23.09.2024Количество просмотров: 176
19 сентября, в Ростове-на-Дону, в Шолохов-Центре Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, прошла презентация фотокниги «Кафедральный собор».
В торжественной церемонии приняли участие первый замгубернатора РО Игорь Гуськов, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий, директор государственного музея-заповедника М.А.Шолохова Ольга Анистратенко, руководители учреждений культуры, священнослужители, студенты ростовских вузов. Мероприятие вёл пресс-секретарь главы Донской митрополии Игорь Петровский.
Выпуск подарочного издания приурочен к 275-летию Ростова-на-Дону и посвящен историческим вехам строительства и воссоздания кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы – главного православного храма Донской митрополии.
Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы строился пятнадцать лет, с 1845 по 1860 год, по проекту архитектора К. А. Тона. К постройке проект готовил архитектор А.С. Кутепов. Собор пережил войны, революции и антирелигиозный террор тридцатых годов двадцатого века. Храм устоял и остался духовным сокровищем благодаря усердию и трудам многих поколений пастырей и прихожан. Но в начале двадцать первого века в этом уникальном сооружении были обнаружены невосполнимые разрушения, грозившие его полным обрушением.
Современная реставрация собора длилась семь лет, с 2012 по 2019 год. От крестов на всех куполах и до фундамента собора, не было места, которого не коснулись бы руки реставраторов. По окончании реставрации он был освещен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.
Обновление коснулось и Некрополя, расположенного на подворье, в котором захоронены пять архиереев ростовской епархии.
Величественная колокольня тоже потребовала серьезной реконструкции, хотя была построена почти на тридцать лет позже собора (1875-1887). Большие потери она понесла во время войны. Бомбежками были снесены два яруса. Восстановлена колокольня была в 1990 году. Сейчас её высота 75 метров.
Интересно, что у её часов, четыре циферблата, ориентированные на четыре стороны света. Все они разные и как бы символизируют многонациональность нашего города, единство и сплоченность разных конфессий и культур. Северный – копирует циферблат на Спасской башне. На Южном – арабская вязь, на Западном – римские цифры, на Восточном – буквы церковно-славянского шрифта.
Во время реставрации были также заменены все колокола. Их пятнадцать штук. Вес самого большого 16,4 тонны, он называется «Первосвятитель». На нём изображены барельефы всех шестнадцати Патриархов Русской Православной Церкви.
Воскресный колокол весит 8,7 тонны, называется «Святитель Димитрий Ростовский», за ним «Соборный» – 4,4 тонны, колокол «Апостол Андрей» – 2,0, «Князь Владимир» – 1,1 тонны, и десять колоколов, зазвонной и подзвонной групп, от 500 до 8 килограмм. Как поднимали всю эту «красоту» на звонницу, это отдельная, почти детективная история!
Во время службы, на колокольне одновременно управляются четыре человека. Для подготовки звонарей, при храме св. Георгия Победоносца, главного храма Южного военного округа, создана Школа звонарей. Здесь обучаются звонари не только для Донской Митрополии, приезжают со всего Юга России. Руководит всем этим серьезным «звенящим» хозяйством Роман Фоменко.
Во время реконструкции с северной и южной стороны подворья была установлена ограда. Общая её длина 140 метров, состоит она из сорока пяти секций и пятидесяти одного опорного столба. Недавно была осуществлена подсветка кафедрального собора. Это супер современный проект, управляется сложной электронной техникой. Цветовая гамма варьируется от белого до янтарного, в зависимости от времени суток. Сияющие в ночи собор и колокольня – зрелище завораживающее!
О внутреннем убранстве обновленного собора рассказал протоирей Валерий Волощук, возглавлявший искусствоведческую комиссию, которая следила, чтобы соблюдались главные принципы реставрации: церковная каноничность и историчность. Чтобы все новые предметы отвечали требованиям, предъявляемым к произведениями искусства.
Над созданием центрального и двух боковых иконостасов трудились более ста человек, реставраторы, художники, ювелиры. Благодаря лучшим образцам резьбы, золочения и иконописи удалось достичь удивительного результата – иконостас и всё убранство собора не оставляют впечатления «новодела». Все элементы органично вписались в первозданную архитектуру храма.
Главная святыня храма – икона Божия Матерь «Донская». В ответ на обращения Губернатора РО Василия Юрьевича Голубева и митрополита Меркурия Святейший патриарх Московский и Всея Руси Кирилл дал благословение на создание для столицы Донского края точной копии иконы Божией Матери «Донская», хранящейся в Третьяковской галерее. Икону писали около трёх лет лучшие иконописцы Москвы. 21 апреля 2015 икона была освящена. На неё возложили драгоценный оклад, изготовленный на пожертвования жителей нашего города.
Он максимально точно воссоздает навсегда утраченный, но к счастью сохранившийся на литографии, первоначальный оклад. В убранстве иконы использованы 34 изумруда, 7 сапфиров, 4 хризолита, 4 турмалина, 1 граненый топаз, 2 аквамарина, 49 гранатов, 21 рубин. Нимб и корона осыпаны жемчугом. 6 мая 2015 года икона была доставлена в Ростов-на-Дону. Впервые, на всеобщее обозрение она была выставлена на площади в Старочеркасском музее-заповеднике.
Решением Архиерейского совета Донской митрополии было определено, совершать торжественное почитание Ростовского чтимого списка иконы в первое воскресенье сентября.
В 2019 году в её оклад был вмонтирован специально изготовленный драгоценный ковчег с частицей Пояса Пречистой Богоматери. Слева и справа от центрального иконостаса размещены два уникальных ковчега. В одном находится стеклянная капсула с частицей Святого Животворящего Древа Креста Господня, переданная на Дон Иерусалимским Патриархом Дамианом. Второй ковчег называется «Таганрогский» в память о праведном старце Павле Таганрогском. В нём 70 частиц святых мощей. В 30-х годах таганрогское подворье было разорено и закрыто, след мощевика затерялся. Он был вновь обретен в 2007 году. При разборе фундамента здания в Таганроге был обнаружен тайник в котором в больших стеклянных банках сохранились кипарисовые плашки со вставленными в них мощами. Теперь этот бесценный клад хранится в нашем Кафедральном соборе.
Также после реконструкции в соборе открыта Святая Палата, небольшое помещение, где висят сто живописных икон, в окладе которых сто частиц святых мощей. Еще много интересных фактов и историй, связанных с реконструкцией собора, были рассказаны на презентации. Многие из них можно будет прочитать в книге «Кафедральный собор», и рассмотреть помещенные в ней уникальные фотографии. Но как сказал на презентации митрополит Меркурий, «главным предназначением Собора является Богослужение, которое открывает Врата в Мир Горний, где происходит встреча человека с Богом! А все внешнее благолепие, это только прекрасная рама, обрамляющая эту основополагающую встречу».
Духовное богатство Кафедрального собора это его хор, которым много лет руководит главный регент епархии, протодиакон Владимир Зубрицкий. В хоре более сорока человек. В нем поют выпускники ростовской консерватории, солисты филармонии и музыкального театра. В дни великих праздников и на открытых площадках крупных городских мероприятий поёт большой «Митрополичий хор духовенства» усиленный певчими из других приходов Донской епархии. Хору подвластно исполнение любых канонических произведений православного песнопения, духовная музыка великих композиторов Чайковского и Рахманинова.
Во время церковного богослужения исполняются краткие молитвенные песнопения, посвященные церковному празднику или в честь конкретного святого, которому посвящен данных храм. Список этих святых большой, но Божией Матери Донской в нем нет. До последнего времени у нашего собора такого «фирменного» песнопения не было. И вот трудами митрополита Меркурия оно появилось. Владыка сам составил их тексты. На презентации книги, впервые перед широкой публикой были исполнены донские «Тропарь» и «Кондак». Посвящены они естественно нашей небесной покровительнице Донской Божией Матери, и просьба к ней о «защите (покрове), ограждении от всех зол, о даровании мира и благополучия краю Донскому и Отечеству Российскому». Простые, мудрые слова! Теперь они навсегда войдут в анналы церковных служб Донской Митрополии. Их можно прослушать, используя QR-код в книге «Кафедральный собор».
На мероприятии присутствовали студенты педагогических и архитектурных направлений ЮФУ, активисты студенческого просветительского объединения "Казачья сотня ЮФУ", член Ассоциации выпускников ЮФУ Валентина Заишникова. Вот что сказал сопровождавший их директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Кирик:
"Завершение реконструкции Кафедрального Собора – это важное событие в духовной и культурной жизни города и Донского края. Вместе со студентами мы присутствовали на презентации книги, рассказывающей историю реконструкции. Для будущих педагогов эта важно в контексте их просветительской деятельности, для архитекторов и художников – это возможность познакомиться с опытом реализации большого научно обоснованного реставрационного проекта".
Первый экземпляр книги «Кафедральный собор» митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий вручил директору государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Ольге Анистратенко. Собственноручно подписал дарственные надписи на книгах для авторов фотографий и почетным гостям.
Книга выпущена небольшим тиражом, всего тысяча экземпляров. С уверенностью можно сказать, что она вызовет большой интерес у ростовчан, и вскоре станет культурным раритетом.
Мария Ким. Фото автора.
В материале использованы фото из книги «Кафедральный собор». Авторы: Сергей Грибов, Денис Демков, Александр Бережной.
Посмотрите также: