04.04.2023Количество просмотров: 3983
В наше время, когда большие объёмы информации распространяются очень быстро, важно уметь вовремя распознавать недостоверные сведения. Эксперт ЮФУ рассказал о выявлении ложных фактов в медиапространстве.
К сожалению, не всегда информация, которую мы находим в медиапространстве, правдива. Каждый пользователь должен научиться самостоятельно анализировать всё, что он видит в интернете, чтобы не распространять ложные факты дальше.
Любовь Шаронова, преподаватель кафедры теории и практики массовой коммуникации Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, рассказала о том, как можно проверять информацию на достоверность и дала советы тем, кто хочет научиться фактчекингу.
Эксперт отметила самое базовое правило - атрибуция. У любой мысли есть привязка, мы должны знать, откуда мысль взялась.
«Если перед нами утвердительное предложение с новой для нас информацией, но мы не понимаем, откуда эта информация взялась, мы условно относим её к точке зрения журналиста (или автора). Утверждения, не имеющие атрибуции – это утверждения без ссылки на какой-либо источник. Такую информацию мы можем отнести либо к категории мнений, либо к фейковой информации», - отметила Любовь Шаронова.
Также эксперт рассказала о существующих квази-журналистских сайтах, на которых ради развлечения (или ради прибыли - от ред.) авторы публикуют шуточные новостные материалы. Иногда люди по ошибке всерьёз воспринимают такие публикации, начиная распространять фейковую информацию в интернете. Чтобы понимать деятельность таких сайтов корректно, нужно обладать определённым сознанием, начитанностью, пониманием того, как работает информационное поле.
Спикер отметила, что журналист пользуется в основном теми же источниками информации, которые доступны всем. Когда ему необходимо проверить её достоверность, первое, что он делает - критически смотрит на неё. Источники информации журналиста – это информационные агентства, пресс-службы, представительства в различных компаниях. Любой человек может прозвонить или направить запрос в пресс-службу, чтобы проверить какие-то данные, либо «прогуглить» их в официальном источнике.
«С моей точки зрения, и обычный человек, и журналист могут пользоваться одинаковыми инструментами. Разница в том, что журналист заранее знает, где, что и как ему проверять. Человеку же приходится этот опыт приобретать самостоятельно», – отметила Любовь Шаронова.
Отдельно специалист отметила важность проверки информации в социальных сетях и составила список основных правил.
Во-первых, следует внимательно смотреть на публикацию внешне. На некоторых платформах можно увидеть, была ли запись отредактирована, найти похожие материалы и сравнить информацию и дату публикации. Стоит уделять внимание реакциям пользователей по сравнению с другими постами – так можно понять, были ли они накручены. А в комментариях, по словам специалиста, иногда можно найти больше полезной и достоверной информации, чем в самом материале:
«В частности, проверка информации для паблика «Ростов Главный» (группа в соцсети «ВКонтакте» - прим. ред) часто осуществляется подписчиками паблика. Если написать самым активным, то через пять минут можно выяснить, что это пустые комментарии: люди этого не видели. Либо видели и могут предоставить какие-то фотографии, видеозаписи или поделиться номером телефона, с кем можно связаться по соответствующему вопросу».
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Быть внимательным.
2. Не позволять эмоциям перекрыть правильное восприятие информации.
3. Перечитывать материал.
4. Если не получается проверить информацию самостоятельно – позвонить/написать туда, где её могут проверить.
Центр общественных коммуникаций
Южного федерального университета.
Посмотрите также: