07.03.2023Количество просмотров: 7675
Само ЗАРОЖДЕНИЕ означает, что именно с этого момента на Дону появились авиационные структуры и авиационные специалисты, способные обеспечить эксплуатацию воздушного судна. Другими словами, именно в это время на Дону появились аэродром с аэровокзалом (или что-то подобное), наземные сооружения для обеспечения полетов Гражданской Авиации, собственные самолёты, авиационные отряды, и самое главное – лётчики и авиатехники.
Обо всём этом мы будем рассказывать в нашей новой рубрике "К 100-летию Гражданской Авиации на Дону. 1925-2025", авторами которой выступают эксперты из группы экс личного состава и экс сотрудников Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. Рассказы построены на материалах будущей книги "Из Хроники Ростовского Объединенного АвиаОтряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2025".
Сегодня наш собеседник – Светлана ЛИСУНОВА, экс бортпроводник Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, с которой мы начинаем наше повествование о веке Донской Авиации.
– Светлана Алексеевна, так как Вы открываете нашу новую рубрику, расскажите как начиналась история Гражданской авиации на Дону?
– Любая авиация, военная и гражданская, начинается с появления самолётов. Первые самолеты на Дону, военные самолеты и, соответственно, авиационные структуры и, самое главное - авиационные специалисты, появились в июле-августе 1918 года. С этого момента началось рождение авиации, в том числе гражданской авиации на Дону. После завершения военных действий, авиационные специалисты, чаще всего становятся специалистами Гражданской Авиации.
Не сразу, конечно, но в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры Гражданской Авиации, которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги). Была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону. И считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома, на восьми местном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства, был выполнен первый пассажирский рейс по маршруту Ростов - Харьков - Орел – Москва.
Эта дата довольно условная, документального подтверждения этому мы не видели, но принята как дата появления Гражданской Авиации на Дону. Пусть будет так.
– Какова роль и место девушек в форме на этом пути? Кто был первым бортпроводником на Дону?
– Профессия бортпроводника в мировой авиации на три года младше Гражданской Авиации Дона. Она возникла в Германии в 1928 году. А в СССР первая бортпроводница, тогда её называли стюардесса, появилась на рейсе Аэрофлота "Москва – Ашхабад" 5 мая 1939 года.
Первой бортпроводницей в СССР стала Эльза Городецкая. Она обслуживала самолет ПС-84 (с 1942 года Ли-2), курсировавший по маршруту "Москва – Ашхабад". Путь, на котором сам полёт занимал 13 часов с двумя промежуточными посадками.
А вот имени первого бортпроводника в авиации на Дону мы, к сожалению, не знаем. Конечно, можно докопаться, кто-то же всё-таки был им, но для этого надо поднимать архивы. Найти не очень сложно, сложно подойти к архиву, а кто же нас допустит до этого материала?
– Как правильно называть Вашу специальность? Вы стюардесса, или бортпроводник?
– Вопрос, конечно, интересный. Согласно стандарту существующего в Гражданской Авиации, ещё в НПП ГА 85 записано (если кратко), что в состав экипажа воздушного судна входят - лётный состав и бортпроводники. В нормативных документах Гражданской Авиации нет понятия стюардесса, а есть термин бортпроводник.
Если обратиться к этимологии слова "стюардесса" – (м. р. стю́а́рд; от англ. steward(ess) – член кабинного экипажа, специалист рядового состава на водных и воздушных судах, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажиров, но главным образом ответственный за безопасность пассажиров (в случае аварии - помощь пассажирам, и т. п.).
– Раньше много девушек мечтали стать стюардессами из желания быть в команде с сильными мужчинами, быть в центре внимания, приковывать к себе взгляды пассажиров, иметь возможность путешествовать таким образом. А что в реальности? Каковы профессиональные требования, какими знаниями и навыками надо обладать?
– Да-да, романом Каверина, Вениамина Александровича, «Два капитана» зачитывалось ни одно поколение нашей страны. Коротко на этот вопрос не ответишь, а подробно – это не для вводной статьи в тему «К 100-летию Гражданской Авиации на Дону».
Если очень кратко, то быть в команде сильных мужчин, быть в центре внимания, приковывать к себе взгляды, иметь возможность путешествовать – для этого совсем необязательно становиться бортпроводницей.
В реальности, быть проводником – это другое. Профессиональные требования – высшее образование, специальное образование, специальная подготовка, специальные навыки связанные с авиатранспортом и другое.
– Какими чертами характера должен обладать бортпроводник?
– В первую очередь, бортпроводник, помимо образования и подготовки, должен обладать хорошим здоровьем, устойчивой психикой, сдержанностью, социальным воспитанием и профессиональным образованием.
– Умение действовать к экстремальной ситуации – особый пункт для бортпроводников. Был такой прецедент, единственный случай в мире, с самолетом Боинг. На самолете отказал двигатель, при тяжелой посадке произошла авария, в результате самолет сгорел полностью. Никто не погиб. 300 человек спасла профессиональная подготовка, решительность и действия бригады (14 человек) бортпроводников. Расскажите о нём или о каком-нибудь другом случае из Вашего опыта.
– Описанный случай, это исключительный факт. У нас подобных случаев не было. А рассказ о нём, это очень непростая история. Хороший бортпроводник должен уметь трудиться, уметь отдыхать и уметь держать язык за зубами.
– Здоровье и полёты. Вообще, женская ли это работа?
– По большому счету – это не женская работа. Но очень хорошая, полезная школа отношений и жизненных ситуаций.
– Дополнительные умения, обязанности, не входящие в инструкции. Какие они?
– Умение общаться, умение одеваться, умение приспосабливаться (погода, температура), умение быстро находить общий язык, умение обладать собой, т.е. обладать Культурой и Моралью с большой буквы.
– Сколько получают бортпроводницы в российских авиакомпаниях за свой труд? В каком возрасте уходят на пенсию? Каков размер пенсии?
– О, деньги! Это отдельная и большая тема для беседы и рассказа.
– Требования к внешнему виду. Форма бортпроводника удобная в полёте?
– Если Вы думаете, что форма бортпроводника предназначена для внешнего представления об авиакомпании, так это только третья или четвертая её задача. А первая – помогать бортпроводнику при действиях в сложных ситуациях.
– Посещали ли Вы спортзал? Как следили за своим питанием?
– Свои километры бортпроводник наматывает на борту самолёта при обслуживании пассажиров, тут уже не до спортзала. Да и в наше время не было особых спортзалов, а за питанием следил социум, что было - тем и питались, а чего не было, о том просто мечтали.
– Ваши пожелания нашим читательницам?
– Девочки, вы всегда должны помнить, что сила женщины в её слабости. А в качестве теста, продолжите мысль – «чем меньше женщину мы любим, тем ...». К сожалению, 84% не знают продолжения ...
С праздником!
Фото из архивов бортпроводников авиакомпании ДОНАВИА.
ДАЛЕЕ:
О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917 (автор Виктория Кравец).
О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1917–1919 (автор Анна Мелконова).
Посмотрите также: