14.11.2023Количество просмотров: 1375
11 ноября 2023 года в Ростовском Доме журналистов стартовал уникальный проект под названием «Киночайхана».
Это совместный проект Таджикской национально культурной автономии «Ватан» (Родина), Ростовского отделения Союза журналистов России, при участии студентов факультетов журналистики Донских вузов.
Известный журналист и телеведущий Владимир Добрицкий, который присутствовал на встрече, так написал об этом проекте в своём паблике:
– В Ростовском областном отделении Союза журналистов России высокий профессионал, мудрый человек, достойный сын своей малой родины, настоящий гражданин своей страны Алишер Ходжаев затеял большое дело. В импровизированной "Чайхане Ходжаева" за пиалой ароматного чая раз в два месяца студенты – журналисты будут разговаривать с Алишером Алиназаровичем о том, что такое настоящее народное единство, зачем помнить свои корни, почему слово "человек" – должно звучать гордо на любом языке, каковы истоки межнациональной вражды и дружбы.
А ответы на эти и другие вопросы в книгах, художественных и документальных фильмах, созданных на республиканских киностудиях, обычаях и преданиях, в самих поступках представителей малочисленных народов.
Так как в зале собрались студенты вузов – молодёжь, которая не застала СССР и довольно смутно представляет как жили в то время люди разных народов, то Алишер Ходжаев сделал для них глубокий экскурс в историю Таджикистана. Рассказанное им было настолько интересно и по-авторски эксклюзивно, что мы решили привести его выступление полностью. Ребята слушали затаив дыхание, даже немного стесняясь пить чай из красивых пиал и угощаться восточными сладостями, чтобы не перебивать его рассказа.
Душанбе
В 1920-е годы – это маленький кишлак в Восточной Бухаре, в котором по понедельникам раскидывался самый большой в Центральной Азии базар. И вот, почти за столетие кишлак с населением в тысячу человек вырос в почти миллионный город. Город-понедельник, город-сад, город-сказка – именно так называли уютный, тёплый и зелёный Душанбе в советские времена.
В 2024 году, Душанбе отпразднует своё 100-летие, то есть его истории, как города, нет ещё и века. Как и почему именно Душанбе из небольшого кишлака превратился в столицу таджикской республики?
Вокруг Душанбе располагались кишлаки Сари Осие, Шохмансур – они были больше, чем Душанбе, но именно в Душанбе находился самый большой в регионе базар, и вся Восточная Бухара торговала здесь. Душанбе был центром торговли и пересечения народов. Здесь был огромный скотный рынок. На Душанбинском базаре можно было купить верблюда и павлина. Шла торговля тканями, кожевенными, жестяными изделиями, оружием.
А как местное население восприняло приход в Восточную Бухару Красной армии, ведь, в отличие от тех же басмачей, это были люди совсем другой культуры? Русские люди были не совсем уж неизвестны местному населению – ранее на эти территории приходили отдельные российские путешественники, врачи, географы, военные. Но с приходом Красной армии в 1921 году русские начали массово сюда приезжать.
К русским людям относили всех, кто приехал в республику, неважно какой национальности – татарин или украинец, белорус или еврей, все вместе они – русские. Как бы сейчас не оценивали исторические события того времени, но очевидным является то, что с приходом русских на территорию Восточной Бухары начался ренессанс таджикской культуры.
Если бы сюда не пришла Красная армия и советская власть, то ни о каком возрождении таджикского народа не могло быть и речи. Только с приходом Советской власти начинается развитие таджикского народа. Неоценимую помощь молодой таджикской республике оказывала сначала – царская Россия, затем Советская Россия, а после образования Советского Союза (1922 г.) – СССР. Таджики Восточной Бухары, восприняли советскую власть как дар божий, избавление от гнета бухарского эмира. Русские принесли в Восточную Бухару идеи социальной справедливости, равноправия, национального равенства, непринятия местничества.
Первые добровольческие отряды краснопалочников были таджикскими. Восточная Бухара фактически была заповедником бухарского эмира – здесь не было ни одной больницы, никаких учебных заведений. Первую больницу в кишлаке Душанбе построили в 1914 году по приказу императора Николая II на пожертвования русских людей. Об этом факте тоже мало знают, но, когда сюда окончательно пришла советская власть, чтобы склонить людей на сторону советской власти, сюда начались поставки товаров в огромных количествах. Между прочим, самой первой техникой, которую увидели в Таджикистане, были самолеты. Первый самолет долго кружил над глинобитным кишлаком, не на шутку перепугав его жителей. Душанбинцы увидели автомашины только через 4 года после того, как сюда прилетели первые самолеты.
К 1924 году Душанбе становится городом народных комиссариатов, то есть министерств. Летом того же года в Москве решают сделать поселок Душанбе столицей Таджикской АССР. Для ведения государственного делопроизводства сюда направляют сотни людей из Москвы, Ленинграда, Белоруссии, Украины. Кроме того, в молодую республику прибывают первые врачи, учителя, учёные. Началось строительство больниц, школ, воинских казарм, клубов.
Для таджиков приход посланцев советской России, а точнее, уже Советского Союза, стал лучом света – он принес с собой бесплатное лечение, образование, безземельным крестьянам – землю. Представьте, что это было для таджикских дехкан, которые ничего не имели, кроме налогов и пошлин за пользование землей, водой, передвижение по дорогам, за покупку или продажу скота. Как писал Айни, в Бухарском эмирате только воздух не облагался налогами. И вдруг – все налоги отменены, людям дают землю, столько воды, сколько они хотят, и не надо за всё это платить. Врач лечит бесплатно, учитель учит тоже бесплатно. Простые таджики воспринимали это просто как сказку.
Первые русские люди, которые сюда приехали, безусловно, были, в какой-то степени миссионеры. Да, они приехали проповедовать коммунизм, но ведь для многих Ленин тогда был новым пророком. Таджикистан многим казался раем – это была тёплая, благодатная республика с очень приветливым народом, и русские, ехали сюда с удовольствием. А работа для них здесь находилась всегда – всё время открывались новые заводы, фабрики, колхозы, везде нужно было чинить технику, прокладывать дороги, ставить линии связи, тянуть телеграфные столбы, строить здания, проводить трубопроводы, рыть каналы, поэтому русские специалисты были очень востребованы. И та культура, которую они с собой везли, во многом повлияла на облик Душанбе.
Более 100 тысяч человек приехали в Таджикистан в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. Представляете, жители голодного Ленинграда, западных частей России выходят на вокзале в Сталинабаде и их встречают хлебом и солью. В тяжелые годы войны с полной силой проявились лучшие качества характера таджиков – трудолюбие, скромность, доброта и сострадание.
За первые полгода войны в Сталинабаде было развернуто 5 эвакуационных госпиталей. А всего в годы ВОВ в городе размещалось 28 госпиталей. 150 тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии прошли здесь лечение. В городе катастрофически не хватало зданий для больниц, поэтому госпитали размещались в административных зданиях и школах. Если бы существовало такое звание, как город военно-медицинской славы, то Душанбе, безусловно, получил бы его. Я помню, что ещё в середине 1960-х годов в Душанбе было полно инвалидов-фронтовиков без ног, которые перемещались по городу на деревянных тачках на подшибниках – их были сотни.
В августе 1942 года, в Сталинабаде открылся красавец-театр оперы и балета, и это в то время, когда немцы стояли под Сталинградом, Красная армия отступала. Тогда же достраивался и был сдан в эксплуатацию Большой Гиссарский канал, который спроектировал и построил замечательный человек Николай Свириденко, чью улицу, к сожалению, переименовали. А ведь по его проекту был построен Большой гиссарский канал, который напоил водой сотни тысяч гектаров засушливых земель.
Получается, что люди верили, что Победа будет за нами, за Советским Союзом. Если бы не верили, то зачем строить в 42-году театр оперы и балета. До балета ли было?
Спустя десятилетия и сравнивая два государства – соседа Таджикистан и Афганистан, скажу, что Россия, люди разных специальностей и люди разных национальностей, в силу исторических обстоятельств сыграли выдающуюся роль в истории современного Таджикистана. Вообще, наш Душанбе начали строить москвичи и ленинградцы – архитекторы, строители, инженеры, гидроэнергетики. И финансирование полностью шло из советской России.
Таджикское кино
11 сентября 1929 года на недавно построенный вокзал в таджикской столице прибыл первый поезд «Термез-Душанбе». Однако первым в тот день стал не только поезд – кадры прибытия локомотива, а также людей, с волнением его ожидающих, стали основой первого таджикского фильма. Съёмки этого события осуществили три русских режиссёра-любителя: Василий Кузин, Артем Шевич и Николай Гезулин. Прибытие первого поезда в Душанбе, стало началом зарождения таджикской кинематографии, а позже был объявлен Днём таджикского кино. Кузин, Шевич и Гезулин вошли в историю Таджикистана как основатели таджикского кино.
В мае 1930 года был учреждён трест кинопроизводства «Таджиккино», который с 1938 года стал называться Сталинабадская студия художественных фильмов, а с 1961 года – «Таджикфильм».
Летом 1941 года началась война с фашистской Германией, поэтому большинство советских киностудий были эвакуированы в Центральную Азию. В 1941–1943 годах временно объединилась с Московской киностудией «Союздетфильм». Маленькая киностудия «Таджикфильм» к тому времени представляла собой «кустарную лабораторию с ручной проявкой и печатью, ранее едва обслуживавшую два киножурнала в месяц», поэтому союздетфильмовцам пришлось, в первую очередь, приступить к строительству новой кинолаборатории. Для строительства кинолаборатории и изготовления декораций в Сталинабад доставлялся лес из-за пределов республики. Если киностудия «Союздетфильм» в Москве до войны располагала площадью в 7839 кв.м, то в Сталинабаде студию и все цеха пришлось размещать в помещении площадью в 1800 кв.м.
Не случайно Сталинабадская эвакуация была красноречиво названа «Вавилоном». В Сталинабаде возобновили свою творческую деятельность кинорежиссёры: основоположник теории монтажа Лев Кулешов, ранее работавший с Садриддином Айни над постановкой фильма «Дохунда» (1936), Александр Роу – которого справедливо называют первым киносказочником страны, Яков Протазанов, пионер русского кинематографа и др.
Снимались на Сталинабадской киностудии известные советские актёры: Зоя Федорова, Фаина Раневская, Борис Андреев, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Николай Крючков, Рина Зеленная, Алексей Консовский, Сергей Филиппов, Янина Жеймо, Георгий Милляр, Лидия Сухаревская, Сергей Столяров, Борис Тенин и др.
Художественные фильмы, снятые в 1942-1944 гг. на объединенной Сталинабадской Союздетфильм (позже превратится в киностудию им. Горького) киностудии: «Принц и нищий» (1942), «Железный ангел» (1942), «Клятва Тимура» (1942), «Лермонтов» (1943), «Швейк готовится к бою» (1942), «Новые похождения Швейка» (1943), «Бой под Соколом» (1942), «Март-апрель» (1943), «Лесные братья» (1942), «Сын Таджикистана» (1942), «Мы с Урала» (1943), «Таджикский киноконцерт» (1943), Боевой киносборник № 13 (1943), «Кащей Бессмертный» (1944).
В Сталинабаде в эвакуации находились многие театральные коллективы, в том числе: Ленинградский театр эстрады и миниатюр Аркадия Райкина, Московский Государственный цыганский театр «Ромен», Ленинградский театр комедии, Воронежский театр музыкальной комедии, Украинский театр им. Щорса, Днепропетровский кукольный театр, Государственный симфонический оркестр Украинской ССР, Государственный академический русский народный хор им. Пятницкого, Украинская капелла «Думка».
В годы войны с концертами, в госпиталях перед зрителями Сталинабада выступали известные артисты: Юрий Дуров – артист цирка, дрессировщик; пианист Эмиль Гильес; исполнительницы романсов Ляля Черная и Изабелла Юрьева; джазовые оркестры Эстонии и Армении; джаз – оркестр Белорусской ССР; труппа Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Эвакуированные в Таджикистан театральные коллективы выступали с шефскими концертами перед ранеными бойцами в эвакогоспиталях, в воинских частях, перед тружениками тыла на предприятиях промышленности, в колхозах и совхозах.
В Сталинабаде, артистов принимали с большим уважением и всячески старались помочь. Им отдавали сцены местных театров. Помогали с изготовлением декораций и костюмов. Предоставляли свои дома и квартиры для проживания. В свою очередь эвакуированные театральные коллективы ежедневно обслуживали тысячи зрителей в городах и кишлаках республики. Так, Ленинградский театр за двухгодичный срок пребывания в республике дал около 300 спектаклей, 500 шефских концертов в Душанбе, Кулябе, Курган-тюбе, в госпиталях, вузах, школах, воинских частях, сельских клубах. Деятельность советских театральных актеров и режиссеров в Душанбе в годы войны стала школой для развития и подъема таджикского национального кино и театрального искусства. Театры Ленинграда, Москвы и Украины внесли огромный духовный, эстетический вклад в развитие культуры Душанбе.
В честь Дня таджикского кино, который республика отмечает ежегодно 16 октября, мы решили вспомнить таджикские фильмы и фильмы режиссеров из Таджикистана, которые знают далеко за пределами нашей страны.
Как иллюстрацию к сказанному Алишер Ходжаев представил фильм «Я встретил девушку» (1957) – первый цветной художественный фильм Сталинабадской киностудии. Прекрасный голос Лолы (Роза Акобирова), главной героини фильма, привлекает внимание многих в её городе – начиная от профессионалов из городского хора, стремящихся заполучить девушку в свои ряды, до Саида (Джахон Саидмурадов), обычного рабочего парня, который подолгу стоит у её дома. Но отец (Асли Бурханов). Лолы отправляет её в кишлак, не подозревая, что влюблённый Саид найдёт её и там.
– Более интернационального подхода к созданию кинофильма, я не знаю, – признался перед просмотром Алишер Ходжаев. – Рафаил Перельштейн – еврей, Елена Смирнова – автор сценария – русская, оператор Ибрагим Барамыков – татарин, композитор Андрей Бабаев – армянин, автор песни, ставшей шлягером Мирзо Турсун-заде – таджик, исполнитель песни «Я встретил девушку» Рашид Бейбутов – азербайджанец. Вот такой сплав талантов породил музыкальную комедию, которая хорошо смотрится и в наши дни.
В заключение скажем, что киночайханы со студентами планируется проводить в Домжуре раз в два месяца.
СПРАВОЧНО. Алишер Ходжаев – актёр кино, журналист, специальный корреспондент новостных выпусков центрального телевидения, автор, режиссёр и ведущий программ. Родился 14 января 1949 года в Душанбе в семье актера. В 1972 году окончил филологический факультет Душанбинского государственного педагогического института. За 10 лет работы в Гостелерадио Таджикистана освоил многие телевизионные профессии: ассистента режиссера, режиссера, редактора, комментатора, заведующего отделом. С 1982 г. – корреспондент редакции культуры телеграфного агентства «ТАСС» в Таджикистане. В 1986 г. приглашен на должность заведующего отделом информации популярной и тиражной газеты «Вечерний Душанбе». В эти годы активно сотрудничает с телевидением, в том числе с Центральным телевидением СССР, в качестве автора и ведущего. Одним из первых телевизионщиков Советского Союза выступил сразу в трех ипостасях: в качестве автора сценария, режиссера и телеведущего своих программ. В качестве специального корреспондента снимал репортажи для выпусков «Новостей» и программы «Время» в Таджикистане, Афганистане, Великобритании, Болгарии, Индии, Румынии, Пакистане и других странах. В 1995 году А. Ходжаева, имеющего опыт военного журналиста, перевели на работу в Ростов-на-Дону. Его усилиями восстанавливается корреспондентская сеть на Северном Кавказе. Сначала в качестве собственного корреспондента ОРТ по Ростовской области, а затем и как заведующий Южным бюро ОРТ, прошел все «горячие точки» Юга России. В 2002 г. А. Ходжаева пригласили на работу в Аппарат полномочного представителя Президента РФ в ЮФО. Затем снова работа на любимом «Первом канале». Александр Алиназарович – лауреат премии Ленинского комсомола, награжден Почетной грамотой Законодательного собрания Ростовской области. Член Союза журналистов РФ, член Союза кинематографистов СССР.
Посмотрите также: