29.04.2024Количество просмотров: 1597
Материал представляет
Ангелина Полякова,
преподаватель английского языка,
экс бортпроводник Ростовского ОАО
и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРОЛОГ
Время бурного развития Ростовского ОАО. Период перевода всех пассажирских авиаперевозок РОАО на турбореактивную технику. Начало широкой эксплуатации самолета Ту-134, одного из самых красивых и элегантных самолетов гражданской авиации СССР. Всего, через РОАО, прошло эксплуатацию 16 самолетов типа Ту-134, выполнены тысячи рейсов, перевезены миллионы пассажиров. Под это самолет спроектировали и построили аэропорт Волгодонск со взлетно-посадочной полосой 2200 метров.
1972 январь-декабрь – в СССР выпущено: 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.
1972 – начало воинских перевозок на самолетах Ту-134, в основном май-ноябрь, смена личного состава Советской Армии в странах Варшавского Договора, призыв – дембель. Полёты выполнялись из Ростова, Волгограда, Майкопа, Грозного, Минеральных Вод и Анапы, посадки выполнялись на военные аэродромы Острава, Пардубице, Кошице, Альштет, Брант, Пархим, Темплин, Финов, Штеренберг, Миловице, Лейпциг, Дебрецен, Кишкунлацхаза, Кшива, Кумандараш, Улан-Батор, Попрад, Филькинбер, Манвилькелйн и т.д.
Рейсы для перевозки спецконтингента в страны СЭВ выполнялись без статуса международных рейсов, но с посадкой в «выходных аэропортах». Диспетчера ГДР, Польши, Чехословакии, Венгрии вели связь на русском языке. Как правило, полеты выполнялись в группе 3-5 самолетов Ту-134.
1972 июнь 05 (понедельник) – первый международный рейс на самолете Ту-134 по маршрут Ростов–Киев–Попрад–Киев–Ростов, под флагом Аэрофлота, перевозка смены строителей газопровода «Уренгой–Помары–Ужгород–Чехословакия», экипаж – КВС инструктор (капитан) Кулик Анатолий Иванович, на кресле второго пилота – Журавлёв Виктор Григорьевич, проверяющий командир летного подразделения Лебеденко Александр Леонтьевич, штурман Бердинских Василий Фёдорович, бортмеханик Мусоян Михаил Иванович и бортрадист Пустовойтенко Василий Арсентьевич.
1972 июнь 06 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО и далее, 1993–2000 годы, в авиакомпании ДОНАВИА самолета Ан-12БК, СССР-12994, заводской номер 00347401, серийный номер 74-01.
С 1993 ноябрь 25 по 2000 февраль 12 самолет Ан-12 бортовой номер 12994 летал под флагом авиакомпании ДОНАВИА.
1972 август 02 – в должности инженера по эксплуатации аэродромов в Ростовском ОАО приступил к работе Паршуков Александр Маркович, который был одним из ведущих специалистов РОАО. Именно под его управлением и контролем была организована и проведена самая масштабная реконструкция аэродрома Ростовского ОАО за всю его историю с 1925 по 2000 год, именно его опыт и знания позволили провести реконструкцию аэродрома практически без остановки производства полетов летом 1977 года с 30 апреля по 30 сентября, с использованием военного аэродрома, как аэродрома временного базирования.
Александр Маркович Паршуков
1972 октябрь 25 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО, в 77 летном отряде, самолета Ту-134 СССР-65641, заводской номер 0350920, серийный номер 09-20, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты. Легкий и летучий самолет. Два года до Ростовского ОАО самолет эксплуатировался в правительственном авиаотряде в Москве.
1973 январь -декабрь – в СССР выпущено: 769 воздушных судов, в том числе 446 самолетов.
1973 январь 05 – эксплуатация в Ростовском ОАО четвертого самолета Ту-134 СССР-65644, заводской номер 0350928, серийный номер 09-28, двигатели Д-30 1-й серии, без реверсивного устройства, в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен – тормозной парашют.
1973 январь 06 – завершение эксплуатации самолетов Ил-14М в Ростове, крайний самолет Ил-14 СССР-52039 был передан в Узбекское УГА, в Ташкентский ОАО.
1973 январь 31 – введение новой формы в Гражданской Авиации (категории, погоны, знаки профессии и т.п.), Приказ МГА СССР № 20 от 31 января 1973 года, далее был Приказ Министра гражданской авиации СССР от 28 октября 1977 г. №175.
В гражданской авиации было 16 должностных категорий, которые полностью соответствовали воинским звания ВВС СССР, начиная от прапорщика = 5 категория, лейтенанта = 8 категория (второй пилот самолета первого-второго класса), майора = 10 категория, полковника = 12 категория (заместитель командира объединённого авиаотряда), генерал-майора = 13 категория (командир объединенного авиаотряда первого класса), генерал-лейтенанта = 14 категория (начальник управления гражданской авиации МГА), генерал армии (министра МГА) = 16 категория.
До 1992 года гражданская авиация являлась, в особый период, структурой ВВС СССР, и управлялась военными (министр, как правило, был генерал-полковником или генералом армии).
Знаки различия = погоны категории в ГА.
1973 февраль 12 – эксплуатация в Ростовском ОАО четвертого самолета Як-40 СССР-87254, заводской номер 9311126, серийный номер 26-11, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 78 Летный Отряд, далее – авиакомпания ДОНАВИА.
Самолет Як-50 бортовой номер 87254 в окраске авиакомпании ДОНАВИА. 1996 май 13.
Начальник смены цеха 2 АТБ РОАО Дьяченко Георгий Михайлович, осмотр авиадвигателя на самолете ТУ-134. Май 1973.
1973 август – после передачи самолета Ан-2 СССР-70420 в Шахтинский ОАО, Ростовский ОАО закончил эксплуатацию поршневых самолетов.
1973 август 10 начало эксплуатации в Ростовском ОАО третьего самолета Ту-134 СССР-65631, заводской номер 9350902, серийный номер 09-02, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза был предусмотрен тормозной парашют.
Самолет Ту-34 СССР-65631.
Аэродром: Шереметьево 2, Москва.
Кадр фильма «Песни у моря» (1970).
1973 август 18 – к празднику авиации опубликовано фото династии пилотов, семья летчиков Семеновых: Семенов Валентин Лаврентьевич – КВС (капитан) самолета Ан-12 (всего налет около 22000 часов), Семенов Юрий Валентинович – КВС (капитан) самолета Ан-12, Ту-154 (налет более 10000 часов), Семенов Валерий Валентинович – пилот Ту-134, Ту-154 (налет около 5000 час).
На фото (слева направо):
Семенов Юрий Валентинович
Семенова Наталья Юрьевна (дочь)
Семенова Нина Александровна
Семенов Валерий Валентинович
Семенова Ирина Валентиновна
Семенов Валентин Лаврентьевич
1973 сентябрь 11 – начало эксплуатации пятого самолета Ту-134 СССР-65627, заводской номер 9350803, серийный номер 08-03, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты.
Самолет Ту-134 бортовой номер 65627.
1974 январь – декабрь в СССР выпущено: 862 воздушных судна, в том числе 523 самолетов.
1974 начало строительства нового аэровокзального комплекса аэропорта Ростов-на-Дону, сдан в эксплуатацию в 1977 году.
Строительство аэровокзала в Ростове-на-Дону. 1974 год.
1974 ноябрь 08 – чартерные воинские перевозки на самолёте Ан-12, рейсы выполнял экипаж КВС (капитан) Бологов Григорий по маршруту Ростов–Волгоград, далее, Финов – Мальвилькель (Германия). Последовательность рейсов выполнялась до 21 ноября 1974.
1975 январь-декабрь – в СССР выпущено: 780 воздушных судов, в том числе 509 самолетов.
1975 – ежедневно, преимущественно на самолётах Ту-134, по расписанию, из Ростова-на-Дону в Москву совершалось 23 рейса, время в пути составляло до 1 часа 40 минут.
1975 январь – подтвержденный документальный факт – приступил к работе в Ростовском ОАО Евгений Петрович Степанченко, штурман самолета Ан-12 и Ту-154.
Штурман самолета Т-154 Степанченко Евгений Петрович. Фото 1988 год. Таллин. Туристические авиарейсы выходного дня.
Запись в Трудовой книжке Степанченко Е.П.
1975 март 21 – начало эксплуатации в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО) и далее в авиакомпании ДОНАВИА, шестого самолета Ту-134А-3 СССР-65863, заводской номер 28283, серийный номер 28-08. Один из немногих самолетов РОАО, полученных прямо на заводе и прошедший всю эксплуатацию в Ростове. В 1980 году самолет был замечен в кадре фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей», Лентелефильм.
Самолет Ту-134 65863 в кадре детского фильма «Жизнь и приключения четырёх друзей».
1975 май 04 – принято Постановление Совмина СССР от 04.05.1975 N 363 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Устава о дисциплине работников гражданской авиации".
1975 май 28 – принят Устав о дисциплине работников гражданской авиации, утвержден приказом Министра Гражданской авиации СССР, Приложение № 1 к приказу министра гражданской авиации от 28 мая 1975 № 100, утвержден постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1975 № 363.
Устав ГА – один из самых долго действующих нормативных документов Гражданской авиации СССР, окончание действия данного документа – 04 декабря 2020 года. Устав о дисциплине работников Гражданской Авиации действовал на протяжении 45 лет, 7 месяцев и 24 дня.
1975 – построены на перроне места стоянок (МС) для хранения самолетов.
1976 – продолжается переподготовка летного состава для самолетов Ту-134. Именно в это время начал формироваться костяк летного состава, который уже через пару лет стал осваивать самый главный самолет для Ростовского ОАО за всю его историю – самолет Ту-154, на котором открылась эра массовых международных авиаперевозок из Ростова на Дону.
Экипаж Ту-134А (слева на право):
Бортинженер – Ластин Юрий Николаевич
Штурман – Гребнев Вячеслав Анатольевич
КВС (капитан) – Устинов Эдуард Иванович
Второй пилот – пока не идентифицирован.
1976 июль 11 (среда) – документальные фото, аэропорт Внуково (Москва), предполетная подготовка, аэропорт Ростов, на перроне перед вылетом, экипаж победителя социалистического соревнования среди экипажей самолетов Ту-134 Ростовского ОАО, КВС (капитан) Дышлюк Евгений Николаевич.
Подготовка к рейсу Внуково (Москва) – Ростов, на фото слева на право – штурман Резников Александр Леонидович, второй пилот Зиновец Сергей Сергеевич, бортинженер Богомолов Владимир Кузьмич, КВС (капитан) Дышлюк Е.Н., обладатель медаль ВДНХ СССР.
Аэропорт Ростов, экипаж КВС Дышлюк Е.Н. перед вылетом.
1976 июль 11, самолет Ту-134А, рейс Ростов–Внуково (Москва).
Дышлюк Евгений Николаевич, Доска почета.
1976 июль 28 – приступил к исполнению обязанностей четвертый командир (руководитель) Ростовского Объединенного Авиаотряда Лебеденко Александр Леонтьевич. Он собрал вокруг себя команду специалистов, которые подготовили и организовали новый и самый эффективный период деятельности донской авиации в 20-м веке.
Знаки отличия Лебеденко А.Л.
1976 июнь 01 – на «Ту-134» Ростовского ОАО СКУГА начались регулярные рейсы по маршруту: Рейс № 6119/6120 Ростов-на-Дону–Оренбург–Тюмень.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
С 1976 года начался самый значимый период истории авиации Дона. Это обновление аэродрома, запуск в эксплуатацию нового аэровокзала, передовой грузовой комплекс, современные средства радиоэлектронного обеспечения полетов и самое главное – новые типы самолетов, новые программы перевозок (вахта) и начало международных полетов.
В 1976 году в Ростовский ОАО пришли много новых, опытных и образованных специалистов, начиная с командира Ростовского ОАО Лебеденко А. Л., начальника авиационно-технической базы РОАО Умитбаева А.С., начальника Базы ЭРТОС Мыцикова В.Д. и других руководителей, которые и подготовили авиапредприятие к самому большому и эффективному периоду существования донской авиации за всю её историю в 20-м веке, с 1976 по 1990 годы.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.
14. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 14. Период 1968–1972. Материал Жанны Галич.
Посмотрите также: