Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

25.03.2025Количество просмотров: 350

Ирина Петрулевич

Материал представляет Ирина Петрулевич, доцент, доктор социологических наук, профессор кафедры специальных исторических дисциплин и методики преподавания истории и обществознания ИИМО ЮФУ.

Период 1988–1992. Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). 

ПРОЛОГ

Наступило время, когда произошли ключевые события, определившие дальнейшую судьбу страны, состояние социума и угасание гражданской авиации. Этот период «недосоциальной революции», как лакмусовая бумажка показал, что будет происходить с авиацией Дона до конца 20-го века, как она закончит свою историю, так почти и не возродившись в 21-м веке. 

1987 май – вступил в силу закон номер 6050-X1 «Об индивидуальной трудовой деятельности граждан СССР», который был принят Верховным Советом СССР 19 ноября 1986 года и введён в действие 1 мая 1987 года. Закон, призванный поставить под контроль государственных органов «подпольное» предпринимательство. 

1987 июнь – вступил в силу закон "О государственном предприятии". На государственном предприятии трудовой коллектив, используя как хозяин общенародную собственность, создает и приумножает народное богатство, обеспечивает сочетание интересов общества, коллектива и каждого работника.

1987 декабрь 01 – озвучено принятое закрытое решение внутренней властной группировки в стране о демонтаже СССР, приведшее к социальной драме общества. 

1988 – общая численность работников Аэрофлота в советское время доходила до 420 тысяч человек, парк воздушных судов более 6000 самолетов. 

1988 – аэропорт Ростов на Дону, как структура Ростовского объединенного авиаотряда, обслуживал шестой по численности населения (4,3 млн) субъект федерации, Ростовскую область и близлежащие регионы. Основу  пассажиропотока авиаперевозок формировало население городов Ростов-на-Дону, Таганрог, Батайск, Новочеркасск, Аксай и Шахты, где проживает более 2,5 млн человек (60 % населения области).

1988 май – вступил в силу закон «О кооперации», впервые со времен НЭПа государство разрешило создание частных структур, впервые за более чем 60 лет разрешалось создавать частные предприятия. Как следовало из преамбулы документа, экономическая состязательность между государственным и кооперативным секторами экономики признавалась движущей силой социально-экономического развития. Положения закона закрепляли право кооператива заниматься любыми видами деятельности, за исключением запрещенных законодательством СССР и союзных республик.

1988 декабрь – образованные в 1971 году ОАЭ отметили 17 лет со дня создания (2 декабря 1971). 

1988 сентябрь 09 – первый самостоятельный, командир воздушного судна (КВС) Як-40 бортовой номер 88254 Маринец Е.В. 78-го летного отряда Ростовского ОАО. Первый самостоятельный полет – это особый рейс в жизни любого летчика. После подготовки к полетам по программам второго пилота, полетов в кресле командира, программы полетов с инструктором, это первый полет с пассажирами, в котором летчик полностью самостоятельно выполняет полетное задание, как командир воздушного судна без инструктора. Это день рождения летчика. Как выяснилось в 1994 году, Евгений Викторович стал последним командиром, который поднял именно это самолет 88254 в воздух.  

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

На фото слева на право: Огай Д.Н.- командир 1-й эскадрильи Як-40, Сидоров В.А. - замполит 78 лётного отряда РОАО, Зазовский К.Л. – командир 78 ЛО, сам Маринец Е.В. Далабаян Е.Л. – КВС-наставник, Сасорин А.Н. – инженер 78 ЛО, Якович Л.Э. –  бортпроводник, Кондаков В.И. – штурман 1 АЭ 78 ЛО. 09 июня 1988 года. 

1988 июнь 28 – июль 01 – состоялась XIX партийная конференция КПСС (до того конференции КПСС не проводились с 1941 г.), которая положила начало конституционным реформам в СССР, согласно решениям конференции, предполагалось возобновление деятельности съезда народных депутатов с сохранением ВС СССР, выборы на съезд должны были проходить как по избирательным округам, так и от общественных организаций (1/3 от 750 делегатов),на внеочередной 12-й сессии ВС СССР 11-го созыва 1 декабря 1988 г. изменения были внесены в Конституцию. 

