30.03.2023Количество просмотров: 7440
АВТОР СТАТЬИ: Кравец Виктория Сергеевна, кандидат исторических наук, кафедра истории России, доцент, Институт истории, Южный Федеральный Университет.
В рубрике «К 100-летию Гражданской Авиации на Дону», в продолжение первой статьи, мы рассказываем о переломном периоде в истории Российской империи, Первой мировой войне и революции, о военной авиации и лётчиках, о трудных годах и непростых событиях, на фоне которых происходило, в том числе, зарождение авиации на Дону.
В целом, появление русской авиации стало возможным во много благодаря деятельности создателя аэродинамики Н.Е. Жуковского и талантливого авиаконструктора И.И. Сикорского.
Николай Жуковский – русский учёный-механик, основоположник гидро и аэродинамики. Отец русской авиации, он научил летать самолеты.
Игорь Сикорский – русский учёный, русский и американский авиаконструктор, учёный, философ. «Воздухоплавание не было ни наукой, ни отраслью промышленности. Оно было чудом».
На основе структур Российского императорского военно-воздушного флота, русских военных лётчиков, офицеров, на Юге России, в том числе, и сформировалась Гражданская авиация на Дону. Это означает, что появились первые постоянные стационарные авиационные структуры – аэродромы, ангары, самолеты, связь, коммуникации, и самое главное, офицерский лётный состав и технический персонал, способные эксплуатировать воздушные суда в условиях военных действий.
Из Хроники Гражданской Авиации на Дону, 1917 – 1925.
1904 – в России был учреждён «Особый Комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования».
1904-1908 – период, за который с момента своего создания, Комитет организовал первые в России школы военного воздухоплавания (в Севастополе и Гатчине) и закупил за границей 90 аэропланов. Всё это было сделано на добровольные пожертвования граждан.
1909 – при Комитете был открыт отдел военно-воздушного флота.
1910 – была полностью сформирована Гатчинская авиашкола, которая дала России целый перечень блестящих лётчиков-асов и организаторов авиационного дела.
1912 – Гатчинскую авиашколу окончил, в том числе, и Баранов Вячеслав Григорьевич, командир 7-го авиадивизиона Донской армии, который в 1920 году стал начальником авиации Донской армии. В своей деятельности он руководствовался исключительно проведением в жизнь задач – собирания и сохранения авиационного имущества своего фронта.
Генерал-майор авиации В. Г. Баранов. Начальник авиации Донской армии.
С сентября 1918 г. – в Донской армии,
с 25.12.1918 г. – полковник,
с 26.09.1918 г. по 03.03.1919 г. – командир Донского самолетного дивизиона,
с 03.03.1919 г. по 24.03.1920 г. – начальник авиации Донской армии.
Опознавательный знак авиации Российской империи в 1915-1918 годах и Белой армии в 1918-1922 г.г. Опознавательный флаг Российского Императорского военно-воздушного флота.
1912 август 12 (30 июля по старому стилю) – указом императора Николая II в стране был сформирован штат Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба (как пролог гражданской авиации). Согласно указу, все вопросы организации военного воздухоплавания и авиации были сосредоточены в Воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, как Высшего органа оперативно-стратегического управления Русской Императорской Армии, существовавшей с 22 октября (2 ноября) 1721 – 1 (14) сентября 1917 года.
1912 август 12 – этот день с тех пор является днем авиации России.
1912 – Особым комитетом (1904) были учреждены специальные знаки и жетоны для жертвователей, и для женщин, в том числе.
Памятный (благодарственный) жетон за пожертвование «не менее трёх рублей единовременно на развитие военно-воздушного флота»..
Жетон Особого Комитета за пожертвование на усилению военного флота России.
1914 июнь 17 – 1914 июнь 26 (10 дней) – осуществлён отрядный перелёт группы самолётов по маршруту Санкт-Петербург – Новгород – Псков – Юрьев – Ревель – Санкт-Петербург, под командованием Баранова Вячеслава Григорьевича, генерал-майора, начальника авиации Донской армии, начальника Отдельного Донского корпуса Русской армии Врангеля.
Донская авиация. Французский самолёт Вуазен (Voisin).
.
Донская Авиация. Французский самолёт Farman F.70.
1914 июль 28 – на начало Первой мировой войны Российское государство уже имело в составе своего Воздушного флота около 280 воздушных судов. Для сравнения, Германия имела ~230, Англия ~60 воздушных судов. Но по целому ряду видов вооружения, военной техники, самолетов и особенно авиационных моторов и др., Россия находилась в значительной, а по некоторым позициям – в полной зависимости от заграничных поставок.
И всё-таки, благодаря духу и самоотверженности русских военных лётчиков, в том числе и донских авиаторов, русская авиация взлетела, и в авиационный обиход вошло словосочетание «Донская Авиация».
Хотя в историографии Гражданской войны об этом практически нет сведений.
Знак русского военного лётчика военно-воздушных сил Русской императорской армии. 1912-1917.
Донская Авиация. Английский двухместный разведчик Sopwith F.1 Camel, 3-й и 4-й Донские самолётные отряды. Февраль – март 1919.
Опознавательные знаки самолётов Донской авиации.
«Приказ
Всевеликому Войску Донскому №348.
28 июня 1918 года.
г. Новочеркасск.
При сём объявляю отличительный знак Донских Самолётов:
«Чёрный треугольник на белом круге».
Знаки на самолётах устроить в трёхдневный срок со дня объявления настоящего приказа.
Приложение: чертёж знака.
Ширина окружности 1 дюйм. По ширине окружности несущей поверхности и рулей глубины и направления.
Начальник Технического Отделения Войскового Штаба ВВД военный лётчик, подполковник Усов.
Донской Атаман генерал-майор Краснов.
(РГВА, ф.39456, оп.1, д.70, лл.256-257)».
Донская Авиация. Самолёты белые Voisin с эмблемой Донской авиации – треугольник на фоне круга. 1919 г.
Донская Авиация. Французский истребитель Nieuport-17, 4-й Донской самолётный отряд. Февраль – март 1919.
Донская Авиация. Машины 6-ого самолётного отряда Донской авиации. 1919.
Медаль Войска Донского,1918.
Донская Авиация. Линейка первых машин Донской авиации. Новочеркасск. Август 1918 г.
1914 ноябрь – даже знатокам и историкам или, во всяком случае, любителям военно-исторической литературы, само словосочетание «Донская авиация» может показаться надуманным. Немного, очень немного, можно назвать и работ, посвящённых Донской авиации того периода. Однако такая авиация существовала на протяжении всех лет Первой мировой и Гражданской войн в России.
Донская Авиация. Самолёт Nieuport на аэродроме в Новочеркасске. Февраль – март 1919.
1914 ноябрь – штабс-капитан Баранов Вячеслав Григорьевич откомандирован в Гвардейский корпусной авиационный отряд. Будущий начальник авиации Донской армии (1920) уже тогда пользовался среди офицеров-лётчиков исключительно высоким авторитетом и уважением, как прекрасный организатор и боевой офицер, имеющий за боевые заслуги Георгиевское Оружие (14.04.1915 г.). Это было время, когда Вячеслав Григорьевич начал вести записи об авиации на Дону, которые легли в основу рукописей о становлении авиации на Дону. Об этом он рассказал в своей книге воспоминаний «СОСТОЯНИЕ АВИАЦИИ НА ДОНУ», рукопись, которая пролежала неопубликованной в архивах несколько десятилетний (с 08.09.1923 года до 2009 года) не опубликованной. И только в 2009 году она стала достоянием знатоков и историков.
Донская авиация. Генерал-майор авиации В. Г. Баранов (на фото справа).
Донская Авиация. Ангар-амбар Донской авиации. В центре: Баранов В.Г. (в папахе). Февраль – март, 1919.
Герб области войска Донского Российской империи и Флаг Донской республики.
Самостановление, организация и самоотверженная деятельность донских военных лётчиков в то время, не могут не вызвать, при вдумчивом прочтении рукописи, воспоминаний Баранова В.Г., уважения к факту существования горстки офицеров авиаторов, если судить масштабами армий и фронтов, оказавшихся способными активно противодействовать времени и ситуации на Дону. «Предваряя рукопись, нельзя не сказать об эпизодах самоотверженных перелётов военных лётчиков на Дону», здесь «донские пилоты предвосхитили появление в отечественной авиации нового вида воздушных войск – транспортной военной авиации».
Донская авиация. Английский двухместный разведчик Sopwith Strutter. Аппараты этого типа были на вооружении 3-го Донского самолётного отряда в 1919 году.
К числу литературных и исторических особенностей воспоминаний полковника Баранова В.Г. следует отнести тот факт, что публикуемый текст воспоминаний, создавался в 1918-1923 г.г. Это было время, когда мало кто в России был озабочен фиксацией событий и фактов связанных с авиацией, и тем более, анализом подобного материала. Идентифицируя рукопись, В. В. Томич, историк, писавший в Америке о Русской авиации, отмечал в переписке касательно книги, что в составлении рукописи Баранова В.Г. «... по временам принимала участие и его милейшая супруга В. Г. Баранова – Екатерина Сергеевна, урождённая Дьякова, талантливая поэтесса и фронтовая сестра милосердия со времен Первой Мировой войны, ещё тогда познакомившаяся с ним в авиационном отряде». Более того, если обратиться к журналу «Донская волна», издававшегося с 1918 года, нетрудно отыскать стихи и очерки, подписанные Екатериной Дьяковой, имевшей литературный талант. Причём её произведения посвящены, в основном, русским военным авиаторам.
Фото Екатерины Барановой пока не нашли, публикуем фото другой сестры милосердия, из этого благородного сословия.
Сестра милосердия Римма Иванова. Уроженка Юга России. Русская армия. Первая мировая война.
1915 – организацией авиационного дела в армиях Юго-Западного фронта (1914), и во всей действующей армии (1915), командовал полевой генерал-инспектор авиации (1916-1917), Великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро) (1866-1933).
Он был первым главнокомандующим авиацией Российской Армии.
Его Императорское Высочество Великий князь Александр Михайлович Романов (Сандро). Первый главнокомандующий авиацией Российской Армии.
1915 январь – образованы Центральное Управление Военно-Воздушного Флота (ВВФ) и Управление заведующего организацией авиационного дела в действующей армии (Авиадарм), которые возглавил Великий князь Александр Михайлович Романов, которому подчинялась вся авиация действующей Российской армии, кроме Эскадры воздушных кораблей, подчинённой непосредственно (через командира эскадры) Верховному Главнокомандующему, являлась его стратегическим резервом.
1915 июнь 16 – Севастопольская авиационная школа подготовила 166 пилотов, в том числе со званием «военный лётчик» – 128 человек (из них офицеров – 49, военнослужащих нижних чинов и «охотников» – 79), со званием «лётчик» – 34 (из них офицеров – 8, военнослужащих нижних чинов и «охотников» – 26), со званием «лётчик-наблюдатель» – 4, переподготовлено лётчиков строевых частей – 55, в том числе офицеров – 35, охотников – 1, военнослужащих нижних чинов – 19. По состоянию на 16 июня количество обучаемых офицеров, военнослужащих нижних чинов и охотников составляло 137 человек, из них 72 человека проходили подготовку на «Фарманах», 28 – на «Моранах», 37 – на «Ньюпорах», самолётный парк школы составлял 55 самолётов, в том числе «Фарман» всех типов – 26, «Моран» –17, «Ньюпор» – 9, «Вуазен» – 3.
Крым. Император Николай II обходит строй выпускников Севастопольской офицерской школы авиации. 1911.
Крым. Лётное поле и ангары Севастопольской авиационной школы. Близь реки Кача (Севастополь).1912.
1916 март – в Военном министерстве, взамен ликвидируемых Воздухоплавательного отдела Главного военно-технического управления (ГВТУ) и авиационных подразделений отдела по устройству войск Генштаба, было создано Управление военного воздушного флота (Увофлот) во главе с генерал-майором Н. В. Пневским, Управление воздушным флотом становится централизованным, именно с этого момента можно говорить о полноценном существовании Императорского воздушного флота, до того имелись только отдельные авиационные и воздухоплавательные части.
1917 – «…совершенно отсутствовала такая необходимейшая отрасль военного дела, как авиация». Из воспоминаний полковника Баранова В.Г.
1917 февраль – хотя на начало Первой мировой войны (28 июля 1914) «Военно-Воздушный Флот Российской империи был самым большим в мире, и насчитывал 263 самолёта (из них 224 в составе 39 авиаотрядов), а к февралю 1917 г. уже имел в своём составе 1039 самолётов». Но это было уже значительно меньше, чем располагали противники России в Первой мировой войне. И русские самолёты были не вооружены полностью – в те времена ещё только изучали возможность ставить вооружение на летательные аппараты. Да и к тому же, Россия по целому ряду видов вооружения, военной техники, самолётов и особенно авиационных моторов и др., находилась в значительной, а по некоторым позициям – в полной зависимости от заграничных поставок.
1917 октябрь – Императорский военно-воздушный флот уже состоял из более 300 частей и подразделений, которые включали 14 авиационных дивизионов, 91 авиаотряд, эскадру воздушных кораблей «Илья Муромец» (состоящую из 4 боевых отрядов), 87 воздухоплавательных отрядов, 32 гидроотряда, 11 авиационных и воздухоплавательных школ, дивизион корабельной авиации, восемь авиапарков, а также поезда-мастерские, авиабазы, воздухоплавательные парки и так далее. Численность личного состава воздушного флота – до 35000 солдат и офицеров, авиапарк насчитывал около 1500 летательных аппаратов.
1917 апрель – после Февральской революции были отменены вензеля Августейшей фамилии на погонах. История с погонами офицерского состава началась еще в 1914 году. С началом Первой мировой войны были отменены вензеля «вражеских» шефов на русских погонах (императоров Германии и Австро-Венгрии, царя Болгарии). 20 октября 1914 года, кроме золотых и серебряных, впервые были введены полевые погоны для действующей армии. Их поле было цвета хаки, звёздочки на них были металлическими оксидированными, просветы обозначались тёмно-коричневыми или жёлтыми молескиновыми полосками. В армии такие погоны не пользовались популярностью, так как офицерство считало их некрасивыми и блёклыми. В результате, к 1916−1917 годам всё чаще встречались случаи ношения на полевой форме галунных погон, а некоторые полки из принципа так и не использовали полевые погоны. В то же время, в тыловых округах, напротив, отмечалось частое ношение именно полевых погон.
Погоны офицеров авиаотряда: подполковник и штабс-капитан, получивший звание военного лётчика. 1909 –1917 годы.
Штабс-капитан получивший звание военного лётчика 1909 – 1917 годы.
Погон поручика 17-го корпусного авиаотряда.
Погон зауряд-прапорщика на должности фельдфебеля 5-й авиационной роты.
1917 октябрь 25 – октябрьский переворот (календарь – старый стиль), образована Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР).
1917 октябрь – советская власть унаследовала по меньшей мере около 30 тысяч человек личного состава Воздушного Флота Российской империи и 1 тысячу самолетов. По состоянию на начало Первой мировой войны Императорский военно-воздушный флот был самым большим в мире и насчитывал 263 аэроплана (из них 224 – в составе 39 авиационных отрядов) и 14 дирижаблей.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ:
Население Российской империи (1914) = ~ 180 млн. человек.
Воздушный Флот Российской империи (1917) = ~ 35 тыс. человек личного состава.
Количество самолётов = ~ 1500.
Население СССР (1991) = ~ 290 млн. чел.
Военно-воздушные силы СССР:
Личный состав = ~ 420 000 человек (1991).
Парк самолетов ВВС = ~ 6000 самолётов (1990).
Гражданская авиация СССР (1988) = ~ 600 тысяч человек.
Парк самолётов ГА СССР = более 3000 (оценка).
Военный лётчик, капитан В. С. Веселовский (слева) и лётчик-наблюдатель, поручик В. Н. Тиханович у своего самолета «Бранденбург». Май 1919.
Материал и фото предоставлены экспертами из группы экс личного состава и экс сотрудников Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Далее: О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919 (автор Анна Мелконова).
Посмотрите также: