АЛЕКСАНДР МУСИЕНКО. Педагог и артист по призванию

21.06.2019Количество просмотров: 8660

Александр Мусиенко

Когда слышишь имя Александра Александровича Мусиенко, невольно в памяти всплывают самые яркие образы, исполненные мастером на сцене Ростовского государственного музыкального театра. Его бас, с бархатистым тембром, звучит полнокровно, мощно и обладает богатейшей палитрой вокальных интонаций. Актер, гармонично сочетающий в себе музыкальный слух и физическую активность, интуицию и художественное воображение, интеллект, логику и невероятную харизму. 

Несмотря на плотный график в музыкальном театре, Александр Мусиенко успевает вести успешную преподавательскую деятельность в Ростовской государственной консерватории. Таков Мусиенко-исполнитель и таков Мусиенко-педагог – два направления, не подлежащие разделению.

Александр Мусиенко

Родился Александр Мусиенко в маленьком городке Приморско-Ахтарске, на берегу Азовского моря в Краснодарском крае, где была лишь школа искусств, куда привели его совсем ещё маленьким. Но спустя пару месяцев он ее покинул: «Как и любому мальчишке, лень мне не позволяла стабильно ходить в музыкальную школу, а когда я узнал, что там нужно еще выполнять домашние задания, так вообще сбежал...»

Александр рос в большой казачьей семье, где было принято собираться вместе и петь. К тому же, вспоминая о своем детстве, Мусиенко делится, что ему очень нравилось смотреть концерты, где исполнялись оперные отрывки и романсы: «На праздники обычно показывали концерты по телевизору и больше всего я любил первое отделение, где исполняли Ю. Богатиков советские хиты, а Е. Нестеренко оперные отрывки и романсы».

Так начинались первые шаги в вокальной практике. Правда юный Александр всегда мечтал петь партии теноров, но с юмором вспоминает что доставались партии лишь басовые, где нужно было просто держать тон.

Александр Мусиенко

Творческое начало проявлялось с ранних лет.  После школы он хотел то стать учителем истории, то обучался курсам массажа, а затем прошёл и курсы корреспондентов. Все это совершенно случайно привело его в кубанский казачий хор, который был сформирован на базе местного завода, где в молодые годы работал Александр Александрович.

Пение в хоре окончательно убедило юного хориста в том, что надо профессионально заниматься музыкой. Коллеги ему советовали заниматься академическим пением, но что означает это выражение в тот период жизни Александр Александрович даже не понимал. Но тщательно все продумав и решив для себя, что вокал – это его призвание он пришёл к своему первому педагогу Александре Григорьевне Козюпа, которая за год научила всем музыкальным основам уже юного молодого человека.

Их занятия включали в себя не только вокальную постановку голоса, но и изучение нот, теории музыки, и небольшие исторические сведения о композиторах и исполнителях. Двадцатитрехлетний молодой человек серьёзно и с огромным удовольствием изучал все азы музыкальной грамоты. Несмотря на сложности, Александр Мусиенко понимал, что таким образом он прикасается к чему-то возвышенному и неисследованному еще им, хотя до конца ещё не был уверен, что все эти знания ему пригодятся в дальнейшем.

Александо Мусиенко

Спустя год, Александра Григорьевна посоветовала Мусиенко заняться всерьёз музыкой и отправила его на прослушивание в Краснодарский колледж искусств, куда он без особых трудностей поступил на вокальное отделение. Именно здесь начинается основательная работа по освоению профессии.

Александр понимал, что для успешной учебы и профессионального роста ему следует заниматься намного усерднее всех остальных студентов, так как к музыке он пришёл намного позже их. Так, студент не упускал ни одной возможности сходить на дополнительное занятие. Подробно изучив расписание всех своих сокурсников, на время их пропусков, он всегда старался лишний раз попасть на занятие по специальности. Успешно проучившись три года, Александр Мусиенко приехал в Ростов-на-Дону и поступил в консерваторию, в класс профессора Экнадиосова Владимира Сергеевича.

Именно в Ростове-на-Дону начинается профессиональный путь артиста. После поступления в консерваторию, Александр успешно прослушивается в солисты на тот момент ещё Театра музыкальной комедии. Все это происходило в период, когда готовилось открытие нового музыкального театра и Экнадиосов готовил уже оперную труппу, организацию под названием «Донская опера», выбирая молодых профессиональных исполнителей для нового театра, который на данный момент и составляет основу Ростовского государственного музыкального театра.

Так, в 1997 году впервые вышел на сцену юный артист Александр Мусиенко в роли Доктора в опере «Травиата» в театре им. Горького. Спектакль прошёл 8 раз и как для самих исполнителей, так и для всего города в целом это было на тот момент большим событием. Вторая опера, постановке к которой готовился Мусиенко вместе с труппой стала «Кармен» Ж.Бизе, которой открыли первый сезон Ростовского музыкального театра на Большой Садовой.

Александр Мусиенко

Сейчас, опытный солист Ростовского музыкального театра, заслуженный артист России может похвастаться огромным количеством исполненных партий. Это и Коллен ("Богема" Дж. Пуччини), Цунига ("Кармен" Ж. Бизе), Бонза ("Мадам Баттерфляй" Дж. Пуччини), Спарафучиле, Монтероне ("Риголетто" Дж. Верди), Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Доктор ("Травиата" Дж. Верди), Рене ("Иоланта" П. Чайковского), Кончак ("Князь Игорь" А. Бородина), Священник, Старый каторжник ("Леди Макбет Мценского уезда" Д. Шостаковича), Василий Собакин ("Царская невеста" Н. Римского-Корсакова), Отец Ювеналий ("Юнона и Авось" А. Рыбникова) и многие другие.

С различными постановками артист участвовал на гастролях не только по всей России, но и в европейских странах, таких как Великобритания, Испания, Португалия, Италия, Франция, а также ОАЭ, Китай. Каждую свою роль Александр Александрович любит по-особенному. На каждом этапе жизни, у любого солиста есть «список ролей мечты» и с каждым разом, с каждым новым спектаклем пополняется копилочка репертуара.

Если в юные годы Александр Мусиенко мечтал исполнить роль Собакина из «Царской невесты» и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике» и со временем он их воплотил в реальность, то сейчас, артист не отказался бы от роли Бориса Годунова из одноименной оперы и Досифея из «Хованщины». Такое желание Мусиенко объясняет наличием богатого опыта, наполненного временем что помогло бы ему передать все грани такого персонажа лучше, чем 10 лет назад.

Александр Мусиенко

У артиста отсутствует наигранность и искусственная эмоциональность. Любой образ, будь то драматический или комический артисту получается передать так, что ты веришь всему происходящему на сцене. Сейчас, вкусовые предпочтения Александр Александрович отдаёт оперетте, в постановках которых он принимает активное участие на сцене Ростовского музыкального театра. Это и «Марица» И. Кальмана, «Сильва» И. Кальмана, «Летучая мышь» И. Штрауса, «Паганини» Ф. Легар. Оперетта раскрывает иную грань безразмерного таланта артиста. Этот жанр представляет особые сложности, с которыми интересно работать артисту – это умение сочетать разговорную речь, танцевальные номера и вокал.

Интересным артист считает не только конечный итог работы, но и сам процесс вживания в роль. Александр Мусиенко работает не для того, чтобы провести успешную премьеру какой-либо постановки и равнодушно уйти домой. Напротив, каждая репетиция, каждая проработка персонажа его завораживает, погружая в атмосферу сюжета. Часто приходится использовать личный опыт для более естественного воплощения образа. В любой постановке, будь это опера или оперетта, режиссёр рассказывает лишь «матрицу», а все остальные доработки образа опытный мастер сцены Александр Мусиенко делает сам, внося какие-то личные черты в образ своего героя.

Александр Мусиенко

Рассказывает Павел Сорокин, режиссёр Ростовского музыкального театра: «Сан Саныч любые мизансцены и образы героев схватывает слёту, вносит свои индивидуальные черты, обогащая тем самым своего персонажа».

Артист делится: «Не бывает такого, что ты выходишь после репетиции из театра и сразу переключаешься на реальную жизнь. В голове еще постоянно крутится или диалог, если это оперетта или зингшпиль, или какая-то ария. Постепенно ты перенимаешь образ своего персонажа и он становится частью самого тебя. Поэтому я всегда своим студентам говорю, что наша профессия актёрская – это «контролируемая шизофрения», где нужно во время вернуться в реальность. Не сразу, так как какое-то время ты продолжаешь жить в роли своего героя, разговариваешь его фразочками и ведёшь себя как свой персонаж. Но, поэтому и нужна «контролируемая шизофрения», чтобы не сойти с ума окончательно».

Александр Мусиенко

Как опытный мастер, проработавший в театре более 20 лет, Александр Мусиенко видит по-своему так же перспективное развитие театрального искусства в Ростове: «Ни для кого не секрет, что ростовчане очень любят оперетту и собственно Ростов-на-Дону был одним из родоначальников этого жанра в России. Поэтому было бы целесообразно стремится к разделению нашего театра на театр оперы и балета и театр оперетты».

Александр Мусиенко – личность отнюдь не консервативная. Любую новую музыку артист воспринимает как «нераспаханное поле» и с большим энтузиазмом берётся за работу. Для него самое важное – это наличие идеи, смысла, логики, а также соблюдение баланса. Ведь любое творчество должно развиваться, поэтому такие искания уместны в музыкальном театре.

Ещё одна грань творчества Александра Александровича – это преподавательская деятельность. Будучи солистом музыкального театра, в 2006 году он принял приглашение руководства кафедры сольного пения на должность педагога в Ростовскую государственную консерваторию им. С. В. Рахманинова. Сначала к такой деятельности артист отнёсся скептически, хотя всегда восхищался педагогической деятельностью и такие мысли его часто посещали. Судя, по достижениям его студентов, можно сделать вывод, что Александр Мусиенко не только талантлив в сценической работе, но и в педагогической.

Александр Мусиенко

За годы работы Александр Мусиенко выпустил 16 студентов, каждый из которых ведёт успешную карьеру в различных театрах нашей страны. В их числе солистка Ростовского музыкального театра Екатерина Горбань, солистка Симферопольского академического музыкального театра Виталина Скокова, солист Ростовской государственной филармонии Илья Болдырев, солист Омского музыкального театра Никита Мухин. С каждым годом, количество студентов, желающих обучаться у талантливого педагога только увеличивается, а его выпускники с теплотой и благодарностью вспоминают своего любимого педагога.

Никто не упускает лишний шанс пообщаться с таким разносторонне развитым человеком и набраться у него опыта. Своих студентов артист готовит как будущих солистов, вселяя в них уверенность и стараясь привлекать их к участию на различных конкурсах, концертах и фестивалях. Занятия у педагога проходят ярко и живо. Александр Александрович (или как его ласково зовут его ученики Сан Саныч) никогда не скупится на шутки, считая их неотъемлемой частью процесса работы. Такая непринуждённая атмосфера, несомненно, благоприятно скажется на будущих творческих достижениях студента. Педагог в работе с каждым студентом старается найти тот подход, который поможет раскрыть юного артиста. К кому-то удается быстро найти такой «ключик», с другими приходится несколько лет возиться, но именно этот процесс и доставляет удовольствие педагогу. Тем не менее, Александр Александрович, как человек опытный старается всегда честно судить о возможности каждого студента, не давая ложных надежд: «Очень сложно подобрать нужные слова для такого рода беседы, но если это не сделать вовремя, то испортишь жизнь этому человеку. Лучше пусть он уйдёт в другую профессию и будет там счастлив».

Артист и педагог, Александр Мусиенко успешно совмещает две грани своего творчества. Это музыкант, который живёт своей профессией, с чуткостью и отзывчивостью относится ко всему, что его окружает.

Александр Мусиенко

Текст Лианы Бурнацевой, фото из личного архива А. Мусиенко.

Написать нам письмо