НАЧАЛО БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

03.11.2024Количество просмотров: 1307

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Материал представляет:
Людмила Антонова,
историк, доцент, кафедры истории России
Института истории и международных отношений ЮФУ.

ПРОЛОГ  

Началось время максимального развития гражданской авиации Дона (1980–1992) за всю историю русской авиации Юга СССР и РФ с 1925 по 2000 годы (количество самолетов, объем перевезенных пассажиров, почты и груза, количество личного состава, оснащение аэродрома). Ростовский ОАО эксплуатировал около 60 самолетов пяти типов. 

Период перевода всех пассажирских авиаперевозок Ростовского ОАО на турбореактивную и турбовинтовую авиатехнику. Начало эксплуатации максимального парка самолета Ту-154, одного из массовых самолетов гражданской авиации СССР. 

Всего, через РОАО, в период с 1977 по 2000 годы прошло эксплуатацию 22 самолета типа Ту-154, четырех модификаций. Выполнены тысячи рейсов, перевезены миллионы пассажиров.

Только один факт про советское авиастроение. Самолеты Ту-154 производились на авиационном заводе №18 в Куйбышеве (Самара) — теперь это завод «Авиакор». Серийное производство «туполей» началось в 1970 году.  С 1976 по 1981 годы выпускали минимум по самолету в неделю. А 1980 году, например, было произведено 76 самолетов, с темпом по 1.46 самолета в неделю. Это были самые высокие темпы авиастроительного производства самолетов такого типа за всю историю авиации СССР и РФ. 

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Первый самолет Ту-154 85237 Ростовского ОАО, который начал эксплуатироваться в Ростове-на-Дону, на перроне аэродрома Ростов. 

ИЗ ХРОНИКИ РОАО ДОНАВИА ПЕРИОДА 1984–1988

1983 декабрь – самолетом Ан-2, Шахтинского санитарного авиазвена, командир воздушного судна (КВС) Гревцев Валентин, второй пилот Хохлов Иван, вывезли из Вешенской писателя Шолохова Михаила Александровича в Ростов для оказания экстренной медицинской помощи.

1984 – парторганизация Ростовского ОАО была одной из самых крупных в Ростове и области и насчитывала более 1200 членов партии.

1984 – был заключен договор и начались перевозки вахтовых бригад на прямых чартерных вахтовых рейсах на самолете Ту-154 по маршруту Ростов – Новый Уренгой – Ростов (расстояние 2996 км), в интересах Армавирского Управления Буровых Работ (АУБР) Производственного объединения Кубаньгазпром. Начальником АУБР был доктор экономических наук Ковалёв Адольф Аполлонович, главным инженером – Лысый Василий Иванович. Данная воздушная линия обеспечивала в год более 360 рейсов (до 2400 часов налета) с гарантированной загрузкой 120–136 пассажиров (вахтовая бригада). Далее, чартерные рейсы были заменены на регулярные рейсы центрального расписания движения самолетов СССР, что позволило увеличить загрузку рейса до 160-164 человек.

1984 – внедрение автоматизированной системы управления (АСУ) – компьютерной системы учета работы парка самолетов, авиадвигателей и экипажей Ростовского ОАО. Система разрабатывалась экономическими и коммерческими специалистами Ростовского ОАО (экономический алгоритм), а также специалистами Кустового вычислительного центра Северокавказского управления ГА (программное обеспечение). Это была одна из первых автоматизированных систем учета в гражданской авиации СССР. 

1984 октябрь – специалисты Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, в составе группы сотрудников Международного Коммерческого Управления (МКУ) Аэрофлота, участвовали в переговорах (Берлин, ГДР) и подписали контракт на выполнение международных рейсов (туристическая программа) по перевозке групп туристов из Германии (ГДР) в Сочи на 1985 год.

1984 январь – декабрь в СССР выпущено: 469 воздушных судов, в том числе 244 самолетов.

1984 январь – экономические условия производственно-коммерческой деятельности Ростовского ОАО. 

Котировка денежной единицы на 01.01.1984: 
Рублей за доллар: 0,791
Долларов за рубль: 1,2642

1984 март 15 – начало эксплуатации двенадцатого самолета Ту-134А-3 СССР-65771, в 77 летном отряде. До этого самолет эксплуатировался в 235 летном отряде.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Самолет Ту-134А-3 СССР-65771, один из самых надежных и безопасных самолетов Ростовского ОАО и ДОНАВИА. За всю эксплуатацию налетал около 45000 часов, совершил 24000 полетов. Самолет провел в воздухе более 5 лет. 

1984 – начало эксплуатации тринадцатого самолета Ту-134А-3 СССР-65075 в 77 летном отряде, в 1986 году самолет передан в Грозненский объединенный авиаотряд. 24.11.1994 был уничтожен в результате воздушного налета Су-25 ВВС РФ в а/п Грозный. Это второй самолет Ту-134 из РОАО, который был потерян в Грозненском ОАО, первый Ту-134 бортовой номер 65766, 20 октября 1986 года в Куйбышеве (результат человеческой глупости). 

1984 декабрь 04  – аэропорт Волгодонск, информация в СМИ, условия авиаперевозок.

1985 июнь 15 – исполнилось 60 лет истории гражданской авиации Дона, 1925–1985.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Юбилейный буклет – 60 лет Ростовскому ОАО. 

1985 июль 01 – начало эксплуатации четырнадцатого самолета Л-410 СССР-67520 в 78 летном отряде РОАО. Самолет Л-410, самый востребованный самолет на местных воздушных авиалиниях. Однако, даже такой большой объединенный авиаотряд как Ростовский не смог экономически вытянуть данный тип самолета, так как помимо расходов на эксплуатацию парка из 14 самолетов типа Л-410, Ростовский ОАО нес все расходы по содержанию аэродромов в области. На балансе РОАО, в разные годы, числилось до 36 аэропортов в области. В тоже время, мировая практика в отношении аэропортов местных воздушных линий заключалась в следующем – строительство и эксплуатационные расходы на содержание аэродрома в районах регионального субъекта всегда являлись статьей расходов администрации и муниципального совета. 

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Самолет Л-410, нереализованная надежда местных воздушных авиалиний Ростовской области (неприемлемые экономические условия). 


1985 апрель 08 – введен в действие один из самых важных документов регламентирующий деятельность Гражданской Авиации СССР – Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85), который был отменен только через 24 года. 

1985 апрель 23 – социальная политика государства – апрельский пленум ЦК КПСС – провозглашен курс на перестройку (первое использование данного термина) и ускорение. Генеральный Секретарь ЦК КПСС Горбачёв М.С. сообщил о планах широких реформ, направленных на всестороннее обновление общества, краеугольным камнем которых было названо «ускорение социально-экономического развития страны». Данный план, по мнению историка Спицына Е.Ю., привел к смене общественного строя, к краху и гибели СССР. 

1985 – экипажи Ростовского ОАО принимали участие в обучении и вводе в строй экипажей польской авиакомпании ЛОТ на самолетах Ту-154 (длительная командировка).

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Экипаж Ростовского ОАО, справа налево – командир воздушного судна (КВС) Яровой Александр, бортинженер Чайка Владимир, штурман Колганов Александр, второй пилот Алексей Нор-Аверян, бортрадист Назаров Николай, экипаж в форме польской авиакомпании, 1985 год Цюрих, Швейцария.

1986 январь-декабрь – в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 187 самолетов.

1986 февраль 21 – начало международных полетов из аэропорта Ростов-на-Дону. Аэропорту присвоен статус международного. В соответствии с Заключением о прочности искусственных покрытий аэродрома Ростов-на-Дону по методу ИКАО «CAN/PCN», ИВПП пригодна для эксплуатации 28 типов советских и иностранных воздушных судов. 

1986 август 31 – на двух самолетах Як-40 Ростовский ОАО принимал участие в вывозе из Анапы оставшихся в живых пассажиров парохода «Адмирал Нахимов», который попал в катастрофу (столкновение судов) в 13 км от морского порта Новороссийск.

1986 декабрь-1987 апрель – самая суровая зима для Ростовского Объединенного Авиационного Отряда и аэропорта Ростов-на-Дону в последней четверти 20-го века (1975–2000), толщина ледяного покрова на рулежных дорожках и перроне достигала 20 см, на внутренних проездах аэропорта ледяной накат от движения спецтранспорта достигал 40-50 см. Все остановилось, снегоуборочная техника практически полностью вышла из строя. Военная техника тоже не помогла. Только к 25 апреля 1987 года аэродром и проезды на территории аэропорта полностью были очищены.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

«Ледяной дождь» 25–26 декабря 1986 года парализовал работу аэропорта Ростов-на-Дону. После сильного снегопада (выпало до 30–40 см снега) произошло резкое повышение температуры воздуха, на снежный покров пошел дождь, и через несколько часов температура вновь упала до минут 10 градусов. Все замерзло.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Для попытки сломать ледяной покров на перроне и проездах аэропорта вызвали военную технику, средние танки из Новочеркасска. Но увы, попытка оказалась бесполезной. Только положительные температуры апреля помогли сломать ледяной покров. 

1987 – появились первые крупицы информации о русских военных летчиках на Дону до 1920 года. Одна из «русскоязычных», как сказали бы сегодня, газет, выпускавшихся в далеком городе Сан-Франциско, опубликовала ряд статей под общим названием «Из прошлого русской авиации», которые были посвящены жизни двух выдающихся русских авиаторов: Вячеславу Матвеевичу Ткачеву и Вячеславу Григорьевичу Баранову. Автор публикации – Валерий Томич, историк, писавший в Америке об авиации, – предваряя одну из своих статей, упомянул: «В далёкие годы моего отрочества, начитавшись рассказов о подвигах союзных и вражеских лётчиков-асов в 1-ю мировую войну 1914 –1918 гг., я был поражён полнейшим отсутствием каких-либо упоминаний о действиях Русской Авиации за тот же период»… Но об это в РФ стало известно только 2022 году. 

1987 январь-декабрь – в СССР выпущено: 527 воздушных судов, в том числе 248 самолетов.

1987 январь – самолет Ан-12 РОАО на работе по перевозке мороженой рыбы в Салехарде, административного центра Ямало-Ненецкого автономного округа.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

На фото командир воздушного судна Ан-12 Ковалинский Алексей (крайний слева), бортинженер Войнов, старший инженер цеха №4 АТБ Дьяченко Георгий, инженер цеха №4 АТБ РОАО Жуков Геннадий. Одна из командировок для работы на крайнем Севере. 

1987 февраль – приступил к исполнению обязанностей седьмой командир Ростовского ОАО Заикин Владимир Алексеевич.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Седьмой командир Ростовского ОАО Заикин Владимир Алексеевич.

1987 май 01 – вступил в силу Закон об индивидуальной трудовой деятельности, 30 июня того же года  – Закон "О государственном предприятии", предусматривавший хозрасчет и элементы самостоятельности в выборе экономических партнеров. Закон "О кооперации" впервые со времен нэпа разрешил создание частных предприятий, для "страны победившего социализма" – это было революцией в сознании социума, разрушительной и трагической революцией.

1987 август 21 – Летный Отряд номер 78 Ростовского ОАО переименован во 2-й Летный Отряд Ростовского ОАО. Приказ МГА № 201 от 21 августа 1987.

1987 сентябрь 13  – попытка угона Ту-134, выполнявшего рейс Минск – Ростов-на-Дону, когда художник Геннадий Хацкевич (1952 года рождения) показал стюардессе закреплённый на его теле муляж бомбы, потребовав лететь в Париж. После посадки в Ростове преступника задержали и отправили на принудительное лечение. 

1987 ноябрь – начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолета Ту-152Б-2 СССР-85452, который был получен из Душанбинского авиаотряда в обмен на самолет Ту-154Б-2 СССР-85469, имевшего разрешенный максимальный взлетный вес 100 тонн.

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

Самолет Ту-152Б-2 СССР-85452. Фото после 1992 года. 


1988 – общая численность работников Аэрофлота в советское время доходила до 600 тысяч человек.

1988 – Ростовский ОАО начал выполнение программы туристических рейсов выходного дня по маршрутам (туристическая группа выходного дня) Ростов – Рига – Ростов, Ростов – Таллин – Ростов, Ростов – Самарканд – Ростов. Туристические рейсы вылетали, как правило, в 06.00 утра, в основном использовались самолеты Ту-154 в компоновке салона 180 кресел, рейсы возвращались до 24.00 в этот же день, в субботу или в воскресенье.

1988 – в состав партийной организации Ростовского ОАО входило около 1100 человек личного состава авиапредприятия, численность всего предприятия составляла около 4700 человек. 

1988 сентябрь 09 – первый самостоятельный командир воздушного судна (КВС) Як-40 Маринец Е.В. 78 летного отряда Ростовского ОАО. Первый самостоятельный – это особый рейс в жизни любого летчика. После подготовки, полетов вторым пилотом, полетов в кресле командира, программы полетов с инструктором, это первый полет с пассажирами, в котором летчик полностью самостоятельно выполняет полетное задание как командир ВС без инструктора. 

Начало больших полётов: от Европы до Тихого океана. Из Хроники РОАО и ДОНАВИА. 1984–1988

09.06.1988г. Первый самостоятельный, КВС Як-40 88254 Маринец Е.В. 
Слева на право: Огай Д.Н.– командир 1й эскадрильи Як-40, Сидоров В.А. – замполит 78 лётного отряда РОАО, Зазовский К.Л. – командир 78 ЛО, сам Маринец Е.В., Далабаян Е.Л. – КВС-наставник, Сасорин А.Н. – инженер 78 ЛО, Якович Л.Э. – бртпроводник, Кондаков В.И. – штурман 1 АЭ 78 ЛО. 

Чудовищные зигзаги судьбы самолета и летчика. От первого самостоятельного до последнего рейса.  

В 1994 года, в октябре, Евгений Маринец, как пилот инструктор, именно на этом борту 88254, выполнил последний авиарейс для этого самолета. В Махачкале, при выполнении регулярного рейса, после захвата самолета, борт был взорван, экипаж и пассажиры были спасены. 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда. 

 

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.

5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.

7. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону, как структуры ВВС РККА. 1940-1944. Материал Марии Братолюбовой.

8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.

9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.

10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.

11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.

12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/grazhdanskaya-aviacziya-na-donu-1960-1964
ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/grazhdanskaya-aviacziya-na-donu-1960-1964

13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.

14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.

15. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 15. Период 1972–1976. Материал Ангелины Поляковой.

16. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на Дону. Глава 16. Период 1976–1980. Материал Татьяны Рыбки.

17. Максимальное развитие гражданской авиации Дона за всю историю. Глава 17. Период 1980–1984. Материал Ирины Петрулевич.

Написать нам письмо




Новое на сайте