18.05.2020Количество просмотров: 2309
ЧТО НЕ ТАК С ЗАКОНОПРОЕКТОМ?
«Основная проблема, по моему мнению», – делится своим мнением с корреспондентом «Ростовчанки» помощник депутата Госдумы и практикующий юрист Олег Бездольный – «в недопустимо низком уровне проработки законопроекта. Да, в него ещё могут внести правки, но могут и не внести».
О недоработанности закона говорят и его соавторы из числа общественных деятелей. Алена Попова и Мари Давтян заявляют, что их пожелания не были учтены.
«Эта редакция не просто урезанная и сокращенная, она ещё и во многом юридически безграмотная. Это результат заигрываний Совета Федерации с разного рода радикальными консервативными группами. И это плохо! Надо было думать, не как уважить людей, которые видят в насилии скрепу, а как защитить тех, чьи жизнь и здоровье в опасности», — уверена Давтян.
Давайте попробуем разобраться, что же не так с законопроектом.
НАРУШИТЕЛЬ!
Новый закон вводит понятие «нарушитель». Вместе с этим расширяется практика наказания граждан России, достигших 18 лет. Без решения суда! Для признания “нарушителем” достаточно будет зарегистрированной жалобы и реакции на неё сотрудника МВД. А затем уже можно применять меры. Например, сотрудник правоохранительных органов с помощью специального защитного предписания может запретить видеть собственных детей.
«И это снова без суда. Это ключевое здесь», – пояснил Бездольный. – «В предлагаемом законе вообще не прописаны никакие критерии, по которым жалоба может быть отклонена или признана недостоверной. Основанием для внесения в базу нарушителей является сам факт обращения с жалобой на человека».
Немаловажным является ещё и тот факт, что процедуры обжалования в проекте не указаны.
«Сейчас проект предстает таким образом, что действие защитного предписания прекратить может, в лучшем случае, Конституционный суд» – отмечает Бездольный. – «Процедуры обжалования в проекте не указаны».
Нарушитель обязан без решения суда: прибывать по первому вызову органов внутренних дел; участвовать в профилактических мероприятиях; получить вынесенные во внесудебном порядке защитные предписания и строго их соблюдать. Кроме того, нарушитель вносится в специальную базу государственных органов. Органы внутренних дел имеют право принудительно доставлять в отделение граждан, на которых написаны жалобы.
«Интересно, что факт совершения “насилия”, согласно проекту, должен устанавливаться должностным лицом МВД незамедлительно после получения сведений, в частности сведений от НКО», – поясняет «Ростовчанке» эту ситуацию Алёна Драгунцова, юристконсульт с опытом работы более 15 лет, – «как это повлияет на объективность рассмотрения жалоб и последующего принятия по ним мер – можно даже не комментировать».
ОПАСНОСТЬ НКО
Закон прописан таким образом, что третьи лица могут спокойно вмешиваться в исполнительный процесс.
«По мне, наибольшую опасность в законопроекте представляют некоммерческие организации. Буквально каждый без каких-либо внушительных вложений может создать фонд или любую другую форму НКО. Да, возможно это даст толчок правозащитному движению в России. Но также это развязывает руки мошенникам, которые на законных основаниях и при малейшем попустительстве со стороны МВД смогут шантажировать кого угодно защитным предписанием, так ещё и получать за это бюджетные гранты» – комментирует Драгунцова.
Новый закон предоставляет НКО участвовать в воспитательных мерах тех, кто признан нарушителями. Всевозможные фонды и организации получат легальное право участвовать в перевоспитании нарушителей, «информировать органы внутренних дел о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе его совершения». Также организациям будет позволено «принимать профилактические меры против нарушителей».
«Очень хотелось бы понять, как это будет выглядеть на практике, а также где и кто проведёт границы такой профилактики. Проект закона предусматривает применение специализированных психологических программ в отношении нарушителей закона», – делится своим мнением Владимир Луженко, кандидат юридических наук – «особенно интересно то, что эти психологические программы для нарушителей будут осуществляться опять-таки зарегистрированными под соответствующим профилем НКО. То есть получается, что непонятно кто будет читать принудительные лекции тем несчастным, которых во внесудебном порядке признают нарушителями и психологическими насильниками».
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ. СКРЫТАЯ УГРОЗА
«Цели и задачи, поставленные законопроектом – безусловно позитивны и необходимы. Но те бреши, которые открыты сейчас в законе недопустимы. Это всё равно что вводить антимонопольные реформы и легализовать рэкет и крышевание. Мы, со стороны ЛДПР, выступаем против подобных действий и за доработку законопроекта» – поясняет своё отношение к законопроекту Олег Бездольный.
Проект закона предусматривает вынесение защитного предписания, то есть профилактических мер административного воздействия. Эти меры направлены на нарушителей, чтобы не допустить с их стороны правонарушений и преступлений в отношении лиц, проживающих совместно.
На первый взгляд, проект содержит предохраняющий от злоупотреблений механизм: «при условии наличия у нарушителя возможности проживать в ином жилом помещении, в том числе по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Однако размытость и предельная субъективность этой формулировки открывает простор для самых широких манипуляций, включая мошенничества с жильём.
«Главный вопрос, кто и как будет оценивать “можете” вы или “не можете” на несколько месяцев снять комнату в коммуналке? А раз так, то кто помешает выселить вас из собственного дома в случае нужды?» – обеспокоенно отзывается об этом пункте Алена Драгунцова.
Более того, предлагаемый закон попросту нарушает Конституцию Российской Федерации в части статьи 23 (право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени) и статьи 49 (нарушение презумпции невиновности в обход решения суда).
МНИМАЯ ЗАЩИТА
Выполняет ли законопроект свои функции по защите жертв насилия? Определение семейно-бытового насилия и лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, заставляет в этом усомниться.
«Семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».
«Побои или причинение вреда здоровью относятся к административным правонарушениям, проверка по которым может занимать от 10 до 30 суток», – комментирует Владимир Луженко, – «Это лишает жертв агрессии мер защиты и социальной поддержки, когда они нужны ей больше всего. Кроме того, при угрозах или лёгком уроне здоровью жертвы, к агрессору не применимы меры, связанные с лишением свободы, и это оставляет потерпевшую сторону без защиты».
Также законопроект не обеспечивает защиту для партнёров, официально не состоящих в браке. В списке лиц, которые должны охраняться законом, фигурируют только бывшие и нынешние супруги, а также живущие вместе родственники (включая не кровных). Но если мы обратимся к статистике, то увидим, что до 12% семей живут длительно в незарегистрированном браке, а почти 30% проживали совместно и вели совместное хозяйство до заключения официального брака.
КАКОЙ ИТОГ?
Ознакомившись с текстом закона легко сделать вывод, что он не только не направлен на реальное снижение конфликтности в семейной жизни, но напротив – создает новые, многочисленные линии разлома и механизмы злоупотреблений, которые способны сделать жизнь в российских семьях невыносимой.
Наша редакция надеется, что обсуждения законопроекта снова начнутся, он будет отредактирован с учётом всего вышеназванного и принят.
Текст: Шевченко Ксения.
Источники информации: Фото: https://rossaprimavera.ru/news/65904f56
Посмотрите также: