25.03.2016Количество просмотров: 11306
Заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств, Никас САФРОНОВ дал эксклюзивное интервью журналу "Ростовчанка"
Наш разговор состоялся 26 февраля, поздним вечером, после двух творческих встреч Никаса Степановича со студентами и преподавателями Ростовского художественного училища им. М.Б. Грекова, Академии архитектуры и искусств ЮФУ, работниками Молодёжного театра, поклонниками творчества художника.
Напомним, что Никас Сафронов с 1971 по 1974 год учился в Ростовском художественном училище имени М.Б.Грекова по классу живописи, который закончил в 1985 году после перерыва. Одновременно с учёбой в эти годы работал в Ростовском театре юного зрителя художником-бутафором и художником сцены.
Его приезд зимой 2016 года в Ростов вызвал большой интерес у горожан. С 23 декабря 2015 г. по 28 февраля 2016 г. в Ростовском областном музее изобразительного искусства экспонировалась его персональная выставка.
Все творческие встречи знаменитого художника проходили в тёплой атмосфере. Никас шутил, непринужденно отвечал на вопросы коллег и всех интересующихся его жизнью. Он с удовольствием рассказал о своём творчестве, о тонкостях своей работы, особенно в технике Dream Vision, создателем и автором которой он является, а ещё о том, что работает он в основном ночью, когда есть только холст, масло и его мысли, а из подсознания к нему приходят образы будоражащие воображение, вдохновляя на создание новых неожиданных полотен.
В Художественном училище имени М.Б. Грекова Никас Сафронов объявил о создании поощрительных премий и грандов в поддержку молодых талантов в этом учебном заведении, посмотрел работы студентов. Директор училища Марина Бобрешова вручила именитому гостю подарок, сделанный руками студентов - дуэльный пистолет времен Пушкина.
Позже, несмотря на усталость, Никас Степанович согласился ответить на мои вопросы.
- Помните ли Вы момент, когда приняли решение, что искусство должно стать делом всей Вашей жизни?
- Да. Это было на четвёртом курсе. Мне приснился сон, где на выставке висят работы, которые ещё в реальности я не написал. Проснувшись, я вдруг понял, что живопись - это моё ремесло и моя жизнь. И что главное в этом ремесле - быть высочайшим профессионалом. И ещё я понял, что главная задача любого человека - оставить после себя что-то хорошее, вечное.
- Как Вы создали свой стиль в живописи?
- Направление возникло спонтанно. Но оно не было случайным. До этого прошли годы изучения мировой живописи и искусства в целом. У меня есть сын Стефано - наполовину итальянец, родившийся в Италии. Но с полугодовалого возраста он живёт в Лондоне. Когда Стефано был ещё маленьким, мы с ним часто ездили в Венецию к его бабушке и дедушке. Обычно поезд из Вены в Венецию прибывал в пять часов утра. В это время там почти всегда стоял густой туман. И мне всё время хотелось отобразить этот необыкновенный, уникальный момент. Технически это можно сделать, взяв белые распыляющиеся краски и разбрызгать их на готовую картину - но это было бы для меня слишком легко. Тогда я стал экспериментировать, делая многослойные наложения красок: тут были и подмалёвки и пастозность, и многочисленные лессировки. Италия – страна любви и Венецианских каналов, и часто воспоминания о ней приходили через сны, которые ты помнишь ещё минут 15 после пробуждения... Вот так, через Венецию я и открыл новое направление в искусстве.
- Кем бы Вы стали, если бы не художником?
- Перед тем как поступить в Художественное училище имени М.Б. Грекова, я поступал в Саратовское театральное училище и даже прошёл первый тур. Ещё в школе играл в детском театре, где, кстати, сам писал сценарии, был режиссёром и актёром. Чем бы я ни занимался, это была бы творческая профессия.
- Что Вас вдохновляет?
- Многое. Природа, солнце, луна, красивые лица вдохновляют, особенно женские. Возраст и национальность при этом не имеют значения, для меня все лица интересны и красивы. Как говорил когда-то Рафаэль: нет плохих лиц, есть плохие художники. Я бы добавил сегодня - и плохие фотографы. Люди все красивы, их красоту надо только увидеть, и суметь передать.
- Сколько у вас внебрачных детей?
Никас улыбается:
- Скажем, несколько. Но надеюсь, будут ещё и рождённые в браке. Я стараюсь помогать всем своим детям.
- Были ли в Вашей жизни творческие кризисы и как Вы из них выходили?
- В такие моменты я стараюсь больше работать. В начале проблемы, конечно, сбивают творческий ритм, но я всё равно сажусь за мольберт как ремесленник, а заканчиваю работу как художник. Иногда бывает, что работа может не пойти. Тогда я просто смотрю телевизор, читаю книги, иду на природу или лежу, вспоминаю детство. И постепенно успокаиваюсь.
- Как воспитывали детей в вашей родительской семье, были ли любимчики?
- У нас была очень традиционная семья, большая - 8 человек. 5 братьев, сестра и родители. Вечером обычно мы все вместе ужинали, но в праздники это было обязательным. К нам приходили друзья, родственники. На Рождество мама всегда готовила гуся с яблоками, а на другие праздники - большие финские пельмени, и самые вкусные были из требухи. Она всегда добавляла в еду какие-то особенные снадобья и травы, так что оторваться от такого блюда было невозможно - объеденье, да и только. Наш папа хорошо играл на аккордеоне и баяне, мама прекрасно пела. Как-то её даже приглашали петь в хор им. Пятницкого, но из-за нас она отказалась: ведь это постоянные переезды, гастроли, а для мамы семья была всегда на первом месте. В детстве мы часто дрались с братьями, но не всерьёз. А если кого-то из нас обижали, то мы всегда объединялись и давали достойный отпор. Родители, конечно, любили нас всех, но я у папы был любимчиком. Однако, за проступки мне доставалось от него так же, как и другим братьям. Мама всегда нас защищала, да и в целом была очень доброй и милосердной женщиной, для нас она была как святая. От неё исходила какая-то необыкновенная благодать.
- На пресс-конференции Вы проговорились, что если когда-либо женитесь, то это будет ростовчанка?
- Да, если когда-нибудь я женюсь, то подтверждаю: это непременно будет ростовчанка.
- Какой образ своей избранницы Вы представляете? Её возраст, что в ней должно быть обязательно? Вы определили какие-то критерии своего выбора, какой девушка должна быть? Какой должен быть у неё характер? Увлечения?
Никас смеётся.
- Характер донской, и так, чтобы всё трепетало только от одного её взгляда. Конечно, добрая и мудрая. Эмоциональная и духовная. Помните фильм «Семь невест ефрейтора Сбруева»? Девушка, которая жила на хуторе... Вот такая. Возраст от 20 до 50 лет, а если похожая, скажем, на актрису Фанни Ардан, то и возраст не имеет значения.
Мама нам в детстве говорила: когда женитесь и решите по какой-то причине расстаться, найдите ту фуфайку, в которой пришли и уходите в ней.
- Знаю, что Вы построили церковь...
- Мою маму звали Анной. И церковь, и часовня, которые я построил носят имя святой Анны. Церковь находится в Ульяновске, а часовня - недалеко от города, в деревне Ундоры. Там похоронены мои родители. Это место находится недалеко от Волги, очень красивое. А ещё там есть родник, где, пожалуй, самая вкусная минеральная вода.
- Никас, у Вас есть нереализованные мечты?
- Есть. Главная - это вернуть духовный статус России. И ещё очень хочу открыть школу в Ростове–на–Дону для детей, которые хорошо рисуют. Разумеется, при поддержке художественного училища имени Грекова, при поддержке донских властей, и людей, которым не безразлична судьба наших детей.
- 8 апреля Вам исполняется 60 лет. Интересно знать, как Вы сами относитесь к этой дате, и насколько лет реально себя ощущаете.
- Мне странно видеть эту цифру, так как я ощущаю себя молодым человеком. И все меня воспринимают так же. Давайте будем отмечать не 60 лет, а тот возраст, на который я выгляжу. Уважаемые читатели! Как вы думаете: сколько мне исполнится 8 апреля 2016 года?
- Никас Степанович, спасибо Вам за интервью. Желаем Вам новых творческих успехов, удачи во всех начинаниях! И, конечно, встречи с единственной и неповторимой... ростовчанкой.
- Спасибо!
Фото на память с выдающимся художником XX-XXI в.в. после творческой встречи в Ростовском Молодёжном театре. Слева - главный редактор журнала "Ростовчанка" Галина Фомичёва, справа - ведущая интервью Елена Сакович.
Фото Игоря Гладенко.
Редакция журнала "Ростовчанка" выражает особую благодарность Наталье Христенко, арт-директору художника, за организацию встречи с Никасом Сафроновым.
Посмотрите также: