20.08.2023Количество просмотров: 3721
Материал представляет Мария Пономарева,
историк, доцент, доктор исторических наук,
директор Института истории и международных отношений ЮФУ.
Председатель Совета отделения Российского исторического общества в Ростовской области.
В рубрике «К 100-летию гражданской авиации на Дону. 1925–2025» мы публикуем выдержки из материалов для книги «Из Хроники Ростовского Объединенного Авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА. 1925–2000». Представляем ГЛАВУ 8: 1944–1948.
ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ ЭТОЙ РУБРИКИ:
1. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. Интервью Светланы Лисуновой.
2. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1912–1917. Материал Виктории Кравец.
3. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1918–1919. Материал Анны Мелконовой.
4. О ЗАРОЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1920–1925. Материал Юлии Лазуревской.
5. О ПОЯВЛЕНИИ И СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1925–1932. Материал Ларисы Машковой.
6. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ НА ДОНУ. 1932–1940. Материал Анны Руман.
Сегодня мы расскажем о событиях, которые происходили в 1944–1948 гг., когда самолеты и личный состав ГВФ уже стали главным звеном в авиатранспортной составляющей Военно-Воздушных Сил СССР.
О событиях, в которых активной участие принимали донские летчики, о роли транспортной авиации (ГВФ) в завершении Второй Мировой войны. О том, как на гражданский воздушный флот влияли политическая история территорий Дона и Северного Кавказа, взаимоотношениях между властью и обществом, центральными и региональными уровнями управления.
К сожалению, описание некоторых событий, связанных с гражданской авиацией, точные названия подразделений, имена организаторов и руководителей авиаструктур, практически не сохранились, и зачастую, только по косвенным признакам можно рассказать о происходящем. Вероятно, в архивах и сохранилась информация, но необходимо время, заинтересованные специалисты и подготовленные исследователи для описания данной темы более подробно.
В начале приведём одну цитату:
«Личный состав гражданского воздушного флота (ГВФ) вложил огромный труд в дело разгрома врага, и можно лишь пожалеть, что до сегодняшнего дня не нашлось ни одного писателя, историка, ни одного руководителя, который довёл бы до народа, рассказал бы о той поистине героической работе, которая проделана личным составом Гражданской авиации в годы войны».
Главный маршал авиации А. Е. Голованов (1944).
Последние его слова были: «Мать, какая страшная жизнь…». Три раза повторил. Супруга Тамара Васильевна стала спрашивать: «Что ты? Что ты? Почему ты так говоришь? Почему страшная жизнь?!». А он сказал ещё: «Твоё счастье, что ты этого не понимаешь…».
Поэтому мы считаем, что данный материал поможет расширить представление о роли транспортной авиации, Гражданского Воздушного Флота СССР в истории страны и нашего Донского края. Также становится понятным, почему постановления и приказы о включении ГВФ в состав ВВС СССР были дезавуированы только в 1992 году.
ПРОЛОГ
1943
Летчики ГВФ не участвовали в прямых воздушных боях и практически не сбивали самолетов противника, но обеспечивали воздушными перевозками необходимые военные поставки. Транспортная авиация успешно справлялась с выполнением наиболее срочных воинских перевозок и использовалась там, где другие виды транспорта применить было невозможно.
1943 – началось восстановление структур Гражданского Воздушного Флота СССР, и в первую очередь наземных сооружений для обеспечения полетов самолетов.
1943 август 22 – Гражданский Воздушный Флот переведен в полное подчинение командования Авиации Дальнего Действия ВВС Красной Армии. Структурно, организационно и документально оставался в составе ВВС СССР до 1992 года.
1943 август 30 – освобождение от фашистов всей территории Ростовской области.
1943 ноябрь 26 – первый и единственный полет Сталина на самолете, на транспортном самолете ГВФ Douglas C-47 Skytrain в Тегеран. Полет от Баку до Тегерана продолжался 50 минут.
Транспортный самолет ГВФ Douglas C-47 Skytrain. 1943.
1944
1944 май – в составе Авиации Дальнего Действия (АДД) было 8 авиакорпусов, 22 дивизии, 66 полков, в неё также входили воздушно-десантные части и основные силы ГВФ. В декабре 1944 АДД переформирована в 18-ю воздушную армию. Всё время существования АДД её возглавлял главный маршал авиации А.Е. Голованов.
Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов (на фото слева).
За годы войны АДД произвела около 215 тыс. самолето-вылетов и сбросила на противника около 2 млн. 266 тыс. бомб. Совершено 27 тыс. самолето-вылетов для ведения воздушной разведки, высадки десантов, транспортировки грузов. Подразделениям АДД - 5 авиакорпусам, 12 авиадивизиям и 43 авиаполкам АДД присвоены звания гвардейских, даны почетные наименования. А также 6 авиадивизий и 38 авиаполков АДД награждены орденами и медалями, 240 офицерам, присвоены звания Героя Советского Союза.
1944 май – в Ростове-на-Дону был организован Северо-Кавказский отдельный авиаотряд ГВФ с базировкой на аэродроме Ростов. Основная задача – наладить разрушенное за годы войны авиатранспортное сообщение на Дону, восстановить наземные сооружения для обеспечения полётов гражданских самолетов.
1944 июнь – в связи с передислокацией, выводом авиатехники и личного состава 4-й Воздушной армии ВВС в Белоруссию, в Ростове-на-Дону образовано Северо-Кавказское Управление ГВФ в составе ГУ ГВФ СССР. С сентября 1952 года оно было реорганизовано в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ ГУ ГВФ СССР. С 27 июля 1964 – в Северо-Кавказское Территориальное Управление ГВФ МГА СССР, а с 15 сентября 1964 – в Северо-Кавказское Управление ГА МГА СССР.
1944 июль 03 – началась эксплуатация самолетов Ли-2 в Ростове, в Ростовской авиаэскадрильи Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 34-й Ростовский Транспортный Авиаотряд СКУ ГВФ).
Самолет ПС-84 означал «Пассажирский Самолет завода №84» (Тушино, Москва), со второй половины 1942 года в документах самолет ПС-84 стали именовать Ли-2, конструктор Лисунов Борис Павлович (одна из версий).
1944 август – в Ростов полностью прибыла 3-я отдельная учебная авиационная эскадрилья самолетов Лисунов-2 (самолеты, авиационное оборудование, личный состав), которая была передана из Азербайджанского Управления гражданского воздушного флота (ГВФ) в состав Северо-Кавказского Управления ГВФ. Самолеты были причислены к Ростовским авиационным (летным) отрядам, которые базировались в аэропорту Ростов-на-Дону.
1944 октябрь – из Волжска в Ростов-на-Дону, на территорию авиационного завода № 87, организованного еще в мае 1943 года, перебазирован авиационный завод № 168. Завод № 87 вошел в состав завода № 168, организованного ранее, в июле 1939 года, все эти авиационные производства и структура, в последствии, стали производственной базой предприятия Роствертол.
Авиационный завод в Ростове, цех окончательной сборки самолета У-2М (учебный 2), с 1944 самолет имел обозначение По-2, по имени конструктора Поликарпова Н. Н. 1944 год. Редкое фото того времени.
1944 октябрь 14 – Государственный Комитет Обороны принял постановление о восстановлении аэропортов, ремонтных мастерских и производственных помещений гражданской авиации на территории, освобожденной от немецко-фашистских захватчиков.
1944 октябрь – Никулина Евдокия Андреевна, ростовчанка, выпускник Батайской авиашколы (1938), летчик самолета По-2, майор, одна из «ночных ведьм», за проявленные в боях с врагами мужество и воинскую доблесть, удостоена звания Героя Советского Союза. Ко времени окончания Великой Отечественной войны на счету командира эскадрильи Никулиной было 774 боевых вылета, общей продолжительностью 1864 часа в воздухе, включая 1500 часов ночных полетов.
Командир эскадрилий ночного бомбардировочного полка («ночных ведьм») Никулина Евдокия Андреевна, Герой Советского Союза.
Всего экипажи подчиненной Никулиной эскадрильи совершили восемь тысяч боевых вылетов. С октября 1945 года майор Е. А. Никулина – в запасе. Работала пилотом Ростовских летных отрядов. После окончания Ростовской партшколы (1948) и Ростовского государственного педагогического института (1953) работала в Ростовском горкоме партии: инструктором и заместителем заведующего организационного отдела (1948–1965), председателем партийной комиссии (1965–1980).
Легендарные «ночные ведьмы» – летчицы ночного бомбардировочного полка самолетов У-2 (По-2).
Самолет У-2 ночного бомбардировочного полка, полка «ночных ведьм».
Самый массовый биплан в истории авиации. Строился серийно с 1927 до 1953 года, было построено 33000 машин. Переименован в 1944 в самолет По-2 в честь своего создателя Н. Н. Поликарпова. Самолет, который принимал участие в крупнейших боевых операциях Красной Армии – от битвы за Кавказ до боев на территории Германии.
1944 ноябрь – части ГВФ переведены на штаты, организационно аналогичные частям ВВС, с тех пор структура авиаотрядов ГВФ практически полностью соответствовала структуре военно-воздушных сил.
1945
1941–1945 – во времена ВОВ вся гражданская авиация переключилась на задачи по выполнению военных операций. К 22 июня 1941 г. парк ГВФ насчитывал до 3000 машин и 4000 лётчиков. Было совершено на выполнение транспортно-десантных задач около 1,7 млн самолетовылетов, или 31,4 процента от общего количества всех самолетовылетов нашей авиации.
1941–1945 – лётчики ГВФ на самолетах По-2 отказывались от штурмана и пулемёта, чтоб во второй кабине, в хвосте и капсулах, прикреплённых под крыльями, поместить пять-шесть раненых. А всего крылатыми санитарами было перевезено за войну более 1,5 млн бойцов и офицеров, в том числе 346 000 раненых. «Крылатые санитары» доставили в медсанбаты 2044 тонн консервированной крови и медикаментов.
Боевые потери ГВФ за войну – 811 человек, самолётов – 1074.
1941–1945 итоги войны для авиации СССР, ВВС и ГВФ.
За время войны было подготовлено 44093 летчика. Погибло в бою 27600 пилотов. Из них 11874 летчика-истребителя, 7837 летчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации. Небоевые потери составили 3994 летчика.
1945 – авиастроительная промышленность СССР способна была выпускать около 42000 самолетов в год. Всего за годы войны было выпущено 213 742 самолета, в том числе и транспортных.
1945 май 9 – утро, Центральный аэродром Москва, самолет Ли-2 транспортной авиации ВВС СССР, командир воздушного судна Семенков Алексей, белорус, доставил акт о капитуляции в Москву.
В ночь на 9 мая 1945 года командир 19-го отдельного авиаполка ГВФ Алексей Семенков (на фото второй слева) на самолете Ли-2 доставил из Карлхорста (Берлин) в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Первый летчик-узбек Абдусамат Тайметов, второй пилот в экипаже командира воздушного судна самолета Ли-2 ГВФ Алексея Семенкова, который доставил Акт в Москву.
9 мая было объявлено Днём Победы в Великой Отечественной войне!
1945 май 10 – сказано: "Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией". И. В. Сталин.
1945 июнь 15 – вышло Постановление СНК СССР № 1433 от 15 июня 1945 «О праздновании всесоюзного дня авиации», подпись: тов. Сталин (Ф. Р-5446. Оп. 1. Д. 255). Решение о праздновании принято, конкретная дата установлена позже.
1945 июль 23 – издан Приказ Начальника Главного Управления ГВФ (Аэрофлот) о реорганизации Северо-Кавказских авиаотрядов ГВФ в Северо-Кавказское управление ГВФ, в состав которого входили 77 и 78-й авиационные (летные) отряды Ростова-на-Дону. Пролог Ростовского Объединенного Авиаотряда с 1963 года.
1945 сентябрь 02 – Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 года в 9 часов 4 минуты (по токийскому времени) на борту американского линкора "Миссури", прибывшего в воды Токийского залива, представители императора и японского правительства подписали "Акт о безоговорочной капитуляции Японии".
1946
1946 – в аэропорту Ростов-на-Дону была образована служба управления воздушным движением (УВД), которая в своем развитии через 40 лет стала одним из самых крупных центров УВД в России.
1946 – в послевоенные годы происходило не только восстановление, но и массовая реорганизация государства и всех его структур. Тогда же, например, было образовано Министерство Вооруженных Сил СССР. «Устаревшие» наркоматы массово заменялись более «современными» министерствами. Причем, во всех новых названиях, по личному настоянию Сталина, делался акцент на их «советскую» принадлежность.
1946 май – эксплуатация Ростовской АвиаЭскадрилией Северо-Кавказской особой АвиаГруппы ГВФ (с июля 1947 – 34-й Ростовский Транспортный Авиаотряд СКУ ГВФ), самолета Ли-2, бортовой номер СССР-Л4291, ВТОРОЙ, и первый прямо с завода, самолет в Ростове.
1946 июль 09 – первым нормативным актом о ГВФ после войны было Постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1946 г. №1510 "Об утверждении структуры и положения о Главном управлении гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР":
Политическое управление
Управление эксплуатации
Управление связи и радионавигации
Управление международных воздушных сообщений
Управление инженерно-авиационной службы
Управление капитального строительства
Ремонтно-техническое управление
Управление по рабочему снабжению
Управление кадров
Управление учебных заведений
Управление материально-технического снабжения (на хозрасчете).
1947
1947 июнь 01 – самолет Ил-12 конструкции С. В. Ильюшина совершил полёт. Это был первый советский специально спроектированный пассажирский самолет, пролог самолета Ил-14.
1947 август – эксплуатация в 34-м ТАО СКУ ГВФ (образован с июля 1947) самолета Ли-2, бортовой номер СССР-Л4081, ТРЕТИЙ самолет Ли-2 в Ростове.
1947 декабрь 19 – принято Постановление № 4065 СМ СССР о подчинении Гражданского Воздушного Флота Министерству Вооруженных Сил с подчинением Командующему Дальней авиацией (очередное подчинение ГВФ ВВС Министерству Вооруженных сил).
1947 декабрь 24 – Постановлением Президиума Верховного Совета CCCP отменен выходной для Дня Победы, установленный 8 мая 1945. И только в 1965 году, при Леониде Брежневе, 9 мая День Победы вновь объявляется выходным днем.
1948
1948–1956 – была заложена профессиональная и техническая основа гражданской авиации Советского Союза до 26 декабря 1991 года.
1948 – Президент США Гарри Трумэн утвердил План Маршалла. СССР от участия в проекте отказался.
1948 – экономические условия в стране, котировка денежной единицы на 01.01.1948 составила: 5.3 рубля за доллар, или 0.1887 долларов за рубль.
1948 – практически все самолеты гражданской авиации выросли из своих военных предшественников.
1948 – завершено восстановление аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону. В восстановлении аэровокзала участвовали военнопленные.
Аэровокзал аэропорта Ростов-на-Дону после восстановления.
1948 февраль –1957 октябрь 31 – эксплуатация Ростовским авиационным (летным) отрядом самолета Ли-2, бортовой номер СССР-Л4516, ЧЕТВЕРТЫЙ самолет Ли-2 в Ростове.
1948 февраль 09 – гражданской авиации СССР 25 лет.
9 февраля 1923 года Совет труда и обороны принял постановление «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации». Этот день стал считаться датой образования гражданской авиации СССР. С 1923 года Совет по гражданской авиации принял на себя руководство всей отраслью.
1948 февраль 23 – Указ о награждении званием Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7794) Абрамова Петра Петровича, командира отряда 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии капитана. Летал и работал в Ростовском ОАО.
Гвардии капитан Абрамов Пётр Петрович, Герой Советского Союза.
В боевом формуляре экипажа Петра Абрамова записано, что им уничтожено более 30 танков, разбито и повреждено10 эшелонов с боевой техникой, уничтожено 12 складов с горючим и боеприпасами, более тысячи вражеских солдат и офицеров. Со своим экипажем успешно выполнил 320 боевых вылетов. В их числе полёты в глубокий тыл врага, с посадкой у партизан для обеспечения их боеприпасами, взрывчаткой, оружием и снаряжением, вывозом тяжелораненых партизан; на бомбёжку промышленных и военных объектов врага, железнодорожных узлов и станций, морских портов, аэродромов, складов, танковых соединений и скоплений живой силы.
1948 март – поступил на эксплуатацию в предприятия Аэрофлота многоцелевой самолет Ан-2 конструкции О. К. Антонова. Всего выпущено около 18000 единиц данного самолет. В СССР производился до 1971 года, до 2002 года в Польше, и до сих пор выпускается в Китае, в различных модификациях.
В Ростовском авиаотряде самолеты Ан-2 начали эксплуатировать с июня 1952 года. До 1982 года эксплуатацию в Ростове прошло 18 бортов самолета Ан-2.
1948 июнь – было создано Северо-Кавказское (территориальное) Управление ГВФ, в состав которого входили Ростовские 77-й и 78-й авиационные (летные) отряды. В 1963 году они вошли в состав Ростовского Объединенного Авиаотряда и сохранили свое обозначение до 1992 года.
1949
1949 – начался процесс опускания «железного занавеса». Принято Постановление Совета Министров СССР о глушении «антисоветских» радиостанций (усиление информационной изоляции).
1949 – с поступлением на эксплуатацию новых типов ВС приходилось осваивать ранее неизвестные методы ухода за материальной частью и ее ремонта. В ГВФ было решено создать новое подразделение в авиатранспортных структурах – линейные эксплуатационно-ремонтные мастерские (ЛЭРМ) с цеховым делением, где выполнялись работы по всем формам технического обслуживания воздушных судов. Впервые появилась возможность создать более мощную техническую базу для выполнения регламентных работ: лабораторию по спецоборудованию, ремонтные цеха, цеха по смене двигателей и выполнению трудоемких процессов ремонта, вспомогательные производства. ЛЭРМ в дальнейшем были преобразованы в Авиационно-Технические базы (АТБ).
1949 сентябрь 01 – создание нового структурного подразделение в авиатранспортных структурах в Ростове, в авиационных отрядах, линейных эксплуатационно-ремонтных мастерских (ЛЭРМ).
1949 – Ростовские ЛЭРМ были одним из первых предприятий подобного профиля в СССР, именно они стали технической базой, на которой, в последующем, создавалась и развивались Авиационно-Техническая База (АТБ) Ростовского ОАО и производственная основа Авиаремонтного завода №412 ГА.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первые три года после войны общество залечивало раны и «выкорчевывало из себя осколки» войны, железные и людские. И только потом выросли темпы восстановления страны.
Именно в первое десятилетие после Великой Отечественной войны, все силы советского общества, помимо восстановления, были брошены на качественный рывок в технологическом развитии, в том числе в области авиастроения и авиатранспорта. И главным ресурсом этого роста были люди – те немногие авиаспециалисты, оставшиеся после войны, которые были настоящими профессионалами своего дела, и приложили все усилия не только для восстановления авиапредприятий, но и для их глубокой модернизации. Они вернулись на руины своих авиапредприятий, которые кроме них никто не смог бы так быстро восстановить.
Это было время искренней веры людей в самих себя и в свою страну, время, когда был заложен фундамент развития гражданской авиации СССР до конца ХХ столетия.
Статья составлена на основе информационной базы данных для книги «Из Хроники Ростовского ОАО и Авиакомпании ДОНАВИА.1925–2025». Материал и фото предоставлены экспертами группы FEDAERO, экс личным составом Ростовского Объединённого авиаотряда и авиакомпании ДОНАВИА.
Посмотрите также: