ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

20.11.2023Количество просмотров: 1950

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Материал представляет
Лобова Виктория Владимировна,
кандидат исторических наук,
историк, кафедра истории России
института истории и международных отношений ЮФУ.

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». Представляем ГЛАВУ 11: период 1956–1960.

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ: 

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.

4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.

5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.

6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.

7. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону, как структуры ВВС РККА. 1940-1944. Материал Марии Братолюбовой.

8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.

9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.

10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.

ПРОЛОГ 

Данным материалом мы продолжаем рассказ о событиях в гражданской авиации на Дону. В период 1956–1960 в Ростовских авиационных отрядах были заложены основы и подготовлен личный состав для эксплуатации  воздушных судов нового поколения – турбовинтовых самолетов семейства Антоновых. Это были самолеты требующие новых умений, новых знаний о газотурбинных авиадвигателях, новых принципов самолетовождения. Это был следующий шаг развития гражданской авиации в стране. 

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Самолет Ан-10 на взлете.
Количество пассажиров  112 пасс.
Крейсерская скорость  675 км/ч
Коммерческая загрузка  12000 кг
Дальность полёта   2000 км
Экипаж, человек    5
Двигатели  4 × 4000 л.с. ТВД АИ-20

Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/formirovanie-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-period-1948-1952

1956

Экономические условия:
Котировка денежной единицы в 1956 году: 
Рублей за доллар: 4.0
Долларов за рубль: 0,2500

1956 январь – в составе парка самолётов Ли-2 (ПС-84) Ростовского авиационного (летного) отряда было 36 воздушных судов.

Количество экипажей (оценка): ~ около 70 экипажей (в составе экипажа 3–4 человек).
Состав специалистов (оценка): ~ около 70 инженеров и техников. 

1956 – время самолета Ил-14. После 1954 и 1955 годов, периода неудач и доводки самолета до эксплуатационного состояния, наступила стабилизация производства самолета Ил-14. Началась постепенная смена самолета Ли-2 на самолет Ил -14. Хотя производство самолетов Ил-14 началось в 1950 году, первые самолеты на эксплуатацию поступили только в 1954 году. И они, естественно, были «сырыми», не было опыта их эксплуатации. Руководство государства настояло на использовании данного самолета во время визита делегации СССР в КНР в сентябре – октябре 1954. Никто не смог возразить Хрущеву Н.С., что использовать данные самолеты преждевременно. Только чудом данная ситуация не закончилась катастрофой во время перелетов. Опыт эксплуатации позволил совершенствовать самолет в процессе производства. И уже 1956 году было выпущено 397 самолетов типа Ил-14 всех модификаций. Но в Ростовских авиационных отрядах самолеты Ил-14 появились только в январе 1957 года. 

1956 сентябрь 15 – открыта новая эра в истории гражданской авиации. Первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104 совершил первый рейс из Москвы в Иркутск, полёт длился 7 часов 10 минут. А 12 октября 1956 года он уже вышел на международную воз­душную трассу Москва – Прага. Вслед за ТУ-104 на авиалиниях появи­лись лайнеры нового поколения ИЛ-18 и ТУ-114. Вскоре парк машин гражданской авиации СССР пополнился самолетами ТУ-124 и АН-24, вер­толетами МИ-1, МИ-4, МИ-6. В 1963 году состоялся первый полет самолета Ту-134, а в 1968 году – самолета Ту-154. В Ростовском ОАО за всю историю эксплуатировалось 22 самолета Ту-154. 

Самолет Ту-104 

Самолет Ту-104 
Количество пассажиров  50–110
Крейсерская скорость 750–800 км/ч
Коммерческая загрузка  9000 кг
Дальность полёта  2120 км
Длина разбега 1970 м
Высота полёта 11500 м
Экипаж, человек 5

1956 – на производственных площадях Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова в Киеве начали собирать первый турбовинтовой (реактивный) самолет Ан-10, который совершил свой первый полет 07 марта 1957 года. 22 июля 1959 года Ан-10 был принят в эксплуатацию. Всего было произведено 112 самолетов данного типа. В Ростовском авиаотряде и Ростовском Объединенном Авиаотряде с 1959 по 1973 год эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А. 

1957

1957-1968 – Ростовский авиаотряд эксплуатировал 15 самолетов типа Ил-14.

1957 январь – начало эксплуатации в Ростове первого самолета Ил-14М СССР-Л1520, бортовой номер СССР-91520, салон на 18 пассажиров, Ростовский Авиатранспортный Летный отряд 77, с 1963 года – Ростовский Объединенный Авиационный Отряд. Далее самолет эксплуатировался – 1967 январь Минераловодский ОАО Северо-Кавказское УГА, завод изготовитель Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» (ММЗ «Знамя Труда»), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957, 18 лет.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Первый самолет Ил-14 Ростовского летного отряда бортовой номер СССР-Л1520, аэропорт Сочи. Предположительно 1957 год. 


1957 – время Ту-114 – дальнемагистральный самолёт с более экономичными турбовинтовыми двигателями совершил свой первый полёт. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер. Мог разместить на борту до 200 человек. Но на эксплуатацию самолет поступил только в сентябре 1959 года. Самолеты данного типа в Ростове не эксплуатировались.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Самолет Ту-114 
Количество пассажиров  170–220
Крейсерская скорость    750–800 км/ч
Коммерческая загрузка   22500 кг
Дальность полёта   9720 км
Экипаж, человек    5
Двигатели  4 × 15000 л.с. ТВД НК-12М

Данный самолет с завода перегнал летчик Корхов Александр Михайлович, будущий Заслуженный пилот СССР (информация из частного архива).

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Летчик Ростовского ОАО Корхов Александр Михайлович, Заслуженный пилот СССР.

1957 март 07 – первый полет, начало производства в СССР самолета Ан-10А, тип среднемагистральный пассажирский самолёт, разработчик Союз Советских Социалистических Республик АНТК им. О.К. Антонова, Производитель КБ Антонов, Главный конструктор Олег Константинович Антонов. Всего произведено 108+1 самолет. Окончание производства 1960 год. Окончание эксплуатации 1973 год. 

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Летчик-испытатель Я. И. Верников и авиаконструктор О.К. Антонов. Первый самолет Ан-10 Украина. 

1957 май – летному составу Ростовского Авиационного Отрада выделили садовые участки в районе склада ГСМ, аэропорт Ростов.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

На фото (слева на право): Маханьков Прохор Федотович, Дубатова Полина Андреевна, Милявский, Маханькова Мария Ефимовна, Семенов Валентин Лаврентьевич, Семенова Нина Александровна, Дубатов Иван Сергеевич, далее предположительно Евдокимова Зоя, Милявская.

1957 апрель – третий самолет Ил-14 в Ростове, бортовой номер СССР-Л2030, с 1959 СССР-52030, заводской номер 7342606, серийный номер 26-06, салон на 18 пассажиров, Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, с 1963 года – Ростовский Объединенный Авиационный Отряд. Самолет эксплуатировался 1959-1968 мая 13 Северо-Кавказское УГА, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957, 27 лет.

1957 май – 1962 июль 01 – четвертый самолет Ил-14П в Ростове, бортовой номер СССР-Л1575, с 1959 СССР-91575, заводской номер 7342706, серийный номер 27-06, Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска в 1957, в эксплуатации с 1957, 38 лет.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Самолет Ил-14М СССР-91575.   
Аэродром: Ленинград, Ржевка (ULSS).
Страна: СССР.
Дата: 16 июля 1991.

1957 – состоялся 7-й выпуск курсов усовершенствования «начсостава», высшего и среднего (стиль изложения сохранен) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота. Среди выпускников, в том числе, Маханьков Прохор Федотович, командир 77 Авиационного Отряда, Ростов, 77 Авиационный Отряд в 1963 году вошел в состав Ростовского ОАО. 

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

1957 Курсы усовершенствования «начсостава» (высшего и среднего) ГВФ 1957, Ленинград, 7-й выпуск. Большинство командиров авиаподразделений Ростовских авиаотрядов закончили данные курсы. 

1958

1958 – Гражданская авиация всегда была тесно связана с военно-воздушными силами. Первая форма авиационно-технического и руководящего персонала практически полностью соответствовала ВВС СССР.

Практически все руководство гражданской авиации вышло из военных, многие министры носили генеральские погоны, и поэтому разработка собственной атрибутики, знаков различия долгое время носила второстепенный характер.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Отличительной особенностью обмундирования гражданской авиации стало появление форменной и фирменной одежды. Развивающийся коммерческий сегмент заставил придумать специальную форму для бортпроводниц и бортпроводников, которые, по сути, были лицом страны на международных рейсах.

1958 январь 08 – начало истории настоящего летчика ГВФ, свидетельство № 1427, летчика первого класса Ростовского авиаотряда Маханькова Прохора Федотовича, командира 77 Авиационного Отряда. С 1957 года работал в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде, в том числе, с 1963 года, награжден Орденом Ленина (номер, указ, книжка).

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Командир 77 Авиационного Отряда, Ростов, Маханьков Прохор Федотович.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960


1958 май 28 – 1962 – эксплуатация девятого самолета типа Ил-14М СССР-Л1632, заводской номер 146000930, серийный номер 09-30, с 1958 май 28 бортовой номер СССР-61632, Ростовский Авиационный отряд, Летный отряд, списан 1962, март 23, Приказ №161 – чрезвычайное происшествие, завод изготовитель Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» (ММЗ «Знамя Труда») ММЗ «Знамя Труда», дата выпуска 1956, в эксплуатации с 1956, 6 лет.

1958 март 31 – Приказ ГУ ГВФ №019 «О введении пятизначных опознавательных знаков гражданских ВС», в приказе указано: замену произвести до 31.08.1959, на новые ВС новые номера наносить с 01.04.58, самолеты По-2 и у подлежащих списанию по износу до 31.12.1959 г. замену номеров не производить.

1958 июнь – Флот Северо-Кавказского ТУ ГВФ, количество самолетов: Ил-14 – 13 самолётов, Ли-2 – 28, Ан-2 – 73, По-2 – 98, Як-12 – 32, Ми-4 – 1 вертолёт, Ми-1 – 6.

1958-1978 – период работы в РОАО гвардии полковника ВВС, Героя Советского Союза, Часнык Николай Леонтьевич, он был начальником службы Управления Воздушным движение Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (на фото внизу).

Часнык Николай Леонтьевич


1958 – начало работы в Ростовском ОАО летчика Амелина Михаила Никитовича, который в 1968 году окончил Высшее авиационное училище ГВФ в Ленинграде, а затем Курсы усовершенствования командного состава ГВФ при Академии гражданской авиации (1971). Далее – командир 77 Авиационного Летного Отряда, начальник Летно-Штурманского Отдела. С 1971 по 1979 – Командир 9 АУТО. Освоил 11 типов ВС. Общий налет 15000 часов. «Отличник Аэрофлота». С 1979 года работал в 9 АУТО начальником ЛМК, преподавателем, награжден орденом Трудового Красного Знамени, Заслуженный пилот СССР (1976).

Амелин Михаил Никитович

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Амелин Михаил Никитович, Заслуженный пилот СССР.

1959

1959 – переход на турбовинтовую (реактивную) самолетную технику, Ан-10, новый этап, новая ментальность в самолетовождении (СВЖ). Турбовинтовой самолет с авиадвигателем АИ-20, одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом, серийное производство начато в 1957 году, разработчик  конструкторское бюро – ОКБ-478, ныне Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко, заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963–1965).

1959 – вышел на воздушные трассы самолёт Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Самый комфортабельный самолёт того времени с системой наддува и кондиционирования и буфетом-кухней. В Ростове не эксплуатировался.

Самолет Ил-18

Самолет Ил-18
Количество пассажиров  80-100
Крейсерская скорость 625 км/ч
Коммерческая загрузка 12000 кг
Дальность полёта 4200 км
Длина разбега  1600 м
Высота полёта 10000 м
Экипаж, человек  5
Двигатели 4 × 4252 л.с. ТВД АИ-20М

1959-1973 – годы эксплуатации турбовинтового самолета типа Ан-10 в 77 Авиационном Летном Отряде, далее в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО).

1959 – первые экипажи Ростовского Авиаотряда отправлены в УТО Киева для переподготовки на самолет Ан-10.

1959 – персонал аэропорта Ростов-на-Дону на фоне самолета Ростовского авиаотряда Ан-10

1959 – персонал аэропорта Ростов-на-Дону на фоне самолета Ростовского авиаотряда Ан-10, бортовой номер СССР-11153. Документальное фото.

1959 апрель 02 – 1961 февраль 01 – эксплуатация (01) первого полученного Ростовским 77 летным отрядом самолета Ан-10А, СССР-11153, заводской номер 9400903, серийный номер 09-03, завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ (ВАСО МАП), дата выпуска – 1959 март 04, в эксплуатации с 02 апреля 1959, в эксплуатации 13 лет 9 месяцев.

1959 апрель – первый рейс, первый экипаж на самолете Ан-10 СССР-11153 (предположительно), КВС (капитан) Гороховский И.А., заместитель командира летного 77 Отряда, второй пилот Шуляк Петр Георгиевич, штурман Рожковский, борт инженер (не установлен), борт радист Катымян.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Фото самолета Ан-10 11153 – первый самолет Ан-10, эксплуатации в Ростове с 1959 апрель 02 по 1961 февраль 02. 

1959 апрель 02 – 1961 март – эксплуатация второго полученного самолета Ан-10А, СССР-11154, дата выпуска – 1959  март 31, в эксплуатации с 02 апреля 1959, в эксплуатации 3 года 9 месяцев. 

1959 июль – 1961 август 23 – эксплуатация (05) тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-84554 (заводской номер 18430209, серийный номер 302-09), завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1948, в эксплуатации с 1948, 13 лет.

1959 сентябрь – утверждена Инструкция по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденная приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369. Как следует из названия, предполагала именно руководство движением самолетов со стороны существовавшей уже тогда службы движения гражданской авиации (пролог ННП ГА 66). Хотя в стране еще существовала и отдельная система управления воздушным движения (УВД) у военных структур. 

1959 декабрь – авиационным сообщением к концу 1950-х годов были обеспечены все столицы союзных республик, а также все областные и краевые центры страны.

1960

Экономические условия:
Котировка денежной единицы в1960 году: 
Рублей за доллар: 0.9
Долларов за рубль: 1,1

1960 – в СССР была проведена хрущевская денежная реформа и на протяжении 10 лет, 1960–1970 официальный курс рубля к доллару составлял ровно 4 к 1. Согласно официальной пропаганде, суть реформы заключалась в простой деноминации рубля – номинал денег, цены и тарифы уменьшились в 10 раз для более удобного обращения. 

На деле же, вместе с этим была осуществлена и девальвация (обесценение) советской валюты. Но стоимость рубля относительно золота и доллара уменьшилась примерно в 4,44 раза, вместо 10. Таким образом, реальная стоимость накоплений советских граждан относительно стоимости зарубежных товаров и услуг обесценилась примерно в два раза. 

Так как население практически не имело доступа ни к заграничной валюте, ни к ювелирным украшениям из золота, то для большинства, данный факт остался незамеченным. Официальный курс после реформы составил 0,9 рубля за доллар – впервые советские деньги стали дороже американских.

1960 – газета «Молот» сообщила о том, что в ростовские аэропорты доставили новые пассажирские самолеты из Чехословакии – воздушные такси типа «Супераэро» и «Марава», которые берут на борт до трех пассажиров. «Комфортабельные чехословацкие самолеты летали в различные пункты нашей области – в Заветное, Песчанокопскую и другие» – писали в газете.

1960 февраль 10 – на самолете Ан-10А СКТУ введен регулярный рейс по маршруту: Рейс № 251/252 Москва (В) – Ростов-на-Дону, писали газеты на Дону.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

1960 февраль Ан-10 Ростов – Москва.

1960 март – открылся Белокалитвинский аэропорт, который считался лучшим аэропортом малой авиации в Северо-Кавказском округе. «Невозможно было представить город без гула пролетающих АН-2 («Кукурузник») и небольшого, уютного здания аэровокзала в тени акаций и пирамидальных тополей. Ежедневно аэропорт отправлял 180 человек!», – писал в 2004 год корреспондент местной газеты «Перекресток» А.Агеев.

1960 июль 09 – 1973 август 26 – период эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11194, заводской номер 0402105, серийный номер 21-05, в Ростовском 77 Авиатранспортном Отряде, завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ, в последствии Воронежское Акционерное Самолётостроительное Объединение Министерства Авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска – 1960 июнь 30, в эксплуатации с 1960 июль 09, в эксплуатации 12 лет 5 месяцев.

ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960

Самолет Ан-10А СССР-11194
Аэродром: Краснодар - Пашковский (KRR/URKK)
Страна: СССР
Дата: 1969

1960 август 12 – на «Ан-10» СКТУ введен дополнительный регулярный рейс по маршруту: Рейс № 267/268 Москва (В) – Ростов-на-Дону.

1960 декабрь – Авиационным сообщением к концу 1950-х годов были обеспечены все столицы союзных республик, а также все областные и краевые центры страны.

1960 декабрь – год начала коренной реформы системы управления воздушным движением в стране. На гражданскую авиацию, не военную, а именно на гражданскую авиацию, Распоряжением Совета Министров СССР № 1521 были возложены обязанности непосредственного УВД воздушных судов, выполнявших полёты по трассам ГВФ в воздушном пространстве страны. А Постановлением Правительства № 901-377 была поставлена задача создания в стране единой государственной системы автоматизированного управления воздушным движением, к реализации которой отрасль приступила только к началу 80-х годов, и то не полностью. По ряду причин выполнен был только первый этап по совершенствованию отдельных технических средств, предназначенных для решения задач УВД.

1960 декабрь – показатели развития гражданской авиации в период 1956 по 1960 годы характеризовались следующим ростом их основных значений: перевозка пассажиров – в 5 раз, перевозка грузов – в 2 раза, авиахимработы – в 1,8 раза. Увеличение основных показателей, характеризующих народно-хозяйственное значение гражданской авиации требовало перманентного роста ее самолетного парка и интенсивности полетов. Для авиации Дона это был период перехода на новую самолетную технику. 

1960 декабрь – быстрое развитие гражданской авиации и представляемых ею услуг в начале 70-х годов привели к существенному увеличению показателей, характеризующих ее производственную деятельность. Так, например, если в 1960 году на долю воздушного транспорта приходилось 8,5 % всех пассажирских перевозок дальнего следования, то к началу 70-х годов эта доля уже составляла 28,8 %, кроме того, перевозка грузов увеличилась в 2,2 раза, а авиахимработы – в 3,3 раза.

Увеличение объема работ, проводимых гражданской авиацией, значительно повысило интенсивность полетов ее воздушных судов, парк которых к тому времени в основном уже состоял из реактивных и турбовинтовых самолетов Ту-104, Ан-10, Ил-62, Ту-134, Ту-154 и Як-40, также вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10, большинство типов из которых, эксплуатировались на Дону. 

Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.

Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.

Написать нам письмо




Новое на сайте