Бортинженер самолета Ту-154, Остроухов Владимир Петрович

Бортинженер самолета Ту-154, Остроухов Владимир Петрович, делегат XIX партийной конференции КПСС в составе делегации от Ростовской области. Один из первых осваивал международные полеты самолетов Ту-154 РОАО.

1988 июль 21 начало в Ростовском ОАО эксплуатации 21-го самолета Ту-154 Б-2 СССР-85400, выпущенного с завода в марте 1980 года. В Ростовский ОАО поступил после шести лет эксплуатации в Шереметьево. 

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Самолет Ту-154, бортовой номер 85400 в окраске ДОНАВИА, 1998 год, Дюссельдорф. 

1988 август – началось выполнение рейсов по перевозке вахтовых бригад нефтегазовых месторождение по маршруту Краснодар – Нижневартовск – Краснодар. Это большая, долгосрочная и эффективная программа полетов Ростовского ОАО. 

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

1988 август – экипаж Ту-154, командир Николай Дьяченко, бортинженер Василий Курятов, бортпроводник Светлана Нагирняк (Солодилова), второй пилот Александр Лайшев, штурман Юрий Шапочкин, при выполнении вахтового рейса из Краснодара.

1988 декабрь 07 – произошло землетрясение в Армении (Спитак, Ленинакан) и последующая спасательная операция. Аэропорт Ростов-на-Дону, на период до 31 января 1889 года, стал ключевым аэропортом для обеспечения перевалки авиационных грузовых и пассажирских перевозок в район землетрясения, материально-технического обеспечения обслуживания воздушных судов, участвующих в спасательных операциях.

1989 январь – декабрь в СССР выпущено: 522 воздушных судна, в том числе 220 самолетов.

1989 – по инициативе Министерства Гражданской авиации и Северо-Кавказского УГА, на базе Ростовского ОАО в Ростове открыт Северо-Кавказский филиал банка Аэрофлот, закрыт в 1994 году, после реорганизации и акционирования Аэрофлота. 

1989 апрель – ввод в строй грузового терминала Службы организации почтово-грузовых перевозок аэропортового комплекса Ростовского Объединенного авиаотряда, общая площадь грузового терминала – 7,16 тыс. м², в том числе складских помещений – 4,41 тыс. м², терминал оснащён механизированным комплексом обработки грузов и досмотровой техникой, производственные мощности грузового терминала позволяли обрабатывать до 420 тонн грузов в сутки.

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Грузовой комплекс аналогичный СОПГП РОАО. 1982.

1989 май 22 – на должность командира 3-й авиаэскадрильи 1 Летного Отряда Ростовского ОАО, приказ № 45/л от 22.05.1989 командира РОАО, назначен Толченов Павел Николаевич.   

Павел Толченов

Командир воздушного судна Ту-154 Толченов Павел Николаевич, командир международной авиаэскадрилии самолетов Ту-154, один из лучших летчиков и организаторов летного дела в Ростовском ОАО и ДОНАВИА.


1990 – объем пассажирских авиаперевозок в СССР в год достиг рекордного уровня – более 94 млн пассажиров.

1990 – в СССР было около 240 авиапредприятий.

1990 – сложная экономическая и социально-политический ситуация в стране, в РФ прошло более 500 протестных акций, участвовало более 2 млн. человек, коллектив РОАО в акциях участия не принимал, Устав ГА запрещал это, а эксплуатация сложной авиатранспортной техники, аэродрома и аэропорта требует круглосуточной (24х7х12х365) собранности и концентрации при  управлении, обслуживании, принятии решений, обеспечения безопасности полетов, авиатранспорт постоянно требует сосредоточения профессиональных навыков и умения, а сама отрасль может функционировать только в условиях обеспечения общественной безопасности в стране. 

1990 – Центральное Управление международных воздушных сообщений (Шереметьево) выполняло в основном международные перевозки, но по мере того, как остальные авиакомпании СССР прекращали свою деятельность из-за нерентабельности в связи со значительным уменьшением пассажиропотока, «Аэрофлот» постепенно расширял внутрироссийскую маршрутную сеть, покрывая все свои убытки в неконкурентной борьбе с другими советскими авиапредприятиями с помощью роялти (рентная плата), а это десятки миллионов долларов США от не основной деятельности авиаструктуры, получаемых от иностранных авиаперевозчиков за пролёт над Россией по транссибирскому маршруту как преемник по международным договорам СССР (1992).

1990 – Ростовский ОАО один из первых в МГА начал работу по реорганизации структуры авиапредприятия, которая послужила фундаментом для создания в дальнейшем нескольких юридических лиц, акционерных и государственных структур.

1990 январь – декабрь в СССР (за один год) выпущено: 447 воздушных судов, в том числе 203 самолетов.

1990 май 08 – 1991 август 31 – выход союзный республик из состава СССР, парад суверенитетов. 

1990 май-июнь – одна из самых эффективных реконструкций аэродрома, выполненных под руководством главного инженера Ростовского ОАО Паршукова А.М. Организованы и выполнены, практически без закрытия аэродрома, строительные работы по демонтажу старой светосистемы Д-2 и монтажу новой – СВЕЧА-3, с устройством углубленных осевых огней ИВПП и углубленных огней зоны приземления с МК-40º, что позволило выполнять, после получения сертификата,  взлётно-посадочные операции: 

с МК-40º по 2 категории ИКАО, т. е. взлет при видимости не менее 200 метров в тумане, посадка при видимости 400 метров;
с МК -220º по 1 категории ИКАО, т. е. взлет при видимости не менее 200 метров в тумане, посадка при видимости 800 метров.

Паршуков Александр Маркович

Паршуков Александр Маркович. Начальник аэродромной службы Ростовского ОАО. Организатор реконструкции взлетно-посадочной полосы аэродром Ростовского ОАО. Фото 1997 года. 

1990 июль – выполнен первый пассажирский чартерный рейс на Ту-154 в ОАЭ, аэропорт Шарджа, перевозка вахтовых бригад из аэропорта Южно-Сахалинск в Бахрейн. Положено начало одного из самых эффективных авиамаршрутов РОАО. 

1991 – последний благоприятный год в деятельности Ростовского ОАО – расширение плана движения самолетов на всех типах воздушных судов РОАО.

1991 – Ростовский Объединённый Авиационный Отряд участвовал в формировании социальной инфраструктуры для личного состава: строил жильё, имел медсанчасть, профилакторий, базу отдыха и три детских сада, шефствовал над средней школой № 54.

1991 январь – декабрь в СССР выпущено: 488 воздушных судов, в том числе 213 самолетов.

1991 март 17 – Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, выражена четкая воля советского народа. Но воля народа так и осталась только волей народа на бумаге. Началось время актов и действий органов власти и управления в экономическом пространстве страны, их депутатов и должностных лиц, направленных в разрез интересов социума.

1991 март 31 – на самолете Ту-154 выполнен чартерный рейс Ростов – Тбилиси – Рим – Лас Пальмос (Испания) – Ростов, в усиленном составе экипажа. 

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Промежуточная посадка в аэропорту Рима. Италия. Фото от 01.04.91. На фото слева на право: проверяющий Павел Толченов, бортпроводники Татьяна Рыбка и Марина Босенко, КВС (капитан), Анатолий Москаленко, бортпроводники – Ольга Арсеньева, Вера Гавриленко и Белла Николова. 

1991 апрель 01 – время чудовищных экономических условий, котировка денежной единицы на 01.01.1991, рублей за доллар – 0,56, курс черного рынка 30-33 рубля, долларов за рубль – 1.7841.

1991 июнь – регулярные рейсы из Ростова-на-Дону в Южно-Сахалинск, послужили толчком для начала полетов по программе перевозок вахтовых бригад специалистов и рабочих Управлений Буровых Работ из Южно-Сахалинска в Бахрейн и ОАЭ (Шарджа).

1991 июль 03 – принят закон РСФСР ОТ 03.07.91 N 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». 

1991 август 18 – августовский политический кризис в СССР (ГКЧП).

1991 август 22 – сентябрь 05 – острая фаза «демократической революции» в РФ, августовский путч и реформы Ельцина-Гайдара сняли вопрос о кооперативах с повестки дня, на смену перестроечному романтизму и метаниям пришли жесткие реалии эпохи первоначального накопления капитала. 

1991 сентябрь 18 – создан Департамент Воздушного Транспорта Министерства Транспорта РФ, распоряжение Совета Министров РСФСР № 1026-р.

1991 ноябрь 26 – Министр ГА СССР МГА Б.Е. Панюков уволен с этой должности вместе с рядом других чиновников высшего ранга Указом Президента СССР от 26.11.1991 №УП-2884 «О ЧЛЕНАХ БЫВШЕГО КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР». Ушли последние специалисты своего дела. 

1991 ноябрь 28 – указом Президента РСФСР №242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» Министерству транспорта РСФСР переданы имущество, финансовые и другие средства, предприятия, организации и учреждения упраздняемого МГА СССР. 

1991 декабрь 8 – тайная, «мнимая смерть», СССР в Беловежской Пуще, государственный переворот, названный «демократической революцией», резкое ухудшение экономических условий для бизнеса, в первую очередь для высоко интеллектуального, организованного, образованного и профессионального бизнеса, в гражданской авиации возникла прямая и явная угроза безопасности полетов. 

1991 декабря 12 – принято Постановление Верховного Совета РСФСР «О денонсации Договора об образовании СССР», записано – «Денонсировать Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик, утвержденный I Съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года в городе Москве», однако далее Государственная Дума РФ в 1996 году ОТМЕНИЛА это Постановление Верховного Совета. А именно: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Постановление от 15 марта 1996 г. №156-II ГД, Государственная Дума РФ постановила отменить Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О денонсации договора об образовании СССР». Тем самым была подтверждена юридическая сила результатов Всесоюзного референдума 17 марта 1991 года. Но … (далее произошел так называемый «Эффект Манделы»).

1991 декабрь 06 – принят самый антисоциальный закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» (НДС).  С 01.01.1992 НДС равен 28% – практически смертельный налог для авиатранспорта. Некомпетентность руководителей МГА, неспособность отстоять интересы авиапредприятий СССР и авиастроителей СССР, привела к тому, что при данной налоговой системе, стало выгодней иметь самолеты в лизинге. При НДС в 28%, цены на услуги возрастают на 39 %, т.е. это означает, что для уплаты 28% НДС и сохранения уровня эффективности, цену на услуги необходимо поднят на 39%. Это уже не экономика. 

1992 январь – декабрь – в экс РСФСР выпуск воздушных судов сократился на 25 %. И это было только начало падения. 

1992 – российская часть Аэрофлота распалась на более чем 400 отдельных самостоятельных авиакомпаний, а предприятия в союзных республиках достались вновь образованным независимым государствам. 

1992 – начало экономической ситуации в стране, результат которой – направленная ликвидация среднего класса в бизнесе, и расслоение социума.  

1992 – переход на децентрализованные авиатарифы, пассажирские и грузовые.

1992 – в состав партийной организации Ростовского ОАО входило около 1100 человек личного состава авиапредприятия, численность предприятия составляла около 4200 человек. 
 
1992 январь – декабрь были выполнены чартерные рейсы в Белград, Каир, Вену, Бахрейн, Анкару, Скопье (Северная Македония), Дюссельдорф, Глазго, Фуджейру, Шарджу, Абу-Даби и многие другие зарубежные города. 

1992 – Ростовский ОАО официально обратилась в Правительство СССР восстановить сборку самолетов Ан-12, сохранить стапеля сборки, подготовило обоснование для эксплуатации до 60 гражданских грузовых транспортных самолетов Ан-12. Но запросы остались без ответа, и как показала история и международный опыт, в последствии, по данному пути пошли Airbus, сертифицировав гражданскую версию грузового транспортного самолета А400 (аналог самолета Ан-70) и Lockheed Martin Corporation, выпустив гражданскую версию грузового транспортного самолета С-130 Геркулес (аналог самолета Ан-12).

1992 – аэропортовый комплекс Ростовского Объединенного Авиационного Отряда получил сертификат соответствия I категории ИКАО (МК-40°, МК-220°) и II категории ИКАО (МК-40°).

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Взлетно-посадочная полоса, оборудованная системой огней высокой интенсивности.

1992 апрель 10 – упразднено Министерство Гражданской Авиации, подписан Акт о ликвидации МГА СССР.

1992 июнь 15 – опубликована Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год. 

1992 июнь 24 – экономические условия, котировка денежной единицы – рублей за доллар 0.5622, курс черного рынка 100–150 рублей, долларов за рубль: 1.7787.

1992 июль 01 – экономические условия, котировка денежной единицы, рублей за доллар: 125.26, введение свободного курса, долларов за рубль: 0.0080. 

1992 июль 01 – декабрь 30 – экономические условия, котировка денежной единицы на период 1992 июль 01 – декабрь 30, рост валютной пропорции с 125.26 рублей за доллар до 414.50 рублей за доллар.

1992 июля 28 – создано юридическое лицо «ПАО Аэрофлот – российские авиалинии» – Авиакомпания, указом Правительства Российской Федерации №527, на базе предприятий бывшего Министерства Гражданской Авиации СССР, выполнявших международные перевозки. Создание авиакомпании ПРОВЕДЕНО с грубейшими юридическими и коммерческими нарушениями прав всех структур Гражданской Авиации СССР выполняющих международные перевозки, в том числе юридических и коммерческих прав Ростовского Объединенного Авиационного Отряда и его коллектива.

1992 сентябрь 1992 – установлен День Воздушного флота России (День авиации) отмечается в третье воскресенье августа на основании постановления президиума Верховного Совета Российской Федерации от 28.09.92 № 3564-1 «Об установлении праздника День Воздушного флота России». Дата так и не была привязана ни к одному значимому событию в авиации СССР. Фактически это был день московского воздушного флота. 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Эти годы подвели черту сразу под несколькими эпохами донской авиации. И мы, как бы, провалились в разрыв времени. В такие времена люди, как бы, находятся в состоянии растерянности и упускают очень важный момент. Когда-то о таком моменте написала Надежда Мандельштам в книге «Второй». Она писала: «В период брожения и распада смысл недавнего прошлого неожиданно проясняется, потому что еще нет равнодушия будущего, но уже рухнула аргументация вчерашнего дня, и ложь резко отличается от правды. Надо подводить итоги, когда эпоха, созревшая в недрах прошлого и не имеющая будущего, полностью исчерпана, а новая ещё не началась. Но этот момент почти всегда упускается, и люди идут в будущее, не осознав прошлого».

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Завершение истории Ростовского Объединенного авиаотряда (РОАО). Период 1988–1992

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

 

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.

5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.

7. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону, как структуры ВВС РККА. 1940-1944. Материал Марии Братолюбовой.

8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.

9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.

10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.

11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.

12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/grazhdanskaya-aviacziya-na-donu-1960-1964
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/grazhdanskaya-aviacziya-na-donu-1960-1964

13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.

14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.

15. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 15. Период 1972–1976. Материал Ангелины Поляковой.

16. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на Дону. Глава 16. Период 1976–1980. Материал Татьяны Рыбки.

17. Максимальное развитие гражданской авиации Дона за всю историю. Глава 17. Период 1980–1984. Материал Ирины Петрулевич.

18. НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ: от Европы до Тихого океана. Глава 18. Период 1984–1988. Материал Людмилы Антоновой.

19. 8 КОМАНДИРОВ. Из Хроники Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.1925–2000

 

 

 


 

Написать нам письмо




Новое на сайте