О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

26.04.2023Количество просмотров: 10794

Анна Мелконова

АВТОР СТАТЬИ: Анна Мелконова, выпускник Ростовского государственного университета, экс бортпроводник Ростовского Объединённого Авиаотряда и Авиакомпании ДОНАВИА – из семьи потомственных авиаторов Амелиных. 
Дед – Амелин Михаил Никитович, заслуженный пилот СССР, общий налёт около 15000 часов. Брат мамы – Амелин Валерий Михайлович, командир самолёта Ту-154. Мама – Наталья Михайловна, сотрудник Вычислительного Центра гражданской авиации.

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону» мы продолжаем публиковать выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединённого Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2025». 

Хроники Ростовского Объединённого АвиаОтряда (РОАО) практически единственный материал, в котором наиболее полно и систематизировано излагаются события и факты, послужившие начальным толчком к зарождению гражданской авиации на Дону. 

В нашем предыдущем рассказе (1912-1917)  мы подошли к переломным событиям для авиационного социума нашего государства и Дона. 

Сегодня мы расскажем о периоде 1917–1919 г.г., событиях происходивших на Донской земле, ставшими актуальными в зарождении гражданской авиации, и о первых лётчиках Дона.

Всевеликое Войско Донское, в тот период, как одно из формирований Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), имело в своём составе авиацию, состоящую из 6 авиаотрядов, 45-50 самолётов, 25-30 лётчиков.  

1917

1917 – самолётный парк Донской авиации (1917-1919) состоял из аэропланов различных типов. В основном это были одно или двухместные самолёты. О них мы рассказывали в предыдущей статье. Сегодня расскажем ещё о трёх типах самолётов Донской авиации того времени.

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919 
Самолёт RAF RE8 двухместный английский самолёт-разведчик, применявшийся в качестве разведчика, штурмовика, бомбардировщика и корректировщика. Построено более 4000 самолётов. 

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Самолёт SPAD XIII, лучший французский одноместный истребитель Первой мировой войны по совокупности лётных и боевых характеристик. В России было всего несколько экземпляров. 

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Самолёт Моран Парасоль, французский двухместный цельнодеревянный моноплан-парасоль с полотняной обшивкой. Всего построено около 600 самолётов. Парасоль (франц. parasol, букв. – «парасоль, зонт от солнца»).

1917 – состав Донской авиации под командованием полковника Баранова В. Г. входило около 50 самолетов и 30 летчиков, объединенных в 6 авиаотрядов. 

1917 – в Новочеркасске образовалось общество деятелей авиации, во главе которого стал лётчик-наблюдатель, инженер-поручик Фёдоров Дмитрий Васильевич, один из самых подготовленных лётных специалистов на Дону. Он знал и имел допуск к эксплуатации самого сложного и тяжёлого российского самолёта того времени авиаконструктора Сикорского С22, или «Илья Муромец».

Авиационное общество провело запись лётчиков, находившихся в то время в Новочеркасске и Ростове-на-Дону, всего 19 человек. К сожалению, «река «времен» не сохранила даже полные имена и фотографии большинства офицеров, первых лётчиков Дона. 

Мы нашли только КРАТКИЙ СПИСОК ИМЁН ПЕРВЫХ ЛЁТЧИКОВ на ДОНУ в книге «Неизвестные воспоминания В. Г. Баранова об авиации на Дону».

И впервые публикуем его на онлайн платформе:

1. Военный лётчик подполковник Усов.
2. Военный лётчик сотник Форапонов.
3. Лётчик-наблюдатель подъесаул Захаров.
4. Военный лётчик подъесаул Качаловский.
5. Военный лётчик подъесаул Широков.
6. Военный лётчик сотник Фёдоров Дмитрий Васильевич.
7. Военный лётчик сотник Жеребцов.
8. Лётчик-наблюдатель сотник Жеребцов.
9. Военный лётчик сотник Соколов.
10. Военный лётчик сотник Шумков.
11. Военно-морской лётчик лейтенант Крыгин.
12. Военный лётчик мичман Клец-Клевцов.
13. Военный лётчик сотник Кондрюков.
14. Лётчик-наблюдатель сотник Колпиков.
15. Лётчик-наблюдатель хорунжий Колпиков.
16. Лётчик-наблюдатель подъесаул Ключников.
17. Военный лётчик прапорщик Кондратенко.
18. Лётчик-наблюдатель поручик Петрачев.
19. Военный лётчик поручик Павлов.

Выделены имена военлётов, которые упоминаются в книге полковника Баранова В. Г. о Донской Авиации, рукопись книги - 1923 год, первая публикация книги - 2006 год.

1917 май-октябрь – Фёдоров Дмитрий Васильевич, инженер-поручик, военный лётчик, имел подготовку и опыт как помощник командира корабля «Илья Муромец» (данный тип самолетов на Юге России не использовался), во время гражданской войны – лётчик-наблюдатель 3-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), один из самых подготовленных и опытных военных лётчиков на Дону. К сожалению, фото Фёдорова Д.В. пока не нашли.

самолёт Илья Муромец

Самолёт «Илья Муромец». 1918. Главный конструктор Игорь Сикорский. С-22 «Илья Муромец» – общее название нескольких серий ПЕРВЫХ РУССКИХ четырёхмоторных цельнодеревянных бомбардировщиков бипланов, выпускавшихся на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1914-1919 годов. Данный тип самолётов на Юге России не использовался. Всего было выпущено 73 самолёта. 

1917 – «ввиду того, что на Дону совершенно отсутствовали (летательные) аппараты, то была предпринята экспедиция в Таганрог, в то время уже занятый большевиками, где на авиационном заводе Лебедева имелись аппараты. В экспедиции участвовал воинский отряд (юнкера) и лётчики. Был занят завод Лебедева, причём 2 аппарата «Вуазен» были лётом (поручиком Павловым и лейтенантом Крыгиным) переведены в Новочеркасск. Во время этой экспедиции был захвачен большевиками и расстрелян военный лётчик сотник Шумков. Эти два прибывшие на Новочеркасский ипподром аэроплана и послужили основой авиации на Дону в период начала гражданской войны. На них было совершено несколько разведывательных полётов, но ввиду того, что определённого боевого фронта на Дону ещё не было, глубоких разведок эти аппараты выполнять не могли…». 
Из книги «Неизвестные воспоминания В.Г. Баранова об авиации на Дону» (рукопись 1918–1923 годов, первое издание – 2009 год).

1917  октябрь – советская власть унаследовала несколько десятков тысяч человек личного состава Воздушного Флота Российской империи и около 1 тысячи самолётов. По состоянию на начало Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире и насчитывал более 260 воздушных судов. Но самое главное – в стране насчитывалось более 30 тысяч человек специалистов: лётчиков, наблюдателей, авиаинженеров, авиатехников из личного состава Воздушного Флота Российской империи.

1917  декабрь – полковником Барановым В. Г., на Украине, был сформирован «богатейший эшелон», предназначенный к отправке официально на ново сформированную базу в Александровск, а неофициально – на Дон. Не сразу, только 2-го июля 1918 года, но этот эшелон всё-таки отправился на Дон.

1918

1918 – период, когда Вооружённые силы Юга России (ВС ЮР 1918-1919) – одно из самых крупных формирований Белого движения Гражданской войны, которое было образовано в результате объединения под командованием генерала А. И. Деникина белогвардейских группировок на Южном фронте. Но авиационные структуры, входящие в их состав, имели только три армии: Донская, Добровольческая и Кубанская.

1918 – воздушный флот ВС ЮР (1918-1920) состоял исключительно из одного вида авиации, в основном, самолёты истребители. Полноценные воздухоплавательные части, а именно, самолёты, технический состав, наземная структура, вспомогательный автомобильный транспорт, система снабжения, практически отсутствовали, так как требовали для обслуживания большого числа личного состава и специалистов, которых практически не было.

1918 – описаны исторические события (1918-1920) из рукописи полковника Российской Армии Баранова Вячеслава Григорьевича, рукопись, в которой дана первая оценка зарождающейся донской авиации. К числу литературных и исторических особенностей рукописи следует отнести то, что публикуемый текст создавался в описываемую эпоху, т.е. в 1918-1920 г.г., когда мало кто в России был озабочен фиксацией и, тем более, анализом подобного материала. 

СВИДЕТЕЛЬСТВО ИСТОРИКА

В 1987 году одна из «русскоязычных» газет, выпускавшаяся в далёком Сан-Франциско, опубликовала ряд статей под общим названием «Из прошлого русской авиации».  Один из очерков имел заглавие «Два Вячеслава» и был посвящён жизни двух выдающихся русских авиаторов: Вячеслава Матвеевича Ткачева (авиация Кубани) и Вячеслава Григорьевича Баранова (авиация Дона). Автор публикации – В. В. Томич, историк, писавший в Америке об авиации, – предваряя одну из своих статей, упомянул: «В далёкие годы моего отрочества, начитавшись рассказов о подвигах союзных и вражеских лётчиков-«асов» в 1-ю мировую войну 1914-1918 г.г., я был поражён полнейшим отсутствием каких-либо упоминаний о действиях Русской Авиации за тот же период»… 

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Полковник Баранов В. Г. (в центре) с английскими офицерами. 

1918 май - 1922 октябрь – период, в котором авиация, в сравнении с Первой мировой войной, использовалась всеми воюющими сторонами незначительно и большей частью в целях разведки, бомбовые удары носили эпизодический характер. За все годы гражданской войны известны лишь 169 воздушных боёв, в которых сбито 9 «красных» самолётов, а у их противников – 3 «белых» и 2 английских интервентов.

1918 май - июнь – создание воздушных сил Добровольческой Армии белогвардейского движения Юга России, в Ростове-на-Дону были сформированы первые авиаотряды авиации Вооруженных сил Юга России под командованием полковника (позднее генерал-майора) Кравцевич И. И., в состав которых входила и авиация Дона под командованием полковника Баранова В. Г. 

1918 июль 2-го – отошёл из Киева, направляясь якобы в Харьков, первый эшелон с самолётами и авиационным оборудованием, предназначенный для Дона, в составе 24 вагона. А через несколько дней подполковник Баранов сам выехал вперёд со скорым поездом, чтобы подготовить эшелону всякую помощь в пути. 27 июля после долгих усилий и мытарств, после ареста в Таганроге немцами сопровождавших эшелон офицеров прапорщика Янченко и сотника Попова, выпущенных только благодаря объявленной ими голодовке, эшелон прибыл-таки в Новочеркасск. (см. статью В. Попова в авиационном номере «Донская волна», 1919, № 39 от 29 августа).

1918 август – любая авиация, военная и гражданская, прежде всего начинается с появления самолётов. Первые самолеты на Дону, военные самолёты, авиационные структуры и, самое главное, авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось становление авиации на Дону, в том числе были заложены основы гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами гражданской авиации. 

1918-1920 – период активной деятельности Стрельникова Ивана Степановича, военного лётчика, участника Белого движения на юге России в Донской армии,  одного из создателей Донской авиации. Помощник командира авиационного дивизиона, командир авиагруппы (1918-1919). Состоял в управлении Донской авиации (1919–1920). Генерал-майор (29.03.1920). Об этом человеке ещё предстоит узнать больше на основании архивных данных. 

Стрельников И.С. с супругой 
Стрельников Иван Степанович с супругой (даты жизни: ок. 1886 – ок. 1960). 

1918 июнь 28 – Приказ Всевеликому Войску Донскому №348, г. Новочеркасск. Были приняты опознавательные знаки самолётов Донской авиации.
    
1918 сентябрь 12 – «прибыл (из Киева) второй эшелон, состоящий из 44 вагонов, нагруженных аэропланами, автомобилями, бомбами и прочим всем необходимым. Этот эшелон дал уже вполне прочное и солидное основание для постановки авиационного дела на Дону». «Немедленно же было приступлено к формированию 2-го Донского Самолётного Отряда (ДСО), командиром которого назначен подполковник Лавров, и Донского авиационного парка, командиром которого был назначен капитан Павлов. Командиром Донского самолётного дивизиона назначен прибывший из Киева подполковник Баранов В. Г.  Командир Донского самолётного отряда (парка, дивизиона) капитан Павлов подчинялся начальнику технического отдела полковнику Усову, исполнявшему должность инспектора авиации». Из книги «Неизвестные воспоминания В. Г. Баранова об авиации на Дону».

1918 ноябрь 11 – в результате окончания Первой мировой войны, демобилизации воздушного флота царской армии, в Советской Республике было сохранено 33 авиаотряда (из 97), сосредоточенных в государстве, в том числе, в районах Петрограда, Москвы и Ростова-на-Дону.

1919

1919 февраль, конец месяца – против советской власти восстали казаки Верхне-Донского округа. Этот трагический эпизод российской истории, подробно описанный в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», ознаменовался малоизвестным фактом: казачье восстание послужило толчком для применения военной авиации на Юге России в ходе Гражданской войны.., применять авиацию на фронте в годы Гражданской войны начали именно у нас на Дону, и этому способствовало казачье восстание в отдаленных районах от Ростова и Новочеркасска, где располагалось командование белогвардейскими силами.

1919 март – военный лётчик подъесаул Фёдоров Дмитрий Васильевич явился одним из первых, показавшим в полёте с членом Круга казаков сотником Варламовым, что полёт в Верхне-Донской округ – вещь выполнимая. Воспользовавшись его почином, отважные донские лётчики, не считаясь с изношенностью аппаратов, предприняли ряд удачных разведывательных полётов, давших ценные сведения.

1919 март 11 - 1919 июнь 8 – Верхнедонское восстание казаков (станица Вёшенская), Вёшенский мятеж против большевистской власти, установившейся на территориях Верхне-Донского округа, после их занятия силами Южного фронта Красной Армии в январе-марте 1919 года.

1919 апрель – первый полёт в станицу Вёшенскую из Новочеркасска было поручено совершить военному лётчику 3-го авиаотряда подъесаулу Дмитрию Васильевичу Фёдорову, которого сопровождал член Войскового Круга В. А. Харламов. Затея была крайне рискованной: пролететь предстояло более 300 вёрст над территорией, занятой красными.

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919
Английский истребитель Сопвич Кэмэл (Sopwith F.1 Camel): на этих аппаратах воевал 4-й Донской самолётный отряд в 1919 году.

На английском истребителе Сопвич Кэмэл (Sopwith F.1 Camel) смельчаки долетели до Вёшенской и совершили посадку в окрестностях станицы. Однако, в момент их посадки, вдали появился конный отряд, сходу открывший стрельбу. За дальностью расстояния нельзя было разобрать, были это красные или повстанцы, но лётчику пришлось срочно взлетать и ложиться на обратный курс. По дороге воздушный аппарат приземлился на территории неприятеля, чтобы пополнить баки бензином. С пулевыми пробоинами на крыльях и фюзеляже, самолет «Сопвич» едва дотянул до Новочеркасска.

1919 апрель 27 – военный лётчик поручик Веселовский Валентин Семёнович с наблюдателем поручиком Тихоновичем на самолете «Бранденбург» сделали полёт около 680 вёрст продолжительностью более 5 часов, покрыв пространство до станции Нижне-Чирской, доставили интересные военные сведения. 

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Лётчик Донской авиации В. С. Веселовский (стоит третий слева) у своего "Бранденбурга". Зима 1918-1919.

Веселовский Валентин Семёнович (19 мая 1891-?). Подпоручик, военный лётчик. Из потомственных почётных граждан, православный. Окончил каменец-подольское с/х училище. Вступил в армию «авиационным охотником» в октябре 1914 г. после окончания Севастопольской ОША ОВФ (с сентября 1915) – лётчик 12-го КАО. В марте 1917 г.  переведён в 8-й АО. Во время гражданской войны – капитан, лётчик Донской авиации. В 1920-м в резерве Управления начальника авиации ВСЮР. С 1920 г. – в эмиграции. Проживал в Румынии.

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Станица Нижне-Чирская основана в 1637 году, одна из старейших станиц войска Донского, находилась на правом покатом берегу Дона, расположена примерно в 170 верстах вверх по течению в сторону Царицына от Цимлянска, до 1921 года входила с состав Области Войска Донского.

1919 август – Всевеликое Войско Донское, как одно из формирований Вооружённых сил Юга России (ВСЮР), имело в своём составе воздухоплавательное подразделение под командованием полковника Баранова В. Г. 

1919 август 29 – вышел номер журнала «Донская волна», № 30 за 1919 год, посвящённый Донской авиации 1918-1919 (несколько статей), с фотографией полковника В.Г. Баранова на обложке.

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Первая страница (обложка) журнала «Донская волна», номер № 30 за 1919 г., посвящённый Донской авиации.

О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919

Слева: журнал «Донская волна», № 30 от 29 августа 1919 г. Статья Попова о первом эшелоне с самолетами и авиационным оборудованием из Киева на Дон.
Справа: статья Н. Костаридзе о втором эшелоне с самолётами и авиационным оборудованием из Киева на Дон.


1919 – закончилась История Императорского Военно-Воздушного Флота (1917-1919), когда революция (переворот) привела к развалу России, её Вооружённых Сил и авиационной промышленности. И всё-таки, нельзя говорить «закончилась». 

Реально, в декабре 1917 года для надзора за Увофлотом создаётся большевистская коллегия, затем Увофлот (Управление Военного воздушного флота, Увофлот или УВВФ) переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского воздушного флота (Главвоздухофлот), которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА. 

Таким образом, в центральных управлениях гражданского воздушного флота наблюдалась прямая организационная и структурная преемственность с Императорским Военно-Воздушным Флотом. Аналогично, прямая преемственность наблюдалась и в авиационной промышленности – в самолётостроении.  

Материал и фото предоставлены специалистами и экспертами
из группы экс личного состава и экс сотрудников 
Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Далее рассказ о периоде 1920–1925.
Автор: Лазуревская Юлия Андреевна, преподаватель Ростовского филиал  МГТУ ГА, историк гражданской авиации Юга России.  


 

Написать нам письмо




Новое на сайте