04.06.2024Количество просмотров: 859
Материал представляет: Татьяна Рыбка,
экс бортпроводник-инструктор Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, авиационный специалист, технолог по организации авиационных перевозок.
ПРОЛОГ
Авиапредприятие в своем развитии подошло к кардинальной перестройке своей аэродромной базы. Как ни странно, но главным инструментом, главным оборудованием любого аэропорта, от самого маленького до самого грандиозного, является взлётно-посадочная полоса и её оборудование.
Важнейшим этапом этого времени стали начало эксплуатация самолетов Ту-154, главного самолета страны, реконструкция аэродрома, удлинение и усиление искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) аэродрома Ростов-на-Дону и строительство пассажирского терминального комплекса.
Одним из важных факторов, способствующих повышению регулярности полетов в сложных метеоусловиях является оборудование, позволяющее выполнять взлеты и посадках в условиях ограниченной видимости. А для нашего региона это особенно актуально.
1976 – экономические условия периода: котировка денежной единицы на 01.01.1976:
рублей за доллар: 0,758
долларов за рубль: 1,3192.
1976 январь-декабрь – в СССР выпущено: 712 воздушных судов, в том числе 503 самолетов.
1976 январь – начало нового периода всей гражданской авиации СССР: на испытательные полёты вышли сразу два новых пассажирских лайнера – Як-42 и Ил-86. Самолет Як-42 впервые поднялся в воздух в марте 1975 года, но в эксплуатацию был принят только в 1980 году. Не самая удачная конструкция планера привела к постоянной доработке самолета относительно первоначального проекта. Конструкторы для ускорения выпуска нового самолета (рынок требовал новые самолеты), сначала пошли по простой схеме. Для самолета Як-42 взяли за основу самолет Як-40 и увеличили его в пропорции 1:1.8 и 1:1.6. Для авиастроителей это было очень удобно, и подразумевалось, что аэродинамика самолета принципиально сохранится.
Но увы, самолет постоянно дорабатывался, видоизменялся, а после ряда происшествий его эксплуатация даже приостанавливалась. Для аэродрома Ростов-на-Дону самолет не особенно подходил, т.к. у него отсутствовала система реверса тяги, что было крайне небезопасно для пассажирских авиаперевозок в условиях неблагоприятных метеоусловий и на короткой полосе.
1976 декабрь – первый полет широкофюзеляжного самолета Ил-86, который оказался одним из самых безопасных самолетов гражданской авиации СССР. За всю историю, гражданская авиация СССР не потеряла ни одного самолета Ил-86 с пассажирами.
1976 – начало международных полётов на самолетах Ту-134, которые выполняли подготовленные экипажи, командиры воздушных судов (КВС) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда:
КВС (капитан) Мамченко Петр Ефграфович, штурман Амельчак Владимир Семёнович, КВС (капитан) Негаметуллин Виктор Александрович, штурман Соколов Юрий Васильевич, КВС (капитан) Николаев Евгений Степанович, штурман Шапошников Виктор Иванович, бортмеханик Прохоров Вячеслав Анатольевич, КВС (капитан) Зиновец Сергей Сергеевич, штурман Соколов Николай Васильевич, Мамченко Юрий Прокофьевич, КВС (капитан) Гольцев Александр Иванович, КВС (капитан) Сурков Виктор Михайлович, КВС (капитан) Потий Александр Афанасьевич, КВС (капитан) Крюков Георгий Михайлович, КВС (капитан) Крашенинников Анатолий Иванович, КВС (капитан) Кремнёв Виталий Анатольевич, КВС (капитан) Титов Александр Иванович, КВС (капитан) Шкрыль Борис Андреевич, КВС (капитан) Объедков Виктор Иванович.
1976 апрель 01 – началась эксплуатация самолета Як-40 СССР-87499, заводской номер 9610246, серийный номер 46-02, эксплуатант – Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, ДОНАВИА, с 1993 бортовой номер RA-87499, Свидетельство Летной Годности до 04 апреля 2007, списан 2008 май, завод-изготовитель – САЗ, дата выпуска в 1976, в эксплуатации с 01 апреля 1976, в эксплуатации 32 года 1 месяц.
1976 июль 28 – на должность Командира (руководителя) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, приказом начальника Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации №97/л от 28 июля 1976 года, назначен Лебеденко Александр Леонтьевич, который до этого работал в должности заместитель Командира РОАО по организации летной работы (приказ Командира РОАО №25 от 04 мая 1975 года), в 1980 году марта 27 приказ №23/л, переведен на должность командира эскадрильи самолетов Ту-134 77 Летного Отряда, Ростовского ОАО, налетал более 15200 часов, провел в воздухе около 640 дней.
Лебеденко А.Л. Командир. Капитан. Профессионал. Мастер. Человек.
Командир Ростовского ОАО.
1976 сентябрь 03 – начало эксплуатации самолета Як-40 СССР-88184, заводской номер 9620448, серийный номер 48-04, эксплуатант Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, ДОНАВИА, с 1993 бортовой номер RA-88184, списан 2001 декабрь 13, завод-изготовитель – САЗ, дата выпуска 1976 август 10, в эксплуатации с 03 сентября 1976, в эксплуатации 34 года 4 месяц.
1977 апрель 30 – начало реконструкции аэродрома практически без остановки производства полетов, летом 1977 года, с 30 апреля по 30 сентября, с использованием военного аэродрома, как временного аэродрома базирования. Самая грандиозная реконструкция аэродрома за всю историю аэропорта Ростов-на-Дону.
1977 май 1 – на фото бортпроводники на демонстрации. Только несколько имен: слева Наталья Танасова, в центре Екатерина Кузнецова (бортпроводник-инструктор), вторая справа Татьяна Рыбка (бортпроводник инструктор).
1977 май – начало работ по усилению бетонного покрытия Искусственной Взлетно-Посадочной Полосы (ИВПП) аэродрома Ростовского Объединенного Авиаотряда. В нормальных условиях состав бетона «созревает» за 28 дней, на протяжении первых пяти дней происходит интенсивное твердение бетона, спустя 7 дней после заливки достигаются 70% прочности бетона выбранной марки. Работы были закончены в августе 1977 года.
Бетоноукладчик на взлетной полосе.
Работы по реконструкции ИВПП аэродрома РОАО, 1977.
1977 май-август – Ростовский Объединенный Авиаотряд базировался на военном аэродроме "Ростов-на-Дону - Центральный" (Военвед), города Ростов-на-Дону, в связи с ремонтом Искусственной Взлетно-Посадочной Полосы (ИВПП) в аэродроме аэропорта Ростов-на-Дону, Ростовского Объединенного Авиационного Отряда. Уникальность ситуации состояла в том, все технологические операции по обслуживанию пассажиров осуществлялись в закрытом аэропорту Ростов, а вылеты и прилеты осуществлялись с военного аэродрома.
Военный аэродром "Ростов-на-Дону - Центральный" (Военвед).
Место временного базирования самолетов Ту-134 и Ан-12 Ростовского ОАО на аэродроме Военвед в Ростове-на-Дону, с мая по август 1977 года.
1977 май 01 – на самолете Ту-134 РОАО начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 6119/6120 Ростов –Оренбург–Тюмень.
1977 сентябрь 17 – документальный факт: Ростовский ОАО, 77 летный отряд, авиаэскадрилья Ан-12, выполнил рейс Ростов – Мурманск (отдых экипажа) – Ростов по перевозке 12 тонн плодоовощной продукции для Торгово-Закупочной Базы (ТЗБ) Северного Флота (Мурманск), КВС (капитан) Горшков Виктор Иванович, налет часов 09 часов 20 минут, самолет обратно вернулся в Ростов 20.09.1977.
Ежегодно (1975 – 1995) Ростовский ОАО выполнял 600-900 подобных рейсов в районы Крайнего Севера.
1977 сентябрь 28 – документальный факт, документальное фото – первый самолет Ту-154 приземлился в аэропорту Ростов на Дону (технический рейс), после усиления и удлинения Искусственной Взлетно-Посадочной Полосы (ИВПП) (самолеты РОАО базировались на военном аэродром Военвед, Ростов), рейс выполнял экипаж Минераловодского ОАО. Самолет Ту-154 85231 встречали: личный состав Ростовского ОАО, командно-руководящий состав Северо-Кавказского Управления Гражданской Авиации (СКУГА), а также представители администрации города и области. В тот же день самолет Ту-154 85231 улетел в Минеральные воды. На ИВПП для посадки, в то время, было допущено для полетов только 2000 метров взлетной полосы, новая часть полосы (500 метров) находилась на выдержке бетона (набор прочности бетона), нормальных условиях состав бетона «созревает» за 28 дней, на протяжении первых дней происходит интенсивное твердение бетона, спустя 7 дней после заливки достигаются 70% прочности бетона выбранной марки.
Экипаж Минераловодского ОАО, который выполнил технический рейс на обновленную взлетно-посадочную полосу аэродрома Ростов-на-Дону на самолете Ту-154.
Митинг с участием руководства РОАО, СКУГА, района, города и области, по случаю выполнения технического рейса и допуска аэродром Ростов-на-Дону к обслуживанию самолетов Ту-154. Сентябрь 1977.
1977 сентябрь 30 – в Монреале был подписан протокол об аутентичном четырех язычном тексте Конвенции о Международной гражданской авиации и её официальный текст на русском языке, русский язык был признан официальным (четвертым) языком этой организации, это послужило основанием для пересмотра и унификации используемых в гражданской авиации СССР правил с международными стандартами.
1977 октябрь – началась эксплуатация первой очереди современного здания пассажирского терминала Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, по проекту Московского института "Аэропроект". Введена в эксплуатацию первая треть всего аэровокзального комплекса. Аэровокзал должен был быть оснащён телескопическими трапами и автоматической системой сортировки багажа, однако, от этого отказались на этапе строительства, также были допущены многие упрощения в интерьере, в результате чего построенный аэровокзал существенно отличался от задуманного по проекту.
1977 ноябрь – первый самолет Ту-154 85237, который начал выполнять регулярные рейсы из Ростова-на-Дону.
Самолет Ту-154 85237 на перроне аэропорт Ростов-на-Дону.
1978 январь – декабрь в СССР выпущено: 702 воздушных судна, в том числе 499 самолетов.
1978 – Доска Почета 77 Летного Отряда. На фото внизу Семенов Валентин Лаврентьевич – Командир Воздушного Судна (капитан) самолета Ан-12. Один из самых заслуженных летчиков Ростовского ОАО. С августа 1941 по 1944 учил военных летчиков по ускоренной программе в Бугуруслане, авиационном училище. 1944 – 1947 работал в Молдавии, 1947 – 1953 летал в Китае, в Советско-Китайском Управлении Гражданской Авиации. С 1953 в Ростове, в 77 Авиационном отряде, с 1963 года в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде. Глава семейной династии летчиков: сыновья Семенов Юрий Валентинович – КВС (капитан) самолета Ту-154, Семенов Валерий Валентинович – пилот самолета Ту-154.
Семенов Валентин Лаврентьевич, Командир Воздушного Судна (КВС) (капитан) самолета Ан-12, налет часов более 22000 часов (более 2.5 лет в воздухе), окончил Батайскую авиационную школу. Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К. Серова располагалось в г. Батайске в 1931-1939.
1978 – введен в эксплуатацию детский сад № 9, как структурное подразделение Ростовского Объединенного Авиационного Отряда Северо-Кавказского управления Гражданской Авиации.
1978 январь – реорганизация Ростовского Объединенного Авиационного Отряда. На основе приказа Министерства Гражданской Авиации (МГА) введена должность первого заместителя командира Ростовского Объединенного Авиационного Отряда – начальника Аэропорта Ростов-на-Дону, на которую назначен Умитбаев Адель Савельевич по 15 июля 1980 года.
1978 январь – в соответствии с Приказом Министерства Гражданской Авиации (МГА) создана производственно-диспетчерская служба предприятия (ПДСП) Ростовского Объединенного авиаотряда. Данное подразделение было создано вместо центральной диспетчерской аэропорта (ЦДА). Первым начальником был назначен выпускник Киевского института инженеров гражданской авиации (КИИГА) Дужников Павел Дмитриевич.
1978 – началась эксплуатация самолета Ту-152Б-1 бортовой номер 85231 в Ростовском ОАО, 77 летный отряд, заводской номер 77А231, серийный номер 0231, Maximum takeoff weight (MTOW) = 96 тонн, выпущен 1977 сентябрь, эксплуатировался 1977 октябрь 14 по 1978 – Минераловодский ОАО (первый Ту-154 в Минераловодском ОАО), потом РОАО, завод-изготовитель – Авиакор (Куйбышев), дата выпуска в 1977 сентябрь, в эксплуатации в Минераловодском ОАО с 14 октябрь 1977, 27 лет 6 месяцев.
1978 март 01 – В Ростовском ОАО началась эксплуатация четырнадцатого самолета Ту-134А-3 СССР-65100, заводской номер 60258, серийный номер 44-06, завод-изготовитель Харьковское Государственное Авиационное Производственное Предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1978 февраля 22, в эксплуатации с 01 марта 1978.
Самолет Ту-134 бортовой номер 65100, один из лучших самолетов Ростовского ОАО. Самолет попал в кадр фильма «Экипаж» 1979 года.
1978 июнь 28 – в Ростовском ОАО, в 78 летном отряде, началась эксплуатация самолета Як-40 бортовой номер 87965. Это был тринадцатый самолет Як-40 в парке самолетов РОАО.
1978 август 03 – аэропорт Волгодонск допущен к приему и обслуживанию самолетов Ту-134А, взлетно-посадочная полоса, асфальт, размер 2200х42 м, МК (курс) 90° - 270°, открыты авиарейсы 1202-1201 Волгодонск– Москва– Волгодонск.
1979 август 12 (документальный факт) – фото в газете Советская Россия от 12 августа 1979 № 185 (7036) экипаж самолета Ан-12 КВС (капитан) Чусов Юрий Иванович, второй пилот Чумаков Н., штурман Степанченко Евгений Петрович, бортмеханик Войнов Ю., бортрадист Пивоваров Е.
Ростов, самолет Ан-12
Экипаж: КВС (капитан) Чусов Юрий Иванович, второй пилот Чумаков Н., штурман Степанченко Евгений Петрович, бортмеханик Войнов Ю., бортрадист Пивоваров Е.
1979 август 12.
1979 ноябрь – начались полеты по перевозке воинского контингента в Афганистан на аэродромы Кандагар, Шендан, Герат и Кабул, первый экипаж во главе с заместителем командира РОАО Добудогло Александром Николаевичем, был «провезен» (слэнг) московскими инструкторами, далее Добудогло А.Н. «провёз» (слэнг) в Афганистан командира 77 лётного отряда Цивинского Михаила Николаевича, который в свою очередь «провёз» (слэнг) остальные экипажи КВС (капитанов) 77 летного отряда Ростовского ОАО.
1979 – в структуре Ростовского Объединенного Авиационного Отряда организовывается Объединенная дирекция строительства РАС УВД "Стрела" и группы технического надзора за строительством при авиаотрядах Краснодара, Ставрополя, Грозного. В дирекцию вошли специалисты практически всех профилей народного хозяйства, причем работать над проектированием и строительством такого объекта инженерам было не только интересно, но и престижно, впоследствии при эксплуатации системы эти люди вошли в структуру, как определяющие кадры.
1980 году гражданская авиация СССР перевезла свыше 120 млн пассажиров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннесса и до сих пор не побито ни одной авиакомпанией в мире.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
К 80-м годам прошлого столетия гражданская авиация Дона подошла подготовленной и обученной, с опытом сложных международных полетов, с новым пассажирским терминалом, с подготовленным в соответствии нормами международной организации ИКАО аэродромом, профессиональным летным и техническим составом, способного грамотно эксплуатировать современные самолёты, и, самое главное, со сплоченным коллективом специалистов.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000».
Материалы и фотографии предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.
14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.
15. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 15. Период 1972–1976. Материал Ангелины Поляковой.
Посмотрите также: