрасным. Мне импонирует высказывание, что музей есть одновременно обретение одиночества и, в тоже время, преодоление его.
- Давайте представим, что в Ростове появился большой современный интерактивный музей. Чем бы Вы его заполнили?
- Честно скажу, я бы не хотела возглавлять интерактивный музей... Интерактивность ближе к музею современного искусства. Хотя даже в традиционном музее можно было бы сделать рекреационные зоны отдыха, когда человек может «упасть» на кресло-подушку и, отдыхая, созерцать виртуальные произведения искусства. Возможно, мы скоро привезём интерактивную выставку творчества Ван Гога. Но если отвечать на Ваш вопрос, то возможно заполнила его бы экспонатами связанными с историей нашего города и его художественной жизни.
- Что надо сделать, чтобы вдохновить человека, отодвинуть все текущие дела, и пойти в музей изобразительного искусства?
- Нет однозначного и единственного ответа на этот вопрос. Сегодня виртуальная реальность вытеснила у многих желание «вживую» лицезреть произведения искусства. Очень важно понимать, что поход в музей – это выход из пространства привычной жизни, из рамок своего компьютера и дома. И это понимание прививается с детства родителями, школой. Большой популярностью пользуется наша Детская художественная галерея, на ул. Чехова, дающая возможность не только развить творческие способности, но и привить любовь к искусству.
Безусловно, есть те, кто ходит в музеи регулярно, а есть публика, которую привлекают яркие или необычные акции. У нас очень много интересных проектов и роль СМИ в их освещении невозможно переоценить, ведь сегодня реклама оказывает непосредственное влияние на сознание людей. Современные реалии заставляют соединить «музей-храм» и «музей-развлечение», мы пытаемся найти оптимальное сочетание, выстроив такие отношения с внешней средой, которые будут комфортны для посетителя, но, в тоже время, не забывая о том, что мы находимся в «храме искусств».
- Вы уже 10 лет директор музея. Что за эти годы изменилось, на ваш взгляд?
- Во-первых, я стала старше! Во-вторых, музей стал окончательно моим вторым домом. С большим трудом могу представить свою жизнь без этих стен. Я из тех женщин, для которых работа значит очень многое. И не просто работа как заработок, а именно работа для души.
Музей добился многого, о нас теперь часто говорят в СМИ, у нас очень активная выставочная деятельность, бизнес-сообщества сами теперь предлагают нам свою помощь, а не мы просим у них. В прошлом году мы стали участниками проекта Сбербанка «Искусство сохранять», получив благодарственное письмо от Германа Грефа. Банк выбрал 17 лучших музеев по всей России, в это число попал и наш музей. Благодаря этой программе жители могли бесплатно посещать музей. У нас появились такие постоянные спонсоры, как «Центр-Инвест» и «Фора-банк».
Появилась реставрационная мастерская, отреставрировано очень много музейных экспонатов, в том числе произведения живописи и графики, декоративно-прикладного искусства. Появилось новое здание музея на Чехова 60. Что не изменилась – это наша основная коллекция, она осталась на таком же высоком уровне, как и была, только немного расширилась. Активно наши фонды мы не пополняем, потому что очень избирательно к этому относимся, ведь на нас лежит ответственность перед поколениями за сохранность произведений искусства на многие века.
Беседу вела Ангелина Семёнова, специально для интернет-портала журнала "Ростовчанка". Фото из архива С.В. Крузе.
СПРАВОЧНО
Светлана Валерьевна Крузе - Член Совета по культуре и искусству при Губернаторе Ростовской области, член областного экспертного совета министерства культуры Ростовской области по приобретению культурных ценностей, председатель искусствоведческой секции РО ВТОО СХ России, член СХ России с 2005 г.
Основные награды и звания:
- медаль «100-летие писателя Калинина» - 2016 г.
- звание «Лучший работник культуры Ростовской области» - 2016 г.
- Почётный Академик Российской Академии Художеств - 2017 г.
Обучение:
1992 г. — Ростовский Государственный Пединститут, художественно-графический факультет.
1999 г. — Ростовский Государственный Университет, факультет философии и культурологи, кафедра философской антропологии и теории культуры.
2004 г. - Аспирантура ГНУ СКНЦ ВШ, «Северо–кавказский научный центр высшей школы» специальность «религиоведение, философская антропология, философия культуры».
2004 г. - Защита диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук, на тему «Автопортрет как форма самопознания личности художника».
2007 г. – Стажировка в ГНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации). г. Москва, отдел масляной живописи.
Работа:
2002 – 2004 г.г. – Реставратор Свято-Георгиевского храма, г. Ростов-на-Дону.
2004 – 2007 г.г. - Директор музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (МСИИД), г. Ростов–на–Дону.
С 2004 г. – доцент художественно-графического факультета РГПУ.
С 2013 г. – доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Академии Архитектуры и искусства ЮФУ.
2008 г. – председатель оргкомитета первого международного конкурса «Удивительный мир лошади», г. Пролетарск.
2010 г.– председатель оргкомитета Первой Южно-российской биеннале современного искусства, г. Ростов–на–Дону.
Разработаны: авторский курс по «Основам реставрации», УМК «Копии», «Копийная практика», «Основы реставрации», «Копирование произведений станковой живописи», «Современная художественная жизнь» и др.
Конкурсная деятельность:
Участник научно-практических российских и международных конференций и форумов:
2004 г. – Дни славянской культуры на Дону, г. Ростов-на-Дону.
2005 г. – Международный форум художественных инициатив, г. Москва.
2009 г. – Всероссийская конференция «Кардиохирургия и искусство», г. Таганрог,
2008, 2011, 2013 г.г. – Международная конференция «Пикаловские чтения», Русский музей, Санкт-Петербург и др.
2017 г. - региональная конференция «Пейзаж Юга России».
В местной, региональной и центральной печати насчитывается более 200 публикаций (монографические очерки, статьи в каталогах, буклетах, книгах, проспектах, альбомах, журналах).
Куратор проектов, автор статей и составитель более 30 каталогов, посвящённых проблемам искусствознания и фотоискусства, творчеству русских, российских и донских художников.
Посмотрите также: