12.07.2024Количество просмотров: 764
Материал представляет Ирина Петрулевич,
доцент, доктор социологических наук ЮФУ,
профессор кафедры специальных исторических дисциплин и методики преподавания истории и обществознания ЮФУ.
ПРОЛОГ
Время начала максимального развития гражданской авиации Дона (1980–1992) за всю историю русской авиации Юга СССР и РФ с 1925 по 2000 годы по количеству самолетов, объему перевезенных пассажиров, почты и груза, количеству личного состава, оснащению аэродрома.
Период перевода всех пассажирских авиаперевозок Ростовского ОАО на турбореактивную и турбовинтовую авиатехнику. Начало эксплуатации максимального парка самолета Ту-154, одного из массовых самолетов гражданской авиации СССР.
Всего, через РОАО, в период с 1977 по 2000 годы прошло эксплуатацию 22 самолета типа Ту-154, четырех модификаций, выполнены тысячи рейсов, перевезены миллионы пассажиров. Только один факт: самолеты Ту-154 производились на авиационном заводе №18 в Куйбышеве (Самара) – теперь это завод «Авиакор». Серийное производство «туполей» началось в 1970 году, а с 1976 по 1981 годы выпускали минимум по самолету в неделю. А 1980 году, например, было произведено 76 самолетов, с темпом по 1.46 самолета в неделю. Это были самые высокие темпы авиастроительного производства самолетов такого типа за всю историю СССР и РФ.
Первый самолет Ту-154 85237 Ростовского ОАО, который начал эксплуатироваться на перроне аэродрома в Ростове.
ИЗ ХРОНИКИ ПЕРИОДА 1980–1984
1978 май – технический рейс аэробуса Ил-86 Внуковского Производственного Объединения Гражданской Авиации показал возможность приема и выпуска подобного класса воздушных судов в аэропорту и на аэродроме Ростов-на-Дону, Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО).
Заявка на получение сертификата лётной годности для Ил-86 была принята 15 мая 1974 года, а сам сертификат для Ил-86 получен 24 декабря 1980 года, после соответствующих испытаний самолёта Ил-86.
В 1980 году гражданская авиация СССР перевезла свыше 120 млн пассажиров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса и до сих пор не побито ни одной авиакомпанией в мире.
Ростовский объединенный авиаотряд
Авиационно-техническая база
Участок расшифровки полетной информации для обеспечения контроля за безопасностью полетов (1980).
Техник Теплицкий Ефим Борисович.
1980 – начало регулярных международных рейсов в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде по перевозке пассажиров на самолёте Ту154 из аэропорта Сочи. Рейсы выполнялись под кодом и флагом Аэрофлота:
Сочи – Варшава (Польша) – Сочи
Сочи – Прага (Чехословакия) – Сочи
Сочи – Братислава (Чехословакия) – Сочи
Сочи – Будапешт (Венгрия) – Сочи
Сочи – Дрезден (Берлин, ГДР) – Сочи
Сочи – Хельсинки (Финляндия) – Сочи
Сочи – Лейпцих (Германия, ГДР) – Сочи
Сочи – Бургас (Болгария) – Сочи
Сочи – Варна (Болгария) – Сочи.
1980 – построена магистральная рулежная дорожка (РД) аэродрома Ростов-на-Дону, Ростовского Объединенного Авиационного Отряда.
1980 – встреча в аэропорту Волгодонск генерального секретаря Компартии Франции Жоржа Марше, на втором плане самолет Ту-134 Ростовского ОАО. Под этот тип самолета спроектировали и построили аэропорт Волгодонск со взлетно-посадочной полосой 2200 метров.
Аэропорт Волгодонск Ростовского объединенного авиаотряда, самолет Ту-134, (1980).
Аэропорт Волгодонск, самолет Як-40 87965, специальный борт, встреча в аэропорту (1980).
Аэропорт Волгодонск, самолет Ту-134А-3 65796, встреча в аэропорту, компазитор Ян Френкель (1980).
1980 март – приступил к исполнению обязанностей пятый командир Ростовского ОАО Шматков Константин Петрович.
Заслуженный пилот СССР, командир Ростовского ОАО Шматков Константин Петрович, командир самолета Ту-134.
1980 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО самолетов Л-410, подготовка и обучение летного состава проходили под руководством заместителя командира 78 Летного Отряда Плохих Вадима Алексеевича. Первым командиром авиаэскадрильи самолетов Л-410 назначен Ивахненко А. Г.
Плохих Вадим Апексеевич, летчик Шахтинского и Ростовского Объединенных авиаотрядов.
Командир воздушного судна Ан-2, Л-410, Як-40, Ил-76.
Главный пилот, инспектор, начальник летного отдела Главного управления летной службы Министерства гражданской авиации СССР. Фото 1978 года.
1980 апрель 01 – началась эксплуатация в Ростовском ОАО самолета Ту-134А-3 СССР-65796, заводской номер 63150, дата выпуска 1980 март 17, в эксплуатации с 01 апреля 1980.
Самолет Ту-134А-3 RA-65796 в окраске ДОНАВИА.
1980 май 14 – началась эксплуатация первого и второго самолетов Л-410 СССР-67180 и Л-410 СССР-67181 в Ростовском ОАО.
Самолет Л-410. Парк самолетов Л-410 состоял из 14 воздушных судов.
1980 июнь – на время проведения соревнований Олимпиады-80, в Москве, Ростовский ОАО открыл новый рейс по маршруту Ростов – Ленинград – Хельсинки – Ленинград – Ростов на самолётах Ту-154. Перед этим, чтобы «прикрыть расписание», экипажам приходилось 20 дней летать, а 20 дней сидеть на курсах по изучению английского языка и правил международных полётов в Москве и в Ростове-на-Дону.
1980 июль 23 – первым заместителем командира Ростовского Объединенного Авиаотряда назначен Карабанов Владимир Михайлович. Институт первых заместителей командиров объединённых авиаотрядов авиапредприятий давно требовался в гражданской авиации. Гражданские самолеты летали в несколько раз больше любого военно-воздушного соединения. Любой гражданский пилот имел в десятки раз больший налет часов в воздухе, чем военные летчики. Планирование, организация и выполнение простого регулярного авиарейса требуют слаженного взаимодействия десятков авиаспециалистов.
Первый заместитель командира Ростовского ОАО Карабанов Владимир Михайлович. Авиационный специалист, отвечающий за всю производственную программу авиапредприятия, занятость и эффективную работу собственного парка самолетов (около 60 воздушных судов) и более чем четырех тысяч человек личного состава.
1981 – с января по декабрь в СССР было выпущено 564 воздушных судна, в том числе 403 самолёта.
1981 февраль 10 – началась эксплуатация самолета Ту-154Б-2 СССР-85469, заводской номер 81A469, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1981 февраль 10, в эксплуатации 27 лет 11 месяцев. Один их немногих самолетов Ту-154 Ростовского ОАО, полученных прямо с завода изготовителя, надежный и удачливый.
Самолет Ту-154 бортовой номер 85469. Парк самолетов Ту-154 РОАО в среднем состоял из 18 воздушных судов.
1981 март 05 – аэропорт «Вешенская» после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже, свою деятельность аэропорт «Вешенская» осуществлял в составе Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (структурное подразделение), регулярные пассажирские перевозки из аэропорта в Ростове-на-Дону в аэропорт «Вешенская» осуществлялись на самолетах Ан-2 и ЯК-40, содержание и эксплуатация аэропорта обеспечивалась наземными службами Ростовского Объединенного Авиационного Отряда.
1981 – в Ростовском Объединенном Авиаотряде (РОАО) запущен Центр Коммутации Сообщений (ЦКС) DS-6. На начало 80-х годов ЦКС DS-6 совместного производства фирм ITT (США) и Thomson (Франция) являлся одним из самых совершенных в мире. Он позволял обрабатывать до 6 телеграмм в секунду. Такие ЦКС были впервые в СССР установлены в Москве, Киеве, Алма-Ате, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Свердловске, Хабаровске. Новосибирске, Иркутске.
Все работы по развитию систем электро-радиотехнического обеспечения полетов Ростовского ОАО проводились под руководством начальника Базы ЭРТОС (Электро Радио Технического Обеспечения Связи) Мыцыкова Виталия Дмитриевича, специалиста высочайшего класса. Ростовские специалисты проходили стажировку во Франции.
Начальник Базы ЭРТОС Ростовского ОАО Мыцыков Виталий Дмитриевич.
Машинный зал информационно-вычислительного комплекса ЦКС РОАО, один из девяти центров в СССР.
Расписание авиарейсов из аэропорта Волгодонск.
1982 январь – декабрь в СССР выпущено: 541 воздушное судно, в том числе 342 самолета.
1982 январь – выполнение авиарейсов в города Самарканд, Рига, Таллин, так называемые «туристические рейсы одного дня». Рано утром вылет из Ростова, вечером вылет в Ростов, рейсы, как правило, выполнялись на самолете Ту-154 в компоновке 180 кресел, с загрузкой 100% туда и обратно.
1982 март 12 – началась эксплуатация двадцать второго самолета Ту-152Б-2 (бортовой номер 85527, заводской номер 82А527), полученного прямо с завода. Самолет имел максимальный взлетный вес до 100 тонн, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска 1982 февраль 11, самолет находился в эксплуатации 27 лет 3 месяца.
Два самолета Ту-154 85527 и 85437 Ростовского ОАО допущенные к международным полетам.
1982 июнь – аэропорт «Белая Калитва» после проведенной реконструкции был допущен к приему и обслуживанию воздушных судов ЯК-40, Ан-24 и классом ниже. Регулярные пассажирские перевозки из аэропорта осуществлялись на самолетах Ан-2, Л-410, ЯК-40. (см. 1990, 2005).
1982 июнь – аэропорт Ростов-на-Дону был сильно загружен. Только в Москву в летнее время года существовало до десяти ежедневных рейсов на Ту-154Б-2, на которые старались ставить преимущественно 180-местные машины. Но и это не спасало ситуацию. Проблема была ещё и в том, что длина взлетной полосы ростовского аэропорта была 2500 метров, тогда как потребная ВПП для Ил-86 составляла 2600 метров. Прием лайнера было решено производить с ограничениями по весу.
1982 декабрь 23 – после подготовительных работ и технического полета в Ростов, был издан приказ Министра гражданской авиации №203, разрешающий полеты с пассажирами на Ил-86 в Ростовский аэропорт.
Экипаж КВС (капитана) самолета Ту-154 Семенова Юрия Валентиновича, Ростовский ОАО, 77 Летный Отряд. На фото, слева направо: штурман Литвак Владимир Абрамович, КВС (капитан) Ту154 Семенов Юрий Валентинович, бортинженер Богомолов Владимир Кузьмич, второй пилот Понамарев Владимир Фридрихович (сидит), крайний справа, штурман инструктор 77 Л О РОАО Верховец Владимир Васильевич. Фото 1983 года.
1983 – на Европейском конкурсе аэровокзальных зданий проект аэровокзала Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, проектировщик Московский институт "Аэропроект", получил первую премию.
Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону, Ростовского объединенного авиаотряда.
1983 январь 05 – первый самолет Ил-86 с пассажирами по маршруту Москва (Внуково) – Ростов привел внуковский экипаж во главе с командиром корабля Н.Г. Ипатием. Рейс 1175–1176 выполнялся ежедневно, вылет из Москвы в 13:20, прилет в Ростов в 15:15, обратный вылет из Ростова в 17:15, прилет во Внуково в 19:10.
Специально для самолета Ил-86 выделили стоянку перед зданием аэровокзала, на которую в те годы «парковали» только широкофюзеляжные самолеты. Но эксплуатация Ил-86 из Москвы на ростовском направлении была недолгой. После 10 августа 1983 года, полеты самолета Ил-86 в Ростов-на-Дону были прекращены.
Самолёт Ил-86 СССР-86055 Внуковского производственного объединения гражданской авиации и самолет Ту-154 85437 Ростовского ОАО на перроне аэропорта Ростов-на-Дону.
1983 август 10 – самолет Ил-86 бортовой номер СССР-86005 под управлением командира Ю.П.Осипова с 348 пассажирами на борту при посадке с МК220° выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Посадка производилась во время ливневого дождя при наличии большого количества воды на большей части полосы, что привело к гидроглиссированию самолета при пробеге его по ВПП. Эксплуатация Ил-86 из Москвы на ростовском направлении была недолгой.
1983 октябрь – командир воздушного судна самолета Л-410 РОАО Сычев Сергей Владимирович, летчик 78 летного отряда Ростовского ОАО, будущий командир международной авиаэскадрильи самолетов Ту-154 РОАО.
Сычев Сергей КВС Л-410. Октябрь 1983.
1983 октябрь 03 – Приказом Министра гражданской авиации СССР от 3 октября 1983 года № 208 был создан Ростовский центр АУВД "Стрела". Предъявленная на государственные испытания в декабре 1983 года автоматизированная система показала свое полное соответствие заданным тактико-техническим характеристикам.
С 1990 года авиадиспетчеры начали непосредственное управление воздушным движением с рабочих мест РАС АУВД "Стрела". А приказом Министра транспорта РФ, Министра промышленности РФ и Главкома ВВС от 16 ноября 1992 года №95/1205/256 с 1 октября 1992 года РАС УВД "Стрела" была введена в штатную эксплуатацию (см. 1979). Северо-Кавказский центр автоматизированного управления воздушным движением «Стрела» находится в г. Ростове-на-Дону и является самым крупным центром УВД в России.
1984 – парторганизации Ростовского ОАО насчитывала более 1200 членов партии.
1984 – открытие прямых чартерных вахтовых рейсов на самолете Ту-154 по маршруту Ростов – Новый Уренгой – Ростов (расстояние 2996 км) в интересах и на основе договоров РОАО и Армавирского Управления Буровых Работ (АУБР) Производственного Объединения Кубаньгазпром, начальник АУБР, доктор экономических наук Ковалёв Адольф Аполлонович, главный инженер Лысый Василий Иванович. Данная воздушная линия обеспечивала в год более 300 рейсов (до 2400 часов налета) с гарантированной загрузкой 120 – 136 пассажиров (вахтовая бригада).
1984 – внедрение компьютерной системы учета работы парка самолетов, авиадвигателей и экипажей Ростовского ОАО автоматизированной системы управления (АСУ).
1984 октябрь – специалисты Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, в составе группы сотрудников Международного Коммерческого Управления (МКУ) Аэрофлота, участвовали в переговорах (Берлин, ГДР) и подписали контракт на выполнение международных рейсов (туристическая программа) по перевозке групп туристов из Германии (ГДР) в Сочи на 1985 год.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Начало 1980-х годов стало новой эпохой в развитии советской гражданской авиации. СССР сохранил позиции одного из мировых лидеров в самолётостроении. Несколько авиапредприятий производили ежегодно до половины самолетов от мирового производства. Это полностью удовлетворяло рынок внутренних перевозок по всей огромной стране от Калининграда до Магадана, а также потребности стран Варшавского договора.
В 1980 году из Советского Союза совершались регулярные рейсы в 85 государств. Для подготовки пилотов, техников и других кадров гражданской авиации в 1980 году в стране имелось 24 средних и высших учебных заведений.
Это было время как больших международных полётов, так и развития местных воздушных линий, строительства новых аэропортов. Всё это отражалось и на деятельности Ростовского Объединенного авиаотряда.
1980-1996 – период максимального авиационно-производственного и экономического развития Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА за всю историю донской авиации и авиации юга СССР 1925 по 2000 годы (количество самолетов в эксплуатации, объем перевезенных пассажиров, почты и груза, количество личного состава, оснащение аэродрома).
За всю свою тридцатилетнюю летную историю коллектив Ростовского Объединенного авиаотряда (1963–1993) и авиакомпании ДОНАВИА (1993–2000) не потерял ни одного самолета ни одного члена экипажа, ни одно пассажира, выполнив десятки тысяч авиарейсов и перевезя миллионы пассажиров.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.
14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.
15. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 15. Период 1972–1976. Материал Ангелины Поляковой.
16. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на Дону. Глава 16. Период 1976–1980. Материал Татьяны Рыбки.
Посмотрите также: