20.03.2024Количество просмотров: 1163
ПРОЛОГ
Переломный момент в деятельности Ростовского объединенного авиаотряда. Практически ушли с эксплуатации поршневые самолеты типа Ли-2 и Ил-14, и основной поток пассажирских авиаперевозок из Ростова-на-Дону лег на плечи парка из 12-ти турбовинтовых самолетов типа Ан-10А, но никто не знал, что буквально через несколько месяцев, после окончания 1972 года, эксплуатация парка Ан-10А будет полностью остановлена (сказались конструктивные недостатки данного самолета). Сотни человек летного и технического состава Ростовского ОАО были вынуждены срочно переучиваться на новые типы воздушных судов. И это были уже турбореактивные самолеты.
1968 январь-декабрь – в СССР выпущено: 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов, это на 62 воздушных судна, и на 24 самолета больше, чем годом ранее.
1968 январь 01 – после 10-летней удачной эксплуатации с июня 1958 года, самолет Ил-14 СССР-91597 Ростовского ОАО закончил свою эксплуатацию в СКУГА и был передан в Ленинградское управление Гражданской авиации, в Ленинградский ОАО, Пулково.
На фото: самолет Ил-14 СССР- Л1520 Ростовского ОАО в Сочи.
1968 январь 01 – Ростовский ОАО завершал использование самолетов Ил-14, в эксплуатации оставался только один Ил-14М.
1968 март 28 – четвертый год эксплуатации самолета Ил-14 М СССР-52039 в Ростовском ОАО, единственного после января 1968 года.
1968 – установление и введение в аэропорту Ростов-на-Дону в строй курсового радиомаяка КРМ-2М – начальной системы контролируемого захода на посадку, использование которой потребовало переподготовку летного состава, практически смену управления самолетом и появление нового авиационного менталитета, новой практики самолетовождения. Конечно, большинство пассажиров и не знало об этом, они просто почувствовали, что самолеты начали выполнять полеты в более сложных метеорологических условиях.
Принципиальная схема курсового радиомаяка КРМ-2М.
1969 январь-декабрь – в СССР выпущено: 563 воздушных судна, в том числе 433 самолета.
1969 июль 07 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12965, завод-изготовитель: Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один из самых удачных и надежных самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.
Самолет Ан-12Б 12965
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1969 август 17 – в Ростовском ОАО, в 77-м летный отряде началась эксплуатация очередного грузового самолета Ан-12Б СССР-12960, завод-изготовитель: Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова. Данный грузовой самолет эксплуатировался в Ростове практически до 2000 года, более 30 лет. Один из самых летучих и неприхотливых самолетов Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.
Самолет Ан-12Б 12960
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1970 январь-декабрь – в СССР выпущено: 626 воздушных судов, в том числе 447 самолетов.
1970 – издана книга Петра Лебеденко «Особый рейс», повесть о ростовском заслуженном летчике СССР Александре Михайловиче Корхове, летчике ростовских летных отрядов, Ростовского ОАО, который летал на самолетах Ил-2, Ил-14 и Ан-12.
На фото: Александр Михайлович Корхов, заслуженный летчик СССР, летчик ростовских авиаотрядов.
На фото: Лебеденко Петр Васильевич, ростовский писатель, ростовский летчик, окончил Батайскую авиашколу, участник Великой Отечественной войны, военный лётчик ГВФ, совершил более 800 вылетов, большинство из них в тыл противника, к партизанам. Обложка его книги «Особый рейс» – повесть о засл. пилоте СССР А.М. Корхове (1971).
1970 январь 01 – Ростовский ОАО стал полностью самостоятельным хозяйственным подразделением, т.е. РОАО вошел с состав системы стандартизации Российской Федерации, получил все регистрационные номера в государственных реестрах и классификаторов как авиатранспортное предприятие.
1970 январь-декабрь – в СССР выпущено: 608 воздушных судов, в том числе 363 самолета.
1971 февраль 03 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО, 78 летном отряде самолета Як-40 СССР-87794, завод-изготовитель: Саратовский авиационный завод.
1971 февраль 16 – реальные документы РОАО: свидетельство штурмана Теплицкого Ефима Борисовича.
На фото: свидетельство штурмана самолета Ан-10А: Теплицкий Ефим Борисович, от 16.03 1971 года.
1971 май (предположительно) – экипаж самолета Ан-10А, КВС Дубатов Иван Сергеевич, открывает на АН-10 первый рейс в Анапу.
Самолет Ан-10А СССР-11157
Аэродром: Ростов-на-Дону
Страна: СССР
1971 май 25 – аэропорт Волгодонск допущен к приему и обслуживанию самолетов Як-40, взлетно-посадочная полоса, асфальт, размер ~1200–1600 м, МК (курс) 90° - 270°, открыты авиарейсы 1202-1201 Волгодонск–Москва (Быково)–Волгодонск (см. 1978 август 03).
Самолет Як-40 87416, Элистинский ОАО, в Волгодонске, период 1971–1978.
Аэропорт Волгодонск, 1971.
1971 май 28 – утверждено Наставление по производству полетов гражданской авиации СССР (НПП ГА – 71), приказ МГА СССР от 28.05.1971 № 300. Этим документом, крайне важным для гражданской авиации, была определена система органов УВД: главный диспетчерский пункт подхода (ГДПП), главный районный диспетчерский пункт (ГРДП), местный диспетчерский пункт (МДП), районный диспетчерский пункт (РДП), диспетчерский пункт подхода (ДПП), диспетчерский пункт системы посадки (ДПСП), стартовый диспетчерский пункт (СДП), вспомогательный радиолокационный диспетчерский пункт (ВРДП). Это был один из важнейших документов, регламентирующих работу ГА СССР.
1971 октябрь 10 – приступил к исполнению третий командир Ростовского ОАО Замятин Валентин Сергеевич. Один из самых вдумчивых, подготовленных и опытных руководителей РОАО, будущий начальник Северо-Кавказского управления гражданской авиации СССР.
На фото: Замятин Валентин Сергеевич, заслуженный пилот СССР, летчик, командир самолета Ту-134. (Командование РОАО. Начальник штаба Ростовского Объединенного Авиаотряда – Куликов Иван Михайлович, заслуженный военный летчик СССР, 1972).
На фото: третий и четвертый командиры Ростовского ОАО Замятин В.С. и Лебеденко А.Л. на строительстве аэровокзала (прим. 1976).
1971 ноября 17 – началась эксплуатация восьмого в Ростовском ОАО самолета Ан-12БК, СССР-11115, с 1993 RA-11115, заводской номер 01348003, серийный номер 80-03, 77 Летный Отряд, Донавиа (RA-11115), завод-изготовитель: Ташкентское авиационное производственной объединение имени Чкалова, дата выпуска в 1969 октябрь 23, в эксплуатации более 40 лет.
На фото: самолет Ан-12БК RA-11115
1972 – экономические условия, котировка денежной единицы на 01.01.1972:
рублей за доллар: 0,829
долларов за рубль: 1,2063
1972 январь – декабрь в СССР выпущено: 495 воздушных судов, в том числе 390 самолетов.
1972 – министр гражданской авиации СССР Бугаев Борис Павлович назначает Васина Ивана Федотовича начальником ордена Ленина Академии гражданской авиации (ОЛАГА), Ленинград, СССР. Подготовку в ОЛАГА прошло большинство командно-руководящего и летного состава Ростовского ОАО и авиакомпании ДОНАВИА.
На фото: начальник ОЛАГА Васин Иван Федотович.
1972 мая 09 – в ознаменование подвигов, совершенных защитниками донского неба, на Октябрьском шоссе (сегодня проспект Шолохова), в километре от аэропорта, на 20-метровом металлическом постаменте взметнулся ввысь краснозвездный истребитель.
На фото: памятник летчикам на Проспекте Шолохова в Ростове-на-Дону.
1972 май 18 – катастрофа Ан-10А Украинского УГА в районе Харькова. Это событие оказало существенное влияние на работу Ростовского Объединенного Авиаотряда, вскоре были остановлены полеты самолетов Ан-10А (всего 12 самолетов РОАО).
1972 – начало воинских перевозок на самолетах Ту-134 в основном май-ноябрь (смена личного состава Советской Армии в странах Варшавского Договора, призыв – дембель). Полёты выполнялись из Ростова, Волгограда, Майкопа, Грозного, Минеральных Вод и Анапы. Посадки выполнялись на военные аэродромы Острава, Пардубице, Кошице, Альштет, Брандт, Пархим, Темплин, Финов, Шперенберг, Миловице, Лейпциг, Дебрецен, Кишкунлацхаза, Кшива, Кумандараш, Улан-Батор, Попрад, Фалькенберг, Мальвинкель и т.д.
1972 июнь 05 (понедельник) – первый международный рейс на самолете Ту-134 по маршруту Ростов–Киев–Попрад–Киев–Ростов (вылет за границу не из Ростова, аэропорт Ростов-на-Дону Ростовского Объединенного Авиационного Отряда не являлся международным, «выходным»). Под флагом Аэрофлота, перевозка смены строителей газопровода «Уренгой-Помары–Ужгород–Чехословакия», экипаж: КВС-инструктор (капитан) Кулик Анатолий Иванович, на кресле второго пилота – Журавлёв Виктор Григорьевич, проверяющий командир летного отряда РОАО Лебеденко Александр Леонтьевич, штурман Бердинских Василий Фёдорович, бортмеханик Мусоян Михаил Иванович и бортрадист Пустовойтенко Василий Арсентьевич.
1972 октябрь 25 – началась эксплуатация самолета Ту-134 СССР-65641, заводской номер 0350920, серийный номер 09-20, двигатели Д-30 1-й серии (без реверсивного устройства), в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты. Завод-изготовитель: Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1970, в эксплуатации с 8 мая 1970.
1972 декабрь 27 – 1985 июль 19 – эксплуатация самолета (09) Ту-134А СССР-65660, заводской номер 0351106, серийный номер 11-06, Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), 77 Летный Отряд, в период с 1971 январь 07 по 1972 декабрь 26 – самолет эксплуатировался в 235-м Отдельном Правительственном Авиационном Отряде (Внуково, Москва), Свидетельство Летной Годности – до 1985, списан 18 октябрь 1984, Приказ МГА №224 - по отработке назначенного ресурса, завод-изготовитель: Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) (Украина), дата выпуска 1971, в эксплуатации с 7 января 1971.
Послесловие периода
Для ростовских летчиков начало реактивной эры было время проб и преодоления конструкторских ошибок. В 1962-м из-за короткой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Ростов, толком так и не началась эксплуатация турбореактивного самолета Ту-124. Турбовинтовой самолет Ан-10А, не смог преодолеть недостатков проектирования, и был резко снят с эксплуатации в 1973 году. Такие же болезни были и у грузового самолета Ан-12. Однако авиапроизводители спасли самолет Ан-12, найдя конструктивные решения по усилению центроплана самолета, решение, которое позволило эксплуатировать в Ростове данный грузовой самолет до 2000 года (авиакомпания ДОНАВИА).
Несмотря на все проблемы начала реактивной эры, Донские авиаторы, летчики и инженеры, справились с трудностями эксплуатации, не потеряли ни одного самолета и сохранили личный состав. Уверенно вошли в эру турбореактивной техники. На подходе уже было следующее поколение турбореактивных самолетов. Крейсерские скорости полетов самолетов на эшелоне уже превышали скорость в 700 км в час.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
13. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 13. Период: 1964–1968. Материал Екатерины Батычко.
Посмотрите также: