28.01.2024Количество просмотров: 1552
Материал представляет:
Екатерина Батычко, историк, магистрант Института истории и международных отношений Южного федерального университета.
ПРОЛОГ
Продолжение истории о строительстве Ростовского объединенного авиаотряда, непростого периода смены парка самолетов, смены идеологии и принципов самолетовождения, коренной перестройки подготовки летного и технического состава.
Заканчивалось время эксплуатации поршневых самолетов типа Ли-2 и Ил-14, продолжалась эксплуатация конструктивного недоработанного и «сырого» турбовинтового самолета Ан-10А, реактивные Ту-124 из-за ограниченной взлетно-посадочной полосы, так и не прижились в Ростове, а время турбореактивных Ту-134 и Як-40 на Дону еще не наступило. Это было время, когда гражданский воздушный флот стал гражданской авиацией СССР, и несмотря на это, до 1990 года, по-прежнему, гражданской авиацией руководили военные.
1964 январь-декабрь – в СССР авиастроительной промышленностью выпущено: 532 воздушных судна, в том числе 340 самолетов.
1964 – введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск, Ростовская область, аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда. В рабочем поселке Константиновск, содержание и эксплуатация аэродрома осуществлялась за сметы расходов Ростовского ОАО.
1964 – Гражданский воздушный флот (ГВФ СССР) стал Гражданской авиацией СССР, но по-прежнему являлся структурой военно-воздушных сил СССР. Все министры гражданской авиации СССР были военными генералами и маршалами.
1964 июль 27 – произошло важнейшее структурное изменение в гражданской авиации СССР, ставшее основой управления отраслью до 1992 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР.
1964 сентябрь 15 – все Территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства Гражданской Авиации, в Ростове появилось Северо-Кавказское Управление Гражданской Авиации.
1964 ноябрь 16 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО 17-го самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, крейсерская скорость до 630-650 км/час, завершение эксплуатации 20.05.1972 года, списан 27.08.1973.
Посадка самолета Ан-10 11181 Ростовского ОАО. Редкое фото.
1965 – экономическая реформа в СССР – реформа экономической политики Советского Союза, проводившаяся с 1965 по конец 1960-х годов. Реформа 1965 года не посягала на директивную экономику, но расширяла самостоятельность предприятий, предоставляла им возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда.
В рамках «хозрасчётного планирования» важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность предприятий, становилась их рентабельность; множество ранее обязательных к исполнению предприятиями плановых показателей было отменено. Были упразднены территориальные совнархозы, созданные в ходе реформы 1957 года, и вновь учреждена система отраслевых министерств. «Хозяйственная реформа», запущенная после отставки Никиты Хрущёва, была призвана решить в долгосрочном плане системные проблемы в экономике, ставшие особенно острыми в 1964 году. «Золотая» восьмая пятилетка 1966-1970 годов показала чрезвычайно высокий экономический рост. Тем не менее, к началу 1970-х годов реформа была свёрнута; советская экономика вернулась к жесткому директивному планированию. Реформу в последующие годы также называли «косыгинской» – по имени председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина, руководившего её проведением (в западной литературе также встречалось название «либермановская» – по имени экономиста Евсея Либермана, подготовившего научное обоснование реформы).
1965 январь-декабрь – в СССР авиастроительной промышленностью выпущено: 581 воздушное судно, в том числе 396 самолетов.
1965 август 07 по 1976 год – эксплуатация Ростовским ОАО единственного приписного турбовинтового самолета Ан-24, СССР-46779, заводской номер 57301601, серийный номер 016–01, крейсерская скорость до 420 - 440 км/час. После списания, борт был установлен памятником в пионерском лагере, предположительно в 1979 году, демонтирован в 2007 году.
1965 июль 01 – Северо-Кавказское Транспортное Управление на самолете Ан-10А начало выполнять регулярные рейсы 3079–3080 по маршруту Ростов-на-Дону – Киев (Борисполь) – Ростов-на-Дону.
1965 сентябрь 30 – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. № 3993-VI «Об установлении почетных званий «Заслуженный пилот СССР» и «Заслуженный штурман СССР». До 1992 года многие летчики и штурманы Ростовского ОАО имели данные почетные звания.
1966 январь-декабрь – в СССР авиастроительной промышленностью выпущено: 477 воздушных судов, в том числе 419 самолетов.
1966 февраль – Министерство Гражданской Авиации реорганизовало девять Объединенных Авиационных Групп Гражданской авиации – Литовскую, Латвийскую, Эстонскую, Молдавскую, Армянскую, Таджикскую, Киргизскую, Сыктывкарскую, Магаданскую – в Управления Гражданской Авиации.
1966 июль 01 – в соответствии с решением Правительства СССР (1965) Ростовский Объединенный Авиационный Отряд переведен на работу по «новой системе хозяйствования». Система расширяла самостоятельность предприятия, предоставляла ему возможность распоряжаться прибылью и предусматривала механизмы материального стимулирования производителей в результатах и качестве труда, важнейшим показателем, по которому оценивалась деятельность авиапредприятий, становилась их рентабельность.
1966 июль 22 – вторым командиром Ростовского Объединенного Авиаотряда назначен Дединец Николай Федорович, приказ о назначении, МГА № 425/л от 22 июля 1966, приказ СКУГА №120/л от 26 июля 1966, даты восстановлены по сведениям из трудовых книжек. Командование РОАО – начальник штаба – Кудрявцев, командир 77 Летного Отряда – Маханьков Прохор Федотович, командир 78 Летного Отряда – Шляхов Алексей Андреевич, начальник АТБ РОАО – Лутохин.
Н. Ф. Дединец. В годы войны Николай Фёдорович Дединец летал на ПО-2. Обслуживал штабы наземных войск и ставку Верховного командования, принимал участие в операции на Курской дуге и в боях на территории Полыни. Всего Николай Фёдорович совершил на своём «небесном тихоходе» 388 боевых вылетов и налетал 2600 часов, из них 200 часов ночью.
1966 ноябрь 16 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО восемнадцатого самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11157, заводской номер 9401101, завершение эксплуатации 20 мая 1972 года, списан 27.08.1973, далее – памятник в парке «Сказка» в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.
Самолет Ан-10А бортовой номер 11157, после списания – памятник в парке «Сказка» в Ростове-на-Дону, окончательно демонтирован в 1988 году.
1966 декабрь 01 – приказом МГА СССР № 600 от 27.09.1966, введено в действие Наставление по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-66) – один из главных нормативных документов гражданской авиации СССР, который определял правила и нормы самолетовождения (СВЖ). Данным документом введен термин «управление воздушным движением», которое определялось как совокупность действий диспетчеров службы движения по руководству и обеспечению безопасности полетов.
Приказ МГА СССР № 600 от 27.09.1966.
Документ строгий к выполнению. Весь личный состав авиаподразделений давал письменное обязательство о выполнении требований НПП ГА-66.
1967 январь – декабрь в СССР авиастроительной промышленностью выпущено: 551 воздушное судно, в том числе 434 самолета.
1967 март – налет Дубатова Ивана Сергеевича составил 18728 часов – один из самых больших в Северо-Кавказском управлении гражданской авиации (СКУГА).
Вырезка из газеты: налет Дубатова Ивана Сергеевича составил 18728 часов или 780 суток над землей.
1967 август 07 – опубликована информация о Фокине Владимире Никоноровиче, заместителе командира 77 Летного Отряда по политчасти, Ростовский Объединенный Авиационный отряд, РОАО.
Фокин Владимир Никонорович, заместитель командира 77 Летного Отряда по политчасти, Ростовский Объединенный Авиационный отряд, РОАО. (Пример информации на стендах, размещаемой в штабах авиаотрядов гражданской авиации с информацией о командно-руководящем составе. Пример военных корней гражданской авиации СССР).
1968 январь-декабрь – в СССР авиастроительной промышленностью выпущено: 613 воздушных судов, в том числе 458 самолетов.
1968 май 12 – второй пилот Лебеденко Александр Леонтьевич назначен командиром (капитаном) воздушного судна Ан-10А, приказ СКУГА №30/Л от 12.05.68 (данные из трудовой книжки).
1968 – в аэропорту Ростов-на-Дону установлен и введен в строй курсовой радиомаяк КРМ-2М. Курсовой радиомаяк (КРМ) представляет собой ВАЖНОЕ наземное радиотехническое устройство для обеспечения производства полетов, излучающее в пространство радиосигналы, содержащие информацию для управления воздушным судном относительно посадочного курса при выполнении захода на посадку до высоты принятия решения. Наличие данного оборудования является характеристикой аэродрома.
Ростов, аэропорт, Курсовой Радио Маяк КРМ-2М.
Послесловие периода
Для ростовских летчиков начало реактивной эры было время проб и преодоления конструкторских ошибок. В 1962 году, из-за короткой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Ростов, толком так и не началась эксплуатация турбореактивного самолета Ту-124. Турбовинтовой самолет Ан-10А не смог преодолеть недостатков проектирования и был резко снят с эксплуатации в 1973 году. Такие же болезни были и у грузового самолета Ан-12.
Однако авиапроизводители спасли этот самолет, найдя конструктивные решения по усилению центроплана самолета, решения, которые позволили эксплуатировать данный грузовой самолет до 2000 года (авиакомпания ДОНАВИА).
Несмотря на все проблемы начала реактивной эры, Донские авиаторы, летчики и инженеры, справились с трудностями эксплуатации, не потеряли ни одного самолета. И уверенно вошли в эру турбореактивной техники. На подходе уже было следующее поколение турбореактивных самолетов. Крейсерские скорости полетов самолетов на эшелоне уже перевалили за 700 км в час.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
12. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 12. Период: 1960–1964. Материал Ольги Шульгиной.
Посмотрите также: