16.05.2023Количество просмотров: 7981
АВТОР СТАТЬИ: Лазуревская Юлия Андреевна, старший преподаватель кафедры социально-экономических дисциплин Ростовского филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Историк. Автор книг и статей по истории гражданской авиации Юга России.
В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону» продолжаем публиковать выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925-2025».
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Автор: Виктория Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Автор: Анна Мелконова.
В нашей статье (1917–1919 г.г.) мы рассказали о трагических событиях в становлении СССР, о гражданской войне и начинающейся истории гражданской авиации Дона.
Сегодня мы расскажем о том, какие событиях 1920-1925 годов, предшествующие началу документальной истории гражданской авиации на Дону (15 июня 1925), послужили основой построения гражданского воздушного флота на юге России, и почему до 1992 года целая отрасль страны была под управлением военных структур государства.
1918-1922 – боевые действия военной авиации на Дону, Кубани, Тамани и в Крыму – крайне малоизученная тема в исторической науке, литература по данной теме практически отсутствует.
1918-1922 – гражданская война в России, которая длилась более четырёх лет (с 17 мая 1918 г. по 25 октября 1922 г.), одно из самых социально разрушительных событий в истории государства.
Самолёты «Сопвичи» 37-го разведывательного авиаотряда на аэродроме у станицы Семикаракорской, май 1919 года.
1918-1920 – период гражданской войны, в течение которого офицерский состав Вооруженных сил Юга России (ВС ЮР) создал основы для формирования профессиональной и материальной структуры авиационных сил (авиационных подразделений), которые вошли в состав Донской армии на территории Всевеликого войска Донского.
1918-1920 – ВС ЮР – одно из самых крупных формирований белого движения, которое было образовано в результате объединения белогвардейских группировок на Южном фронте под командованием генерала А. И. Деникина. Авиационные силы, входящие в их состав, имели только три армии: Донская, Добровольческая и Кубанская.
1919 конец года – Донская область была оставлена формированиями белого движения, причём во время эвакуации погибла часть донского авиационного имущества. Приказом Донской армии и флота от 6 января 1920 года за № 2, Донская авиация была сокращена до 3 авиаотрядов, одной авиабазы, парка и управления начальника Донской авиации. Авиационный парк перешёл в станицу Усть-Лабинскую на территорию Кубанского казачьего
войска (полка).
1920
1920 – авиастроение России после революции и нескольких лет опустошительной гражданской войны пришло в полный упадок, многие талантливые авиационные специалисты эмигрировали за границу (Сикорский И.И.), некоторые были расстреляны как «контрреволюционные элементы». Производительность российских авиазаводов в 1920 г. снизилась в 10 раз по сравнению с уровнем 1917 г.
Семья Сикорских. Игорь Сикорский (справа с братом Сергеем и сёстрами Ольгой и Еленой).
Аэроплан Сикорского И. И. – четырёхмоторный самолёт С22 «Илья Муромец» – самый тяжёлый и лучший бомбардировщик Первой мировой войны. На Русско-Балтийском вагонном заводе в Петербурге было произведено 76 самолётов. Аэропланы такого класса (взлётная масса до 7.5. тонн), и в таком количестве, не производила ни одна страна мира.
1920 январь, февраль и начало марта – Донская авиация, несмотря на тяжёлые условия, работала усиленно и самоотверженно. После эвакуации Екатеринодара, где погибло много авиационного имущества, на станцию Георгие-Афипскую прилетело 20 оставшихся аэропланов, развивших интенсивную деятельность. Однако затем, во время начавшегося беспорядочного отступления к Новороссийску, Донская авиация таяла с каждым днём, на каждой станции сжигалось несколько аппаратов. В Новороссийск прилетело 8 аппаратов, а в Крым из состава авиации Донской армии – только 4 самолёта. При эвакуации в Крым пропало без вести 56 офицеров и классных чинов Донской авиации.
1920 март 25 – Приказом Донской авиации за № 125 от 25 марта 1920 г. Донская авиация была расформирована.
1920 март 25 – закончилась история Донской военной авиации. Остатки парка аэропланов (самолётов) и личного состава эвакуировались в Крым, где вошли в состав русской армии под командованием Врангеля Петра Николаевича, генерал-лейтенанта Главнокомандующего Вооружёнными Силами Юга России.
Врангель Пётр Николаевич (1927 год).
ВРАНГЕЛЬ Пётр Николаевич (1878-1928), барон, генерал-лейтенант (1918), один из главных руководителей Белого движения в Гражданскую войну. Участник русско-японской (1904-1905) и Первой мировой войн. В 1918-1919 годах – в Добровольческой армии и Вооружённых силах Юга России, в 1920-м – главком так называемой Русской армии. При нём создано «Правительство Юга России».
Врангель инспектирует лётчиков (1920 год).
1920 июнь – в Вооружённых Силах Советской России, из фронтовых и армейских полевых управлений воздушным флотом, начались формирования штабов воздушных флотов с непосредственным подчинением командующим фронтами и общевойсковыми армиями.
1920 июль – на базе Севастопольской военно-авиационной школы (Крым) из 17 офицеров, лётчиков и наблюдателей Донской авиации, был сформирован авиационный отряд, который по приказу Главнокомандующего Вооружёнными силами Юга России № 3149 от 7 июля 1920 г. был включён в состав авиации ВС ЮР.
1920 – к середине Гражданской войны Красный воздушный флот вышел организационно оформленным в регулярные воздушные силы, но в техническом отношении – весьма ослабленным. Необходимо было строить мощные военно-воздушные силы, достойные великой России с самыми большими в мире воздушными пространствами.
1920 сентябрь 21 – для испытания новой авиационной техники в Москве, на Ходынке был создан Научно-опытный аэродром, подчинённый Главвоздухфлоту. Там прошли испытания самолёты конструкции А.А. Пороховщикова, И.И. Попова и В.Н. Хиони.
1921
1921-1929 – период Новой Экономической Политики (НЭП) в РСФСР.
1921 январь 17 – Декрет СНК «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над её территориальными водами» (проект, с подписью В. И. Ленина) – первый законодательный акт, устанавливающий правила воздушного сообщения в стране, одновременно создаётся «Главвоздухфлот» – административный орган для руководства гражданской авиации, Советское Правительство распорядилось «...отпустить 35 миллионов рублей золотом на развитие авиации, из них 20 миллионов в 1922 году и 15 миллионов не позднее 1 апреля 1923 года». В 1923-1924 годах в Ростове строится первый на Дону аэродром (сейчас это испытательный полигон «Роствертола»). Дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в своё распоряжение 19 самолетов от Москвы.
Декрет СНК о воздушных передвижениях за подписью В. И. Ленина.
1921 январь – одной из задач декрета Совнаркома РСФСР о «Воздушных передвижениях» от 17 января 1921 года, была – изыскать средства на строительство воздушного флота. В ответ на призывы правительства «Трудовой народ – строй воздушный флот!», «Пролетариат – на самолёт!» в стране возникают общества друзей воздушного флота (ОДВФ), которые организовали сбор средств на постройку самолётов.
1921 март – создан Воздушный флот Чёрного и Азовского морей – «гидроавиадивизион», в составе 3-го и 4-го отдельных морских разведывательных авиационных отрядов, а также 2-го отдельного истребительного авиационного отряда, который вошёл в состав Морской авиации Рабоче-Крестьянского Красного Флота.
1921 май 01 – открыта первая почтово-пассажирская авиалиния Москва–Орёл–Харьков на самолётах «Илья Муромец».
1921-1922 – декрет СНК предоставлял большие возможности для ведомственного нормотворчества, в частности Главвоздухфлота. Во исполнение этого в 1922 году были изданы два приказа:
1) Приказ № 136, содержащий правила о выдаче пилотских свидетельств, о регистрации воздушных судов, о выдаче удостоверений, о пригодности воздушного судна к полётам, об опознавательных знаках, об огнях и сигналах и о порядке производства полётов.
2) Приказ № 142, содержащий правила ведения книг воздушных судов и инструкций о порядке производства таможенного надзора воздушных судов.
1922
1922 – большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из Российской империи, однако, некоторое количество авиационных отрядов Императорского Военного Воздушного Флота перешло на сторону большевиков. Несмотря на свою короткую историю, Императорский Военно-Воздушный Флот быстро стал одним из лучших воздушных флотов (сил) мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации.
1922 октябрь 25 – окончание Гражданской войны на территории Российской империи, которая длилась в период с 1917 октябрь 25 (07 ноября по новому стилю) по 1922 октябрь 25. Незначительные боестолкновения продолжались ещё до 16 июля 1923 года.
1922 декабрь 30 – образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в состав которого вошла Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР образована ранее – 25 октября 1917). СССР просуществовал с 30 декабря 1922 по 25 декабря 1991, всего 68 лет и 360 дней.
Советская Россия в 1917–1922 годы. Карта 1922 года.
1923
1923 февраль 09 – официальная дата рождения гражданской авиации СССР. Принято постановление Совета Труда и Обороны «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Считается, что этот документ положил начало гражданскому воздушному флоту в нашей стране, хотя и в Российской империи создавались самолёты для пассажирских перевозок.
1923 февраль – по инициативе советского руководства начинает действовать первая общественная организация по сбору средств на развитие авиации – Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ). Главными задачами, возложенными на неё, были всенародный сбор средств на строительство самолётов, а также широкая агитация и пропаганда авиации. ОДВФ получило широкое распространение в Ростове-на-Дону.
Члены общества вели агитацию за создание «Красного воздушного флота», предварительную авиационную подготовку молодёжи из числа добровольцев. Рассматривая мобильные возможности авиации для гражданского применения, уже с 1923 года во многих городах страны стали создаваться аэроклубы в Обществах друзей воздушного флота (ОДВФ).
Из ОДВФ были сформированы «Добролет» в Российской Федерации, «Укрвоздухпуть» на Украине и «Закавиа» – в Закавказских республиках. Именно эти организации стали создателями гражданской авиации и организаторами первых воздушных линий, строили примитивные аэродромы, на которых использовались старые иностранные самолеты «Дорнье-Комета-3», «Дорнье-Меркурий», «Фоккер-2», «Д. Ховеляд», «Юнкерс-Э-13».
1923 март 01 – началась Всесоюзная «Неделя воздушного флота», в ходе которой был организован добровольный сбор взносов на постройку самолётов.
1923 март 17 – открыта подписка на акции Российского Общества Добровольного воздушного флота — «Добролет», ставшего родоначальником гражданской авиации СССР.
1923 март 17 - 1932 февраль 25 – период существования Российского (акционерного) общества Добровольного воздушного флота «Добролет» – первой авиатранспортной организации, Советского Союза. Деятельность этого общества было первым опытом подобного вида собственности на средства производства.
ПЕРВЫЙ опыт организации и деятельности (около 9 лет) Акционерного Общества в Гражданской Авиации Советского Союза (Добролет).
ВТОРОЙ опыт организации и деятельности (около 7 лет) Акционерного Общества в области Гражданской Авиации Советского Союза (СССР, ЮГ) – Открытое Акционерное Общество «Авиакомпания Донские Авиалинии» 1993-2000 (авиакомпания ДОНАВИА, лого ДОНАВИА) (см. 1993 октябрь 01).
Расположение аэродрома в Ростове-на-Дону с 1923 по 2017 год.
1923 апрель 30 – Утверждён Устав общества «Добролет».
1923 июль 15 – открыта первая в СССР регулярная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород, протяжённостью 420 километров. Открыл воздушный маршрут Яков Моисеев на самолете «Юнкерс Ф-13», получившем название «Промбанк», – так назывался ключевой акционер «Добролета». Пассажирский перелёт Москва – Нижний Новгород занимал 4 часа и проходил только днём и над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
1923 октябрь 19 – Совет Труда и Обороны при СНК СССР утвердил первый план развития воздушных линий в стране на 1924-1926 годы.
1923 октябрь 28 – Совет Труда и Обороны при СНК СССР принял постановление «Об отводе земельных участков для устройства аэродромов и посадочных площадок».
1923 октябрь19 – Совет Труда и Обороны утвердил первый план развития воздушных линий в стране на 1924-1926 годы.
1924
1924 – заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе было введено такое понятие, как Военно-воздушные силы, из которых структурно выросла гражданская авиация СССР.
Лев Троцкий и Михаил Фрунзе.
1924 май 25 – «Укрвоздухпуть» начал регулярные авиаперевозки. В этот день были выполнены два рейса из Харькова, бывшего тогда столицей УССР: в Одессу с посадкой в Елисаветграде и в Киев с посадкой в Полтаве. Далее еженедельно выполнялись два рейса на Киев и один на Одессу. В следующем году добавились рейсы на Москву (ежедневный) и на Ростов (два раза в неделю).
1924 июль 14 – заместителем наркомвоенмора СССР Михаилом Фрунзе был назначен «день годового праздника для ВВС – 14 июля».
С этого времени советские лётчики праздновали День своих ВВС 14 июля почти 10 лет. Но в начале 1930-х Сталин объявил, что «у нас раньше не было авиационной промышленности. Она есть у нас теперь», и Совнарком определил 18 августа как День праздника Воздушного флота СССР, а день ВВС был забыт. И только под занавес ХХ века президент России Борис Ельцин подписал указ, в котором 12 августа был определено как День российских ВВС.
1924 – создан Северо-Кавказский Край, административно-территориальная единица на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР), существовавшая с 16 октября 1924 года по 13 марта 1937 года, административный центр – город Ростов-на-Дону, административная территориальная единица, предопределившая структуру образования авиатранспортных предприятий и организаций.
1924 – строится первый на Дону аэродром (сейчас это испытательный полигон «Роствертола»), дислоцировавшаяся в Ростове эскадрилья получает в своё распоряжение 19 самолётов от Москвы.
1924 – авиационные военные отряды военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18-43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады.
1924 июнь 24 – в газете «Советский Юг» сообщалось: «В воскресенье, 24 июня 1924 года, организуется грандиозное гулянье на аэродроме: платные полёты на самолётах всех систем, открытых и закрытых, фигурные полёты; плата за вход на аэродром 25 рублей, плата за полёт – один червонец, а в закрытых самолетах – 100 рублей...».
В этом мероприятии приняли участие тысячи ростовчан, а вырученные с него деньги были направлены на строительство новых самолётов.
1924 – после Гражданской войны 1918-1922 годов, военно-воздушные силы фронтов перешли в состав военных округов, а авиационные отряды ВВС военных округов были сведены в однородные авиационные эскадрильи (по 18-43 самолёта), преобразованные в конце 20-х годов в авиационные бригады, которые перед второй мировой войной стали основой для создания гражданских авиационных отрядов.
1925
1925 – становление гражданской авиации на Дону связано с деятельностью Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть», открывшей первые воздушные линии в Ростове-на-Дону. В ходе исследования архивных документов Северо-Кавказской краевой конторы «Укрвоздухпуть» была установлена достоверная дата образования гражданской авиации на Северном Кавказе, с центром в Ростове-на-Дону –15 июня 1925 года.
1925 – год появления отделения общества воздушных сообщений «Укрвоздухпуть» в г. Ростове-на-Дону. При содействии Краевого Исполнительного комитета, на Северном Кавказе начинается активное развитие гражданской авиации и сети воздушного сообщения между городами региона. К открытию первой воздушной линии в г. Ростове-на-Дону газета «Молот» опубликовала целую серию статей, в которых сообщалось о том, что с 15 июня будет установлено воздушное пассажирское и грузовое сообщение на регулярной основе между городами Ростовом-на-Дону Харьковом и Москвой.
1925 – крупное серийное производство самолётов было запущено на Таганрогском авиазаводе, к этому времени на заводе освоили сборку первого массового отечественного самолёта-разведчика Р-1. Модель выходила в двух вариантах – сухопутном и морском. Затем собирали многоцелевой самолет Р-5, АНТ-7 Туполева и самолёт-амфибию Ш-2.
1925 – объявление на продолжение подписки на акции «Добролета», финансовые документы «Добролета», акции Серий А, акции 1-й выпуск, акции стоимостью 1 рубль золотом. (Газета Молот. 1925. 07 июня).
Акции Российского общества Добровольного воздушного флота «Добролет», акция, 1-й выпуск, 1 рубль золотом, Выпуск первый. Серия А. № 0449649. 1925 год.
Акции Российского общества добровольного воздушного общества «Добролет».
Выпуск первый. Серия А. № 2023055.
Объявление на подписку акций Акции Российского общества добровольного воздушного общества «Добролет». 1925.
1925 – не сразу, конечно, но именно в 1925 году в Ростове-на-Дону появились структуры гражданского воздушного флота (гражданской авиации), которые обустроились на земле (аэродром, сооружения, коммуникации, дороги), и была открыта Воздушная Станция Ростов-на-Дону.
1925 – самый первый гражданский аэродром размещался на территории, которая в 1939 году стала территорией завода №168 (авиационного завода), нынешнего завода «Роствертол».
1925 – начало выполнения регулярных полётов пассажирских самолётов в аэропорты Северного Кавказа, открылись авиалинии «Укрвоздухпуть» Харьков – Артемовск – Ростов-на-Дону.
1925 май 25 – открыты воздушные линии: Харьков – Полтава – Киев, Харьков – Одесса – Харьков.
1925 июнь – Хроники (история) Гражданской Авиации на Дону начинаются в 1925-м со строительства Аэростанции Ростов-на-Дону (или Воздушной Станции Ростов-на-Дону, наименования из разных источников), когда построили лётную станцию и аэродром. Для этих целей в поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными поселками, был выделен участок земли площадью 120 десятин (впоследствии эта территория стала испытательным аэродромом «Роствертол»). Аэродром оборудовали авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом.
Считается, что именно 15 июня 1925 года, ровно в 6 утра, с этого аэродрома, на восьмиместном цельнометаллическом пассажирском самолете «Дорнье-Комет-3» германского производства, был выполнен первый прямой пассажирский рейс по маршруту Ростов – Харьков – Орел – Москва.
Документальное подтверждение данного факта:
ГАРО фонд №Р-2709 опись 1: Выписка из прокола заседаний Большого и малого президиума Северо-Кавказского краевого исполнительного комитета «письмо в крайисполком» с. 5. Документ найдет историком, автором книг и статей по истории Гражданской авиации на Юге России Лазуревской Юлией Андреевной.
1925 июнь 15 – начало авиационной истории Ростовских Авиационных Отрядов, далее Ростовских Лётных Отрядов, далее Ростовского Объединенного Авиационного Отряда (РОАО) (1925–1992) и далее авиакомпании «Донские Авиалинии» (ДОНАВИА) (1992-2000).
Газета «Молот» №1156 от 14 июня 1925 года.
1925 июнь 15 – дата открытия Аэростанция Ростов на Дону, или Воздушная Станция Ростов, или Ростовская Воздушная Станция, авиационное подразделение, которое в последующем выросло в Ростовский Объединенный Авиационный Отряд (РОАО), авиакомпанию Донские Авиалинии (ДОНАВИА), и аэропорт Ростов на Дону, который проработал 92 года, 5 месяцев и 12 дней (дата закрытия 7 декабря 2017).
1925 август 15 – информация из газеты Молот о рейсе август 1925 – ровно в шесть часов утра цельнометаллический пассажирский восьмиместный самолет «Дорнье-Комет-3» германского производства в первый раз вылетел из Ростова в Москву с промежуточными посадками в Харькове и Орле. Ростовская воздушная станция (так тогда назывался аэропорт) располагалась на пустыре у поселка Дачного (в настоящее время – район проспекта Ленина).
Техником самолёта был Владимир Песков, первыми пассажирами – два корреспондента одной из местных газет. Всего салон того самолёта вмещал шестерых пассажиров. Билет от Ростова до Харькова стоил 25 рублей, до Москвы – 59 рублей. Для сравнения: зарплата рабочего средней квалификации составляла тогда около 50 рублей. Посмотреть на первый самолёт, вылетевший из Ростова, собралось несколько тысяч человек.
Ростов-на-Дону. Первая лётная станция и аэродром, поле, за линией Владикавказской железной дороги на север, за дачными поселками, участок земли площадью 120 десятин (в последствии эта территория стала испытательным аэродромом «Роствертола»).
1925 – в строительстве и оборудовании первого аэродрома в Ростове-на-Дону принимала авиаэскадрилья лётного отряда имени В. И. Ленина, который дислоцировался в Ростове-на-Дону, отряд впоследствии был удостоен ордена Красного Знамени.
Самолёт «Дорнье-Комет-3».
Самолёт «Дорнье-Комет-3». Это были небольшие самолёты, рассчитанные на восемь пассажиров. Они имели кабину для двух лётчиков, багажное отделение и уборную. Кабинки были комфортабельно обставлены. В них имелись мягкие кресла, столики для еды и книг, бесшумные вентиляторы, электрическое освещение. За первые три месяца работы было перевезено 80 пассажиров. Цифра небольшая, но по тем временам это был серьёзный успех. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиамагистраль Москва – Ростов –Тифлис.
1925-1930 – период времени, за который Воздушная станция Ростов-на-Дону отправила 250 пассажиров.
1925-1930 – период появления и становления конкретной авиатранспортной деятельности на территории Ростовской области, организация юридических лиц (компаний, предприятий, хозяйств), обеспечивающих эксплуатацию авиатранспортной техники в интересах социума Юга РСФСР.
Гражданской воздушный флот (ГВФ) полностью унаследовал структуры Российского императорского военно-воздушного флота. В этот период происходит ряд следующих событий:
– появление обученных и подготовленных кадров авиационных структур, способных профессионально и безопасно эксплуатировать самолётомоторный парк и аэродромное хозяйство;
– открытие конкретных авиалиний, связывающих Ростов-на-Дону с другими городами РСФСР, СССР;
– развитие базы лётно-эксплуатационных мастерских (ЛЭРМ) для технического обслуживания самолётов;
– появление устойчивого коллектива специалистов авиатранспортного производства;
– изменение динамики перехода от простых к более сложным летательным аппаратам;
– активное участие в исторических событиях государства, создание, восстановление и развитие авиатранспортных структур региона и Юга РСФСР.
Заключительная мысль, или как аэроплан превратился в самолёт
1925 – постепенно, с 1910 года к середине 30-х годов 20-го века, термин «аэроплан» заменило слово «самолёт», которое, сначала, вошло в обиход поэтической, а затем и авиационной среды. Хотя впервые, в значении близком современному смыслу, оно появилось ещё в 1863 году, в статье «Воздухоплавание» газеты «Голос» журналиста и писателя Аркадия Эвальд. Газета «Голос» выходила в Санкт-Петербурге с 1863 по 1883 годы. Но ни А. Ф. Можайский, ни Н. И. Кибальчич этого термина не употребляли.
Аркадий Васильевич Эвальд (1834 или 1836-1898) – русский писатель, журналист, а также исследователь в области авиации, один из первых пионеров авиации, который ввёл в обиход слово «самолёт».
Газета «Голос» – политическая и литературная газета, выходившая в Санкт-Петербурге ежедневно с 1863 года.
Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личного состава и экс сотрудников Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА, из информационной базы данных для книги «Из Хроники. Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025».
Следующий материал: период 1925–1932. Автор: Машкова Лариса Александровна.
Посмотрите также: