Удивительная история зарождения Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

16.05.2023Количество просмотров: 7722

Юлия Лазуревская

АВТОР СТАТЬИ: Лазуревская Юлия Андреевна, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Историк. Автор книг и статей по истории гражданской авиации Юга России. 

В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону» продолжаем публиковать выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2025». 

           ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:

1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.

2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Автор: Виктория Кравец.

3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Автор: Анна Мелконова.

 

В нашей статье (1917–1919 г.г.) мы рассказали о трагических событиях в становлении СССР, о гражданской войне и начинающейся истории гражданской авиации Дона. 

Сегодня мы расскажем о том, какие событиях 1920-1925 годов, предшествующие началу документальной истории гражданской авиации на Дону (15 июня 1925), послужили основой построения гражданского воздушного флота на юге России, и почему до 1992 года целая отрасль страны была под управлением военных структур государства.

1918-1922 – боевые действия военной авиации на Дону, Кубани, Тамани и в Крыму – крайне малоизученная тема в исторической науке, литература по данной теме практически отсутствует. 

1918-1922 – гражданская война в России, которая длилась более четырёх лет (с 17 мая 1918 г. по 25 октября 1922 г.), одно из самых социально разрушительных событий в истории государства.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

Самолёты «Сопвичи» 37-го разведывательного авиаотряда на аэродроме у станицы Семикаракорской, май 1919 года.

1918-1920 – период гражданской войны, в течение которого офицерский состав Вооруженных сил Юга России (ВС ЮР) создал основы для формирования профессиональной и материальной структуры авиационных сил (авиационных подразделений), которые вошли в состав Донской армии на территории Всевеликого войска Донского.

1918-1920 – ВС ЮР – одно из самых крупных формирований белого движения, которое было образовано в результате объединения белогвардейских группировок на Южном фронте под командованием генерала А. И. Деникина. Авиационные силы, входящие в их состав, имели только три армии: Донская, Добровольческая и Кубанская.

1919 конец года – Донская область была оставлена формированиями белого движения, причём во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 6 января 1920 года за № 2, Донская авиация была сокращена до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника Донской авиации. Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую на территорию Кубанского казачьего 
войска (полка).

1920
 
1920 – авиастроение России после революции и нескольких лет опустошительной гражданской войны пришло в полный упадок, многие талантливые авиационные специалисты эмигрировали за границу (Сикорский И.И.), некоторые были расстреляны как «контрреволюционные элементы». Производительность российских авиазаводов в 1920 г. снизилась в 10 раз по сравнению с уровнем 1917 г.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
           
Семья Сикорских. Игорь Сикорский (справа с братом Сергеем и сёстрами Ольгой и Еленой).

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

Аэроплан  Сикорского И. И. – четырёхмоторный самолёт С22 «Илья Муромец» – самый тяжёлый и лучший бомбардировщик Первой мировой войны. На Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге было произведено 76 самолётов. Аэропланы такого класса (взлётная масса до 7.5. тонн), и в таком количестве, не производила ни одна страна мира.

1920 январь, февраль и начало марта – Донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Однако затем, во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску, Донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии – только 4 самолёта. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов Донской авиации.

1920 март 25 – Приказом Донской авиации за № 125 от 25 марта 1920 г. Донская авиация была расформирована. 

1920 март 25 – закончилась история Донской военной авиации. Остатки парка аэропланов (самолётов) и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием Врангеля Петра Николаевича, генерал-лейтенанта Главнокомандующего Вооружёнными Силами Юга России.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
       
          Врангель Пётр Николаевич (1927 год).

ВРАНГЕЛЬ Пётр Николаевич (1878-1928), барон, генерал-лейтенант (1918), один из главных руководителей Белого движения в Гражданскую войну. Участник русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн. В 1918-1919 годах – в Добровольческой армии и Вооружённых силах Юга России, в 1920-м – главком так называемой Русской армии. При нём создано «Правительство Юга России».

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
  
          Врангель инспектирует лётчиков (1920 год).

1920 июнь – в Вооружённых Силах Советской России, из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, начались формирования штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.

1920 июль – на базе Севастопольской военно-авиационной школы (Крым) из 17 офицеров, лётчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.

1920 – к середине Гражданской войны Красный воздушный флот вышел организационно оформленным в регулярные воздушные силы, но в техническом отношении – весьма ослабленным. Необходимо было строить мощные военно-воздушные силы, достойные великой России с самыми большими в мире воздушными пространствами.

1920 сентябрь 21 – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчинённый Главвоздухфлоту. Там прошли испытания самолёты конструкции А.А. Пороховщикова, И.И. Попова и В.Н. Хиони. 

1921

1921-1929 – период Новой Экономической Политики (НЭП) в РСФСР. 

1921 январь 17 – Декрет СНК «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами» (проект, с подписью В. И. Ленина)  – первый законодательный акт, устанавливающий правила воздушного сообщения в стране, одновременно создаётся «Главвоздухфлот» – административный орган для руководства гражданской авиации, Советское Правительство распорядилось «...отпустить 35 миллионов рублей золотом на развитие авиации, из них 20 миллионов в 1922 году и 15 миллионов не позднее 1 апреля 1923 года». В 1923-1924 годах в Ростове строится первый на Дону аэродром (сейчас это испытательный полигон «Роствертола»). Дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в своё распоряжение 19 самолетов от Москвы.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

          Декрет СНК о воздушных передвижениях за подписью В. И. Ленина.

1921 январь – одной из задач декрета Совнаркома РСФСР о «Воздушных передвижениях» от 17 января 1921 года, была – изыскать средства на строительство воздушного флота. В ответ на призывы правительства «Трудовой народ – строй воздушный флот!», «Пролетариат – на самолёт!» в стране возникают общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которые организовали сбор средств на постройку самолётов.

1921 март – создан Воздушный флот Чёрного и Азовского морей – «гидроавиадивизион», в составе 3-го и 4-го отдельных морских разведывательных авиационных отрядов, а также 2-го отдельного истребительного авиационного отряда, который вошёл в состав Морской авиации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. 

1921 май 01 – открыта первая почтово-пассажирская авиалиния Москва–Орёл–Харьков на самолётах «Илья Муромец». 

1921-1922 – декрет СНК предоставлял большие возможности для ведомственного нормотворчества, в частности Главвоздухфлота. Во исполнение этого в 1922 году были изданы два приказа:

1) Приказ № 136, содержащий правила о выдаче пилотских свидетельств, о регистрации воздушных судов, о выдаче удостоверений, о пригодности воздушного судна к полётам, об опознавательных знаках, об огнях и сигналах и о порядке производства полётов.
2) Приказ № 142, содержащий правила ведения книг воздушных судов и инструкций о порядке производства таможенного надзора воздушных судов.
 
1922

1922 – большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из Российской империи, однако, некоторое количество авиационных отрядов Императорского Военного Воздушного Флота перешло на сторону большевиков. Несмотря на свою короткую историю, Императорский Военно-Воздушный Флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов (сил) мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.

1922 октябрь 25 – окончание Гражданской войны на территории Российской империи, которая длилась в период с 1917 октябрь 25 (07 ноября по новому стилю) по 1922 октябрь 25. Незначительные боестолкновения продолжались ещё до 16 июля 1923 года.

1922 декабрь 30 – образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в состав которого вошла Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР образована ранее – 25 октября 1917). СССР просуществовал с 30 декабря 1922 по 25 декабря 1991, всего 68 лет и 360 дней.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

          Советская Россия в 1917–1922 годы. Карта 1922 года.


1923

1923 февраль 09 – официальная дата рождения гражданской авиации СССР. Принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Считается, что этот документ положил начало гражданскому воздушному флоту в нашей стране, хотя и в Российской империи создавались самолёты для пассажирских перевозок.

1923 февраль – по инициативе советского руководства начинает действовать первая общественная организация по сбору средств на развитие авиации – Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). Главными задачами, возложенными на неё, были всенародный сбор средств на строительство самолётов, а также широкая агитация и пропаганда авиации. ОДВФ получило широкое распространение в Ростове-на-Дону. 

Члены общества вели агитацию за создание «Красного воздушного флота», предварительную авиационную подготовку молодёжи из числа добровольцев. Рассматривая мобильные возможности авиации для гражданского применения, уже с 1923 года во многих городах страны стали создаваться аэроклубы в Обществах друзей воздушного флота (ОДВФ).

Из ОДВФ были сформированы «Добролет» в Российской Федерации, «Укрвоздухпуть» на Украине и «Закавиа» – в Закавказских республиках. Именно эти организации стали создателями гражданской авиации и организаторами первых воздушных линий, строили примитивные аэродромы, на которых использовались старые иностранные самолеты «Дорнье-Комета-3», «Дорнье-Меркурий», «Фоккер-2», «Д. Ховеляд», «Юнкерс-Э-13». 

1923 март 01 – началась Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолётов.

1923 март 17 – открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота — «Добролет», ставшего родоначальником гражданской авиации СССР.

1923 март 17 - 1932 февраль 25 – период существования Российского (акционерного) общества Добровольного воздушного флота «Добролет» – первой авиатранспортной организации, Советского Союза. Деятельность этого общества было первым опытом подобного вида собственности на средства производства. 

ПЕРВЫЙ опыт организации и деятельности (около 9 лет) Акционерного Общества в Гражданской Авиации Советского Союза (Добролет).

ВТОРОЙ опыт организации и деятельности (около 7 лет) Акционерного Общества в области Гражданской Авиации Советского Союза (СССР, ЮГ) – Открытое Акционерное Общество «Авиакомпания Донские Авиалинии» 1993-2000 (авиакомпания ДОНАВИА, лого ДОНАВИА) (см. 1993 октябрь 01). 

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

          Расположение аэродрома в Ростове-на-Дону с 1923 по 2017 год.

1923 апрель 30 – Утверждён Устав общества «Добролет».

1923 июль 15 – открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород, протяжённостью 420 километров. Открыл воздушный маршрут Яков Моисеев на самолете «Юнкерс Ф-13», получившем название «Промбанк», – так назывался ключевой акционер «Добролета». Пассажирский перелёт Москва – Нижний Новгород занимал 4 часа и проходил только днём и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.

1923 октябрь 19 – Совет Труда и Обороны при СНК СССР утвердил первый план развития воздушных линий в стране на 1924-1926 годы.

1923 октябрь 28 – Совет Труда и Обороны при СНК СССР принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок».

1923 октябрь19 – Совет Труда и Обороны утвердил первый план развития воздушных линий в стране на 1924-1926 годы.

1924

1924 – заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе было введено такое понятие, как Военно-воздушные силы, из которых структурно выросла гражданская авиация СССР. 

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

          Лев Троцкий и Михаил Фрунзе.

1924 май 25 – «Укрвоздухпуть» начал регулярные авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР: в Одессу с посадкой в Елисаветграде и в Киев с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).

1924 июль 14 – заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе был назначен «день годового праздника для ВВС – 14 июля».

С этого времени советские лётчики праздновали День своих ВВС 14 июля почти 10 лет. Но в начале 1930-х Сталин объявил, что «у нас раньше не было авиационной промышленности. Она есть у нас теперь», и Совнарком определил 18 августа как День праздника Воздушного флота СССР, а день ВВС был забыт. И только под занавес ХХ века президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором 12 августа был определено как День российских ВВС.

1924 – создан Северо-Кавказский Край, административно-территориальная единица на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), существовавшая с 16 октября 1924 года по 13 марта 1937 года, административный центр – город Ростов-на-Дону, административная территориальная единица, предопределившая структуру образования авиатранспортных предприятий и организаций.  

1924 – строится первый на Дону аэродром (сейчас это испытательный полигон «Роствертола»), дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в своё распоряжение 19 самолётов от Москвы.

1924 – авиационные военные отряды военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18-43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады. 

1924 июнь 24 – в газете «Советский Юг» сообщалось: «В воскресенье, 24 июня 1924 года, организуется грандиозное гулянье на аэродроме: платные полёты на самолётах всех систем, открытых и закрытых, фигурные полёты; плата за вход на аэродром 25 рублей, плата за полёт – один червонец, а в закрытых самолетах – 100 рублей...». 

В этом мероприятии приняли участие тысячи ростовчан, а вырученные с него деньги были направлены на строительство новых самолётов.

1924 – после Гражданской войны 1918-1922 годов, военно-воздушные силы фронтов перешли в состав военных округов, а авиационные отряды ВВС военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18-43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады, которые перед второй мировой войной стали основой для создания гражданских авиационных отрядов.

1925

1925 – становление гражданской авиации на Дону связано с деятельностью Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть», открывшей первые воздушные линии в Ростове-на-Дону. В ходе исследования архивных документов Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть» была установлена достоверная дата образования гражданской авиации на Северном Кавказе, с центром в Ростове-на-Дону –15 июня 1925 года. 

1925 – год появления отделения общества воздушных сообщений «Укрвоздухпуть» в г. Ростове-на-Дону. При содействии Краевого Исполнительного комитета, на Северном Кавказе начинается активное развитие гражданской авиации и сети воздушного сообщения между городами региона. К открытию первой воздушной линии в г. Ростове-на-Дону газета «Молот» опубликовала целую серию статей, в которых сообщалось о том, что с 15 июня будет установлено воздушное пассажирское и грузовое сообщение на регулярной основе между городами Ростовом-на-Дону Харьковом и Москвой.

1925 – крупное серийное производство самолётов было запущено на Таганрогском авиазаводе, к этому времени на заводе освоили сборку первого массового отечественного самолёта-разведчика Р-1. Модель выходила в двух вариантах – сухопутном и морском. Затем собирали многоцелевой самолет Р-5, АНТ-7 Туполева и самолёт-амфибию Ш-2.

1925 – объявление на продолжение подписки на акции «Добролета», финансовые документы «Добролета», акции Серий А, акции 1-й выпуск, акции стоимостью 1 рубль золотом. (Газета Молот. 1925. 07 июня).  

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925    
Акции Российского общества Добровольного воздушного флота «Добролет», акция, 1-й выпуск, 1 рубль золотом, Выпуск первый. Серия А. № 0449649. 1925 год.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
         
Акции Российского общества добровольного воздушного общества «Добролет». 
Выпуск первый. Серия А. № 2023055.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
         
Объявление на подписку акций Акции Российского общества добровольного воздушного общества «Добролет». 1925.

1925 – не сразу, конечно, но именно в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры гражданского воздушного флота (гражданской авиации), которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги), и была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону. 

1925 – самый первый гражданский аэродром размещался на территории,  которая в 1939 году стала территорией завода №168 (авиационного завода), нынешнего завода «Роствертол».

1925 – начало выполнения регулярных полётов пассажирских самолётов в аэропорты Северного Кавказа, открылись авиалинии «Укрвоздухпуть» Харьков – Артемовск – Ростов-на-Дону.

1925 май 25 – открыты воздушные линии: Харьков – Полтава – Киев, Харьков – Одесса – Харьков.

1925 июнь – Хроники (история) Гражданской Авиации на Дону начинаются в 1925-м со строительства Аэростанции Ростов-на-Дону (или Воздушной Станции Ростов-на-Дону, наименования из разных источников), когда построили лётную станцию и аэродром. Для этих целей в поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными поселками, был выделен участок земли площадью 120 десятин (впоследствии эта территория стала испытательным аэродромом «Роствертол»). Аэродром оборудовали авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом.

Считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома, на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства, был выполнен первый прямой пассажирский рейс по маршруту Ростов – Харьков – Орел – Москва. 

Документальное подтверждение данного факта:

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

ГАРО фонд №Р-2709 опись 1: Выписка из прокола заседаний Большого и малого президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета «письмо в крайисполком» с. 5. Документ найдет историком, автором книг и статей по истории Гражданской авиации на Юге России Лазуревской Юлией Андреевной.

1925 июнь 15 – начало авиационной истории Ростовских Авиационных Отрядов, далее Ростовских Лётных Отрядов, далее Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО) (1925–1992) и далее авиакомпании «Донские Авиалинии» (ДОНАВИА) (1992-2000).

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
          Газета «Молот» №1156 от 14 июня 1925 года.

1925 июнь 15 – дата открытия  Аэростанция Ростов на Дону, или Воздушная Станция Ростов, или Ростовская Воздушная Станция, авиационное подразделение, которое в последующем выросло в Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), авиакомпанию Донские Авиалинии (ДОНАВИА), и аэропорт Ростов на Дону, который проработал 92 года, 5 месяцев и 12 дней  (дата закрытия 7 декабря 2017).

1925 август 15 – информация из газеты Молот о рейсе август 1925 – ровно в шесть часов утра цельнометаллический пассажирский восьмиместный самолет «Дорнье-Комет-3» германского производства в первый раз вылетел из Ростова в Москву с промежуточными посадками в Харькове и Орле. Ростовская воздушная станция (так тогда назывался аэропорт) располагалась на пустыре у поселка Дачного (в настоящее время – район проспекта Ленина).

Техником самолёта был Владимир Песков, первыми пассажирами – два корреспондента одной из местных газет. Всего салон того самолёта вмещал шестерых пассажиров. Билет от Ростова до Харькова стоил 25 рублей, до Москвы – 59 рублей. Для сравнения: зарплата рабочего средней квалификации составляла тогда около 50 рублей. Посмотреть на первый самолёт, вылетевший из Ростова, собралось несколько тысяч человек.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

Ростов-на-Дону. Первая лётная станция и аэродром, поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными поселками, участок земли площадью 120 десятин (в последствии эта территория стала испытательным аэродромом «Роствертола»).

1925 – в строительстве и оборудовании первого аэродрома в Ростове-на-Дону принимала авиаэскадрилья лётного отряда имени В. И. Ленина, который дислоцировался в Ростове-на-Дону, отряд впоследствии был удостоен ордена Красного Знамени. 

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

          Самолёт «Дорнье-Комет-3».

Самолёт «Дорнье-Комет-3». Это были небольшие самолёты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух лётчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. За первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. Цифра небольшая, но по тем временам это был серьёзный успех. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиамагистраль Москва – Ростов –Тифлис.

1925-1930 – период времени, за который Воздушная станция Ростов-на-Дону отправила 250 пассажиров.

1925-1930 – период появления и становления конкретной авиатранспортной деятельности на территории Ростовской области, организация юридических лиц (компаний, предприятий, хозяйств), обеспечивающих эксплуатацию авиатранспортной техники в интересах социума Юга РСФСР.

Гражданской воздушный флот (ГВФ) полностью унаследовал структуры Российского императорского военно-воздушного флота. В этот период происходит ряд следующих событий:

– появление обученных и подготовленных кадров авиационных структур, способных профессионально и безопасно эксплуатировать самолётомоторный парк и аэродромное хозяйство;
– открытие конкретных авиалиний, связывающих Ростов-на-Дону с другими городами РСФСР, СССР;
– развитие базы лётно-эксплуатационных мастерских (ЛЭРМ) для технического обслуживания самолётов;
– появление устойчивого коллектива специалистов авиатранспортного производства;
– изменение динамики перехода от простых к более сложным летательным аппаратам;
– активное участие в исторических событиях государства, создание, восстановление и развитие авиатранспортных структур региона и Юга РСФСР.

Заключительная мысль, или как аэроплан превратился в самолёт

1925 – постепенно, с 1910 года к середине 30-х годов 20-го века, термин «аэроплан» заменило слово «самолёт», которое, сначала, вошло в обиход поэтической, а затем и авиационной среды. Хотя впервые, в значении близком современному смыслу, оно появилось ещё в 1863 году, в статье «Воздухоплавание» газеты «Голос» журналиста и писателя Аркадия Эвальд. Газета «Голос» выходила в Санкт-Петербурге с 1863 по 1883 годы. Но ни А. Ф. Можайский, ни Н. И. Кибальчич этого термина не употребляли.

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925
   
Аркадий Васильевич Эвальд (1834 или 1836-1898) – русский писатель, журналист, а также исследователь в области авиации, один из первых пионеров авиации, который ввёл в обиход слово «самолёт». 

Удивительная история Гражданской авиации на Дону. Период 1920–1925

Газета «Голос» – политическая и литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге ежедневно с 1863 года.


Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личного состава и экс сотрудников Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, из информационной базы данных для книги «Из Хроники. Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025».

Следующий материал: период 1925–1932. Автор: Машкова Лариса Александровна.

О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Период 1925–1932

Источник: https://rostovchanka-media.ru/novostiinformacziya/obshhestvo/o-poyavlenii-i-stanovlenii-grazhdanskoj-aviaczii-na-donu-1925-1932

 

Написать нам письмо