24.12.2023Количество просмотров: 1751
Материал представляет
Шульгина Ольга Вениаминовна, дипломированный специалист по авиаперевозкам, бывший бортпроводник Ростовского ОАО со стажем полетов более 20 лет. В настоящее время – предприниматель в области туризма, сертифицированный сомелье, гид.
ПРОЛОГ
Сегодня мы расскажем о том периоде 100-летней истории гражданской авиации на Дону, когда в Ростове-на-Дону было основано и начало действовать самое крупное авиационное предприятие юга России – Ростовский объединенный авиаотряд, который прошел путь от поршневых до турбореактивных самолетов, перевёз миллионы пассажиров по всему СССР от Калининграда до Магадана. Наш рассказ – хроника событий начала 1960-х, о воздушных судах тех лет и о людях, создававших гражданскую авиацию региона.
1960
Экономические условия периода 1960-1964.
Котировка денежной единицы на 01.01.1960:
Рублей за доллар: 4.0
Долларов за рубль: 0,2500
1960 – состав парка самолетов Ростовских Авиационных (летных) отрядов на 01.01.1960:
Ан-10–9 воздушных судов, Ил-14–13, Ли-2–14, Ан-2–16.
Количество экипажей (оценка): ~ 70
Состав специалистов (оценка): ~ 200.
1960 – газета «Молот» сообщила о том, что в ростовские авиаотряды поступили новые пассажирские самолеты из Чехословакии – воздушные такси типа «Супераэро» и L-200 «Morava», которые берут на борт 4-5 пассажиров. «Комфортабельные чехословацкие самолеты летают в различные пункты нашей области – в Заветное, Песчанокопскую и другие», – писали в газете.
Самолет Super Aero Ae.45
Страна: Чехословакия
Год: производился с 1947 года
Рассчитан на перевозку 4–5 пассажиров.
Максимальный взлетный вес = 1600 кг
Дальность = 1700 км
Скорость = 282 км/час
Потолок = 5900 м
Самолет L-200 Morava
Страна: Чехословакия
Год: производился с 1947 по 1964 годы.
В СССР поступил в 1960 году.
Рассчитан на перевозку 3 пассажиров.
Максимальный взлетный вес = 1950 кг
Дальность = 1710 км
Скорость = 290 км/час
Потолок = 5700 м
Фото сделано в Запорожье.
1960 январь 23 – начало эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11176, заводской номер 9401703, серийный номер 17-03, Ростовский 77 авиатранспортный отряд, Ростов, с 1963 года – РОАО, завод-изготовитель – завод №64, Воронеж. В последствии – Воронежское акционерное самолётостроительное общество Министерства авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска – 1959 октябрь 31. В 1963 году пассажирский салон переоборудован на 112 мест, в эксплуатации 16 лет 11 месяцев.
1960 февраль 10 – на самолете Ан-10А Ростовского 77 авиатранспортного отряда введен регулярный рейс №251–252 по маршруту Ростов-на-Дону – Москва (Внуково) – Ростов-на-Дону.
Ростовская газета о начале выполнения рейса Ростов – Москва на «пассажирском турбовинтовом самолете конструкции Антонова Ан-10. Время в пути 1 час 55 минут». Стоимость пассажирского билета по сезонному льготному тарифу – 240 рублей.
1960 март – открылся Белокалитвинский аэропорт Белая Калитва, который считался лучшим аэропортом малой авиации в Северо-Кавказском округе. «Невозможно было представить город без гула пролетающих Ан-2 («Кукурузник») и небольшого, уютного здания аэровокзала в тени акаций и пирамидальных тополей. Ежедневно аэропорт отправлял 180 человек!», – писал в 2004 году корреспондент местной газеты «Перекресток» А.Агеев.
1960 апрель 13 – начало эксплуатации самолета тип Ил-14М СССР-61686 (заводской номер 7342301, серийный номер 23-01), Ростовский Авиатранспортный Отряд 78, завод-изготовитель – Ташкентское Авиационное Производственное Объединение имени Чкалова (ТАПОиЧ), дата выпуска 1957, в эксплуатации с 1957, 18 лет.
1960 июль 09 – начало эксплуатации самолета Ан-10А, СССР-11194, заводской номер 0402105, серийный номер 21-05, Ростовский 77 авиатранспортный отряд, Ростов, далее Ростовский Объединенный авиационный отряд (РОАО), завод-изготовитель – завод №64 Воронежского СНХ, впоследствии Воронежское Акционерное Самолётостроительное общество Министерства Авиационной промышленности (ВАСО МАП), дата выпуска – 1960 июнь 30, в эксплуатации с 1960 июль 09, в эксплуатации 14 лет 5 месяцев.
Самолет Ан-10А, бортовой номер СССР-11194, при выпуске салон на 100 пассажиров. После 1963 г. салон был переоборудован на 112 пассажиров.
1960 июль 14 – начало эксплуатации в Ростовском авиаотряде самолета Ли-2 (модификация ПС-84) СССР-71296, заводской номер 18426306, серийный номер 263-06, конструктор Лисунов Борис Павлович, Ростовский летный отряд, завод изготовитель ТАПОиЧ (Ташкент), дата выпуска 1947, в эксплуатации с 1947.
1960 август 01 приступил к работе в Ростовском авиаотряде Кононов Станислав Александрович, летчик, командир воздушного судна летал на самолетах Як-12, Ан-2, Ан-24, Як-40, Ту-134. Окончил ордена Ленина Академию Гражданской Авиации (ОЛАГА). С 1960 до 1991 года налетал 16457 часов, пилот инструктор, командир эскадрильи, заместитель командира летного отряда, обучил, воспитал и ввел в строй десятки летчиков, командиров воздушных судов.
Кононов Станислав Александрович, летчик, командир, Як-12, Ан-2, Ан-24, Як-40, с 1960 до 1991 года. Диплом Кононова С. А. об окончании Сасовского училища, Сасово Рязанская область.
1960 август 12 – на самолете Ан-10А Ростовского 77 авиатранспортного отряда введен регулярный рейс 267–268 по маршруту Ростов-на-Дону – Москва (Внуково) – Ростов-на-Дону.
1960 декабрь – на долю воздушного транспорта приходилось 8,5 % всех пассажирских перевозок дальнего следования, т. е. пассажиров, следующих на расстояния свыше 1000 км или находящихся в пути свыше одних суток.
1961
1961 – на страницах газеты «Вечерний Ростов» постоянно публикуются объявления агентства воздушных сообщений Ростовского аэропорта ГВФ. Можно было улететь и в города Ростовской области.
1961 март – состоялось в Сочи совещание командно-руководящего состава авиапредприятий Северо-Кавказского Территориального Управления ГВФ.
Историческое фото. Сочи, 1961.
Участие в совещании приняли руководители авиации Дона.
На фото седьмой слева Андреев Иван Иванович – первый командир Ростовского авиаотряда с марта 1961.
Второй справа Дединец Николай Федорович – второй командир Ростовского Объединенного Авиаотряда с июля 1966.
1961 март – Андреев Иван Иванович назначен командиром Ростовского авиаотряда, в составе летных отрядов и ЛЭРМ. А с 1963 январь по май 1965 – командиром Ростовского объединенного авиаотряда (РОАО), состоящего уже из летных отрядов, ЛЭРМ и аэропорта Ростов-на-Дону. С мая 1965 назначен представителем Аэрофлота в Пекине, КНР.
1961 декабрь 26 – принят Указ Президиума ВС СССР от 26.12.1961 "Об утверждении Воздушного кодекса Союза ССР".
Уже в то время Воздушный кодекс СССР определял порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан. Интересен тот факт, что понятия авиация и воздухоплавание в Воздушном кодексе СССР 1961 года нормативно имели самостоятельное значение.
1962
1962 – переход на турбореактивную самолетную технику, новый этап, новая ментальность в самолетовождении (СВЖ), турбореактивный самолет Ту-124 с турбореактивными авиадвигателями.
1962 март 11 – самолет Ту-124 бортовой номер СССР-45019 впервые прибыл в Ростов-на-Дону, командир воздушного судна Г. А. Кулинич выполнил технический рейс по маршруту: Минеральные Воды – Москва (В) – Ростов-на-Дону.
1962 – объединение санитарной авиации Дона с отделениями Ростовской Областной Клинической больницы (РОКБ). Санитарная авиация осуществляла срочную и неотложную помощь больным Ростовской области и прилегающих районов Калмыцкой ССР. Количество выездов и вылетов ежегодно колебалось от 1750 до 2000.
1963 – развитие гражданской авиации и появление реактивных воздушных судов предъявило новые требования к метеорологическому обеспечению полетов. В 1963 году на базе Авиационной метеорологической станции гражданской (АМСГ) 1 разряда создан Ростовский авиационный метеорологический центр (РАМЦ). В то время специалисты РАМЦ составляли и передавали в аэропорты и на авиаметеостанции, обслуживающие движение самолетов и авиахимработы, карты АКП-1Б вертикальных разрезов тропосферы по двум основным трассам области, стыковочные карты МРЛ (метеорадиолокатор), карты начальных точек траекторий переноса. Была организована система прямых авиационных связей (СПАС).
1963 январь-декабрь – в СССР выпущено 472 воздушных судна, в том числе 311 самолетов.
1963 январь – начало истории РОАО, образован Ростовский ОАО Северо-Кавказского территориального управления ГВФ в составе 77-го и 78-го летных отрядов и аэропорта Ростов-на-Дону. За всю свою историю с 1963 по 1992 год Ростовский ОАО эксплуатировал 249 воздушных судов. Первым командиром РОАО стал военный летчик Андреев Иван Иванович.
Андреев Иван Иванович.
Пермская военная школа авиационных техников и пилотов (1942).
Летчик штурмовика Ил-2.
На фронте с 23.05.43 (ему было 19 лет). Совершил 105 боевых вылетов.
Полтавская высшая школа штурманов ВВС (1945). Капитан.
Кавалер семи орденов, имеет 12 медалей, в том числе от Правительства Китая за организации полетов гражданских самолетов и организации воздушных перевозок (1947–1952).
Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ) (1959).
Командир Авиаотряда в Ростове-на-Дону.
1963 январь – принципиальная структура Ростовского Объединённого Авиационного Отряда (РОАО):
77 Летный Отряд
78 Летный Отряд
Служба Бортпроводников
АТБ (Авиационно-Техническая База)
Служба Движения (аэронавигационное обслуживание)
База ЭРТОС (Эксплуатации Радио Технического Оборудования и Связи)
Наземные службы:
Аэродромная служба (АС)
Служба Горюче Смазочных Материалов (СГСМ)
Служба Спецавтотранспорта (ССАТ)
Служба перевозок (СП) и другие.
Служба электросветотехнического обеспечения полетов (Служба ЭСТОП) и др.
1963 апрель 04 – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.04.63, награждены Орденом Ленина: Маханьков Прохор Федотович, командир эскадрильи самолетов Ил-14, 77 летного отряда, Гроховский Иван Александрович, заместитель командира 77 летного отряда.
1963 апрель. Маханьков Прохор Федотович,
командир эскадрильи самолетов Ил-14, 77 летного отряда.
Фото: информация с доски почета.
Гроховский Иван Александрович, заместитель командира 77 летного отряд, заслуженный пилот СССР.
1963 ноябрь 01 – самолетомоторный парк Северо-Кавказского Территориального Управления ГВФ (с 15 сентября 1964 – Северо-Кавказское УГА) (воздушных судов) состоял из 223 транспортных воздушных судна и 365 воздушных судна сельско-хозяйственной авиации.
1964 – введено в эксплуатацию новое здание аэропорта Константиновск, Ростовская область, аэропорт Местных Воздушных Линий (МВЛ) Ростовского Объединенного Авиационного Отряда, в рабочем поселке Константиновск.
1964 март 02 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО пятнадцатого самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11223, заводской номер 0402604, завершение эксплуатации – 20 мая 1972, списан – 27.08.1973.
Самолет Ан-10А, бортовой номер СССР-11223, Ростовского ОАО. Скорость на максимальной дальности полёта воздушного судна при минимальном километровом расходе топлива равнялась до 630–650 км/час (крейсерская скорость).
1964 июль 27 – указом Президиума Верховного Совета СССР Главное управление Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР было упразднено, а на его базе создано Министерство гражданской авиации СССР, важнейшее структурное изменение в гражданской авиации, ставшее основой управления отраслью до 1992 года.
1964 сентябрь 15 – все Территориальные управления (ТУ) ГВФ переименованы в Управления Гражданской авиации (УГА) Министерства Гражданской Авиации.
1964 ноябрь 16 – начало эксплуатации в Ростовском ОАО шестнадцатого самолета Ан-10А, бортовой номер СССР-11181, заводской номер 9401802, крейсерская скорость до 630-650 км/час, завершение эксплуатации – 20 мая 1972 года, списан 27.08.1973.
Первый самолет Ан-10 «Украина».
Прототип Ан-10 «Украина» СССР-У 1957.
Крейсерская скорость до 630-650 км/час
Начало эксплуатации с июля 1959 года.
Всего выпущено 112 самолетов.
В Ростовском ОАО с 1965 по 1972 годы эксплуатировалось 18 самолетов данного типа.
1964 декабрь – коллектив Ростовского ОАО досрочно выполнил план производственных показателей шестого года семилетки (1959–1965).
Ростов. Поздравление коллективу Ростовского ОАО. Фотомонтаж.1964.
1960–1964
Временной отрезок с 1960 по 1964 годы стал важным периодом в развитии гражданской авиации на Дону. Именно тогда была заложена техническая основа профессиональной подготовки личного состава авиатранспортного предприятия на десятилетия вперед. Тогда же начался переход к новому этапу её развития – реактивной эре авиатранспорта, к турбовинтовым и турбореактивным самолетам.
1963–1992
За всю небольшую историю такой авиационной структуры как Ростовский объединенный авиационный отряд (РОАО) и авиакомпании ДОНАВИА в по вине личного состава авиапредприятия при эксплуатации, при выполнении пассажирских рейсов, не было потеряно, практически, ни одного самолета, ни одного человека из летного, инженерно-технического состава РОАО, при этом выполнены и обслужены сотни тысяч рейсов и десятки миллионов пассажиров.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». 2025.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
8. ФОРМИРОВАНИЕ Гражданской авиации на Дону. 1944-1948. Материал Марии Пономаревой.
9. Формирование Гражданской авиации на Дону. ГЛАВА 9. Период: 1948–1952. Материал Елены Кринко.
10. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 10. Период: 1952–1956. Материал Антонины Комягиной.
11. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ на ДОНУ. Глава 11. Период: 1956–1960. Материал Виктории Лобовой.
Посмотрите также: