20.11.2023Количество просмотров: 2636
Материал представляет
Лобова Виктория Владимировна,
кандидат исторических наук,
историк, кафедра истории России
института истории и международных отношений ЮФУ.
В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». Представляем ГЛАВУ 11: период 1956–1960.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
ПРОЛОГ
Данным материалом мы продолжаем рассказ о событиях в гражданской авиации на Дону. В период 1956–1960 в Ростовских авиационных отрядах были заложены основы и подготовлен личный состав для эксплуатации воздушных судов нового поколения – турбовинтовых самолетов семейства Антоновых. Это были самолеты требующие новых умений, новых знаний о газотурбинных авиадвигателях, новых принципов самолетовождения. Это был следующий шаг развития гражданской авиации в стране.
Самолет Ан-10 на взлете.
Количество пассажиров 112 пасс.
Крейсерская скорость 675 км/ч
Коммерческая загрузка 12000 кг
Дальность полёта 2000 км
Экипаж, человек 5
Двигатели 4 × 4000 л.с. ТВД АИ-20
1956
Экономические условия:
Котировка денежной единицы в 1956 году:
Рублей за доллар: 4.0
Долларов за рубль: 0,2500
1956 январь – в составе парка самолётов Ли-2 (ПС-84) Ростовского авиационного (летного) отряда было 36 воздушных судов.
Количество экипажей (оценка): ~ около 70 экипажей (в составе экипажа 3–4 человек).
Состав специалистов (оценка): ~ около 70 инженеров и техников.
1956 – время самолета Ил-14. После 1954 и 1955 годов, периода неудач и доводки самолета до эксплуатационного состояния, наступила стабилизация производства самолета Ил-14. Началась постепенная смена самолета Ли-2 на самолет Ил -14. Хотя производство самолетов Ил-14 началось в 1950 году, первые самолеты на эксплуатацию поступили только в 1954 году. И они, естественно, были «сырыми», не было опыта их эксплуатации. Руководство государства настояло на использовании данного самолета во время визита делегации СССР в КНР в сентябре – октябре 1954. Никто не смог возразить Хрущеву Н.С., что использовать данные самолеты преждевременно. Только чудом данная ситуация не закончилась катастрофой во время перелетов. Опыт эксплуатации позволил совершенствовать самолет в процессе производства. И уже 1956 году было выпущено 397 самолетов типа Ил-14 всех модификаций. Но в Ростовских авиационных отрядах самолеты Ил-14 появились только в январе 1957 года.
1956 сентябрь 15 – открыта новая эра в истории гражданской авиации. Первый в мире пассажирский реактивный самолет ТУ-104 совершил первый рейс из Москвы в Иркутск, полёт длился 7 часов 10 минут. А 12 октября 1956 года он уже вышел на международную воздушную трассу Москва – Прага. Вслед за ТУ-104 на авиалиниях появились лайнеры нового поколения ИЛ-18 и ТУ-114. Вскоре парк машин гражданской авиации СССР пополнился самолетами ТУ-124 и АН-24, вертолетами МИ-1, МИ-4, МИ-6. В 1963 году состоялся первый полет самолета Ту-134, а в 1968 году – самолета Ту-154. В Ростовском ОАО за всю историю эксплуатировалось 22 самолета Ту-154.
Самолет Ту-104
Количество пассажиров 50–110
Крейсерская скорость 750–800 км/ч
Коммерческая загрузка 9000 кг
Дальность полёта 2120 км
Длина разбега 1970 м
Высота полёта 11500 м
Экипаж, человек 5
1956 – на производственных площадях Авиационного научно-технического комплекса им. О.К. Антонова в Киеве начали собирать первый турбовинтовой (реактивный) самолет Ан-10, который совершил свой первый полет 07 марта 1957 года. 22 июля 1959 года Ан-10 был принят в эксплуатацию. Всего было произведено 112 самолетов данного типа. В Ростовском авиаотряде и Ростовском Объединенном Авиаотряде с 1959 по 1973 год эксплуатировалось 18 самолетов типа Ан-10 и Ан-10А.
1957
1957-1968 – Ростовский авиаотряд эксплуатировал 15 самолетов типа Ил-14.
1957 январь – начало эксплуатации в Ростове первого самолета Ил-14М СССР-Л1520, бортовой номер СССР-91520, салон на 18 пассажиров, Ростовский Авиатранспортный Летный отряд 77, с 1963 года – Ростовский Объединенный Авиационный Отряд. Далее самолет эксплуатировался – 1967 январь Минераловодский ОАО Северо-Кавказское УГА, завод изготовитель Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» (ММЗ «Знамя Труда»), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957, 18 лет.
Первый самолет Ил-14 Ростовского летного отряда бортовой номер СССР-Л1520, аэропорт Сочи. Предположительно 1957 год.
1957 – время Ту-114 – дальнемагистральный самолёт с более экономичными турбовинтовыми двигателями совершил свой первый полёт. Это был самый большой в мире скоростной пассажирский лайнер. Мог разместить на борту до 200 человек. Но на эксплуатацию самолет поступил только в сентябре 1959 года. Самолеты данного типа в Ростове не эксплуатировались.
Самолет Ту-114
Количество пассажиров 170–220
Крейсерская скорость 750–800 км/ч
Коммерческая загрузка 22500 кг
Дальность полёта 9720 км
Экипаж, человек 5
Двигатели 4 × 15000 л.с. ТВД НК-12М
Данный самолет с завода перегнал летчик Корхов Александр Михайлович, будущий Заслуженный пилот СССР (информация из частного архива).
Летчик Ростовского ОАО Корхов Александр Михайлович, Заслуженный пилот СССР.
1957 март 07 – первый полет, начало производства в СССР самолета Ан-10А, тип среднемагистральный пассажирский самолёт, разработчик Союз Советских Социалистических Республик АНТК им. О.К. Антонова, Производитель КБ Антонов, Главный конструктор Олег Константинович Антонов. Всего произведено 108+1 самолет. Окончание производства 1960 год. Окончание эксплуатации 1973 год.
Летчик-испытатель Я. И. Верников и авиаконструктор О.К. Антонов. Первый самолет Ан-10 Украина.
1957 май – летному составу Ростовского Авиационного Отрада выделили садовые участки в районе склада ГСМ, аэропорт Ростов.
На фото (слева на право): Маханьков Прохор Федотович, Дубатова Полина Андреевна, Милявский, Маханькова Мария Ефимовна, Семенов Валентин Лаврентьевич, Семенова Нина Александровна, Дубатов Иван Сергеевич, далее предположительно Евдокимова Зоя, Милявская.
1957 апрель – третий самолет Ил-14 в Ростове, бортовой номер СССР-Л2030, с 1959 СССР-52030, заводской номер 7342606, серийный номер 26-06, салон на 18 пассажиров, Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, с 1963 года – Ростовский Объединенный Авиационный Отряд. Самолет эксплуатировался 1959-1968 мая 13 Северо-Кавказское УГА, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957, 27 лет.
1957 май – 1962 июль 01 – четвертый самолет Ил-14П в Ростове, бортовой номер СССР-Л1575, с 1959 СССР-91575, заводской номер 7342706, серийный номер 27-06, Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска в 1957, в эксплуатации с 1957, 38 лет.
Самолет Ил-14М СССР-91575.
Аэродром: Ленинград, Ржевка (ULSS).
Страна: СССР.
Дата: 16 июля 1991.
1957 – состоялся 7-й выпуск курсов усовершенствования «начсостава», высшего и среднего (стиль изложения сохранен) Главного Управления Гражданского Воздушного Флота. Среди выпускников, в том числе, Маханьков Прохор Федотович, командир 77 Авиационного Отряда, Ростов, 77 Авиационный Отряд в 1963 году вошел в состав Ростовского ОАО.
1957 Курсы усовершенствования «начсостава» (высшего и среднего) ГВФ 1957, Ленинград, 7-й выпуск. Большинство командиров авиаподразделений Ростовских авиаотрядов закончили данные курсы.
1958
1958 – Гражданская авиация всегда была тесно связана с военно-воздушными силами. Первая форма авиационно-технического и руководящего персонала практически полностью соответствовала ВВС СССР.
Практически все руководство гражданской авиации вышло из военных, многие министры носили генеральские погоны, и поэтому разработка собственной атрибутики, знаков различия долгое время носила второстепенный характер.
Отличительной особенностью обмундирования гражданской авиации стало появление форменной и фирменной одежды. Развивающийся коммерческий сегмент заставил придумать специальную форму для бортпроводниц и бортпроводников, которые, по сути, были лицом страны на международных рейсах.
1958 январь 08 – начало истории настоящего летчика ГВФ, свидетельство № 1427, летчика первого класса Ростовского авиаотряда Маханькова Прохора Федотовича, командира 77 Авиационного Отряда. С 1957 года работал в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде, в том числе, с 1963 года, награжден Орденом Ленина (номер, указ, книжка).
Командир 77 Авиационного Отряда, Ростов, Маханьков Прохор Федотович.
1958 май 28 – 1962 – эксплуатация девятого самолета типа Ил-14М СССР-Л1632, заводской номер 146000930, серийный номер 09-30, с 1958 май 28 бортовой номер СССР-61632, Ростовский Авиационный отряд, Летный отряд, списан 1962, март 23, Приказ №161 – чрезвычайное происшествие, завод изготовитель Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» (ММЗ «Знамя Труда») ММЗ «Знамя Труда», дата выпуска 1956, в эксплуатации с 1956, 6 лет.
1958 март 31 – Приказ ГУ ГВФ №019 «О введении пятизначных опознавательных знаков гражданских ВС», в приказе указано: замену произвести до 31.08.1959, на новые ВС новые номера наносить с 01.04.58, самолеты По-2 и у подлежащих списанию по износу до 31.12.1959 г. замену номеров не производить.
1958 июнь – Флот Северо-Кавказского ТУ ГВФ, количество самолетов: Ил-14 – 13 самолётов, Ли-2 – 28, Ан-2 – 73, По-2 – 98, Як-12 – 32, Ми-4 – 1 вертолёт, Ми-1 – 6.
1958-1978 – период работы в РОАО гвардии полковника ВВС, Героя Советского Союза, Часнык Николай Леонтьевич, он был начальником службы Управления Воздушным движение Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (на фото внизу).
1958 – начало работы в Ростовском ОАО летчика Амелина Михаила Никитовича, который в 1968 году окончил Высшее авиационное училище ГВФ в Ленинграде, а затем Курсы усовершенствования командного состава ГВФ при Академии гражданской авиации (1971). Далее – командир 77 Авиационного Летного Отряда, начальник Летно-Штурманского Отдела. С 1971 по 1979 – Командир 9 АУТО. Освоил 11 типов ВС. Общий налет 15000 часов. «Отличник Аэрофлота». С 1979 года работал в 9 АУТО начальником ЛМК, преподавателем, награжден орденом Трудового Красного Знамени, Заслуженный пилот СССР (1976).
Амелин Михаил Никитович, Заслуженный пилот СССР.
1959
1959 – переход на турбовинтовую (реактивную) самолетную технику, Ан-10, новый этап, новая ментальность в самолетовождении (СВЖ). Турбовинтовой самолет с авиадвигателем АИ-20, одновальный авиационный турбовинтовой двигатель с осевым 10-ступенчатым компрессором, кольцевой камерой сгорания, 3-ступенчатой турбиной, планетарным редуктором, нерегулируемым реактивным соплом, серийное производство начато в 1957 году, разработчик конструкторское бюро – ОКБ-478, ныне Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко, заводы-изготовители: ОАО «Мотор Сич» (г. Запорожье) и Пермский моторный завод (1963–1965).
1959 – вышел на воздушные трассы самолёт Ил-18 с четырьмя турбовинтовыми двигателями. Самый комфортабельный самолёт того времени с системой наддува и кондиционирования и буфетом-кухней. В Ростове не эксплуатировался.
Самолет Ил-18
Количество пассажиров 80-100
Крейсерская скорость 625 км/ч
Коммерческая загрузка 12000 кг
Дальность полёта 4200 км
Длина разбега 1600 м
Высота полёта 10000 м
Экипаж, человек 5
Двигатели 4 × 4252 л.с. ТВД АИ-20М
1959-1973 – годы эксплуатации турбовинтового самолета типа Ан-10 в 77 Авиационном Летном Отряде, далее в Ростовском Объединенном Авиационном Отряде (РОАО).
1959 – первые экипажи Ростовского Авиаотряда отправлены в УТО Киева для переподготовки на самолет Ан-10.
1959 – персонал аэропорта Ростов-на-Дону на фоне самолета Ростовского авиаотряда Ан-10, бортовой номер СССР-11153. Документальное фото.
1959 апрель 02 – 1961 февраль 01 – эксплуатация (01) первого полученного Ростовским 77 летным отрядом самолета Ан-10А, СССР-11153, заводской номер 9400903, серийный номер 09-03, завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ (ВАСО МАП), дата выпуска – 1959 март 04, в эксплуатации с 02 апреля 1959, в эксплуатации 13 лет 9 месяцев.
1959 апрель – первый рейс, первый экипаж на самолете Ан-10 СССР-11153 (предположительно), КВС (капитан) Гороховский И.А., заместитель командира летного 77 Отряда, второй пилот Шуляк Петр Георгиевич, штурман Рожковский, борт инженер (не установлен), борт радист Катымян.
Фото самолета Ан-10 11153 – первый самолет Ан-10, эксплуатации в Ростове с 1959 апрель 02 по 1961 февраль 02.
1959 апрель 02 – 1961 март – эксплуатация второго полученного самолета Ан-10А, СССР-11154, дата выпуска – 1959 март 31, в эксплуатации с 02 апреля 1959, в эксплуатации 3 года 9 месяцев.
1959 июль – 1961 август 23 – эксплуатация (05) тип Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-84554 (заводской номер 18430209, серийный номер 302-09), завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1948, в эксплуатации с 1948, 13 лет.
1959 сентябрь – утверждена Инструкция по организации и руководству движением самолетов на воздушных трассах СССР и местных воздушных линиях ГВФ, утвержденная приказом ГУГВФ от 07.09.1959 № 369. Как следует из названия, предполагала именно руководство движением самолетов со стороны существовавшей уже тогда службы движения гражданской авиации (пролог ННП ГА 66). Хотя в стране еще существовала и отдельная система управления воздушным движения (УВД) у военных структур.
1959 декабрь – авиационным сообщением к концу 1950-х годов были обеспечены все столицы союзных республик, а также все областные и краевые центры страны.
1960
Экономические условия:
Котировка денежной единицы в1960 году:
Рублей за доллар: 0.9
Долларов за рубль: 1,1
1960 – в СССР была проведена хрущевская денежная реформа и на протяжении 10 лет, 1960–1970 официальный курс рубля к доллару составлял ровно 4 к 1. Согласно официальной пропаганде, суть реформы заключалась в простой деноминации рубля – номинал денег, цены и тарифы уменьшились в 10 раз для более удобного обращения.
На деле же, вместе с этим была осуществлена и девальвация (обесценение) советской валюты. Но стоимость рубля относительно золота и доллара уменьшилась примерно в 4,44 раза, вместо 10. Таким образом, реальная стоимость накоплений советских граждан относительно стоимости зарубежных товаров и услуг обесценилась примерно в два раза.
Так как население практически не имело доступа ни к заграничной валюте, ни к ювелирным украшениям из золота, то для большинства, данный факт остался незамеченным. Официальный курс после реформы составил 0,9 рубля за доллар – впервые советские деньги стали дороже американских.
1960 – газета «Молот» сообщила о том, что в ростовские аэропорты доставили новые пассажирские самолеты из Чехословакии – воздушные такси типа «Супераэро» и «Марава», которые берут на борт до трех пассажиров. «Комфортабельные чехословацкие самолеты летали в различные пункты нашей области – в Заветное, Песчанокопскую и другие» – писали в газете.
1960 февраль 10 – на самолете Ан-10А СКТУ введен регулярный рейс по маршруту: Рейс № 251/252 Москва (В) – Ростов-на-Дону, писали газеты на Дону.
1960 февраль Ан-10 Ростов – Москва.
1960 март – открылся Белокалитвинский аэропорт, который считался лучшим аэропортом малой авиации в Северо-Кавказском округе. «Невозможно было представить город без гула пролетающих АН-2 («Кукурузник») и небольшого, уютного здания аэровокзала в тени акаций и пирамидальных тополей. Ежедневно аэропорт отправлял 180 человек!», – писал в 2004 год корреспондент местной газеты «Перекресток» А.Агеев.
1960 июль 09 – 1973 август 26 – период эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11194, заводской номер 0402105, серийный номер 21-05, в Ростовском 77 Авиатранспортном Отряде, завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ, в последствии Воронежское Акционерное Самолётостроительное Объединение Министерства Авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска – 1960 июнь 30, в эксплуатации с 1960 июль 09, в эксплуатации 12 лет 5 месяцев.
Самолет Ан-10А СССР-11194
Аэродром: Краснодар - Пашковский (KRR/URKK)
Страна: СССР
Дата: 1969
1960 август 12 – на «Ан-10» СКТУ введен дополнительный регулярный рейс по маршруту: Рейс № 267/268 Москва (В) – Ростов-на-Дону.
1960 декабрь – Авиационным сообщением к концу 1950-х годов были обеспечены все столицы союзных республик, а также все областные и краевые центры страны.
1960 декабрь – год начала коренной реформы системы управления воздушным движением в стране. На гражданскую авиацию, не военную, а именно на гражданскую авиацию, Распоряжением Совета Министров СССР № 1521 были возложены обязанности непосредственного УВД воздушных судов, выполнявших полёты по трассам ГВФ в воздушном пространстве страны. А Постановлением Правительства № 901-377 была поставлена задача создания в стране единой государственной системы автоматизированного управления воздушным движением, к реализации которой отрасль приступила только к началу 80-х годов, и то не полностью. По ряду причин выполнен был только первый этап по совершенствованию отдельных технических средств, предназначенных для решения задач УВД.
1960 декабрь – показатели развития гражданской авиации в период 1956 по 1960 годы характеризовались следующим ростом их основных значений: перевозка пассажиров – в 5 раз, перевозка грузов – в 2 раза, авиахимработы – в 1,8 раза. Увеличение основных показателей, характеризующих народно-хозяйственное значение гражданской авиации требовало перманентного роста ее самолетного парка и интенсивности полетов. Для авиации Дона это был период перехода на новую самолетную технику.
1960 декабрь – быстрое развитие гражданской авиации и представляемых ею услуг в начале 70-х годов привели к существенному увеличению показателей, характеризующих ее производственную деятельность. Так, например, если в 1960 году на долю воздушного транспорта приходилось 8,5 % всех пассажирских перевозок дальнего следования, то к началу 70-х годов эта доля уже составляла 28,8 %, кроме того, перевозка грузов увеличилась в 2,2 раза, а авиахимработы – в 3,3 раза.
Увеличение объема работ, проводимых гражданской авиацией, значительно повысило интенсивность полетов ее воздушных судов, парк которых к тому времени в основном уже состоял из реактивных и турбовинтовых самолетов Ту-104, Ан-10, Ил-62, Ту-134, Ту-154 и Як-40, также вертолетов Ми-2, Ми-6, Ми-8, Ми-10, большинство типов из которых, эксплуатировались на Дону.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Посмотрите также: