О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ.  Период 1925–1932

01.06.2023Количество просмотров: 6549

Лариса Машкова

Материал представляет: Машкова Лариса Александровна. 
Экс бортпроводник Ростовского Объединенного Авиаотряда и Авиакомпании ДОНАВИА. Победитель конкурса красоты среди бортпроводников, Москва (2000). 
Окончила Ростовскую академию народного хозяйства (финансист). Продолжает обучение в Ростовском государственном экономическом университете (маркетинг).                                                                             

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону», мы продолжаем публиковать выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2025». 

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 
Интервью Светланы Лисуновой. 

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. 
Материал представляет: Виктория Кравец. 

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. 
Материал представляет: Анна Мелконова. 

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. 
Материал представляет: Юлия Лазуревская.

Сегодня мы расскажем о событиях, происходившие на Донской земле в 1925–1932 г.г., которые послужили появлению и становлению Гражданского Воздушного Флота (ГВФ) СССР. О событиях, основа которых была заложена 100 лет назад, март-май 1923 года.  

Открытие 15 июня 1925 года первой воздушной линии из Ростова-на-Дону, через Харьков в Москву, связавшей авиасообщением Юг России и столицу государства, послужило началом авиационных перевозок, предопределивших включение донского региона в формирующуюся транспортную инфраструктуру Страны Советов. Всё это и есть начало истории гражданской авиации на Дону. 

ПРОЛОГ ПЕРИОДА

1923 – на территории СССР в области гражданской авиации действовали три акционерных общества: «Добролёт» (Москва), «Укрвоздухпуть» (Харьков), «Закавиа» (Баку).

1923 – основано (17 марта) Российское общество добровольного воздушного флота «Добролёт», которое в 1932 году было реорганизовано в Главное управление гражданского воздушного флота при Совнаркоме (СНК).

Знак эмблема Общество «Добролет». 1923.

Знак эмблема Общество «Добролет». 1923

1923 – основано (26 марта) Украинское акционерное общество воздушных сообщений «Укрвоздухпуть», которое в 1929 году было объединено с обществом «Добролёт».

Знак эмблема Общество «Укрвоздухпуть»

Знак эмблема Общество «Укрвоздухпуть», или ОАВУК – «Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма 1923-25 г».

1923 – основано (10 мая) Закавказское акционерное общество «Закавказская Гражданская Авиация» – авиаперевозчик «Закавиа», которое в 1925 году было объединено с обществом «Укрвоздухпуть».

АО «Закавиа» Акционерная карточка.1923.

АО «Закавиа» Акционерная карточка.1923.

Самолёт Юнкерс F.13. Закавиа. 1923.

Самолёт Юнкерс F.13. Закавиа. 1923.

1923 март 26 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» в Ростове-на-Дону открыло Северо-Кавказскую краевую контору, структуру, которая занималась эксплуатацией гражданских воздушных судов. Основной аэропорт базирования общества находился в Харькове. Общество располагало самолётами, аэродромами и специалистами для эксплуатации воздушных судов. 

1923 апрель 11 – на волне возрождённых НЭПом коммерческих структур в Харькове на учредительном собрании был принят Устав Акционерного Общества, которое получило название «Укрвоздухпуть» – Украинское общество воздушных путей.

Целью нового АО являлась организация воздушных линий, перевозящих на коммерческих началах пассажиров, почту, грузы и производство некоторых специфических видов работ (например, аэрофотосъемка). АО «Укрвоздухпуть» осуществляло пассажирские, почтовые и грузовые авиаперевозки на европейской части СССР.

1923 мая 10 – зарегистрировано авиационно-транспортное предприятие акционерное общество Закавказской Социалистической Федеративной Советской республики «Закавиа» (Баку). Общество утверждено Совнаркомом З.С.Ф.С. Р. 10 мая 1923 г. и Советом по Гражданской авиации при СТО 17 сентября 1923 г. 

Общество «Закавиа» в 1925 году, после катастрофы Юнкерс Ю-13 под Тифлисом, которую потерпел самолет RR-ECA 22 марта 1925 года, было объединено с «Укрвоздухпуть». Причина происшествия – пожар в салоне самолета. В момент столкновения самолёт был исправен.  

1924

1924 – в Ростове-на-Дону, на территории, за линией Владикавказской железной дороги (в северном направлении между современными станциями Рабочий городок и Ростов Товарный), за дачным поселением, за современным проспектом Ленина, заложили первый аэродром в городе Ростов-на-Дону. Сейчас это испытательный полигон завода «Роствертол». 

Первый аэродром в городе Ростов-на-Дону.

Первый аэродром в городе Ростов-на-Дону.

Схема городов Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону. 1921 год.

Схема городов Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону. 1921 год. 
Аэродромная площадка не указана.

 

Схема города Нахичевань на Дону. 1897 год.

Схема города Нахичевань на Дону. 1897 год. 

1924 март 8 – в Харькове состоялись переговоры представителей акционерного общества «Укрвоздухпуть» и Российского общества добровольного воздушного флота «Добролёт». Была предпринята неудачная попытка урегулировать разногласия по организации гидроавиалиний Евпатория – Севастополь и Севастополь – Ялта.

«Добролёт» провёл целый комплекс работ по организации гидроавиалиний вдоль южного побережья Крыма, вплоть до закупки нескольких «Юнкере» Р-13 на поплавках. Однако проделал он это без согласования с обществом «Укрвоздухпуть», за которым признавалось приоритетное право на деятельность в крымском регионе. Разгорелся конфликт, который так и не был урегулирован. 

1924 май 25 – акционерное общество «Укрвоздухпуть» организовало регулярные грузопассажирские авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР, в Одессу, с посадкой в Елисаветграде, и в Киев, с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году (1925) добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).

1924 июнь – начало авиастроения на Дону. На Таганрогском авиазаводе № 31 запущено крупное серийное производство самолёта Р-1. С 1924 до 1931 года данный самолёт являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР.  В тот период, несмотря на свои заурядные данные, было построено более 1000 самолётов.  Модель выходила в двух вариантах – сухопутном и морском. 

В последующем на заводе собирали многоцелевой самолёт Р-5, АНТ-7 Туполева и самолёт-амфибию Ш-2.

Самолёт Р-1, разведчик, авиационный завод №31. Таганрог 1924–1931.

Самолёт Р-1, разведчик, авиационный завод №31. Таганрог 1924–1931.

Самолёт Р-1, морского базирования, авиационный завод №31. Таганрог 1924–1931.

Самолёт Р-1, морского базирования, авиационный завод №31. Таганрог 1924–1931.


1925

1925 – начало историй всех структур гражданской авиации на Дону, начиная с авиационных отрядов (1925-1940, 1940-1948, 1948-1962), от первого аэродрома (1925-1936) и аэропорта Ростов (1936-1963), до Ростовского объединенного авиаотряда (1963-1992) и авиакомпании ДОНАВИА (1992-2000). 

За всё это время авиаспециалистами Дона эксплуатировалось более 140 самолётов и вертолётов собственного парка воздушных судов.

1925 март 17 – объявление на подписку акций Российского общества добровольного воздушного флота «Добролёт». Согласно уставу данного общества, §2, «В случае войны Общество обязано по первому требованию Правительства предоставить в его распоряжение с возможной скоростью все имущество флота» (орфография оригинального документа сохранена).

Акция Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет»

Обратная сторона акции Российского общества добровольного воздушного флота «Добролет».

                                                 .
1925 июнь – аэростанция, или воздушной станция, Ростов-на-Дону располагалась на пустыре за Безымянной балкой, справа от продолжения Большого Столыпинского проспекта (в настоящее время – район проспекта Нагибина и проспекта Ленина). Для этих целей в поле за дачными поселками г. Ростов-на-Дону был выделен участок земли площадью 120 десятин. Аэродром оборудовали авиазнаками, построили дом для личного состава, хранилище для авиатоплива, проложили дорогу, соединившую аэростанция с городом.

1925 июнь – открытие аэростанция Ростов-на-Дону, подразделения гражданской авиации на Дону, которая в последующем выросло в Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), авиакомпанию Донские Авиалинии (ДОНАВИА) и аэропорт Ростов-на-Дону.

Аэростанция Ростов-на-Дону, 1925–1932.

Аэростанция Ростов-на-Дону, 1925–1932. 
Это практические единственное фото того времени.


1925 июнь 15 – открытие воздушной линии Ростов – Харьков – Орёл – Москва. Авиаперевозки осуществлялись небольшими немецкими самолетами «Дорнье-Комет», рассчитанные на шесть-восемь пассажиров. Они имели кабину для двух лётчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. Открытие воздушной линии было организовано украинским акционерным обществом воздушных сообщений «Укрвоздухпуть».

Самолёт «Дорнье-Комет». 1925

Самолёт «Дорнье-Комет». 1925.            
       

Самолёт «Дорнье-Комет», салон (реконструкция).

Самолёт «Дорнье-Комет», салон (реконструкция).

1925 июнь 15 – документальный факт о начале воздушного движения из Ростова-на-Дону, подтверждённый письмом № 168 от августа 1925 года Обществом «Укрвоздухпуть» в адрес Северо-Кавказского краевого исполненного комитета. Письмо подписал заведующий Северо-Кавказской краевой конторой «Укрвоздухпуть» Этчин Борис Савич. Документ найден историком, автором книг и статей по истории Гражданской авиации на Юге России Лазуревской Юлией Андреевной.

Выписка из Протокола заседаний Большого и малого президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета «письмо в крайисполком» стр. 5

ГАРО фонд №Р-2709 опись 1: Выписка из Протокола заседаний Большого и малого президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета «письмо в крайисполком» стр. 5.

1925 июнь 15 – также открылось регулярное движение по авиалинии «Укрвоздухпуть». Харьков – Артёмовск – Ростов-на-Дону. Этот участок входил в состав Трансазиатской авиалинии Петроград – Москва – Тифлис.

1925 июня 15 – «ровно в шесть часов утра цельнометаллический пассажирский восьмиместный самолёт «Дорнье-Комет-3» германского производства в первый раз вылетел из Ростова в Москву с промежуточными посадками в Харькове и Орле. Экипаж «состоял из русского лётчика Матвеева, германского бортмеханика Егильского и германского инженера-лётчика Фата», выпускающим техником самолёта был Владимир Песков, «первыми пассажирами – два корреспондента одной из местных газет. Всего салон того самолета вмещал шестерых пассажиров. Билет от Ростова до Харькова стоил 25 рублей, до Москвы – 50 рублей. Посмотреть на первый самолёт, вылетевший из Ростова, собралось несколько тысяч человек». Документальный факт. Газета «Молот» №1171 от 2 июля 1925 года.

За первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. 

1925 июнь 23 – публикация в газете Молот №1163 от 23 июня 1925 года. Из воспоминаний лётчиков: «Рано утром, когда девять десятых Ростова ещё спали, мы приехали на… аэродром. Грудастый, с дюралюминиевыми крыльями, блестящий как серебро, самолёт «Дорнье-Комета» №3 послушно ждал нас, готовый пуститься в загадочную высь». («Молот», 1925 г., 23 июня).

1926 

1926 – развитие воздушных линий. Через столицу Дона прошла стратегически важная авиамагистраль Москва – Ростов – Тифлис, а маршрут Москва – Орёл – Харьков – Ростов был продлён через Минеральные Воды и Грозный до Баку.

1926 – самолёты Поликарпов Р-1, первые серийные советские самолёты, поступили в 6-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью (ОРАЭ) в Ростове, у военных лётчиков появились новые самолёты.

Самолёт Разведчик Поликарпов Р-1 (1923 г.).

Самолёт Разведчик Поликарпов Р-1. (1923 г.).

1927

1927 – в Новочеркасске на базе 9 АО формируется первое военное авиационное подразделение – 15-й отдельный корректировочный авиационный отряд (ОКАО) на 15 самолетах Р-1, а в Ростове-на-Дону образуется 26-я легкобомбардировочная разведывательная авиаэскадрилья (ЛБРАЭ) из 24, 35 и 49-го авиаотрядов. Впоследствии в Новочеркасске формируется 13-я легкобомбардировочная авиабригада (ЛБАБ), которая в 1936 г. переформируется в 55 ЛБАБ и перевооружается на самолёты Ил-1. В 1938 г. бригада переформируется в 1-й отдельный тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.

1927 июнь 19 – состоялся «звездный перелет», в котором летчики различных отрядов с девяти разных направлений слетелись в Москву. Участвовали десять Р-1 и два «Фоккера» C-IV, наибольшее расстояние преодолел экипаж из Ростова-на-Дону (1150 км).

1927 июль 17 – свидетельство очевидца, особенности оформления авиабилетов: рейс Ростов – Москва – Ростов, самолет Дорнье-Комета-3: пассажирам предлагалось оформить страховое свидетельство. 

1927 июль – в эксплуатации были самолеты зарубежного производства пилоты считали не очень надёжными, это были самолеты «Дорнье-Комета-3», «Дорнье-Меркур», «Фоккер», «Д.Ховелянд», позже появились четырехместные «Юнкерс Э-13», десятиместные «Юг-1», и только потом (1929) поступил отечественный самолет «К-4».

1928

1928 – в Берлине, на международной авиационной выставке, впервые представлены российские самолеты АНТ-3, У-2, К-4.

1928 декабрь 28 – вышло Постановление комиссии ВЦИК СССР «Об объединении городов Ростова и Нахичевани-на-Дону в один город Ростов-на-Дону», после чего город Нахичевань-на-Дону стал Пролетарским районом города Ростова-на-Дону, население которого уже тогда превышало 300 тысяч человек.

Нахичеванская граница. Объединение Ростова и Нахичевань в один город Ростов-на-Дону.         

Нахичеванская граница. Объединение Ростова и Нахичевань в один город – Ростов-на-Дону.   

Объединение Ростова и Нахичевани в один город Ростов-на-Дону.

Объединение Ростова и Нахичевани в один город – Ростов-на-Дону.            
 

1929 

1929 – на самолёте немецкой фирмы «Юнкерс» открывается почтово-пассажирская воздушная линия, связывающая Москву – Харьков, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Грозный, Баку – Тифлис.

Самолёт Юнкерс

Самолёт Юнкерс.

1929 июль 10 – принято постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР о едином флаге Гражданского воздушного флота СССР.

1929 октябрь 29 – отмена Новой экономической политики (НЭП).

1929 ноябрь 01 – экипаж лётчика С.А.Шестакова выполнил перелёт на самолёте АНТ-4 «Страна Советов» по маршруту Москва – Нью-Йорк.

1929 февраль 8 – появилось слово «вертолёт», после того, как знаменитый авиаконструктор Николай Камов назвал созданный им в соавторстве с Николаем Скржинским летательный аппарат. Реально они построили автожир, однако слово «вертолёт» попало в протокол заседания Технической комиссии Центрального совета Осоавиахима от 8 февраля 1929 года, и оттуда постепенно перекочевало в разговорный язык, прилепившись к аппаратам, официально называвшимся геликоптерами.

История зафиксировала момент, когда впервые о вертолёте публично заговорил товарищ Сталин – на приёме по случаю награждения членов экипажа Валентины Гризодубовой званием Герой Советского Союза, первых женщин, удостоенных этого звания. Окончательно, слово «вертолёт» вытеснило импортное «геликоптер» лишь после 1959 года, с подачи Михаила Миля – создателя наших замечательных машин семейства «Ми»… Его первенец, Ми-4, тут же вырвался на первые места среди винтокрылых аппаратов своего класса.

Лёгкий автожир КАСКР-1(-2) «Красный инженер». 1929.

Лёгкий автожир КАСКР-1(-2) «Красный инженер». 1929.

1930

1930-е годы – в стране, и в Батайске, в частности, создавались лётные и технические училища и школы.

1930 – открытие первого вуза гражданской авиации – Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). На его основе, в преддверии Великой отечественной войны, 27 марта 1941 года была создана Военно-воздушная академия им. Можайского, которая в середине 60-х годов изменила свой профиль на военно-космический, и стала называться Военный инженерно-космический университет им. А. Ф. Можайского.

В послевоенные годы воспитанники и преподаватели ЛИИ ГВФ, политкурсов и партшколы ГВФ вернулись к идее создания в гражданской авиации своего высшего учебного заведения для подготовки командно-лётных и командно-инженерных кадров.

Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). 1935.

Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИ ГВФ). 1935.

1930-е годы основу парка гражданской авиации составляли самолёты советской постройки: У-2 в разных вариантах, ПС-9, К-5, Ш-2, ХАИ-1; гражданские модификации военных самолётов П-5, Г-1, Г-2, ПС-7, ПС-40. Выполнялись регулярные пассажирские перевозки на крупнейшем в мире самолёте ПС-124 (АНТ-20бис) «Максим Горький (пассажирский самолёт завода № 124), взлетная масс до 42 тонн, построенном в единственном экземпляре.

1930 февраль 23 в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР упразднён Совет по гражданской авиации.

1930 май 01 открыта новая авиалиния Москва Пенза Самара Оренбург Актюбинск Челкар Казалинск Кызыл-Орда Ташкент Фрунзе Алма-Ата. Развивать перевозки приходилось в опасной обстановке – в период активности басмаческого движения в Средней Азии.

1930 октябрь создан Научно-исследовательский институт Гражданского воздушного флота (НИИ ГВФ).

1930 октябрь 29 – Общество «Добролёт», Общество «Укрвоздухпуть» (созданное 1 июня 1923 г., в Харькове), Общество «Закавиа» (созданное 10 мая 1923 г., в Тифлисе) и Главная Инспекция воздушного флота были упразднены. На их базе было создано новое объединение Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете Труда и Обороны (ВО ГВФ) «ГРАЖДВОЗДУХФЛОТ». 

1930 – «Добролёт» эксплуатировал девять линий, общей протяженностью 12 146 км, в том, числе Москва – Харьков Ростов – Минеральные Воды – Баку.  

Схема маршрутов «Добролёта».1930.           
         Схема маршрутов «Добролёта».1930.

1931

1931 – принят план обучения в школах Осоавиахима – «2.000 пилотов III класса и техников». В системе гражданского воздушного флота (ГВФ), как предусматривал план, должно было полноценно работать три вуза, высшие академические курсы, пять авиатехникумов и три объединенные школы пилотов и авиатехников.

1931 февраль 19 – состоялась Первая Всесоюзная конференция работников ГВФ.

1931 апрель 5 – Совет труда и обороны при СНК СССР рассмотрел, а Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило, постановление «О плане гражданского воздушного флота на 1931 год», об «открытии в 1931 г. сети новых воздушных путей сообщения… в объеме 10.970 км, а за счёт местных средств 3.549 км, что составит вместе с действующей на 1 января 1931 года сетью в 26.487 км сеть воздушных путей СССР 37.457 км, а с линиями, организуемыми за счёт местных средств — 41.006 км». Для обеспечения полётов планировалось построить и достроить 55 аэродромов, 2 аэровокзала, 21 ангар и 11 авиаремонтных мастерских.

1931 май – начал издаваться журнал «Гражданская авиация».

Журнал Гражданская Авиация. № 1. 1931 май.             
         Журнал Гражданская Авиация. №1, май 1931.

1931 май – в Москве открыты Высшие академические курсы гражданской авиации (АвиаВАК).

1931 май 03 – утверждена первая форма личного состава ГВФ, приказ Всесоюзного объединения ГВФ № 232 от 3 мая 1931 года. Гражданская авиация всегда была тесно связана с военно-воздушными силами. Первая форма авиационно-технического и руководящего персонала ГВФ практически полностью соответствовала форме личного состава ВВС СССР.

Форменная одежда Гражданской Авиации 1931-1935.            
         Форменная одежда Гражданской Авиации 1931-1935.

1931 осень – на самолёте К-5 выполнен испытательный перелёт Харьков – Ростов-на-Дону – Минеральные Воды – Красноводск – Ашхабад – Самарканд – Ташкент – Оренбург – Самара – Пенза – Харьков.

1931 октябрь 11 – совершён испытательный полёт на первом самолёте из нержавеющей стали «Сталь-2».

1931 ноябрь 6 – в Москве на Центральном аэродроме им. М.В.Фрунзе открыт первый в стране аэровокзал.

1932

1932 февраль 25 – реорганизация акционерных обществ добровольного воздушного флота «Добролёт», «Укрвоздухпуть», «Закавиа» в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совнаркоме (СНК).

1932 апрель 27 – разработан и Постановлением Президиума ЦИК СССР N 36, СНК СССР N 460 от 27.04.1932, утверждён первый Воздушный Кодекс СССР, который защищал суверенитет воздушного пространства над территорией Советского Союза и его территориальных вод, а также обеспечивал необходимые условия для развития и широкого применения авиации в народном хозяйстве.

Первый Воздушный Кодекс СССР. 1932.

Первый Воздушный Кодекс СССР. 1932.

1932 – начало строительства первого здания аэровокзала Ростов-на-Дону в районе Новочеркасского шоссе. Руководители ростовской Аэростанции покупали у частных лиц подходящие по размерам строения: амбары, склады, разбирали их, перевозили лес на аэродром и строили служебные здания. 

О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ.  Период 1925–1932

О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ.  Период 1925–1932                                           

1932 март 26 – учреждено официальное наименование советской гражданской авиации СССР. К наименованию Главного управления ГВФ при правительстве СССР было добавлено слово «Аэрофлот» (торговая марка), и оно начало именоваться Главное управление ГВФ «Аэрофлот».

1932 (после марта предположительно) – в структуре Главного Управления Гражданского Воздушного Флота (ГУГВФ) образованы Объединенные Авиационные Группы (ОАГ), которые просуществовали до апреля 1960-го.

1932 июнь – создан специальный авиационный отряд для доставки матриц газеты «Правда» из Москвы в Ленинград, Харьков, Одессу, Ростов-на-Дону, Казань, Баку, Тифлис, Свердловск и другие города.

1932 июль 26 – Принят «Дисциплинарный устав Гражданского воздушного флота СССР».

Дисциплинарный устав Гражданского воздушного флота СССР. 1932–1934.

Дисциплинарный устав Гражданского воздушного флота СССР. 1932–1934.

1932 октябрь 10 – Северо-Кавказским краевым гидрометеорологическим комитетом для обслуживания работы воздушного флота в районе станицы Нижне-Гниловской (окраина Ростова-на-Дону) была организована Авиационная метеорологическая станция гражданская (АМСГ) Ростов-на-Дону. Это обязательное условие для обеспечения безопасности полётов гражданской авиации. 

1932 ноябрь 21 – Главному Управлению ГВФ, из ведения Наркомзема СССР, передана сельскохозяйственная авиация. 

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.  Составлен из информационной базы данных для книги «Из Хроники. Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025».

Следующий материал: период 19321940.  Автор: Анна Руман.

 

Написать нам письмо




Новое на сайте